Основы работы с одарёнными детьми
статья по теме

Калугина Маргарита Васильевна

Основы работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bayrachenko_-_statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы работы с одарёнными детьми

М.В. Байраченко

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом» 

(П.Вайнцвайг).

            Талантливость и одарённость человека всегда носила оттенок загадочности и неизвестности.  А проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении столетий. В бурно развивающемся современном обществе интерес к  развитию именно детской одарённости особенно высок.

 Дмитрий Медведев  в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» предложил включить обязательное условие - поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Реализация творческой, развивающей направленности образования по данному направлению предъявляет высокие требования к профессионализму педагога. Новые требования к педагогическим кадрам, прежде всего, акцентируют внимание на готовности современного учителя, во-первых, профессионально определиться в межпарадигмальном пространстве педагогической реальности по отношению к гуманистическим ценностям, и, во-вторых, осуществлять педагогическую деятельность в рамках гуманитарной парадигмы.

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества и государства в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

 Кроме того раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одарённого ребёнка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Я выяснила, что  эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одарённому ребёнку, снять барьеры, блокирующие его таланты. 

Я начинающий педагог и меня всегда увлекало общение с детьми, у которых ярко проявляются литературные способности.

Бытует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но я заметила, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.  Одарённый ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одарёнными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребёнок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на всё реагирующего. Для них не существует стандартных требований (всё как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Я заметила, что для одарённого ребёнка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Поэтому свои взаимоотношения  с  ребёнком я  строю по принципу «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле вместе открываем, исследуем этот мир». Конечно,  для этого педагогу необходимо  реально осознать себя субъектом взаимоотношений.

 Ещё А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от несоответствующих ситуации или задачи средств деятельности, приёмов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Работая в школе, я заметила, что каждый педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одарёнными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

В настоящее время одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одарённых детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

- он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;

- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;

- предоставляет учащимся обратную связь;

- использует различные стратегии обучения;

- уважает личность;

- способствует формированию положительной самооценки ученика;

- уважает его ценности;

- поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

- проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Из общения с одарёнными детьми я выяснила, что для  них успешный учитель, прежде всего  прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённости;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одарённых и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его, ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. «Подготовленные» педагоги больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одарённых гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Педагоги гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а работая с одарёнными  детьми, я поняла, что необходимо избегать реагировать на каждое высказывание. Необходимо внимательно и с интересом выслушивать ответы детей, но не оценивать, находить способы показать, что их ответы принимаются. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя. При этом, как и в любом действии, в развитии одарённости нельзя забывать о чувстве меры. Так и развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей не возможно без знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами.

В связи с этим главной особенностью моей работы является направленность на достижение единства процессов познания окружающего мира  через родной язык, осмысления его основных  закономерностей, усвоения  основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. И хотя опыт моей  педагогической работы не велик,  я уже могу гордиться творческими успехами своих учеников.

         Участвуя в конкурсах, юные авторы литературных очерков, рассказов, эссе становятся победителями и призёрами муниципальных этапов. А буквально  21 сентября этого года мы с моей ученицей приглашены на церемонию награждения победителей областного конкурса сочинений «Три ратных поля России».

Литература

  1. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 2003г.
  2.  «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
  3. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Программа "Основы исследовательской деятельности" работа с одарёнными детьми

Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Актуальность также обусловлена ее методологическо...

Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного об-щего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми. Публичное выступление. (обобщение опыта на основе проекта «Конкурс спикеров «In search of unknown»»)

Представленный педагогический проект "Конкурс спикеров «In  search of unknown»" имел целью создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие и...