Формирование правовой культуры - как один из способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
методическая разработка по теме
Программа по формированию правовой культуры младших школьников, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravovoy_kultury-_kak_odin_iz_sposobov_profilaktiki.docx | 22.35 КБ |
tematicheskiy_plan_programmy.docx | 12.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правовой культуры - как один из способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Последние годы в России, как и во всем мире, особое внимание уделяется соблюдению прав детей. Одной из важнейших задач является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в данном направлении занимает деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с нормативными документами, в которых зафиксированы основные права детей.
Формирование правовых знаний, законопослушного поведения и толерантности, чувства ответственности за свои поступки – залог успешного воспитания подрастающего поколения, а, следовательно, успешной социализации в обществе.
Правовая грамотность – это не только обладание юридическими знаниями, но и умение правильно использовать их в жизни. Поэтому при организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними необходимо подбирать такие методы работы, которые позволяли бы в интересной, увлекательной форме не только освоить материал, но и расширить социокультурный опыт детей, апробировать модели поведения детей в школе, на улице, в семье в случаях нарушениях их прав, ущемления интересов.
Разработанная мной программа «Мое светлое будущее» носит информационно-просветительский характер, рассчитана на проведение профилактических мероприятий среди детей младшего школьного возраста.
Программа реализуется на базе образовательных учреждений, что позволяет улучшить взаимодействие социальной службы и образовательных учреждений в рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расширить социальное партнерство.
Цель программы: формирование правовой культуры младших школьников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
При разработке и реализации программы мной были поставлены следующие задачи:
- сформировать и углубить знания несовершеннолетних в области их прав и обязанностей;
- научить несовершеннолетних применять полученные знания в жизненных ситуациях;
- сформировать у подростков навыки, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него, с целью предупреждения правонарушения;
- оказать необходимую и своевременную воспитательную, психологическую и социальную помощь нуждающимся в ней детям;
- информировать детей и родителей о функциях и методах работы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе.
Механизм реализации программы предполагает совершенствование форм и методов работы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам.
Поэтому, в рамках программы, проводятся не только лекции и беседы с детьми и родителями, но и, с целью закрепления полученной информации и расширения социокультурного опыта школьников, специалистами используется наиболее актуальная методика – игровая деятельность по заданной теме.
В целом программа включает в себя следующие формы работы:
- лекторий;
- беседы с несовершеннолетними;
- индивидуальные консультации;
- игры;
- конкурсы;
- просмотр видеороликов и слайдов;
- анкетирование;
- тестирование, опрос;
- информационно-профилактическая деятельность (изготовление и распространение буклетов, календарей);
- обсуждение.
Первым этапом реализации программы является анализ и обобщение опыта, полученного в ходе работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними, посещающими отделение диагностики и социальной реабилитации МКУСОН ЦСПСиД «Елена», взаимодействие с образовательными учреждениями (СОШ), педагогами 3-4 классов с целью определения целевой группы для реализации программы.
Далее осуществляется взаимодействие с классным руководителем класса, выбранного для реализации программы с целью определения организационных моментов (ознакомление с планом работы, согласование сроков реализации мероприятий) и взаимодействие со структурами системы профилактики безнадзорности и правонарушений с целью ознакомления родителей и несовершеннолетних детей с функциями и методами работы учреждений системы профилактики в городе Губкинский.
В практической части реализации данной программы осуществляется:
- Информационно-профилактическая деятельность: изготовление и распространение буклетов среди несовершенных и их родителей.
- Индивидуальное консультирование по запросу клиентов.
- Проведение лектория для родителей, направленного на просвещение родителей по вопросам их прав, обязанностей и ответственности по отношению к своим детям. Лекторий включает в себя: изучение информационного материала, просмотр слайдов, видеоролика, обсуждение материалов, анкетирование родителей.
- Проведение беседы с несовершеннолетними «Право и жизнь», направленной на формирование правовых знаний младших школьников.
Мероприятие включает в себя: проведение информационно-правовой беседы с детьми, направленной на ознакомление детей с такими понятиями как право и закон, игру «Каждый имеет право», анкетирование несовершеннолетних, обсуждение заданной темы.
- Проведение беседы с несовершеннолетними «От безответственности до преступления один шаг», создание целостного представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, обучение детей правилам поведения в общественных местах, соблюдению дисциплины и порядка.
Мероприятие включает в себя: проведение информационно – просветительской беседы, изучение таких понятий как «ответственность», «преступление», «правонарушение» и пр., решение кроссворда по заданной тематики, тестирование несовершеннолетних, обсуждение.
- Проведение беседы с несовершеннолетними «Правила поведения в экстремальной ситуации», направленной на формирование знаний несовершеннолетних по правилам поведения в экстремальных ситуациях.
Мероприятие включает в себя: проведение информационно – просветительской беседы, демонстрация и обсуждение иллюстрированного материала, проведение игры «Близкие, знакомые», обсуждение ситуаций (работа в группах).
- Проведение правовой игры «Путешествие на планету «ЗиП», направленной на закрепление изученного материала по правам несовершеннолетних, развитие умений детей работать в группе.
- Организация конкурса рисунков «Мое светлое будущие». По результатам конкурса оформление выставки детских работ, награждение участников.
Календарный план реализации программы прилагается (рис.№1).
На каждом этапе реализации программы с целью определения уровня полученных знаний, достижения поставленных задач проводится тестирование и анкетирование несовершеннолетних, по результатам которого строится работа в каждом последующем мероприятии программы.
В течение 2-х лет данная программа была реализована с тремя целевыми группами, в каждой из них был достигнут следующий результат:
- повысился уровень правовой грамотности несовершеннолетних;
- сформированы и закреплены знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях;
- сформированы и закреплены умения детей выходить из конфликтных ситуаций, способности к успешной социализации в обществе.
В среднем, по результатам анкетирования и тестирования, установлено, что у 30% несовершеннолетних повышается уровень правовых знаний (см. рис №2 диаграмма «Количество несовершеннолетних с баллом выше 6, из 12 возможных»). А, также, необходимо отметить, что ни один их несовершеннолетних, участвующих в программе в течение года не совершил ни одного правонарушения.
Следовательно, предупреждение правонарушений лежит, прежде всего, в процессе воспитания детей и подростков, в методически грамотном подходе специалистов, в умении применять в работе с детьми различные методы и формы, необходимые той или иной группе несовершеннолетних.
Resource id #1116
Предварительный просмотр:
Рис. №1
Календарный план реализация программы
№ п/п | Форма работы | Наименование мероприятия | Кол-во часов | Срок исполнения |
1. | Информационно-просветительская деятельность с несовершеннолетними и их родителями (беседы, индивидуальные консультации) | В течение года | ||
2. | Разработка и распространение буклетов для детей и родителей правового содержания | В течение года | ||
3. | Изготовление и распространение календарей с номерами телефонов экстренных служб | В течение года | ||
4. | Беседа с несовершеннолетними | «Право и жизнь» | 2 часа в каждом периоде | Март, сентябрь |
5. | Беседа с несовершеннолетними | «От безответственности до преступления один шаг» | 2 часа в каждом периоде | Апрель, октябрь |
6. | Беседа с несовершеннолетними | «Правила поведения в экстремальной ситуации» | 2 часа в каждом периоде | Апрель, октябрь |
7. | Правовая игра | «Путешествие на планету ЗиП» | 1 час в каждом периоде | Май, ноябрь |
8. | Выставка рисунков | «Мое светлое будущее» | Май, ноябрь | |
9. | Лекторий для родителей младших школьников | «Достойное будущее детей – наша забота!» | 1 час в каждом периоде | Март, сентябрь |
Resource id #5386
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Программа для работы с безнадзорными детьми....
Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.
В статье повествуется о формах воздействия на безнадзорность, правонарушения, наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....
«Реализация Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае №1539 от 21.07.2008г. – как условие формирования самосознания подростков»
Круглый столТема: «Реализация Закона №1539 от 21.07.2008г. «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихв Краснодарском крае – как условие формирования ...
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганда правовых знаний в Пятницком филиале МБОУСОШ с. Чернава
. Cпецифическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу....
Презентация "Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями"
В данной презентации даются основные понятия системы профилактики, правовая основа деятельности органов и учреждений системы профилактики...
«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...