"Искусство быть толерантным" конкурсная программа
методическая разработка (9 класс) по теме

Степанова Ирина Викторовна

Мероприятие расчитано на учащихся 8-9 классов, которые являются активными его участниками. Представленная конкурсная программа обладает огромным воспитывающим потенциалом, формирует правильное представление о толерантном поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_toler.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

     «Искусство быть толерантным».

 « Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой»

                                                                                      Э.Берк

Цели:

1. Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить  основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

 2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать  коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

 3.Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам        увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у   воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование:

       компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Искусство быть толерантным» (авторская разработка); песня «Дети Солнца» («Deti_solntsa». группа «Непоседы», альбом «10 лет - Лучшее», 2001 г., объём файла 4,04 МЬ)

 Оформление актового зала:

  макет дерева толерантности, плакат «цветок толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости,   терпении, дружбе, фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев, распечатка памятных закладок для книг для каждого воспитанника и гостей мероприятия.

Звучит песня «Я, ты, он, она…»

 Ведущий 1: “Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

 Ведущий 2: Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее.

Слова звучат на фоне инструментальной музыки

Ведущий 1: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?

 Ведущий 2: Мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». Но уже сегодня понятие толерантности   неразрывно связано с нашей жизнью. Ведь толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира в обществе.

 

Ведущий 1: Поэтому задача нашего мероприятия - сформировать представление  о толерантности, показать многозначность понятия «толерантность», выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Заставка фанфары.

Ведущий 2:  Итак, мы рады вас приветствовать на конкурсной программе под названием «Искусство быть толерантным»

Ведущий 1: Две команды продемонстрируют вам свои познания в сфере толерантности, в ходе конкурсов проявят свои креативные способности, посоревнуются в находчивости и смекалке. А песни  сегодня будут сопровождать вас повсюду. И если кому- то взгрустнется, то пусть эта грусть будет мимолетной.

Ведущий 2:  Но для начала позвольте представить наших главных героев! Это  команда 8 класса «Г» и команда 9 класса «Д».

Выход команд

Ведущий 1: А судить выступления наших участников будет  компетентное жюри. В его составе:



_-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------______________


_______________________


Ведущий 2:  Командам желаем удачных выступлений, а зрителям и болельщикам – хорошего настроения! Итак, мы начинаем!

Ведущий 1: I-конкурс «Представление команды»

Ведущий 2:  Жюри оценивает представление команды, девиз, эмблему, приветствие соперникам и внешний вид. Максимальная  оценка – 5 баллов.

Выступление команд

Ведущий 1:  Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы  продолжим наш разговор о толерантности.

   Ведущий 2:  Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня так называемой модной темой.

  Ведущий 1:  Президент нашей  страны Д.Медведев недавно подчеркнул, что «толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, что современный культурный человек  - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими».

  Ведущий 2: Ребята, а может кто-то знает, когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»?

1-команда: На рубеже  18-19 веков во Франции  жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей. С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

 2-команда: Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского договора – эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская.

     Ведущий 1: В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».

Ведущий 2: Определение слова «толерантность» на разных языках звучит по-разному:

 

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ведущий 1: В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

Ведущий 2: Так что же объединяет  все эти определения?

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. 

Ведущий 1:  Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

II

 Ведущий 2: Итак, мы выяснили значение термина «толерантность».

Пора переходить ко II конкурсу, который называется «Разминка».

Ведущий 1: Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.     Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Ведущий 2: Команды за время музыкальной паузы должны сформулировать и записать определенные черты  толерантной и интолерантной личности.  Жюри оценивает  грамотность и полноту ответов.  Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

 

Основные черты личности:

Толерантная личность                         Интолерантная личность

Уважение мнения других                         Непонимание

Желание что – нибудь делать вместе       Игнорирование

Понимание и принятие                              Эгоизм

Чуткость, снисходительность                    Нетерпимость

Доверие, гуманизм                                    Пренебрежение, раздражительность

Любознательность                                               Равнодушие, цинизм

Доброжелательность                                             Агрессивность

Ведущий 1:  Команды могут приступать к работе, а у нас музыкальная пауза.

Звучит песня «Дорога Добра»

Ведущий 2:  Я вижу, команды уже готовы к ответу. Слово предоставляется команде 8 классов.

Слово предоставляется команде 9 классов.

Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги нашей разминки.

III

Ведущий 1: Ну, а мы переходим к следующему,III конкурсу, который называется

 «Кто быстрее».

Ведущий 2:  Я буду задавать вопросы, связанные с понятием толерантности, сразу обеим командам, а право ответа получает тот, кто быстрее поднимет руку. Если команда дала неправильный ответ, то возможность ответить  на этот вопрос  получает другая команда. Жюри внимательно следит за игроками и за каждый правильный ответ присуждает 1 балл.

Звучат вопросы:

  1. Термин, обозначающий терпимое, уважительное отношение к людям, осознание того, что все мы разные, признание универсальных прав и свобод граждан. (Толерантность).
  2. В каком году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно отмечать Международный день, посвященный терпимости? (1996)
  3. В какой день отмечают Международный день толерантности? (16 ноября)
  4. Когда государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости? (16 ноября 1993 года)
  5. Что провозгласила Декларация принципов толерантности? (Все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах)
  6. Что согласно документу, «Декларация принципов толерантности», означает терпимость? (Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности).
  7. Какой документ является базовым для принципов толерантности? (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах).
  8. Выход  из конфликтной ситуации путем взаимовыгодных уступок? (Компромисс).
  9. Намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких – либо лиц по признакам расы, национальности, пола, государственной принадлежности, религиозных  и  политических убеждений? ( Дискриминация).
  10. Поддержка лиц на основе близости и общности их интересов; согласованность в выступлениях и действиях? (Солидарность).
  11. Действия, совершаемые с целью уничтожения полностью или частично какой – либо национальной, расовой, этнической группы? ( Геноцид).
  12. Что дается так легко, а ценится другими очень дорого? (Вежливость).
  13. В буквальном переводе это означает – ненависть к иностранному. Проявляется как неуважение к другим традициям и культурам. Что это за термин? ( Ксенофобия).
  14. Как называется чувство любви к Родине, к своему народу, готовность к его защите от врагов? (Патриотизм)
  15.  С какой целью отмечают Международный день толерантности? (Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма).
  16.  Мировоззрение, проникнутое любовью к людям, заботой о благе людей? (Гуманность).
  17.  Как называетс общее согласие по спорным вопросам? ( Консенсус).
  18.  Это идеологическая форма открытой, воинственной, террористической диктатуры, осуществляющая политику шовинизма, расизма? (Фашизм).
  19.  Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих взглядов? (Конформизм).
  20.  Как называется концепция о разделении человечества на высшие и низшие расы? (Расизм).
  21.  Противоборство, столкновение политических принципов называется… (Конфронтация).
  22.  Крайнее проявление национализма, направленное на пропаганду национальной и расовой исключительности ,на возвеличивании своей нации? (Шовинизм)
  23.  Как называется враждебное отношение одной национальной группы к другой? (Трайбализм).

Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы предоставим слово нашему гостю, Прокоп Наталье... Давайте ее поприветствуем.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения.  

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.
  7. Прощай
  8. Уважай права другого
  9. Уважай человеческое достоинство
  10. Принимай другого таким, каков он есть
  11. Сострадай
  12. Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый  шаг в этом направлении.

Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы  воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.

 Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.

  Ведущий 1: Да, как мы видим, ребята неплохо  подготовились к игре:  обладают широкими познаниями.

    А мы продолжаем  наш разговор  о толерантности.

IV

Ведущий 2: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.  И мы переходит к следующему,

IV- конкурсу под названием «Домашнее задание».

 Ведущий 1: Каждая из команд заранее подготовила своё представление о толерантности в жизни своего коллектива, и сейчас мы узнаем, насколько сплочён каждый из коллективов общими целями, интересами, пониманием друг друга, желанием прийти на помощь в трудную минуту. Максимальная оценка за этот конкурс -5 баллов.

Ведущий 2: Слово  команде 9 класса:

Участники: 1.Мы решили выбрать и обсудить такую ветвь толерантности, как образование. Ведь что у нас, девятиклассников, общее? Во-первых, учеба, цель которой – получить образование. Но среди нас есть те, кому нравится математика, другим – история, третьим – химия…  Есть среди нас и те, которые совершенно равнодушны к физике, литературе, физкультуре… Так случилось потому, что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент.

2. Обсуждая с участниками тему, мы пришли к мнению, что девизом выступления нашей команды станут такие слова: «Знаний много не бывает!» На наш взгляд, человеку толерантному  свойственны следующие черты характера:

     -Знание себя, т.е. способность относиться к себе критически, стараться разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

     -Защищенность, т.е. уверенность в себе. Он не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

     - Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

      - Потребность в определении, стремление к работе, творчеству, самореализации.

       - Чувство юмора. Живо реагирует на шутки,  способен посмеяться над собой.

       - Демократичность.

  В учебе главные помощники  -  УЧИТЕЛЯ. Особо хочется сказать о толерантности наших преподавателей. Мы долго обсуждали эту тему и пришли к выводу, что толерантный педагог это педагог, который может:

-Быть спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым;

-Иметь свой индивидуальный стиль и стараться, чтобы один урок не был похож на другой;

-своевременно проявлять чувство юмора;

-Держать дисциплину на интересе к своему предмету, справляться с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселять в учеников оптимизм;

- Проводить контрольные работы в интересной для учеников форме;

- Поручать делать шпаргалки, но не приветствовать пользование ими;

- Не спрашивать постоянно одних и тех же;

-Не ставить оценки  «от балды»;

- Не звонить родителям  «по глупостям»;

- Думать о количестве задаваемого;

- Специально задумываться, как предоставить ученику шанс исправить двойку;

- Улыбаться, шутить, радоваться, передавать ученикам положительные эмоции.

 Как видим, толерантность в области образования – это не просто отдельно взятое качество, а результативный фактор взаимосвязанных свойств личности.

Ведущий 2: Слово команде 8 класса.

    - Мы решили выбрать и обсудить такую ветвь толерантности, как семья. Семья для каждого из нас много значит, потому что мы рождаемся в семье и умирать тоже должны в семье. А человек без родных – несчастливый человек. Давно, несколько веков назад, великий английский поэт Уильям Шекспир написал:

           Прислушайся, как дружественно струны

          Вступают в строй и голос подают,-

          Как будто мать, отец и отрок юный

          В счастливом единении поют

          Нам говорит согласье струн в концерте,

          Что одинокий путь подобен смерти.

    - Каждая семья имеет свою биографию. В каждой семье складываются особые традиции, обычаи, есть любимые вещи, книги, фильмы, блюда, своя лексика (словечки, прозвища, ласкательные имена) и ещё много всего, из чего создается целый семейный мир. Как в каждом оркестре есть дирижер, есть исполнители и обязательно есть первая скрипка, которая выводит  основную, главную мелодию, так и в каждой семье есть дирижер (чаще всего папа), первая скрипка (конечно, мама) и другие  (на ваш вкус и характер инструменты)  члены семьи.

   - В каждой семье есть фотоальбомы, хранящие память о целых поколениях родных и близких. Эти фотолетописи дают удивительную возможность перенестись без помощи машины  времени в какие – либо мгновения жизни  -  своей или чужой, испытать то, что уже давно забыто.

К сожалению, а может быть,  к радости, фотографии сейчас можно хранить на электронных носителях, способных вместить во много  раз больше, чем обычный альбом. И всё же старые снимки заключают в себе какую-то особую теплоту, они пахнут… жизнью, что ли пахнут. Их можно держать  в руках и осязать те мгновения, которые замерли, остановились…   Из своих семейных альбомов мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные фотографии. Вот они. (Демонстрируют фото и вешают их на доске).

      - Толерантность, на наш взгляд, в семье, исходя из всего сказанного, заключается в способности терпеть кого – то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо, кого – либо, желание что либо делать вместе.

       - Наша группа, участвуя в коллективном творческом деле, пришла к выводу, что  счастье в том, чтобы быть полезным сегодня братьям и сёстрам, папе и маме, завтра  -  товарищу, послезавтра  - Родине.

     -Наш класс – маленькая семья, и хотелось бы, чтобы в нашей семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чувствовалась бы забота о каждом.

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы немного отдохнем.

Ведущий 1: Ни для кого не секрет, что музыка это  уникальное  искусство, способное объединять людей разных национальностей. И неважно, на каком языке поется песня, язык музыки понятен всем без перевода.

Звучит «Пасадена»

Ведущий 2: Для подведения итогов этого конкурса, слово предоставляется жюри.

Спасибо, уважаемое жюри.

V

 Ведущий 1:  Ну, а я объявляю следующий V-конкурс,   который называется «Лики толерантности». В нем принимают участие только капитаны команд.

Ведущий 2:Люди, чьи лики будут изображены здесь, могут быть причислены к тем, кого называли святыми. Потому, что они, как правило, не любили и не любят публичности и поэтому об их жизни мало что известно.

Ведущий 1:  Одно достоверно - они закладывали и закладывают фундамент того здания, которое предстоит возводить всем нам, здания новой культуры толерантного человечества.

Ведущий 2:А капитанам команд предстоит по характеристике деятельности этого человека определить и назвать его имя. Каждый правильный ответ оценивается жюри в 1 балл.

Ведущий 1:  Итак, капитаны, вы готовы сразиться в интеллектуальном поединке?

Ведущий 2:Тогда начинаем.

Вопросы:

Это древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода. В молодости был мелким чиновником, основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды изложены в книге "Беседы и суждения". Важным понятием его учения является жэнь ("гуманность") - совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю.  (Конфуций)

Граф, русский писатель. Дневник, который он вёл  до конца жизни, был первой его литературной школой - школой самоизучения, уловления тайных движений души, строгости предписываемых себе правил морали. В его романе «Семейное счастье» зарождалась будущая концепция семейного долга женщины, её добродетели и самопожертвования в браке. Роман-эпопея «Война и мир» стала уникальным явлением литературы, повествующем о духовных исканиях и трудностях, возникающих на пути человека. ( Лев Николаевич Толстой)

Физик, создатель теории относительности, один из создателей квантовой теории. В 1933 году в знак протеста против фашизма покинул Германию и отказался от германского гражданства и переехал в США. Член многих международных научных обществ. (Альберт Энштейн)

       Российский литературовед и историк культуры, академик. Его работы отличаются пристальным вниманием к эстетическому своеобразию культуры Древней Руси и в связи с этим к проблемам общей теории искусства, для них характерно изучение общественной идеологии, литературы, поэзии и изобразительного искусства. Выступал также как популяризатор науки и публицист, борясь за охрану и изучение памятников старины. (Дмитрий Сергеевич Лихачев)

     Выдающийся психолог, философ. Раскрыл механизмы и законы культурного развития личности, его труды наметили новый подход к вопросам формирования личности. (Лев Семенович Выгодский)

Известный ученый и деятель русского и европейского революционного движения, князь. Известен рядом сочинений по социальным вопросам, географ, путешественник. (Петр Алексеевич Кропоткин).

Американский священник и борец за гражданские права. Уникальный вклад Кинг в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя считал деятельность Махатмы Ганди. В 1963 г. он организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. (Мартин Лютер Кинг)

Выдающийся мыслитель, минеролог, основоположник геохимии, учения о биосфере, организатор многих научных учреждений. В настоящее время в нашем городе  в его честь учреждена стипендия  для лучших учащихся, а также проводятся общественные чтения. (Владимир Иванович Вернадский)

Советский физик и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира (1975).

Работая над созданием термоядерного оружия, он осознавал его огромную опасность. Он убедил Н.С.Хрущева вступить в переговоры о запрещении испытаний ядерного оружия. В 1967 участвовал в работе Комитета по защите Байкала. Выступал за развитие демократических обществ в СССР и США. В декабре 1979 публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. (Андрей Дмитриевич Сахаров)

Русский литературовед, культуролог. Особый интерес Лотмана вызывало соотношение "литературы" и "жизни": он умел обнаруживать случаи воздействия литературы на жизнь и формирование человеческой судьбы. (Юрий Михайлович Лотман)

Один из руководителей национально-освободительного движения Индии. Возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. Он боролся против всех проявлений английской политики "разделяй и властвуй", против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст "неприкасаемых». (Мохатма Ганди)

Ведущий 1:  Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги  конкурса капитанов.

Спасибо.

VI

Ведущий 2:  Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.

Ведущий 1:  Но у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

Ведущий 2:  Это предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. И мы объявляем следующий, VI- конкурс под названием «Перепиши сказку».

Ведущий 1:  Ваша задача  выслушать сказку и попытаться  определить причину ошибки мудрецов. И переписать конец сказки,  разрешив возникший между мудрецами конфликт.

Ведущий 2:  Мудрецы и слон.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 Ведущий 1:  Как вы поняли, у мудрецов возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Каким образом мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Перепишите конец сказки.

    Команды могут приступать к работе.

Ведущий 2:  Пока наши команды будут работать, мы предоставим слово нашему гостю, работнику библиотеки, Прокоп Наталье …

 

 (проверка уровня толерантности у зрителей по слайдам)

Ведущий 1:  Свой вариант сказки зачитает команда…

Слово предоставляется команде…..

Ведущий 1:  Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

VII

Ведущий 2:  Мне кажется, наши команды неплохо справились с этим конкурсом  и смогли продемонстрировать определенную склонность к литературному сочинительству.

Ведущий 1:  Интересно, а обладают наши участники художественными способностями?

Ведущий 2:  Но чтобы узнать об этом, нужно проверить.

Ведущий 1:  Каким образом?

Ведущий 2:  Думаю, что все очень просто. Следующим конкурсом должен быть художественный.

Ведущий 1:  Итак, мы объявляем VII- «Художественный конкурс».

Ведущий 2:  В этом конкурсе принимает участие вся команда. Задание – придумать и нарисовать символ толерантности. А затем  представить  свою работу на суд зрителей и жюри, обосновав выбор данного символа. Максимальная оценка за этот конкурс -5 баллов. Команды могут приступать к работе.

Ведущий 1:  А мы передаем слово Прокоп…

 

Работа со зрительным залом.

Мы сталкиваемся с толерантностью каждый день, на улице, в общественных местах, в школе.

И, к сожалению, мы сами не всегда бываем толерантны друг к другу, при этом именно мы можем что-то изменить.

Так что же нужно сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», чтобы всем было комфортно и приятно.

Мы предлагаем вам, уважаемые зрители, подумать, записать свои мысли по этому вопросу на листочках и украсить ими деревья.

(Зрители подходят к дереву толерантности и приклеивают листики со своими высказываниями).

Ведущий 2:  Я думаю, наши команды готовы продемонстрировать свои работы.

Ведущий 1:  Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, этот конкурс.

 

VIII

Ведущий 2:  Изменить мир очень сложно, впрочем как и изменить самого себя, скорей мы можем изменить свое отношение к миру и своему месту в этом обществе.

Ведущий 1:  Ведь различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Ведущий 2:  Невозможно нравится всем, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. Ведущий 1:  И мы объявляем следующий ,VIII-конкурс, под названием «Ты-мне, я - тебе».

Ведущий 2:  Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. 

Ведущий 1:   Каждая команда подготовила ситуационные задачи. И сейчас по - очереди зададут их друг другу. Необходимо выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого.

Ведущий 2:  Допускается командное обсуждение. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Конфликтные ситуации:

1-я группа. “Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.

2-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

1-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.

2-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Ведущий 2:  Ну, а пока жюри подводит итоги этого конкурса и всей игры в целом, для вас, уважаемые зрители прозвучит песня.

Звучит песня «С друзьями»

 Ведущий 1:   Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Звучат фанфары.

1. Подводят итог.

2. Награждение.

Ведущий 1:   Дорогие зрители, давайте еще раз поблагодарим команды за удачные выступления дружными аплодисментами.

На фоне музыки звучат заключительные слова

Ведущий 2:  Вот и подошла к концу наша программа. Я думаю, что сегодня вы не только получили удовольствие от игры, но и смогли расширить свой кругозор, пополнив его новыми знаниями.

 Ведущий 1:   Мы надеемся, что все, что вы услышали и увидели сегодня,  поможет вам разобраться в своём отношении к людям, сверстникам  и понятию толерантности.

 Ведущий 2:  Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло  всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для  счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.

 Ведущий 1:   Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. А чтобы вам было легче в пути, воспользуйтесь этим рецептом счастья:

Ведущий 2:  Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!

Ведущий 1:   Пусть каждый из вас, пусть ваш класс, наша школа, Ведущий 2:  наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей

Ведущие вместе: большой планеты Земля!  

Звучит песня «Дети Солнца»

Ведущий 1:   Спасибо за внимание!

БЛИЦ-ОТВЕТ»

Мы уже многое знаем о толерантности и наш конкурс подходит к концу.

Уважаемые команды, постарайтесь сформулировать почему так важна толерантность и что вы сами в силах изменить, чтобы сделать наш мир более толерантным?

Блиц ответ. 1 минута на размышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного междисциплинарного курса "Искусство быть читателем" для 7 класса

Факультативный курс "Искусство быть читателем" предназначен для учащихся 7 класса и носит междисциплинарный характер в условиях реализации ООП  ФГОС  ООО (раздел "Основы смыслового чтения и ...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

План работы классного руководителя (в рамках программы «Искусство быть родителем») на 2019-2020 уч. год

В результате реализации родительского всеобуча:- улучшилась взаимосвязь между семьей и школой;- родители активно участвуют в жизни класса и в воспитательном процессе;- родители стали лучше понимать св...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"

Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащих...