Познавательная игра «Государственные символы города Курска и Курской области»
классный час (7 класс) по теме

Коротченкова Татьяна Николаевна

 

Познавательная игра, расширяя знания воспитанников по истории создания и о значении

  государственной символики г. Курска и Курской области от дореволюционного периода до современных дней,  способствует в государственной символики г. Курска и Курской области от дореволюционного периода до современных дней, способствует воспитанию уважительного отношения к национальным символам государства, бережного отношения к историческому и культурному наследию земляков.оспитанию  уважительного  отношения к национальным символам  государства, бережного отношения к историческому и культурному наследию земляков.

Игра командная. Проводится в четыре этапа.  Вопросы тестового и описательного характера. Проведению игры предшествовала большая подготовительная работа: экскурсия в краеведческий музей, групповые теоретические задания и задания поискового характера. 

Игра развивает умение планировать сотрудничество в команде, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить точные, логичные, понятные для собеседника высказывания.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozn._igra._gosud._simv._g._kurska_i_kursk._obl.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Железногорска Курской области

Познавательная игра

«Государственные символы города Курска и Курской области»

  Подготовила

       учитель русского языка и литературы                                                                                                                                                                                                         Коротченкова Татьяна Николаевна

                                                             

                                         

2012 г.

2

Цель:  расширяя знания воспитанников по истории создания и о значении

  государственной символики г. Курска и Курской области,  воспитывать уважительное отношение к национальным символам  государства, бережное отношение к историческому и культурному наследию земляков.

Задачи:

- способствовать сохранению исторической преемственности  поколений;       - развивать национальную культуру и творческие способности обучающихся;

- формировать важнейшие качества личности: гражданскую позицию,  

   толерантность, патриотизм;

- умение планировать сотрудничество в команде, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить точные, логичные, понятные для собеседника высказывания.

Оборудование :

карта Курской области, изображение Государственного герба РФ, г. Курска, флага РФ, г. Курска, гербов городов Курской области,  компьютерный проектор, компьютерная презентация, магнитофон, запись гимна России, текст гимна г. Курска, музыкальные заставки.

Игра проводится для учеников 7-х классов. Участники разделены на  группы в соответствии с тематическими заданиями.

Первая группа (А). Символы Российской Федерации (герб, флаг, гимн).

Вторая группа (Б). История символики Курского края в дореволюционный

период.

Третья группа (В). История символики городов области.

Четвертая группа (Г). Современная символика области.

3

Подготовительный этап.

1.Распределение заданий по группам.

2.Самостоятельная подготовка детей по заданиям.

3.Подготовка технического оснащения игры, грамот для награждения победителей.

4.Экскурсия в краеведческий музей  г. Железногорска.

5. Прослушивание тематических лекций, посвященных истории Курского края и местной символики.

6. Обсуждение на классных часах услышанной и самостоятельно добытой в группах информации.

7. Организационная группа готовит таблички для групп с вариантами ответов «А», «Б», «В», «Г» (по количеству групп), обеспечивает техническое оснащение игры, готовит плакаты с изображением флагов и гербов,

музыкальные фрагменты, грамоты и призы для награждений.

Ход игры.

     Игра проводится в четыре этапа. Каждый этап тематический.

В украшенном государственной символикой зале собираются участники,   зрители, жюри. Игра начинается с прослушивания гимна РФ.

     Ведет игру классный руководитель или старший школьник, который напоминает правила и ход игры, представляет жюри.

     Приглашаются группы. Ведущий задает вопрос, дается время на обсуждение в группе (до 1 мин.). Участники поднимают табличку  с номером группы, что означает: «Ответ готов».

     В случае неправильного ответа право ответить предоставляется другой группе. Если все группы дали неверный ответ, то вопрос может быть задан

4

зрителям . Ведущий имеет право дополнить или озвучить правильный ответ.

     После того как пройдут все этапы, пока жюри подводит итоги, идет игра со зрителями.

Критерии оценки.

Ответы на вопросы тестового характера:

Точность, быстрота, организованность группы.

За каждый правильный ответ группа получает один балл.

 

Ответы на вопросы описательного характера:

Точность и полнота ответа, организованность группы. Наивысший балл – 5. Возможны промежуточные оценки (например , 4,5) .

Подведение итогов.

     По наибольшему количеству баллов определяется группа-победитель игры.     Награждаются также самые активные ребята, дававшие правильные ответы.

     По итогам игры можно предложить выпустить газету, в которой также ребята могли бы представить рисунки гербов школы, класса.

Вопросы к игре.

Первый этап, посвященный государственной символике РФ.

1 . Герб – это …:

    а) документ;

    б) печать;

    в) отличительный знак города или государства .

5

2 .Что изучает сфагистика?

    а) летоисчисление;

    б) исследует печати;

    в) рукописные источники.  

3 .Когда был утвержден Государственный герб Российской Федерации?

    Опишите его основные составляющие.

    (Демонстрируется изображение герба РФ).

4 .Как выглядит современный государственный флаг России? Когда празднуется день Государственного флага РФ? В связи с чем возник праздник?

     (Демонстрируется изображение флага РФ).

5 .Кто авторы музыки и текста современного гимна РФ? Где, когда, в каких случаях   исполняется Государственный гимн? Как необходимо себя вести при публичном исполнении Государственного гимна?

                                                           

Второй этап.  Герб.

1 . Что изучает геральдика?

    а) изображение букв;

    б) гербы;

    в) государственную печать.

2 . Чью форму щита для герба восприняла русская геральдика?

    а) французскую;

    б) испанскую;

    в) варяжскую;

    г) итальянскую.

3 .Почему сражающиеся в первую очередь стремились сбить стяг противника?

4 . Как правильно «прочесть» герб?

6

5 .Когда утвержден герб Курской губернии? Как он выглядел?

   (Демонстрируется герб Курской губернии).

Третий этап. Гербы Курской губернии.

1 . Когда утверждены гербы уездных городов Курской губернии?

    а) при Елизавете Петровне;

    б)при Екатерине Второй;

    в) при Петре Первом.

2 . Когда был утвержден Государственный герб г. Курска?

    а) в 1779 г.

    б) в 1780 г.

    в) в 1807 г.

3 . Какие особенности уездных городов Курской губернии отражены в гербах?

4 . «Прочитайте» гербы древних уездных городов нашего края.

     (Демонстрируются гербы уездных городов: Рыльска, Дмитриева, Суджи, Нового Оскола, Льгова, Щигров, Старого Оскола, Фатежа, Тима).

Четвертый этап. Государственная символика Курской области.

1 . Изучением знамен занимается:

   а) сфрагистика;

   б) эмблематика;

   в) филателия;

   г) вексиллология.

2 . Когда Областной Думой был принят Закон «О гербе и флаге Курской области»?

   а) в феврале 1991 г.

                                                                  7

б) в декабре 1996 г.

в) в марте 2007 г.

3 . Опишите изображение герба Курской области.

    (Демонстрируются герб, флаг, текст гимна Курской области).

4 . Что представляет собой флаг Курской области?

5 . Кто автор гимна Курской области?

   

Вопросы для зрителей.

1 . Как поэтически называют Курский край?

2 . Какие достоинства земли Курской нашли отражение на гербах городов области?

3 . Почему возникла потребность в создании герба г. Железногорска? Кто автор герба нашего города?

     (Демонстрируется герб  г. Железногорска).

4 . Кто сможет описать герб родного города?

5 . Где могут быть использованы гербы РФ, Курской области,    

    г. Железногорска?

6 .  В каких случаях поднимается флаг РФ, Курской области?

7 .  Как нужно относиться к государственной символике?          

 

Варианты ответов.

Первый этап.

1. в) отличительный знак города или государства.

2. б) исследует печати.

3. Государственный герб Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 г. Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в

оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми

                                                                   8

коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

 4. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос сверху вниз белого, синего, красного цветов. Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный- храбрость.

День Государственного флага РФ празднуется 22 августа в связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян.

5. Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.

Гимн исполняется во время официальных церемоний и встреч, при открытии и закрытии торжественных собраний и праздников, при проведении официальных мероприятий на территории иностранных государств.

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина- Россия. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы. В случае, если исполнение гимна сопровождается поднятием Государственного флага, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

 

Второй этап

1. б) гербы.

2. а) французскую - четырехугольной формы с заострением к середине нижней кромки.

3. Древние стяги были символами княжеской власти. Они были показателями силы и могущества. Именно вокруг стяга происходили самые жаркие

схватки, здесь сосредоточивались самые сильные бойцы. Падение стяга

означало захват его противником, а значит, пленение или  гибель князя, т.е.

 9

поражение. С того времени в воинской практике падение или спуск флага означает поражение или сдачу противника.

4. «Прочесть» герб, воспринять, что он сообщает, можно только зная приемы и правила составления гербов, которые изучает и разрабатывает теоретическая геральдика. Главной принадлежностью герба является щит. Без щита нет герба. В гербах присутствуют также те или иные детали: корона, шлем, девизы. Особое значение имеет цвет эмали. Золото означает богатство и справедливость, серебро – чистоту, доброту и невинность. Красный цвет символизирует храбрость, мужество и неустрашимость, голубой – красоту, мягкость и величественность; зеленый – надежду, радость и изобилие, пурпурный – достоинство, силу, могущество, а черный – печаль, благоразумие и смирение.

5.У древнего города Курск была эмблема, описанная в «Знаменном гербовнике», по которому изготовлялись полковые знамена с 1729-1730 годов. В связи с учреждением Курской губернии эмблема была утверждена как герб 5 июля 1878 г. В серебряном поле синяя полоса и на ней три летящих куропатки. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.

Третий этап

1. б) при Екатерине Второй.

2. в) в 1780 г.

3. В основу каждого из гербов уездных городов взят щит, в верхней части которого повторен герб города Курска: в серебряном поле синяя полоса,  и на

ней три летящих куропатки. Интересно, что гербы можно разделить на три группы. Для первой группы примечательно отражение в рисунке характерных для уезда природных особенностей. Для второй группы характерно отражение в рисунке  истории и быта края: в рисунке каждого из гербов имеется ружье и орудие крестьянского труда. В советское время на

                                                               10

карте Курской области появился   город курских атомщиков Курчатов и горняцкий город Железногорск, которые имеют современную символику.

4. Город Рыльск, основанный в 693 году, получил свое название от реки Рыло, на которой он стоит. По легенде, дикая свинья с поросятами рыла себе логовище и разрыла источник, который явился началом реки. Под влиянием этой легенды на древнем гербе города в золотом щите и была изображена черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком и серебряными клыками. В вольной части герб Курской области. Герб был утвержден 21 июля 1893 года.

     Древний Дмитриев находился на два километра ниже современного города, а расположен, как говорят местные жители, «на пяти холмах». Отсюда во второй части щита пять горок, называемых сопками в зеленом поле, которыми природа этот город отличила от других городов.

     О великом множестве диких гусей Суджанской местности свидетельствует изображение этой птицы в серебряном поле герба Суджи.

     На гербе Нового Оскола три большие рыбы под названием вырезуб, ловящиеся в реке Осколе, а на Льговском гербе птица дрохва, которых много в окрестностях этого города.

     Гербы Щигров, Старого Оскола, Фатежа, Тима символизируют то, что жители этих селений - старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, для чего в гербах военные орудия соединены с                          

сельскохозяйственными орудиями.

Четвертый этап.

1. г) вексиллология;

2. б) в декабре 1996 г.

3. Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен  

                                                            11

золотыми  дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета.

4. Флаг Курской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из пяти полос: красного, серебряного, золотого, черного и красного цветов. В центре флага расположен герб Курской области.

5. Слова В.Н.Корнеева.

   Музыка Ю.К.Пятниковского.

Ответы на вопросы для зрителей.

1. Соловьиный край. (После ответа звучит магнитофонная запись соловьиной трели.)

2. Символика нашего края ярко отображает его природные особенности, быт и труд курян.

3. Молодой горняцкий город Курской области имеет свою достойную историю, связанную с богатым месторождением залежей железной руды.

4. Решением Железногорской городской Думы от 27 декабря 2000 года №110-2-РД "О гербе муниципального образования "Город Железногорск" (принято Железногорской городской Думой 27 декабря 2000 года) были утверждены Положение о гербе, описание и рисунок герба муниципального образования.

В нижней части щита условный разрез железорудного карьера по уступам с расположенными в нем энергопутепроводами с восходящими от низшей отметки из глубины карьера к горизонту. В нем красно – серебряный ромб – образ магнитной стрелки, отклонившейся от меридиана в глубину земли; в верхнем лазоревом поле серебряная куропатка – признак местного региона, часть герба Курской области.

     Края щита обрамляет девизная лента с текстом: «Для мира».

                                                           

                                                               12

Герб говорит о том, что г. Железногорск расположен на территории Курской области, а первопричиной основания города явился факт открытия и

разработки в недрах Земли здешнего региона бассейна Курской магнитной аномалии (КМА), богатого месторождения залежей железной руды.  Корона является главным элементом демонстрации административного статуса. Геральдическая корона – это знак определенного достоинства и прав самостоятельности.

Решением Железногорской городской Думы Курской области от 23 сентября 2003 года №369-2-РД было отменено решение №110-2-РД о гербе города. Новый герб принят не был, администрации рекомендовано заключить договор на разработку герба с Союзом геральдистов России.

Новое описание герба города утверждено Решением Железногорской городской Думы Курской области от 18 декабря 2007 г. (№600-3-РД "О Гербе города Железногорска Курской области"):

Герб в целом имеет большой геральдический щит, маленький щиток.

В нижней части щитка условный разрез железорудного карьера по уступам, с расположенными в нем энергопутепроводами с восходящими от низшей отметки из глубины карьера к горизонту.

В нем красно-серебряный ромб - образ магнитной стрелки отклонившейся от меридиана в глубину Земли; в верхнем лазуревом поле серебряная куропатка - признак местного региона, часть герба Курской области.

Края щитка обрамляет девизная лента с текстом: "Для Мира!"

5. Герб РФ изображается на знаменах, государственных печатях, денежных знаках, на государственных документах.

   

                                                           13

       Герб Курской области может быть помещен на бланках областных законов, постановлений и распоряжений главы администрации области, на бланках областной Думы.

     Герб г. Железногорска может быть использован на официальных документах городской Думы, администрации города, на флаге города, памятных значках, вымпелах, сувенирах.

6. Государственный флаг РФ и Курской области поднимается при проведении торжественных всероссийских, межрегиональных и региональных мероприятий, а также во время торжественных традиционных праздников.

7. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Закон предусматривает ответственность за надругательство над символами. Виновные несут наказание.

После награждения победителей в игре Ведущий прочитает стихотворение о Курской земле Полянского Е. И.

Древний град Руси - от беды заслон!

Тучи черные с четырех сторон.

То ли с Юга ли,

то ль с Востока ли,

по мостам Руси кони цокали.

Курск сжигал мосты,

сам горел в ночи,

о щиты татар

притупил мечи.

В поле тихий стон. В поле грай ворон.

Бился Белгород.

                                                          14

Дрался Грайворон.

За отца - сын, за сестренку - брат!..

Со щитом в веках Рыльск да Ольгов-град.

Грозы Запада...

Вихри Севера...

Хорошо костьми Русь засеяна!

В бронебойный век беззащитен щит.

Как вязанка дров, танк в огне трещит.

До сих пор горит - углем светится,

то ль под Медвенкой,

то ль Медведицей.

Но давно умолк орудийный гром.

Хлам войны свезли, как железный лом.

Запеклась в земле

буро-алая

наша курская

аномалия...  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя математики МОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области

Некоторые личные профессиональные данные. Материалы по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе с обучающимися, повышению квалификации, моим достжениям и достижениям моих учеников....

Урок-игра "Государственные символы России"

Урок-игра "Государственные символы России" … Для полного счастья человекунеобходимо иметь славное Отечество … Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. ) Цели и зад...

Классный час "Певец земли Курской" (о курском соловье)

классный час о курском соловье "Певец земли Курской"  (содержит сведения о соловье, творческие работы учащихся по данной теме)...

Сценарий тематической информации «Символы государства Российского и Курской области»

Сценарий тематической информации  «Символы государства Российского и Курской области»...

Интеллектуально - познавательная программа «Государственные символы России»

Сценарий интеллектуально - познавательной программы "Государственные символы России", целью которой является развитие чувства уважения и любви к символам своей Родины, расширение и углублени...

Методическая разработка "Урок-игра "Государственные символы в судьбе Росии"

Урок-игра "Государственные символы в судьбе России" предназначен для закрепления знаний учащихся 5-7 классов по истории государственной символики страны...