Формирование правовой культуры - как один из способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
методическая разработка по теме

Созонтова Анна Викторовна

Программа по формированию правовой культуры младших школьников,  профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правовой культуры - как один из способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Последние годы в  России, как и во всем мире, особое внимание уделяется соблюдению прав детей. Одной из важнейших задач является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в данном направлении занимает деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с  нормативными документами, в которых зафиксированы основные права детей.

Формирование правовых знаний, законопослушного поведения и толерантности, чувства ответственности за свои поступки – залог успешного воспитания подрастающего поколения, а, следовательно, успешной социализации в обществе.

Правовая грамотность – это не только обладание юридическими знаниями, но и умение правильно использовать их в жизни. Поэтому при организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними необходимо подбирать такие методы работы, которые позволяли бы в интересной, увлекательной форме не только освоить материал, но и расширить социокультурный опыт детей, апробировать модели поведения детей в школе, на улице, в семье в случаях нарушениях их прав,  ущемления интересов.

Разработанная мной программа «Мое светлое будущее» носит информационно-просветительский характер, рассчитана на проведение профилактических мероприятий среди детей младшего школьного возраста.

Программа реализуется на базе образовательных учреждений, что позволяет улучшить взаимодействие социальной службы и образовательных учреждений в рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расширить социальное партнерство.

Цель программы:  формирование правовой культуры младших школьников,  профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

При разработке и реализации программы мной были поставлены следующие задачи:

- сформировать и углубить знания несовершеннолетних в области их прав и обязанностей;

- научить несовершеннолетних применять полученные знания в жизненных ситуациях;

- сформировать у подростков навыки, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него, с целью предупреждения правонарушения;

- оказать необходимую и своевременную воспитательную, психологическую и социальную помощь нуждающимся в ней детям;

- информировать детей и родителей о функциях и методах работы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе.

Механизм реализации программы предполагает совершенствование форм и методов работы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам.

Поэтому, в рамках программы, проводятся не только лекции и беседы с детьми и родителями, но и, с целью закрепления полученной информации и расширения социокультурного опыта школьников, специалистами используется наиболее актуальная методика – игровая деятельность по заданной теме.

В целом программа включает в себя следующие формы работы:

- лекторий;

- беседы с несовершеннолетними;

- индивидуальные консультации;

- игры;

- конкурсы;

- просмотр видеороликов и слайдов;

- анкетирование;

- тестирование, опрос;

- информационно-профилактическая деятельность (изготовление и распространение буклетов, календарей);

- обсуждение.

Первым этапом реализации программы является анализ и обобщение опыта, полученного в ходе работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними, посещающими отделение диагностики и социальной реабилитации МКУСОН ЦСПСиД «Елена»,  взаимодействие с образовательными учреждениями (СОШ), педагогами 3-4 классов с целью определения целевой группы для реализации программы.

Далее осуществляется взаимодействие с классным руководителем класса, выбранного для реализации программы с целью определения организационных моментов (ознакомление с планом работы, согласование сроков реализации мероприятий) и взаимодействие со структурами системы профилактики безнадзорности и правонарушений с целью ознакомления родителей и несовершеннолетних детей  с функциями и методами работы учреждений системы профилактики в городе Губкинский.

В практической части реализации данной программы осуществляется:

  •  Информационно-профилактическая деятельность: изготовление и распространение буклетов среди несовершенных и их родителей.
  •  Индивидуальное консультирование по запросу клиентов.
  •  Проведение лектория для родителей, направленного на просвещение родителей по вопросам их прав, обязанностей и ответственности по отношению к своим детям. Лекторий включает в себя: изучение информационного материала, просмотр слайдов, видеоролика, обсуждение материалов, анкетирование родителей.
  •  Проведение беседы с несовершеннолетними «Право и жизнь», направленной на  формирование правовых знаний младших школьников.

Мероприятие включает в себя: проведение информационно-правовой беседы с детьми, направленной на ознакомление детей с такими понятиями как право и закон, игру «Каждый имеет право», анкетирование несовершеннолетних, обсуждение заданной темы.

  •  Проведение беседы с несовершеннолетними «От безответственности до преступления один шаг», создание  целостного представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, обучение детей правилам поведения  в общественных местах, соблюдению  дисциплины и порядка.

Мероприятие включает в себя: проведение информационно – просветительской  беседы, изучение таких понятий как «ответственность», «преступление», «правонарушение» и пр., решение кроссворда по заданной тематики, тестирование несовершеннолетних, обсуждение.

  •  Проведение беседы с несовершеннолетними «Правила поведения в экстремальной ситуации», направленной на формирование знаний несовершеннолетних по правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Мероприятие включает в себя: проведение информационно – просветительской  беседы, демонстрация и обсуждение иллюстрированного материала, проведение игры «Близкие, знакомые», обсуждение ситуаций (работа в группах).

  •  Проведение правовой игры «Путешествие на планету «ЗиП», направленной на закрепление изученного материала по правам несовершеннолетних, развитие умений детей работать в группе.
  •  Организация конкурса рисунков «Мое светлое будущие». По результатам конкурса оформление выставки детских работ, награждение участников.

Календарный план реализации программы прилагается (рис.№1).

На каждом этапе реализации программы с целью определения уровня полученных знаний, достижения поставленных задач проводится тестирование и анкетирование несовершеннолетних, по результатам которого строится работа в каждом последующем мероприятии программы.

В течение 2-х лет данная программа была реализована с тремя целевыми группами, в каждой из них был достигнут следующий результат:

-  повысился уровень правовой грамотности несовершеннолетних;

- сформированы и  закреплены знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях;

- сформированы и закреплены умения детей выходить из конфликтных ситуаций, способности к успешной социализации в обществе.

В среднем, по результатам анкетирования и тестирования, установлено, что у 30% несовершеннолетних повышается уровень правовых знаний (см. рис №2 диаграмма «Количество несовершеннолетних с баллом выше 6, из 12 возможных»). А, также, необходимо отметить, что ни один их несовершеннолетних, участвующих в программе в течение года не совершил ни одного правонарушения.

Следовательно, предупреждение правонарушений лежит, прежде всего, в процессе воспитания детей и подростков, в методически грамотном подходе специалистов, в умении применять в работе с детьми различные методы и формы, необходимые той или иной группе несовершеннолетних.

 

Resource id #1116


Предварительный просмотр:

Рис. №1

Календарный план реализация программы

п/п

Форма работы

Наименование мероприятия

Кол-во часов

Срок исполнения

1.

Информационно-просветительская деятельность с несовершеннолетними и их родителями (беседы, индивидуальные консультации)

В течение года

2.

Разработка и распространение буклетов для детей и родителей правового содержания

В течение года

3.

Изготовление и распространение календарей с номерами телефонов экстренных служб

В течение года

4.

Беседа с несовершеннолетними

«Право и жизнь»

2 часа в каждом периоде

Март, сентябрь

5.

Беседа с несовершеннолетними

«От безответственности до преступления один шаг»

2 часа в каждом периоде

Апрель, октябрь

6.

Беседа с несовершеннолетними

«Правила поведения в экстремальной ситуации»

2 часа в каждом периоде

Апрель, октябрь

7.

 Правовая игра

«Путешествие на планету ЗиП»

1 час в каждом периоде

Май, ноябрь

8.

Выставка рисунков

«Мое светлое будущее»

Май, ноябрь

9.

Лекторий для родителей младших школьников

«Достойное будущее детей – наша забота!»

1 час в каждом периоде

Март, сентябрь

Resource id #5386

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.

В статье повествуется о формах воздействия на  безнадзорность, правонарушения,  наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....

«Реализация Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае №1539 от 21.07.2008г. – как условие формирования самосознания подростков»

Круглый столТема: «Реализация Закона №1539 от 21.07.2008г. «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихв Краснодарском крае – как условие формирования ...

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганда правовых знаний в Пятницком филиале МБОУСОШ с. Чернава

.  Cпецифическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу....

«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...