Интеллектуально - познавательная программа «Государственные символы России»
методическая разработка (7 класс)

Цыганок Ирина Васильевна

Сценарий интеллектуально - познавательной программы "Государственные символы России", целью которой является развитие чувства уважения и любви к символам своей Родины, расширение и углубление знаний по истории их создания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_simvoly_rossii.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества г. Суража

Интеллектуально - познавательная программа

«Государственные символы России»

                                                               Разработала:

                                                                                      педагог – организатор ЦДТ

                                                                                      Цыганок Ирина Васильевна

г. Сураж, 2019 год

Интеллектуально - познавательная программа

«Государственные символы России»

Цель:  Развитие чувства уважения и любви к символам своей страны, расширение и углубление знаний по истории их создания.

Задачи: 1. Содействовать росту уважения к культурному наследию России, гордости за свою страну, патриотических чувств, сознания посредством знакомства с ценностями отечественной истории и культуры.

2. Активизировать творческий потенциал учащихся, стимулировать их интерес к отечественной истории и культуре.

3. Воспитывать патриотические чувства через познавательный интерес к символике Российского государства.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, изображение герба, флага, гимна, президента РФ, жетоны, бумага, фломастеры.

Место и время проведения: актовый зал ЦДТ, 14 октября 2019., 12.00 ч.

Участники мероприятия: учащиеся 7 классов  школ № 1, № 2, № 3 г. Суража.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, ребята, педагоги, родители! Я рада приветствовать вас на интеллектуально – познавательной программе «Государственные символы России».

 Каждому человеку хорошо должны быть известны флаг, герб и гимн родной страны. Они сопровождают его всю жизнь. Мы не всегда это замечаем, но каждое большое событие государственного масштаба проходит под сенью государственных символов. Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер.

Каково же толкование символов нашей страны? Как они создавались? Кто принимал в этом участие? На эти и другие вопросы мы ответим в нашей программе.

Сегодня на мероприятие были приглашены учащиеся 7 классов школ города. В конкурсной программе будут принимать участие  3 команды по 5 человек, остальные учащиеся – группа поддержки своей команды. Зрители также будут принимать участие в игре и собирать жетоны, которые в конце мероприятия смогут отдать команде, за которую «болеют».

Сейчас я хочу представить членов жюри интеллектуально – познавательной программы «Государственные символы России»:

  1. Людмила Александровна Селезнева, заведующая Суражским краеведческим музеем
  2. Антонина Владимировна Борисенко, методист Центра детского творчества
  3. Евгения Витальевна Морозова, библиограф Суражской городской детской библиотеки.

Ведущая: А теперь давайте познакомимся с участниками нашего мероприятия. Командам было дано домашнее задание – придумать название команды, девиз, выбрать капитана, подготовить представление своей команды в интересной творческой форме (не более 5 минут).

1 конкурс «Визитная карточка».

Критерии оценки: оригинальность, артистичность. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Ведущая: Государственные символы — установленные конституцией особые исторически сложившиеся отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а также несущие определенный идеологический смысл (государственный флаг, государственный герб, государственный гимн).

Командам было предложено подготовить сообщение об одном из символов России, я предоставляю им слово:

команда СОШ № 1 – о флаге РФ;

команда СОШ № 2 – о гербе РФ;

команда СОШ № 3 – о гимне РФ.

Выступление команд.

2 конкурс – викторина «Флаг – святыня русской державы»

Условия конкурса: Команды по очереди отвечают на предложенные вопросы (количество вопросов для каждой команды одинаковое). Если одна из команд не ответила, ответить может другая команда, которая первой подняла руку.

  1. Что означает слово «флаг», имеющее в основе греческое происхождение от слова «флего»? (греть, сжигать, озарять)
  2. Кто в России утверждает флаг как символ? (Госдума и Президент)
  3. Из чего заимствуются цвета флага? (из герба)
  4. Какого цвета был флаг во время правления советской власти? (красный, с серпом и молотом)
  5. Как называли флаг древние славяне (русы)? (стяг)
  6. Когда по предложению президента В. Путина депутаты Государственной Думы приняли Конституционный Закон о флаге?  (8 декабря 2000 г. )

7. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации? (22 августа). 

8. Как очень часто называют бело-сине-красный флаг? (Триколор)

9. Какова пропорция соотношения ширины и длины флага? (2:3)

Ведущая: Предоставляем слово нашему компетентному жюри. Просим вас подвести итоги двух конкурсов.

Оценки жюри

Ведущая: Давайте поддержим наших участников аплодисментами.

Ведущая: Еще одним домашним заданием для ребят  было подготовить поэтический номер на патриотическую тему. Я предлагаю между конкурсами устраивать «поэтические паузы» и послушать наших артистов.

«Поэтическая пауза» (команда СОШ №  1 )

Критерии оценки:  соответствие заданной теме, артистизм исполнения, сценическая культура. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

3 конкурс – «Наш герб – наша гордость»

Условия конкурса: Конкурс  называется «Наш герб – наша гордость» или «Ошибка в тексте». Командам  будут даны одинаковые тексты с описанием герба Российской Федерации, в которых преднамеренно допущены ошибки. Задача – за 2 минуты найти и исправить ошибки. За каждое правильно исправленное слово – 1 балл, максимальное количество баллов – 8 баллов.

Текст. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными верхними (правильный вариант – нижними) углами, заостренный в оконечности зеленый (красный) геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя большими (малыми) коронами и над ними одной малой (большой) короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – держава (скипетр), в левой – скипетр (держава). На груди орла в зеленом (красном) щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем белого (черного), опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Игра со зрителями «Моя Родина – Сураж»

Ведущая: Сураж – это часть нашей Родины, нашего государства. Мы должны знать и помнить историю нашей малой Родины. Я предлагаю зрителям принять участие в краеведческой викторине.

Условия конкурса: Ведущий задает вопрос зрителям, отвечает учащийся, который первым поднял руку. За правильный ответ  ребенок получает жетон. Собранные жетоны в конце мероприятия зрители отдадут командам, за которых «болеют».

  1. В каком году Сураж упоминается как небольшая деревня Суражичи? (1618 г.)
  2. В каком году селение Суражичи  получило статус города и стало именоваться Сураж-на-Ипути? (1781 г.)
  3. Как называется наша районная газета? («Восход»)
  4. Кто является главой администрации Суражского района? (В. П. Риваненко)
  5.  Когда Сураж оккупировали немецко-фашистские захватчики? (17 августа1941г.)
  6. Когда воины Брянского фронта освободили наш город? (25 сентября 1943 г.)
  7. Как звали графа, нашего земляка – первого министра образования России?

 ( Граф Петр Завадовский)

  1. В каком веке был построен купеческий дом, в котором находится сейчас Суражский краеведческий музей? (1893 г.)
  2. Сколько тысяч жителей в городе Сураж проживают на сегодняшний день?

(11000, почти 12)

  1.  Сколько бюстов героев Советского Союза находится в Аллее Героев (11)
  2.  Назовите фамилию безутешного мужа, построившего часовню-усыпальницу после смерти любимой жены. Сегодня это один из символов города Суража. (Дворянин Исаев)
  3. В честь какого великого русского поэта названо среднее специальное учебное заведение? (А.С. Пушкина)
  4. Имя какого политического деятеля длительное время носила одна из школ города Суража? (В.И. Ленина)

«Поэтическая пауза» (команда СОШ №  2 )

Критерии оценки:  соответствие заданной теме, артистизм исполнения, сценическая культура.

4 конкурс – «Главная песня страны»

Условия конкурса: Команды получают текст гимна РФ, в котором пропущена часть слов. Задача участников вставить правильно пропущенные слова. 

Гимн Российской Федерации.

Россия – священная наша ……………!

Россия –………… наша страна!

Могучая воля, ……….. слава –

Твое достоянье на все …………..

Славься, Отечество …….. свободное –

……………. народов союз вековой.

Предками данная ……….. народная.

Славься, страна! Мы ……… тобой!

От южных ……… до полярного края

Раскинулись наши леса и ……. .

Одна ты на свете! ……. ты такая!

Хранимая Богом родная ………... .

Славься, Отечество …….. свободное –

………… народов союз вековой.

Предками данная ………….. народная.

Славься, страна! Мы …………. тобой!

Широкий простор для мечты и для ………,

Грядущие …… открывают года.

Нам ……. дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так …….. всегда!

Славься, Отечество ……… свободное –

………….. народов союз вековой.

Предками данная …………. народная.

Славься, страна! Мы ………… тобой!

Игра со зрителями «Национальные символы России»

  • Какое дерево всегда считалась символом России? (береза),
  • Как называется главная площадь нашей страны? (Красная площадь),
  • Самая популярная в мире русская игрушка? (матрёшка),
  • Какое животное символизирует силу и мужество нашей страны? (медведь),
  • Какая русская упряжка символизирует стремительное движение, развитие России? (тройка),
  • Какой предмет стал для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения? (самовар),
  • Какой предмет считают символом точности, надежности и незыблемости России? (часы - Кремлевские куранты),
  • Самый популярный герой русских былин? (Илья Муромец).

«Поэтическая пауза» (команда СОШ №  3 )

Критерии оценки:  соответствие заданной теме, артистизм исполнения, сценическая культура.

Ведущая: Наше мероприятие подходит к концу. И нам остается только подвести итоги конкурсов. Просим жюри подвести итоги нашего мероприятия.

Подводятся итоги конкурса.

Ведущая: Дорогие ребята, мы благодарим вас за участие. Желаем удачи и успехов. Любите и берегите свою Родину, знайте символы своего государства. Ведь государственные символы – это история, наши идеалы и устремления. Мы, граждане России, должны относиться к ним с чувством уважения и национальной гордости.

Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.

Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всей нашей судьбой.
Берегите Россию – 
Нет России другой!

Награждение победителей

Ведущая: До свидания! До новых встреч!

Список литературы

1.   Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М., 2002.

2. Антошин М.К. составитель «Герб, флаг, гимн России», методические рекомендации, М.: «Айрис пресс», 2004 г.

  1. И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. «Государственная символика России», М.: «ЦНСО», 2003 г.

4. Пчелов Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн», М.: «Русское слово», 2002 г.

5.Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. – М. Русское слово. 2002

6.Соболева Н.А. «Российская государственная символика. История и современность», М.: «ВЛАДОС» гуманитарный издательский центр, 2002 г.

7. Степанищев А. Т. История Отечества: преподавание в школе. М.,     2001.

Товпеко И. П. Сказание о людях земли Суражской. – Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2013.

8. Голованова М.П., Шергин В.С. «Государственные символы России», М.: «Росмен», 2003 г.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....

Познавательная игра «Государственные символы города Курска и Курской области»

Познавательная игра, расширяя знания воспитанников по истории создания и о значении  государственной символики г. Курска и Курской области от дореволюционного периода до современных дней, ...

Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...

Интеллектуальный марафон "Государственные символы России"

Марафон «Государственные символы России», приурочен ко Дню принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации, который отмечается в нашей стране 3...