Рабочая программа элективного курса для 10 класса (профильный уровень) В мире закономерных случайностей
элективный курс по алгебре (10 класс)
Рабочая программа элективного курса
для 10 класса (профильный уровень)
В мире закономерных случайностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10_1_klass.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО Согласовано 03.09.2013 Утверждаю от 05.09.2013
Протокол №1 от 30.08.2013 заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №72
Руководитель МО _________ __________________________ Прошина И.Я.
Рабочая программа элективного курса
для 10 класса (профильный уровень)
В мире закономерных случайностей
Программа: Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей» / авт.-сост. В. Н. Студенецкая и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.»
2013-2014 гг.
Учитель: Рузавина Наталья Александровна
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса по математике «В мире закономерных случайностей» для 10 класса школы разработана на основе программы элективного курса «В мире закономерных случайностей» авторов В. Н. Студенецкая, Л. Г. Козлова, Л. Ф. Кочетова, Т. А. Лопатина, Е. П. Семисинова – Волгоград: Учитель, 2007.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Предлагаемый курс «В мире закономерных случайностей» дает возможность учащимся, получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер.
Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности - умению воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
Особенностью курса является возможность использовать компьютер в качестве универсального средства, позволяющего в считанные секунды провести миллионы случайных экспериментов и получить достаточно точные статистические оценки вероятности.
Цели курса:
- развитие вероятностного мышления;
- воспитание понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
- развивать представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путем обогащения математического языка.
Основные требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны:
- понимать вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
- уметь вычислять вероятность случайного события, пользуясь различными способами ее определения;
- анализировать реальные числовые данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Информационно-техническое обеспечение. Использование домашнего компьютера
ЗУНы и общеучебные навыки, необходимые учащимся:
- применение элементов статистики теории вероятностей;
- построение диаграмм;
- самостоятельная работа с источниками информации;
- проектирование, планирование, анализ;
- самоанализ и рефлексия;
- толерантность.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Тема занятия | |||
план. | фактич. | |||||
1. Наглядное представление информации (2 ч) | ||||||
1 | 1 | Представление статистических данных и построение диаграмм. | ||||
2 | 1 | Виды диаграмм. | ||||
2. Описательная статистика (3 ч) | ||||||
3 | 1 | Средние величины: среднее арифметическое, мода, медиана. | ||||
4 | 1 | Особенности средних величин. Свойства средних величин | ||||
5 | 1 | Вычисление средних по таблице частот. Размах числового ряда. | ||||
3. Комбинаторика (1 ч) | ||||||
6 | 1 | Перестановки, сочетания, размещения. | ||||
4. Математическое описание случайных событий (12 ч) | ||||||
7 | 1 | Случайные опыты. Элементарные события. | ||||
8 | 1 | Статистическая вероятность. | ||||
9 | 1 | Классическое определение вероятности. | ||||
10 | 1 | Благоприятствующие события. Вероятности событий. | ||||
11 | 1 | Противоположные события. Диаграммы Эйлера. | ||||
12 | 1 | Объединение и пересечение событий. | ||||
13 | 1 | Несовместные события. Правило сложения вероятностей. | ||||
14 | 1 | Формула сложения вероятностей. | ||||
15 | 1 | Умножение вероятностей. | ||||
16 | 1 | Геометрическая вероятность. | ||||
17 | 1 | Геометрическая вероятность. | ||||
18 | 1 | Независимые повторные испытания. Формула Я. Бернулли. | ||||
5. Случайные величины (6 ч) | ||||||
19 | 1 | Распределение вероятностей случайной величины. | ||||
20 | 1 | Распределение вероятностей случайной величины. | ||||
21 | 1 | Математическое ожидание случайной величины. | ||||
22 | 1 | Математическое ожидание случайной величины. | ||||
23 | 1 | Рассеивание значений. Дисперсия стандартного отклонения. | ||||
24 | 1 | Рассеивание значений. Дисперсия стандартного отклонения. | ||||
6. Случайные величины в статистике (3 ч) | ||||||
25 | 1 | Выборочный метод. | ||||
26 | 1 | Выборочный метод. | ||||
27 | 1 | Закон больших чисел. | ||||
7. Разработка проектов (5 ч) | ||||||
28 | 1 | Определение цены сделки конкретной квартиры. | ||||
29 | 1 | Статистическое обследование фонда школьной библиотеки. | ||||
30 | 1 | Статистический прогноз набора в первый класс. | ||||
31 | 1 | Определение стиля обучения и мышления. | ||||
32 | 1 | Статистический прогноз востребованных профессий. | ||||
8. Защита проектов (2 ч) | ||||||
33 | 1 | Защита проектов. | ||||
34 | 1 | Защита проектов. |
Содержание курса
Тема 1. Наглядное представление информации (2 ч)
Использование табличного процессора для представления статистических данных и построения диаграмм. Виды диаграмм.
Результаты обучения:
- уметь читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию;
- строить по имеющимся статистическим данным таблицы и диаграммы заданного типа;
- самостоятельно выбирать наиболее подходящий для представления указанных данных тип диаграммы.
- использовать табличный процессор для наглядного представления информации.
Тема 2. Описательная статистика (3 ч)
Среднее арифметическое, медиана, мода, размах числового ряда.
Результаты обучения:
- знать характеристики числового ряда;
- вычислять моду, медиану, среднее арифметическое, размах числового ряда;
- уметь использовать характеристики для описания числовых рядов.
Тема 3. Комбинаторика (1ч)
Перестановки, сочетания, размещения.
Результаты обучения:
- знать формулы комбинаторики;
- уметь использовать формулы комбинаторики для решения задач.
Тема 4. Математическое описание случайных событий (12ч)
Случайные опыты. Элементарные события. Статистическая вероятность. Классическое определение вероятности. Противоположные события. Диаграммы Эйлера. Несовместные события. Противоположные события. Правило сложения вероятностей. Умножение вероятностей. Геометрическая вероятность. Независимые повторные испытания. Формула Бернулли.
Результаты обучения:
- иметь представление об элементарном событии, равновозможных, благоприятствующих, противоположных, несовместных и независимых событиях;
- вычислять вероятность элементарного события в опыте с равновозможными событиями;
- уметь использовать диаграммы Эйлера для графической иллюстрации взаимосвязей между различными событиями;
- знать классическое, статистическое, геометрическое определения вероятности;
- знать и уметь использовать правила сложения и умножения вероятностей;
- знать формулу Бернулли, уметь применять ее при решении задач.
Тема 5. Случайные величины (6 ч)
Примеры случайной величины, распределение вероятностей случайной величины. Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия.
Результаты обучения:
- уметь приводить примеры случайных величин;
- выделять на интуитивном уровне из множества различных величин дискретные;
- понимать, что такое распределение случайной величины, уметь составлять таблицы распределения случайных величин;
- знать определение математического ожидания конечной случайной величины;
- уметь вычислять математическое ожидание случайной величины;
- знать свойства математического ожидания и уметь использовать их при решении простых задач;
- знать, что важным свойством распределения случайной величины является рассеивание случайной величины;
- уметь вычислять дисперсию и стандартное отклонение случайной величины.
Тема 6. Случайные величины в статистике (3 ч)
Выборочный метод. Закон больших чисел.
Результаты обучения:
- познакомить учащихся с понятием генеральной совокупности;
- рассмотреть методы ее представления;
- познакомить учащихся с законом больших чисел, рассмотреть примеры его применения.
Тема 7. Разработка проектов (5 ч)
Самостоятельная работа учащихся и консультация учителя.
Результаты обучения:
- развивать умение исследовать, проектировать ситуацию.
Тема 8. Защита проектов (3 ч)
Результаты обучения:
- уметь представлять результаты своего труда.
Формы и средства контроля
Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства контроля:
- устный опрос;
– тестирование;
- самостоятельные работы;
– задания на выявление операционных умений.
Для проведения самостоятельных работ и разработки типовых учебных проектов используется учебное пособие «Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей» / авт.-сост. В. Н. Студенецкая и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.»
Задания для самостоятельных работ по темам | Литература | Стр. |
Описательная статистика. | Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей» / авт.-сост. В. Н. Студенецкая и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.» | 35-36 |
Комбинаторика. Перестановки. Размещения. Сочетания. | 39 | |
Элементарные события | 44 | |
Классическое определение вероятности | 52-53 | |
Несовместные события. Правило сложения вероятностей. | 65-66 | |
Независимые повторные испытания. Формула Я.Бернули. | 85 | |
Распределение вероятностей случайной величины. | 90 | |
Математическое ожидание случайной величины. | 94 | |
Рассеивание значений. Дисперсия и стандартное отклонение. | 98 | |
Разработка проектов. | 107-122 |
Итогом курса является выполнение учениками проектных работ и их защита.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Учитель | Учащиеся |
1-й этап - погружение | |
Формулирует: • проблему проекта, • цели, • задачи. | Осуществляют: • личностное присвоение проблемы; • вживание в ситуацию; • принятие, конкретизацию целей и задач. |
2-й этап - организация деятельности | |
Организует деятельность - предлагает: • организовать группы; • распределить амплуа в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • возможные формы презентации. | Осуществляют: • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации результата. |
3-й этап - осуществление деятельности | |
Не участвует: • но консультирует; • ненавязчиво контролирует; • дает новые знания; • репетирует презентацию. | Работают активно и самостоятельно: • каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; • консультируются по необходимости; • добывают новые знания; • подготавливают проекты результатов. |
4-й этап - презентация результатов | |
Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги проекта; • оценивает умение общаться, слушать, обосновывать мнение; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат. | Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата; • дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
Перечень учебно-методических средств обучения
- Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей» / авт.-сост. В. Н. Студенецкая и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.»
- Макарычев Ю.Н. Алгебра : элементы статистики и теории вероятностей : учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2008. 78 с.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2003. – 112 с.
Электронные ресурсы:
- http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;
- http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей;
- http://www.math.ru/ - Интернет-поддержка учителей математики;
- http://www.proshkolu.ru/ - Бесплатный школьный портал. Все школы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса” Деловой английский” (Профильный уровень) Составитель: Текучева О. А. Кафедра иностранных языков ГКООУ Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»
Данная программа представляет собой практикум по деловому устному и письменному общению на английском языке ( АЯ ), материал которого может способствовать профессиональной орие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа элективного курса по химии «Человек в едином мире» 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Человек в едином мире» для 10б класса составлена на основе авторской программы И.М. Титовой «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», рекомендован...
Элективный курс по математике. 10 кл. "В мире закономерных случайностей"
В данной работе представлен материал элективного курса для учащихся 10 класса по математике. Материал содержит следующие главы: 1) Наглядное представление информации; 2) Описательная статистика; 3) Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая учебная программа элективного курса по математике (профильный уровень) «Удивительный мир тригонометрии», 11 класс
Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, к...
Рабочая программа элективного курса по географии на тему « Познание мира по картам» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по географии на тему "Познание мира по картам" позволит подготовить учащихся к итоговой аттестации по географии за курс основной школы....