Программа дополнительного образования "Искусство быть здоровым"
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Искусство быть здоровым»
Разработала учитель биологии
ГБОУ СОШ № 1246 г. Москвы
Позднякова О.С.
Возраст обучающихся – 12-15 лет
Срок реализации программы – 3 года
Количество часов в год – 144
Пояснительная записка.
Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и направлена на освоение обучающимися комплекса знаний в области сохранения и поддержания здоровья, ведения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяется тем, что ее содержание направлено на популяризацию у школьников здорового образа жизни, формирование осознанной заинтересованности и ответственности ребенка за свое здоровье. Обретение компетенций грамотной заботы о своем здоровье невозможно без знания гигиены человеческого организма и экологии человека. В экологически сложных городских условиях, окружённые многочисленными факторами, отрицательно влияющими на здоровье, ребёнок должен иметь необходимые знания об этих факторах и навыки поведения, позволяющие предохранить свой организм, поддержать его, не навредить по незнанию и неосторожности. Знать формы гармоничного сосуществования с живой природой и уметь заботиться о живых объектах.
Повышенный интерес учащихся к вопросам гигиены и здоровью человека позволяет во внеклассной работе значительно расширить, конкретизировать и наглядно продемонстрировать многие аспекты данной темы. Программой предусмотрено ознакомление с большим объемом видеоматериалов, практические занятия, позволяющие подкрепить теоретические знания конкретными примерами, сформировать необходимые умения и навыки.
Большую практическую значимость имеют приобретаемые учениками практические навыки по оказанию первой помощи в различных экстремальных ситуациях.
Образовательная программа «Искусство быть здоровым» рассчитана на реализацию в группе из 12-15 учащихся в возрасте 12-15 лет (6-8 класс).
Программа согласована с общеобразовательными программами по биологии под редакцией А. И. Никишова и других авторов для данной возрастной группы и базируется на тех знаниях, которые дети получают на уроках биологии и уже познакомились в курсе природоведения, владеют необходимыми умениями и навыками для восприятия программы.
Программа на каждом из трех лет обучения адаптирована к специфике восприятия детей данной возрастной и социальной группы, с учётом особенностей детей – жителей крупного мегаполиса. Многие темы рассматриваются на концентрической основе, с использованием метода опережающего обучения, активизации межпредметных связей с такими предметами, как экология, ОБЖ, материальные технологии, физическая культура.
Цели:
Расширять и научно обосновать знания об организме человека, о законах гармонии его с окружающей средой.
Формировать представления о необходимости и возможности влиять на свое здоровье, красоту и силу, используя знания о своем организме, об окружающих нас живых организмах.
Развивать умения и навыки сохранения здоровья в повседневной жизни.
Воспитывать гуманизм и культуру поведения.
Обучающие:
- Расширение знаний анатомии, физиологии, систематики и экологии человека по сравнению со школьным курсом.
- Обучение приемам укрепления здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма, получение навыков здорового образа жизни.
- Овладение приёмами оказания первой помощи, выделение факторов отрицательного воздействия на организм человека.
- Формирование навыков ухода за живыми объектами.
- Освоение знаний и умений сбора информации (мониторинги, наблюдения), анализ и работы с различными информационными источниками.
Развивающие:
- Формирование мировоззрения здорового образа жизни.
- Дальнейшее развитие логического мышления, аналитических способностей, умений вести дискуссию, критически изучать известные факты, гипотезы, концепции.
3. Развитие наблюдательности, усидчивости характера, интереса к познанию окружающего мира.
4. Развитие опыта коллективного общения.
5. Развитие ощущения значимости их деятельности, эмоциональной сферы и восприятия.
Воспитательные:
1. Формирование мировоззрения здорового образа жизни.
1. Формирование нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями, навыками;
2. Воспитание у учащегося ответственности за своё здоровье, культуры здоровья;
3. Формирование поведения учащихся, их образа мыслей, привычек, основные компетенции, адаптирующих их к реальной жизни.
4. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
5.Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
При составлении программы использованы принципы:
- доступности материала ( от известного к неизвестному),
- принцип связи теории с практикой,
- принцип систематичности и последовательности материала (преемственности),
- принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,
- принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),
- принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу
Срок реализации программы: 3 года.
Режим занятий: – 4 недельных часа, 144 часа в год,
Особенности содержания разделов программы
Вводное занятие
Раздел «Составляющие здоровье» включает в себя вопросы гармонизации человека и природы, основные направления общей гигиены человека.
Раздел «Наука работать и отдыхать» подробно рассматривает значимость режима дня, соблюдения правил гигиены рабочего места, правил работы за ним для нормального процесса жизнедеятельности. Влияние различных раздражителей на детский организм. Влияние физкультуры на неспецифическую устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов, повышение работоспособности. Также учащиеся знакомятся с возможными проблемами его нарушения – гиподинамией, утомлением, стрессовыми состояниями.
В разделе рассматриваются способы. Как избежать гиподинамии и переутомления организма человека, а также помогает развивать культуру труда, физических нагрузок и отдыха. Раскрываются формы физических занятий, снятия напряжения. Дети знакомятся с различными направлениями и способами свободного времяпрепровождения, обращая внимания на различные хобби и увлечения.
Раздел «Кодекс питания» раскрывает особенности обмена веществ в организме и основные правила, необходимые для нормальной работы органов пищеварения и выделения.
Раздел «Вредные привычки» знакомит учащихся с пагубным воздействием различных веществ и факторов на организм человека, на его поведение и развитие.
Раздел « Секреты гигиены» затрагивает вопросы воздействия на организм различных веществ и факторов. В ходе практических работ учащиеся приобретают навыки ухода за своим организмом.
Раздел «Первая доврачебная помощь»- подробно рассматриваются различные виды травм в результате ЧС и меры оказания первой помощи. на практических занятиях ученики получают необходимые для этого умения и навыки.
Раздел «Резервы человеческого организма» раскрывает его огромные потенциальные возможности. На конкретных примерах и видеоматериалах учащиеся знакомятся со способами их развития в собственном организме, со способами поддержания здоровья.
Ожидаемые результаты и способы проверки:
1-й год занятий знания, умения, развитие и воспитание качеств
-знать
-влияние режима дня, соблюдения правил гигиены учебы и личной гигиены на здоровье человека,
- режим питания и его значение для организма,
- влияние табачных изделий на организм,
- правила оказания первой помощи при незначительных травмах,
- влияние температур на организм,
- влияние природы, растений на организм
-уметь
-проводить мониторинг среди сверстников, систематизировать и анализировать полученную информацию,
-приемы снятия утомления с мышц,
-оказать первую помощь при незначительных травмах,
- ухаживать за комнатными растениями,
-определять и избегать контакта с ядовитыми растениями Подмосковья,
- развивать логического мышления, аналитических способностей
2-й год занятий
-знать
- режим физических нагрузок и двигательной активности школьника,
- влияние на организм физических упражнений, гиподинамии,
- особенности норм питания людей различных профессий и стран,
- правила гигиены тела
- влияние алкоголя на организм
- какое влияние оказывает общение с животными на человека
-уметь
- владеть навыками ухода за телом
- оказать первую помощь при различных травмах,
- приобретать навыки поведения, адаптирующих их к реальной жизни на основе принципов сохранения здоровья
- овладевать навыками ухода за домашними питомцами.
3-й год занятий
-знать
- особенностях психики и физиологии человека, как биосоциального существа,
- основные правила снятия утомления у человека
- физиологическую природу стресса, его последствия для организма, пути преодоления стрессов,
- физиологические основы рационального питания,
- влияние пищевых добавок на организм,
- разрушающее влияние на организм и психику человека психотропных веществ,
- особенности личной гигиены, средства ухода за телом,
-уметь
- владеть навыками личной гигиены,
- оказать первую помощь при различных травмах,
-умений вести дискуссию, критически изучать известные факты
- продолжится развитие наблюдательности, усидчивости характера, интереса к познанию окружающего мира.
-учащиеся будут готовы самостоятельно работать и передавать сверстникам свои знания и умения,
- приобретение навыка ответственного отношения к своему здоровью.
Проверка результатов: качество получаемых учениками знаний, умений и навыков проверяется при систематическом проведении практических работ в процессе бесед и диспутов, а также во время подведения итогов по конкретным темам
Учебно - тематический план
№ | Раздел | 1 г | 2 г | 3 г | ||||||
общее | теор | пр | общее | теор | пр | общее | теор | пр | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - |
2 | Составляющие здоровья | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - |
3 | Наука работать и отдыхать | 50 | 35 | 15 | 50 | 35 | 15 | 40 | 30 | 10 |
4 | Кодекс питания | 30 | 20 | 10 | 30 | 20 | 10 | 20 | 10 | 10 |
6 | Вредные привычки | 20 | 15 | 5 | 20 | 15 | 5 | 30 | 20 | 10 |
7 | Секреты гигиены | 10 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | 16 | 10 | 6 |
8 | Первая доврачебная помощь | 26 | 15 | 11 | 26 | 15 | 11 | 30 | 20 | 10 |
9 | Резервы человеческого организма | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
итого | 144 | 97 | 48 | 144 | 97 | 48 | 144 | 97 | 48 |
Содержание программы:
1-й год занятий
Вводное занятие.
Знакомство с группой. Ознакомление учащихся с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел «Составляющие здоровья»
Понятие здоровья человека, влияние факторов среды на процессы роста и развития, значение питания, режима труда и отдыха.
Раздел «Наука работать и отдыхать»
Режим дня как один из факторов сохранения здоровья. Сон, его физиологическое значение. Продолжительность и условия нормального протекания. Механизмы утомления и причины его наступления. Недосып – причина быстрого утомления. Рабочее место школьника, его оснащение, гигиенические нормы. Влияние отклонений в гигиенических нормах на зрение и опорно-двигательную систему. Организация учебной деятельности – как избежать переутомления? Работа учащихся в свободное от учебы время. Влияние природы на организм. Роль растений в сохранении здоровья человека: значение лесных и парковых насаждений, фитотерапия, растения в нашем доме. Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями. Летние лагеря для школьников.
Практикум:
- проведение мониторинга и обработка информации: «Соблюдения режима дня учащимися»
- проведение мониторинга и обработка информации: «Мое рабочее место»
- проведение мониторинга и обработка информации: «Влияние отвлекающих факторов (шум, движение, неудобная поза) на скорость и качество восприятия информации.
- проведение мониторинга и обработка информации: «Выявление искривления позвоночника в поясничном отделе».
- влияние тяжестей на формирование скелета детей.
- влияние расположения источника света и освещенности рассматриваемого объекта на утомление глаз.
- приемы снятия утомления с мышц лица.
- приемы снятия утомления с мышц спины и шеи.
- правила ухода за комнатными растения,
- ядовитые растения Подмосковья,
- подготовка и проведение презентаций по теме: «Влияние лесов на здоровье человека- «Почему так приятно гулять в лесу?»
Раздел «Кодекс питания»
Физиологические основы процесса питания, его значение для организма. Режим питания и его значение. Ритуал приема пищи. Проблемы и причины переедания. Голодание, недоедание, диеты.
Практикум:
- влияние пищевых ферментов слюны на пищевой крахмал.
- влияние ферментов желудочного сока на белки.
- ритуал приема пищи в нашем доме, что бы хотелось дополнить, изменить.
-мониторинг школьников – «соблюдение режима питания», обработка информации.
- сервировка стола, его значение для процесса пищеварения.
- подготовка и проведение презентаций по теме: «Виды диет, их значение для организма», «Причины переедания».
Раздел «Вредные привычки»
Какие привычки являются «вредными». Табак и его свойства. Табакокурение – исторический экскурс, статистические данные о распространении курения среди подростков. Состав табачного дыма, его влияние на организм. Пассивное курение.
Причины, по которым подросток может начать курить.
- проведение мониторинга и обработка информации: « Вредные привычки, их значимость для тебя»
- подготовка и проведение презентации: «Табакокурение. Его распространение по миру»
- подготовка и проведение презентации: «Табак и его свойства»
- влияние табачного дыма на организм при пассивном курении
Раздел « Секреты гигиены»
Раскрытие понятия «гигиена». Культ чистоты - значение соблюдения личной гигиены для сохранения здоровья. Предметы личной гигиены, особенности их подбора, хранения, использования. Забота о теле- наша кожа, ее типы, особенности ухода. Растения как средства гигиены.
Практикум:
- моющие средства, их состав и влияние на кожу.
- определение типов кожи.
- знакомство с предметами личной гигиены, со способами и особенностями их применения.
- подготовка и проведение презентации по теме «Растение как средство гигиены».
- подготовка и проведение презентации по теме «Методы содержания тела в чистоте у различных народов».
Раздел «Первая доврачебная помощь»
Виды травм в быту. Мы идем в поход – что положить в аптечку. Признаки и первая помощь при солнечном ударе, ушибе, порезе, носовом кровотечении.
Практикум:
- изучение содержимого школьной аптечки, применение различных медикаментов.
- оказание первой помощи при солнечном ударе.
- оказание первой помощи при ушибах.
- оказание первой помощи при порезах.
- оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Раздел «Резервы человеческого организма»
Особенности перенесения человеком высоких и низких температур. Процессы привыкания и адаптации к климатическим условиям.
Практикум:
- наблюдение за состоянием организма при быстром перемещении из одного климатического пояса в другой.
2-й год занятий
Вводное занятие.
Ознакомление учащихся с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел «Составляющие здоровья»
Особенности физиологического развития детей и подростков- закономерности и неравномерность роста и развития. Исторические тенденции данного процесса. Гармония человека и природы.
Раздел «Наука работать и отдыхать»
Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста и пола. Режим физических нагрузок и двигательной активности школьника (гипокинезия и гиперкинезия). Режим внешкольных занятий и отдыха в выходные и каникулярные дни. Дозированноть физических нагрузок, значение регулярного отдыха, чередования сна и бодрствования. Влияние физкультуры на неспецифическую устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов, повышение работоспособности. Гиподинамия- болезнь века, ее причины и последствия, влияние на организм. Туристический кружок в нашей школе - направления его работы, мероприятия. Гармония человека и природы. Домашние любимцы в нашем доме, почему мы их заводим. Ответственность человека за своего питомца, правила ухода за ними.
Практикум:
- проведение мониторинга и обработка информации: «Соблюдения режима дня учащимися». Сравнительный анализ.
- проведение мониторинга и обработка информации: «Мое рабочее место»
- наблюдение и анализ поведения учащихся различных классов, их двигательной активности на переменах.
- нормы физических нагрузок на ученика 13-14 лет, их объективность
- приемы снятия состояния напряжения.
- приемы снятия утомления с мышц лица.
- приемы снятия утомления с мышц торса.
- диспут на тему «Какое влияние оказывает общение с животными на человека»
- правила ухода за домашними любимцами
Раздел «Кодекс питания»
Гастрономические привычки – пищевые условные рефлексы, национальная кухня. Вода- сок жизни. Нормы питания
Практикумы:
- определение норм питания.
- значение воды для клеток организма.
- водно-солевой обмен в организме.
- доклады и презентации о кулинарных пристрастиях разных народов мира.
- механизм формирования пищевых условных рефлексов.
Раздел «Вредные привычки»
Виды алкогольных и тонизирующих напитков. Влияние тонизирующих напитков на детский организм. Употребление алкоголя – исторический экскурс. Причины алкоголизма. Патологические изменения личности при злоупотреблении алкоголем. Поражение внутренних органов, влияние алкоголя на подростков. Признаки алкогольного опьянения. Как не скатиться в бездну.
- проведение мониторинга и обработка и сравнительный анализ информации: « Вредные привычки, их значимость для тебя»
- виды алкогольных и тонизирующих напитков, предлагаемых взрослыми детям
- доклады и презентации о влиянии алкоголя на организм.
Раздел « Секреты гигиены»
Забота о теле - ногти, волосы, зубы, особенности ухода. Гигиена одежды.
Практикум:
- виды тканей одежды, их влияние на организм.
- игровое занятие: «Одежда и образ жизни».
- зубы – особенность ухода.
- структура волос, особенности ухода.
- красители, их влияние на волосы.
-ногти, их структура. Типы лаков и их влияние на структуру ногтей.
Раздел «Первая доврачебная помощь»
Признаки, причины, виды и методы оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, укусов животных, венозном кровотечении.
Практикум:
- способы наложения повязок.
- оказание первой помощи при ожогах.
- оказание первой помощи при обморожениях.
- оказание первой помощи при укусах животных.
- оказание первой помощи при венозном кровотечении.
Раздел «Резервы человеческого организма»
Влияние дефицита кислорода на организм- встреча с горами. Горная болезнь. Процессы привыкания и адаптации. Подземные глубины, особенности процессов жизнедеятельности в отрыве от внешней среды.
3-й год занятий
Вводное занятие.
Ознакомление учащихся с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел «Составляющие здоровья»
Особенности физиологического развития детей и подростков- гетерохронность, половой диморфизм. Человек - биосоциальное существо. Влияние окружающей среды на поведение человека.
Раздел «Наука работать и отдыхать»
Усталость, как сигнал к отдыху, т.е. смене вида деятельности. Физическое и моральное утомление (от работы и нервной обстановки, интеллектуального напряжения и тягостной скуки, от горя и радости). Процесс «восстановления сил». Формы активного отдыха подростков. Праздники должны приносить радость, много праздников - уже не в радость. «Нарушение гармонии не остается безнаказанным». Стрессы, их причины и последствия для организма. Пути преодоления стрессовых ситуаций. Хобби и увлечения.
Практикум:
- проведение мониторинга и обработка информации: «Соблюдения режима дня учащимися», сравнительный анализ.
- наблюдение и сравнительный анализ поведения учащихся различных классов, их двигательной активности на переменах.
- доклады и презентации по теме: «Праздники народов мира».
- диспут на тему: «Причины стрессов в моей жизни».
- хобби и увлечения учителей и учеников школ, друзей и знакомых.
- приемы снятия утомления с мышц глаз.
- приемы снятия утомления с мышц торса.
- приемы снятия состояния напряжения.
Раздел «Кодекс питания»
Особенности обмена веществ у подростков. Пищевые добавки, красители, консерванты, ГМП, авитаминозы, их влияние на организм.
Практикум:
- игровое занятие: «Что бы съел мой организм», отражающий индивидуальные потребности организма.
- подготовка и проведение презентаций по темам: пищевые добавки, красители, консерванты, ГМП, авитаминозы.
- знакомство с составом различных продуктов питания, мониторинг пищевых продуктов в ближайших магазинах: процент наличия товара со знаком «Без ГМО».
- мониторинг учащихся – объем свежих фруктов и овощей в ежедневном рационе школьника.
Раздел «Вредные привычки»
Виды наркотических веществ. Использование наркотиков – исторических экскурс. Что такое наркомания. Понятие о наркотическом опьянении. Особенности патологической зависимости. Способы распространения наркотиков. Признаки передозировки наркотиков. Как не стать жертвой наркомании. Компьютерная игромания – почему эти игры так затягивают? Пути преодоления зависимости.
Практикум:
- подготовка и проведение презентаций по темам: «Виды наркотических веществ», «Использование наркотиков – исторических экскурс».
- диспут на тему: Как не стать жертвой наркомании?
- разнообразие и сюжеты компьютерных игр.
Раздел « Секреты гигиены»
Парфюмерия и здоровье, средства ухода за телом. Особенности интимной гигиены. Закаливание- способы и методы.
Практикум:
- средства интимной гигиены, особенности использования.
- влияние духов и других ароматизаторов на организм человека.
- средства парфюмерии, их влияние на организм.
- диспут на тему: «Значение макияжа во взаимоотношении между людьми»
- подготовка и проведение презентации по теме «Способы закаливания».
Раздел «Первая доврачебная помощь»
Причины затруднения дыхания. Техника искусственного дыхания. Виды травм, первая помощь при артериальном течении, переломах, потере сознания.
Практикум:
- оказание первой помощи при нарушении дыхания.
- оказание первой помощи при артериальном кровотечении.
- оказание первой помощи при повреждении торса.
- оказание первой помощи при переломах.
- оказание первой помощи при потере сознания.
Раздел «Резервы человеческого организма»
Сколько можно не спать? Жизнь без пищи. Недюжинная сила человеческого организма.
Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
проблемный, частично поисковый, исследовательский
Формы
занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий и другого иллюстративного материала; эвристические беседы, диалоги, просмотр и обсуждение видеофильмов, лабораторные и практические работы, игровые занятия, доклады и презентации учащихся, проведение под руководством педагога мониторингов и наблюдений с последующим анализом и обработкой матариала.
занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий, и другого иллюстративного материала;
– занятия семинарского типа по… ;
Раздел | Формы занятий |
Введение в предмет. Техника безопасности | Лекционные |
Раздел «Составляющие здоровья» | Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов, |
Раздел «Наука работать и отдыхать» | Лекционные, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов практические, |
Раздел «Кодекс питания» | Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов |
Раздел «Вредные привычки» | Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов |
Раздел « Секреты гигиены» | Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов |
Раздел «Первая доврачебная помощь» | Лекционные, практические, самостоятельные, |
Раздел «Резервы человеческого организма» | Лекционные |
Методическое обеспечение программы включает:
Общедоступные практикумы для лабораторных занятий по физиологии и анатомии человека
Справочники, энциклопедии и учебники по физиологии и анатомии человека
таблицы по анатомии и физиологии человека,
видеоматериалы,
аптечку оказания первой помощи.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы начальной диагностики | Формы промежуточной аттестации | Формы итоговой аттестации результатов образовательной деятельности по годам обучения | Формы аттестации обучающихся по итогам реализации образовательной программы |
Собеседование, анкетирование, мониторинг | написание докладов, презентаций с использованием научного материала и результатов практических работ и мониторингов, демонстрация практических навыков. | Игровое занятие по пройденным темам, позволяющее продемонстрировать ЗУН учащихся | Игровое занятие по пройденным темам, позволяющее продемонстрировать ЗУН учащихся с использованием наработок за годы обучения, выставка творческих работ. |
Список литературы:
Литература для обучающихся
- Биология «Человек», п. р. А.И. Никишова, М. «Дрофа» 2006
2.Энциклопедия для детей «Аванта+» «Человек» М. «Аванта+» 2001
3.Р.Д. Маш «Сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» М. «Мнемозина» 1997
Литература для педагогов
- Н.К. Смирнов « Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» М. «Аркти» 2005
- В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова «Основы медецинских знаний» М. Астрель 2004
- Васильев В. Н. «Здоровье и стресс» М 2009
- Васильков В.А. «формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся» Ханты-Мансийск 2003
- Гримак Л.П. «Как жить в гармонии с собой» М.2000
- «Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков» Екатеринбург 2001
- Кучма В.Р. «Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий»М 2002
- «Содействие здоровью и обучение здоровосу образу жизни в школах Российской Федерации» М 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды"
Приведен учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды". Программа предназначена для учеников 7-9 классов. Содержание программы раскрывает понятие о яв...
Программа дополнительного образования "Копилка здоровья" (5-8 кл.)
Программа дополнительного образования «Копилка здоровья» направлена на формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья, устойчивой потребности в здоровом образе жизни.Новизну программ...

Программа профилактической работы «Быть здоровым - это модно!»
Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории села Венгерово через пропаганду здорового образа жизни в...
Программа «Что значит быть здоровым? для учащихся 9 – 11
Подростки и старшеклассники достаточно много внимания уделяют занятиям спортом. Для многих из них спорт — это возможность получения в будущем престижной профессии, стимул для реализации своей мечты. ...

Программа по ВНД " Быть здоровым"
Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, ...