Урок-игра "Государственные символы России"
методическая разработка по теме
Урок-игра "Государственные символы России"
… Для полного счастья человеку
необходимо иметь славное Отечество …
Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. )
Цели и задачи занятия:
Познакомить детей с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.
- обобщить знания об истории создания гимна, герба и флага России, воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему городу и округу;
- сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
- привить потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов). .
Оборудование :
- электронная презентация “Государственные символы” (созданная в Microsoft Office PowerPoint);
- наглядные пособия: государственная символика России аудиозаписи гимна России.
- политическая карта мира, карта Российской Федерации выставка книг о России выставка фотографий “Россия – Родина моя”;
- выставка творческих работ учащихся – рисунков, поделок, сочинений;
- дидактический материал: карточки с заданиями;
- грамоты для награждения команд.
Форма проведения : дидактическая игра.
Этапы дидактической игры:
- Творческая разминка.
- Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
- Конкурс “Найди слово!”.
- Домашнее задание (защита электронных презентаций).
- Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
- Конкурс “Я знаю … ”.
- Конкурс “Торжественная песня”.
- Конкурс капитанов команд.
- Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”
Ход дидактической игры
Вступительное слово , объяснение правил игры.
В игре принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Символы России”.
Выявляется победитель (команда).
Дети, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри дидактической игры:
- администрация
- воспитатели
Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Этапы дидактической игры
1. Творческая разминка.
Команды должны прочитать наизусть любимые стихотворения о Родине (Например, Ф. И. Тютчев “Умом Россию не понять …”, А. А. Блок “Россия”, М. Ю. Лермонтов “Бородино”, А. Н. Плещеев “Отчизна”, Ф. Н. Глинка “Москва”, М. И. Цветаева “Стихи о Москве”).
2. Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
Задание команде А:
1. Покажите на карте территорию Российской Федерации. Назовите государства, с которыми граничит наша Родина.
2. Как Вы понимаете смысл выражения: “Россия – связующее звено между Европой и Азией”?
Задание команде Б:
1. Назовите и покажите на карте, какие океаны омывают территорию России? Как Вы думаете, какой из океанов оказывает наибольшее влияние на природу нашей страны и жизнь Россиян? Почему?
2. Какими природными богатствами одарила Россию природа и где они расположены?
Общее задание командам А и Б:
Используя карту, прокомментируйте стихотворение И. Забилы:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
3. Конкурс “Найди слово!”.
Общее задание командам А и Б:
Найди слово, означающее преданность и любовь к своему отечеству (по вертикали) – (патриотизм).
По горизонтали:
- Жезл, один из знаков власти – (скипетр).
- Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).
- Главный город, административно-политический центр страны – (столица).
- Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).
- Торжественная песня, символ государства – (гимн).
- Политическая организация общества с определенной формой правления – (государство).
- Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство – (конституция).
- Условное обозначение образа, понятия, идеи – (символ).
- Выборный глава государства в современной России – (президент).
- Столица России – (Москва).
Домашнее задание (защита электронных презентаций).
Общее задание командам А и Б:
Представление и защита электронных презентаций:
- “Почитание символов государства – важная черта гражданина”;
- “Нужны ли России две столицы?”;
- “Какими бы мне хотелось видеть символы Российского государства?”.
Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
Общее задание командам А и Б:
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год |
|
А. 23 февраля |
2. Праздник Весны и Труда |
|
Б. 1 января |
3. День защитника Отечества |
|
В. 9 мая |
4. Рождество Христово |
|
Г. 1 мая |
5. День Победы |
|
Д. 4 ноября |
6. День народного единства |
|
Е. 7 января |
7. День независимости России |
|
Ж. 8 марта |
8. Международный женский день |
|
З. 12 июня |
6. Конкурс “Я знаю … ”.
Каждая команда получает по три конверта:
- Пазлы гербов РФ
- Пазлы флагов РФ
- Построчные нарезки гимна РФ Общее задание командам А и Б:
- Соберите герб и флаг РФ.
- Сложите и наклейте на бумагу гимн РФ 7. Конкурс “Торжественная песня”.
Командам показывается электронная презентация “Государственные символы”, в которой звучат гимны:
а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);
б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);
в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков);
г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье), сопровождающиеся фрагментами документальных видеофильмов.
9. 1. Общее задание командам А и Б:
Какие гимны звучат в электронной презентации? Укажите авторов музыки и слов.
Задание команде А:
а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);
в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков).
Задание команде Б:
б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);
г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье).
9. 2. 1. Задание команде А:
Как первоначально назывался французский гимн “Марсельеза”?
(“Боевая песня рейнской армии”).
9. 2. 2. Задание команде Б:
Какую песню на музыку А. В. Александрова Вы знаете?
(“Священная война” сл. В. И. Лебедева-Кумача).
8. Конкурс капитанов команд.
6. 1. Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.
Задание капитану команды А:
- Как называется наука о гербах? (Геральдика)
- При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России – всадником, поражающим змея? (Иван IV)
- Какая песня стала гимном Москвы? (“Я по свету немало хаживал…” муз. И. Дунаевский, сл. М. Лисянский и С. Агранян)
- Какие поэтические слова нашел С. Михалков для гимна России, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины? (священная, любимая, родная и др. )
- Что означает изображение на гербе? (Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".)
Задание капитану команды Б:
- Как называется наука о флагах? (Вексиллология)
- Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле? (Екатерина I)
- В каких случаях исполняется гимн России? (при официальных церемониях внутриполитического и международного характера)
- Какие поэтические слова нашли М. Лисянский и С. Агранян для гимна Москвы, чтобы показать свою любовь и гордость столицей? (дорогая моя, золотая моя и др. )
- Что представляет собой флаг Южного округа города Москвы? (Флаг разделен снизу от древка белой волнистой полосой. В верхней прилегающей к древку пурпурной части полотнища располагается золотая патриаршая митра. В нижней зеленой части полотнища – серебряные ворота Свято-Данилова монастыря. )
6. 2. Общее задание капитанам команд А и Б:
С помощью своих команд исполните гимн Южного округа города Москвы:
Москва имеет много округов,
И каждый округ дорог ей и нужен,
Но мы расскажем вам лишь об одном,
Который неспроста назвали Южным …
9. Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”.
Общее задание командам А и Б:
Назовите пословицы и поговорки о Родине.
(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде. )
(Например:
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Нет ничего краше, чем Родина наша.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Русский в словах горд, в делах тверд.
- Москва – всем городам мать.
- Всякому мила своя сторона. )
10.Конкурс «Немного о родном городе».
-Какой герб у нашего города Змеиногорска?
-Гимн нашего города?
-Сколько лет исполнилось Змеиногорску?
Команда А вносит флаг России.
Команда Б вносит герб России.
Предлагается всем вместе исполнить гимн России (в это время демонстрируется электронная презентация “Государственные символы” со слайдами достопримечательностей России и музыкой гимна Российской Федерации).
Жюри подводит итоги дидактической игры.
Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.
Подводится итог занятия.Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы посвятили урок, классный час, работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, ребята справились с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Флаг- государственный символ России"
Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...
ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»
Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
символы России
игра...
"Символы России"
Сертификат за публикацию образовательного материала "Символы России"...
Классный час "Символы России"
На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....
Моя родина - Россия. Государственные символы России
В доступной форме дети знакомятся с понятиями малая и большая Родина, с государственными символами России...