"Искусство быть толерантным" конкурсная программа
методическая разработка (9 класс) по теме
Мероприятие расчитано на учащихся 8-9 классов, которые являются активными его участниками. Представленная конкурсная программа обладает огромным воспитывающим потенциалом, формирует правильное представление о толерантном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_toler.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Искусство быть толерантным».
« Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой»
Э.Берк
Цели:
1. Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
3.Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Искусство быть толерантным» (авторская разработка); песня «Дети Солнца» («Deti_solntsa». группа «Непоседы», альбом «10 лет - Лучшее», 2001 г., объём файла 4,04 МЬ)
Оформление актового зала:
макет дерева толерантности, плакат «цветок толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе, фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев, распечатка памятных закладок для книг для каждого воспитанника и гостей мероприятия.
Звучит песня «Я, ты, он, она…»
Ведущий 1: “Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Ведущий 2: Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее.
Слова звучат на фоне инструментальной музыки
Ведущий 1: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?
Ведущий 2: Мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». Но уже сегодня понятие толерантности неразрывно связано с нашей жизнью. Ведь толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира в обществе.
Ведущий 1: Поэтому задача нашего мероприятия - сформировать представление о толерантности, показать многозначность понятия «толерантность», выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Заставка фанфары.
Ведущий 2: Итак, мы рады вас приветствовать на конкурсной программе под названием «Искусство быть толерантным»
Ведущий 1: Две команды продемонстрируют вам свои познания в сфере толерантности, в ходе конкурсов проявят свои креативные способности, посоревнуются в находчивости и смекалке. А песни сегодня будут сопровождать вас повсюду. И если кому- то взгрустнется, то пусть эта грусть будет мимолетной.
Ведущий 2: Но для начала позвольте представить наших главных героев! Это команда 8 класса «Г» и команда 9 класса «Д».
Выход команд
Ведущий 1: А судить выступления наших участников будет компетентное жюри. В его составе:
_-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------______________
_______________________
Ведущий 2: Командам желаем удачных выступлений, а зрителям и болельщикам – хорошего настроения! Итак, мы начинаем!
Ведущий 1: I-конкурс «Представление команды»
Ведущий 2: Жюри оценивает представление команды, девиз, эмблему, приветствие соперникам и внешний вид. Максимальная оценка – 5 баллов.
Выступление команд
Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы продолжим наш разговор о толерантности.
Ведущий 2: Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня так называемой модной темой.
Ведущий 1: Президент нашей страны Д.Медведев недавно подчеркнул, что «толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими».
Ведущий 2: Ребята, а может кто-то знает, когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»?
1-команда: На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей. С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
2-команда: Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского договора – эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская.
Ведущий 1: В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
Ведущий 2: Определение слова «толерантность» на разных языках звучит по-разному:
tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Ведущий 1: В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
Ведущий 2: Так что же объединяет все эти определения?
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
Ведущий 1: Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
II
Ведущий 2: Итак, мы выяснили значение термина «толерантность».
Пора переходить ко II конкурсу, который называется «Разминка».
Ведущий 1: Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Ведущий 2: Команды за время музыкальной паузы должны сформулировать и записать определенные черты толерантной и интолерантной личности. Жюри оценивает грамотность и полноту ответов. Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.
Основные черты личности:
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других Непонимание
Желание что – нибудь делать вместе Игнорирование
Понимание и принятие Эгоизм
Чуткость, снисходительность Нетерпимость
Доверие, гуманизм Пренебрежение, раздражительность
Любознательность Равнодушие, цинизм
Доброжелательность Агрессивность
Ведущий 1: Команды могут приступать к работе, а у нас музыкальная пауза.
Звучит песня «Дорога Добра»
Ведущий 2: Я вижу, команды уже готовы к ответу. Слово предоставляется команде 8 классов.
Слово предоставляется команде 9 классов.
Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги нашей разминки.
III
Ведущий 1: Ну, а мы переходим к следующему,III конкурсу, который называется
«Кто быстрее».
Ведущий 2: Я буду задавать вопросы, связанные с понятием толерантности, сразу обеим командам, а право ответа получает тот, кто быстрее поднимет руку. Если команда дала неправильный ответ, то возможность ответить на этот вопрос получает другая команда. Жюри внимательно следит за игроками и за каждый правильный ответ присуждает 1 балл.
Звучат вопросы:
- Термин, обозначающий терпимое, уважительное отношение к людям, осознание того, что все мы разные, признание универсальных прав и свобод граждан. (Толерантность).
- В каком году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно отмечать Международный день, посвященный терпимости? (1996)
- В какой день отмечают Международный день толерантности? (16 ноября)
- Когда государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости? (16 ноября 1993 года)
- Что провозгласила Декларация принципов толерантности? (Все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах)
- Что согласно документу, «Декларация принципов толерантности», означает терпимость? (Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности).
- Какой документ является базовым для принципов толерантности? (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах).
- Выход из конфликтной ситуации путем взаимовыгодных уступок? (Компромисс).
- Намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких – либо лиц по признакам расы, национальности, пола, государственной принадлежности, религиозных и политических убеждений? ( Дискриминация).
- Поддержка лиц на основе близости и общности их интересов; согласованность в выступлениях и действиях? (Солидарность).
- Действия, совершаемые с целью уничтожения полностью или частично какой – либо национальной, расовой, этнической группы? ( Геноцид).
- Что дается так легко, а ценится другими очень дорого? (Вежливость).
- В буквальном переводе это означает – ненависть к иностранному. Проявляется как неуважение к другим традициям и культурам. Что это за термин? ( Ксенофобия).
- Как называется чувство любви к Родине, к своему народу, готовность к его защите от врагов? (Патриотизм)
- С какой целью отмечают Международный день толерантности? (Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма).
- Мировоззрение, проникнутое любовью к людям, заботой о благе людей? (Гуманность).
- Как называетс общее согласие по спорным вопросам? ( Консенсус).
- Это идеологическая форма открытой, воинственной, террористической диктатуры, осуществляющая политику шовинизма, расизма? (Фашизм).
- Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих взглядов? (Конформизм).
- Как называется концепция о разделении человечества на высшие и низшие расы? (Расизм).
- Противоборство, столкновение политических принципов называется… (Конфронтация).
- Крайнее проявление национализма, направленное на пропаганду национальной и расовой исключительности ,на возвеличивании своей нации? (Шовинизм)
- Как называется враждебное отношение одной национальной группы к другой? (Трайбализм).
Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы предоставим слово нашему гостю, Прокоп Наталье... Давайте ее поприветствуем.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Давайте попробуем составить правила толерантного общения.
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
- Прощай
- Уважай права другого
- Уважай человеческое достоинство
- Принимай другого таким, каков он есть
- Сострадай
- Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.
Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.
Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.
Ведущий 1: Да, как мы видим, ребята неплохо подготовились к игре: обладают широкими познаниями.
А мы продолжаем наш разговор о толерантности.
IV
Ведущий 2: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить. И мы переходит к следующему,
IV- конкурсу под названием «Домашнее задание».
Ведущий 1: Каждая из команд заранее подготовила своё представление о толерантности в жизни своего коллектива, и сейчас мы узнаем, насколько сплочён каждый из коллективов общими целями, интересами, пониманием друг друга, желанием прийти на помощь в трудную минуту. Максимальная оценка за этот конкурс -5 баллов.
Ведущий 2: Слово команде 9 класса:
Участники: 1.Мы решили выбрать и обсудить такую ветвь толерантности, как образование. Ведь что у нас, девятиклассников, общее? Во-первых, учеба, цель которой – получить образование. Но среди нас есть те, кому нравится математика, другим – история, третьим – химия… Есть среди нас и те, которые совершенно равнодушны к физике, литературе, физкультуре… Так случилось потому, что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент.
2. Обсуждая с участниками тему, мы пришли к мнению, что девизом выступления нашей команды станут такие слова: «Знаний много не бывает!» На наш взгляд, человеку толерантному свойственны следующие черты характера:
-Знание себя, т.е. способность относиться к себе критически, стараться разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
-Защищенность, т.е. уверенность в себе. Он не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
- Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
- Потребность в определении, стремление к работе, творчеству, самореализации.
- Чувство юмора. Живо реагирует на шутки, способен посмеяться над собой.
- Демократичность.
В учебе главные помощники - УЧИТЕЛЯ. Особо хочется сказать о толерантности наших преподавателей. Мы долго обсуждали эту тему и пришли к выводу, что толерантный педагог это педагог, который может:
-Быть спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым;
-Иметь свой индивидуальный стиль и стараться, чтобы один урок не был похож на другой;
-своевременно проявлять чувство юмора;
-Держать дисциплину на интересе к своему предмету, справляться с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселять в учеников оптимизм;
- Проводить контрольные работы в интересной для учеников форме;
- Поручать делать шпаргалки, но не приветствовать пользование ими;
- Не спрашивать постоянно одних и тех же;
-Не ставить оценки «от балды»;
- Не звонить родителям «по глупостям»;
- Думать о количестве задаваемого;
- Специально задумываться, как предоставить ученику шанс исправить двойку;
- Улыбаться, шутить, радоваться, передавать ученикам положительные эмоции.
Как видим, толерантность в области образования – это не просто отдельно взятое качество, а результативный фактор взаимосвязанных свойств личности.
Ведущий 2: Слово команде 8 класса.
- Мы решили выбрать и обсудить такую ветвь толерантности, как семья. Семья для каждого из нас много значит, потому что мы рождаемся в семье и умирать тоже должны в семье. А человек без родных – несчастливый человек. Давно, несколько веков назад, великий английский поэт Уильям Шекспир написал:
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,-
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
- Каждая семья имеет свою биографию. В каждой семье складываются особые традиции, обычаи, есть любимые вещи, книги, фильмы, блюда, своя лексика (словечки, прозвища, ласкательные имена) и ещё много всего, из чего создается целый семейный мир. Как в каждом оркестре есть дирижер, есть исполнители и обязательно есть первая скрипка, которая выводит основную, главную мелодию, так и в каждой семье есть дирижер (чаще всего папа), первая скрипка (конечно, мама) и другие (на ваш вкус и характер инструменты) члены семьи.
- В каждой семье есть фотоальбомы, хранящие память о целых поколениях родных и близких. Эти фотолетописи дают удивительную возможность перенестись без помощи машины времени в какие – либо мгновения жизни - своей или чужой, испытать то, что уже давно забыто.
К сожалению, а может быть, к радости, фотографии сейчас можно хранить на электронных носителях, способных вместить во много раз больше, чем обычный альбом. И всё же старые снимки заключают в себе какую-то особую теплоту, они пахнут… жизнью, что ли пахнут. Их можно держать в руках и осязать те мгновения, которые замерли, остановились… Из своих семейных альбомов мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные фотографии. Вот они. (Демонстрируют фото и вешают их на доске).
- Толерантность, на наш взгляд, в семье, исходя из всего сказанного, заключается в способности терпеть кого – то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо, кого – либо, желание что либо делать вместе.
- Наша группа, участвуя в коллективном творческом деле, пришла к выводу, что счастье в том, чтобы быть полезным сегодня братьям и сёстрам, папе и маме, завтра - товарищу, послезавтра - Родине.
-Наш класс – маленькая семья, и хотелось бы, чтобы в нашей семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чувствовалась бы забота о каждом.
Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы немного отдохнем.
Ведущий 1: Ни для кого не секрет, что музыка это уникальное искусство, способное объединять людей разных национальностей. И неважно, на каком языке поется песня, язык музыки понятен всем без перевода.
Звучит «Пасадена»
Ведущий 2: Для подведения итогов этого конкурса, слово предоставляется жюри.
Спасибо, уважаемое жюри.
V
Ведущий 1: Ну, а я объявляю следующий V-конкурс, который называется «Лики толерантности». В нем принимают участие только капитаны команд.
Ведущий 2:Люди, чьи лики будут изображены здесь, могут быть причислены к тем, кого называли святыми. Потому, что они, как правило, не любили и не любят публичности и поэтому об их жизни мало что известно.
Ведущий 1: Одно достоверно - они закладывали и закладывают фундамент того здания, которое предстоит возводить всем нам, здания новой культуры толерантного человечества.
Ведущий 2:А капитанам команд предстоит по характеристике деятельности этого человека определить и назвать его имя. Каждый правильный ответ оценивается жюри в 1 балл.
Ведущий 1: Итак, капитаны, вы готовы сразиться в интеллектуальном поединке?
Ведущий 2:Тогда начинаем.
Вопросы:
Это древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода. В молодости был мелким чиновником, основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды изложены в книге "Беседы и суждения". Важным понятием его учения является жэнь ("гуманность") - совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю. (Конфуций)
Граф, русский писатель. Дневник, который он вёл до конца жизни, был первой его литературной школой - школой самоизучения, уловления тайных движений души, строгости предписываемых себе правил морали. В его романе «Семейное счастье» зарождалась будущая концепция семейного долга женщины, её добродетели и самопожертвования в браке. Роман-эпопея «Война и мир» стала уникальным явлением литературы, повествующем о духовных исканиях и трудностях, возникающих на пути человека. ( Лев Николаевич Толстой)
Физик, создатель теории относительности, один из создателей квантовой теории. В 1933 году в знак протеста против фашизма покинул Германию и отказался от германского гражданства и переехал в США. Член многих международных научных обществ. (Альберт Энштейн)
Российский литературовед и историк культуры, академик. Его работы отличаются пристальным вниманием к эстетическому своеобразию культуры Древней Руси и в связи с этим к проблемам общей теории искусства, для них характерно изучение общественной идеологии, литературы, поэзии и изобразительного искусства. Выступал также как популяризатор науки и публицист, борясь за охрану и изучение памятников старины. (Дмитрий Сергеевич Лихачев)
Выдающийся психолог, философ. Раскрыл механизмы и законы культурного развития личности, его труды наметили новый подход к вопросам формирования личности. (Лев Семенович Выгодский)
Известный ученый и деятель русского и европейского революционного движения, князь. Известен рядом сочинений по социальным вопросам, географ, путешественник. (Петр Алексеевич Кропоткин).
Американский священник и борец за гражданские права. Уникальный вклад Кинг в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя считал деятельность Махатмы Ганди. В 1963 г. он организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. (Мартин Лютер Кинг)
Выдающийся мыслитель, минеролог, основоположник геохимии, учения о биосфере, организатор многих научных учреждений. В настоящее время в нашем городе в его честь учреждена стипендия для лучших учащихся, а также проводятся общественные чтения. (Владимир Иванович Вернадский)
Советский физик и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира (1975).
Работая над созданием термоядерного оружия, он осознавал его огромную опасность. Он убедил Н.С.Хрущева вступить в переговоры о запрещении испытаний ядерного оружия. В 1967 участвовал в работе Комитета по защите Байкала. Выступал за развитие демократических обществ в СССР и США. В декабре 1979 публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. (Андрей Дмитриевич Сахаров)
Русский литературовед, культуролог. Особый интерес Лотмана вызывало соотношение "литературы" и "жизни": он умел обнаруживать случаи воздействия литературы на жизнь и формирование человеческой судьбы. (Юрий Михайлович Лотман)
Один из руководителей национально-освободительного движения Индии. Возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. Он боролся против всех проявлений английской политики "разделяй и властвуй", против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст "неприкасаемых». (Мохатма Ганди)
Ведущий 1: Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги конкурса капитанов.
Спасибо.
VI
Ведущий 2: Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
Ведущий 1: Но у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
Ведущий 2: Это предрассудки, войны, конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. И мы объявляем следующий, VI- конкурс под названием «Перепиши сказку».
Ведущий 1: Ваша задача выслушать сказку и попытаться определить причину ошибки мудрецов. И переписать конец сказки, разрешив возникший между мудрецами конфликт.
Ведущий 2: Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Ведущий 1: Как вы поняли, у мудрецов возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Каким образом мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Перепишите конец сказки.
Команды могут приступать к работе.
Ведущий 2: Пока наши команды будут работать, мы предоставим слово нашему гостю, работнику библиотеки, Прокоп Наталье …
(проверка уровня толерантности у зрителей по слайдам)
Ведущий 1: Свой вариант сказки зачитает команда…
Слово предоставляется команде…..
Ведущий 1: Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.
VII
Ведущий 2: Мне кажется, наши команды неплохо справились с этим конкурсом и смогли продемонстрировать определенную склонность к литературному сочинительству.
Ведущий 1: Интересно, а обладают наши участники художественными способностями?
Ведущий 2: Но чтобы узнать об этом, нужно проверить.
Ведущий 1: Каким образом?
Ведущий 2: Думаю, что все очень просто. Следующим конкурсом должен быть художественный.
Ведущий 1: Итак, мы объявляем VII- «Художественный конкурс».
Ведущий 2: В этом конкурсе принимает участие вся команда. Задание – придумать и нарисовать символ толерантности. А затем представить свою работу на суд зрителей и жюри, обосновав выбор данного символа. Максимальная оценка за этот конкурс -5 баллов. Команды могут приступать к работе.
Ведущий 1: А мы передаем слово Прокоп…
Работа со зрительным залом.
Мы сталкиваемся с толерантностью каждый день, на улице, в общественных местах, в школе.
И, к сожалению, мы сами не всегда бываем толерантны друг к другу, при этом именно мы можем что-то изменить.
Так что же нужно сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», чтобы всем было комфортно и приятно.
Мы предлагаем вам, уважаемые зрители, подумать, записать свои мысли по этому вопросу на листочках и украсить ими деревья.
(Зрители подходят к дереву толерантности и приклеивают листики со своими высказываниями).
Ведущий 2: Я думаю, наши команды готовы продемонстрировать свои работы.
Ведущий 1: Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, этот конкурс.
VIII
Ведущий 2: Изменить мир очень сложно, впрочем как и изменить самого себя, скорей мы можем изменить свое отношение к миру и своему месту в этом обществе.
Ведущий 1: Ведь различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
Ведущий 2: Невозможно нравится всем, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. Ведущий 1: И мы объявляем следующий ,VIII-конкурс, под названием «Ты-мне, я - тебе».
Ведущий 2: Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение.
Ведущий 1: Каждая команда подготовила ситуационные задачи. И сейчас по - очереди зададут их друг другу. Необходимо выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого.
Ведущий 2: Допускается командное обсуждение. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Конфликтные ситуации:
1-я группа. “Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.
2-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.
1-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.
2-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.
Ведущий 2: Ну, а пока жюри подводит итоги этого конкурса и всей игры в целом, для вас, уважаемые зрители прозвучит песня.
Звучит песня «С друзьями»
Ведущий 1: Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Звучат фанфары.
1. Подводят итог.
2. Награждение.
Ведущий 1: Дорогие зрители, давайте еще раз поблагодарим команды за удачные выступления дружными аплодисментами.
На фоне музыки звучат заключительные слова
Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша программа. Я думаю, что сегодня вы не только получили удовольствие от игры, но и смогли расширить свой кругозор, пополнив его новыми знаниями.
Ведущий 1: Мы надеемся, что все, что вы услышали и увидели сегодня, поможет вам разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности.
Ведущий 2: Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.
Ведущий 1: Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. А чтобы вам было легче в пути, воспользуйтесь этим рецептом счастья:
Ведущий 2: Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!
Ведущий 1: Пусть каждый из вас, пусть ваш класс, наша школа, Ведущий 2: наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей
Ведущие вместе: большой планеты Земля!
Звучит песня «Дети Солнца»
Ведущий 1: Спасибо за внимание!
БЛИЦ-ОТВЕТ»
Мы уже многое знаем о толерантности и наш конкурс подходит к концу.
Уважаемые команды, постарайтесь сформулировать почему так важна толерантность и что вы сами в силах изменить, чтобы сделать наш мир более толерантным?
Блиц ответ. 1 минута на размышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Искусство быть здоровым"
"Искусство быть здоровым"...
Программа факультативного междисциплинарного курса "Искусство быть читателем" для 7 класса
Факультативный курс "Искусство быть читателем" предназначен для учащихся 7 класса и носит междисциплинарный характер в условиях реализации ООП ФГОС ООО (раздел "Основы смыслового чтения и ...
Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...
План работы классного руководителя (в рамках программы «Искусство быть родителем») на 2019-2020 уч. год
В результате реализации родительского всеобуча:- улучшилась взаимосвязь между семьей и школой;- родители активно участвуют в жизни класса и в воспитательном процессе;- родители стали лучше понимать св...
Программа уроков развития по литературе "Искусство быть читателем"
для аттестации...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...
Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"
Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащих...