Методическая разработка "Урок-игра "Государственные символы в судьбе Росии"
методическая разработка по истории (5, 6, 7 класс)

Корнева Светлана Николаевна

Урок-игра "Государственные символы в судьбе России" предназначен для закрепления знаний учащихся 5-7 классов по истории государственной символики страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_gosudarstvennye_simvoly_v_sudbe_rossii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная игра «Государственные символы в судьбе России».

В классе (или в актовом зале) размещаются изображения Герба и Флага РФ, заранее приготовлена звукозапись исполнения Гимна. Можно так же использовать медиа- материалы «Государственная символика России». На доске написаны названия туров. Учащиеся делятся на три группы – красный, жёлтый, зелёный сектора; внутри группы участники сектора могут совещаться и помогать своему представителю. В качестве измерителя оценки избрана «верста». За правильный ответ сектор получает 300 вёрст, за неполный – 200 вёрст, за выполнение групповых заданий в качестве поощрения от ведущего – 100 вёрст.

В конце игры подсчитывается общий итог. Сектор, набравший большее количество вёрст, объявляется победителем.

Вступительное слово учителя.

В новое тысячелетие Россия вошла с обновлённой государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. Музыка Гимна написана в советские годы. Флаг – императорский. Двуглавый орёл появился ещё в Московском царстве. Символы государства означают его независимость, подчёркивают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. На протяжении истории наша страна называлась по-разному. В первой статье Конституции указано современное название нашего государства и определена форма правления:

«1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны». Цель нашей игры – проследить историю государственных символов России.

        

Второй тур.

«Трёхцветный флаг России»

      Ученик марширует по сцене со стягом красного цвета. Тихо напевает: «Смело мы в бой пойдём…». На встречу выходит ученица и задаёт вопрос: «А почему ты собрался в бой под красным знаменем. Ведь наш государственный флаг – трехцветный?».

      Ученик: Потому, что в 2000г. к государственному флагу России приравнено и Красное знамя Победы. А ещё раньше, вероятно, у древних славян, флаги были тоже красного цвета, самыми заметными и яркими. Красный цвет звал на битву.

     Ученица: А я знаю традицию трех цветного флага. Пошла она со времен Северной войны, когда Петра I дал русской армии и флоту бело – сине - красный флаг. Расположение его полос отражало представления людей того времени об устройстве мира. Внизу – мир мифический – красный. Выше – небесный – голубой. Еще выше – мир божественный – белый. Современный трехцветный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрёл после указа Президента РФ. А еще у нашего флага есть свой праздник.

      Вопрос к участникам. Когда россияне отмечают День государственного флага РФ? Выберите правильный ответ:

  1. 12 июня
  2. 22 августа
  3. 12 декабря

Вопрос к участникам. Известно, что цвета российского флага имеют глубокий символический смысл. Какое толкование символического смысла цветов российского смысла цветов российского флага представляется вам наиболее убедительным:

  1. белый – мир, чистота, правда, непорочность; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество;
  2. белый – богатство, сила; синий – величие, ясность;  красный – надежда, свобода?

Задание секторам. Герой книги Я. Корчака «Король Матиуш I» имел свой флаг: «Король Матиуш внес предложение в детский парламент: всем детям – и белым, и черным, и желтым – объединиться и выбрать себе зеленое знамя…». Объясните смысл зеленого цвета как символа. Согласны ли вы в предложением короля? Ответ обоснуйте.

Третий тур.

«Тебе, моя Россия, хвалебные гимны пою…»

      Ученик I. В истории нашего государства было немало «хвалебных гимнов».

     Василий Жуковский. Из «Песни Русскому Царю»:

Боже! Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю –

Все ниспошли!

Ф. Сологуб. Из «Гимнов Родине»:

О, Русь, в тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я,

Милее нет на свете края,

О, родина моя!

Твоих равнин немые дали

Полны томительной печали,

Тоскою дышат небеса,

Среди болот, в бессилье хилом

Цветком поникшим и унылым

Восходит бледная краса.

     Ученик II. Гимны ты знаешь. А что ты знаешь об истории создания государственного гимна России?

     Ученик I. Я знаю, что надобность в гимне появилась при Петре I. При Елизавете Петровне музыка стала непременной составной частью жизни двора. С 1816 г. официальным гимном России стал английский гимн – «Боже, храни короля!». Русский текст к нему написал Василий Жуковский в 1833г., но музыкальная основа не отражала характера русского народа. Николай I дал поручение композитору Алексею Львову сочинить музыку. 11 декабря 1833г. прозвучал российский государственный гимн «Боже, царя храни!», который звучал до 1917г. С февраля по октябрь 1917г. звучало произведение Березовского на слова Ратгауза «Гимн свободной России!» после октябрьской революции большевики утвердили в качестве гимна страны партийный гимн «Интернационал». В годы Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового государственного гимна. В ночь на 1 января 1944г.прозвучал новый гимн СССР, музыку которого написал А.Александров, а слова – С.Михалков и      Г.Эль-Регистан. (звучит гимн РФ)

      Вопрос к участникам. Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш, мы новый мир построим!»? выберите правильный ответ:

  1. «Народному гимну» В.Жуковского;
  2. «Интернационалу» Э. Потье
  3. «Гимнам Родине» Ф. Сологуба.

Задание секторам. Написать четверостишие, посвященное России.

Завершается игра подведением итогов, награждением победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Методическая разработка "История одной судьбы"

Методическая пазработка "История одной судьбы" посвящена Великой Отечественной войне. Она может помочь учителям или педагогам дополнительного образования в проведении воспитательных патриотических мер...

Методическая разработка "Лев - символ Доброй силы"

В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: по архитектуре Санкт-Петербурга, скульптуре старинных памятников  и привитие детям интереса к культуре нашего города....

Методическая разработка "Жизнь и судьба. Колчак Александр Васильевич"

Материал рассказывает о судьбе русского потомственного адмирала Александра Васильевича Колчака в годы гражданской войны и его семье....

Русская усадьба как символ судьбы.

Автор реферата делает попытку объяснить влияние окружения на мировоззрение поэта....

Методическая разработка "Официальные символы г. Щёлково: герб, флаг, гимн"

Данная методическая разработка является полным конспектом вводного занятия по программе "Патриот" (краеведческая направленность), на основе современных требований ФГОС....