Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."
методическая разработка (5 класс) по теме
Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_prazdnik_slov_russkih_zolotaya_rossyp.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Ключи»
Детский фольклорный праздник
«Слов русских золотая россыпь»
Автор: Горох Надежда Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
средней общеобразовательной школы
села Ключи Лысогорского района
Саратовской области.
Д. тел. 3-46-97.
2008 год.
Цель: Знакомство с поэтической культурой русского народа, с фольклором.
Содержание праздника:
1. Рассказ о древних славянах и их вере.
2. Рассказ-комментарий о поэтическом своеобразии фольклорных жанров.
3. Мифы, сказки и т.д.
4. Игры.
5. Русский народный танец.
Оформление:
1) Творческие работы учащихся: рисунки с изображением русских кокошников; мужской и женской одежды.
2) Выставка предметов народного искусства: посуда, старые ткани, вышивка, кружево.
Ведущий 1. Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!
Весёлья вам да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем.
Ведущий 2. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко,
Припасли мы забавушек на всякий вкус!
Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка!
Ведущий 1. Стоит церковь:
из оладей складена,
блином покрыта,
калашны запорки,
шанежка - дверь.
Я догадался, шанежку-дверь разломил,
Калач укусил, сам себя пропустил.
Ведущий 2. Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение старинной одежды, женских головных уборов-кокошников с их удивительной символикой, старинных рисунков орнаментов, передающих нам мир живой русской природы.
(Учитель проводит экскурсию).
Ведущий 1. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в котором столько поэзии и красоты.
Ведущий 2. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество. Мы приглашаем всех войти в поэтический мир русской народной словесности, чтобы побольше узнать о национальной культуре нашего народа. Сегодня у нас праздник народного словотворчества!
Учитель: Русское народное поэтическое творчество своими корнями уходит в далёкое прошлое, связанное с жизнью наших предков - древних славян. А какими они были? Об этом нам могут рассказать и древние летописи, и труды историков.
Историки единодушно изображают древних славян добрыми, сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смертельной опасности, они бросали прямо на врагов, с пленными обращались дружелюбно, отличались редким гостеприимством. Славянин, выходя из дома, отворял двери отворённой, а также пищу предназначенную для странника.
Славяне очень любили играть на музыкальных инструментах - волынке, гудке, дудке, гуслях. Любили пляски, игры, стихотворство.
Древние славяне поклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами. Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог неба. Бог неба назывался Сварог, а бог солнца - Ярило.
Ведущий 1. Своё представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразили в легендах и мифах.
Чтец: «Миф о солнце» (отрывок).
Ведущий 2. «Русская земля» (песня-слава).
Чтец: О светло светлая
И украсно украшена
Земля русская!
И многими красотами
Удивлена еси,
Озери многими
Удивлена еси.
Реками и кладезями
Месточестными,
Горами крутыми,
Холмы высокими.
Дубравами частыми
Зверями различными
Птицами бесчисленными,
Городы великими,
Селы дивными.
Всего еси исполнена
Земля Русская,
О правоверная
Вера христианская!
Ведущий 1. С верой христианской шли русские люди на великий труд, и на великую битву, и на казнь.
Чтец: М.Ю.Лермонтов «Молитва» (чтение сопровождается тихой мелодией).
Учитель: Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, и в древнерусском тексте, и и в стихотворении поэта. Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор - особое творчество. Фольклор - это написанная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны, но создавали их люди с тонким вкусом. Первые фольклорные произведения мы слышим в самом раннем детстве. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от колебать (колыхать, качать). Отсюда и слова колыбель, коляска.
Ведущий 2. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Саратовской области.
( 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но душевно).
(Песни прилагаются.)
Ведущий 2. А кто из вас не знает народную игровую песню «Сорока - белобока»? Вспомните, как мама или бабушка водили пальчиком по вашей ладошке и проговаривали:
Сорока-сорока!
Где была?
( Ведущий просит продолжить песню).
Учитель: Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики - разговоры. Прибаутки и небылицы всегда весёлые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко.
( Выступает фольклорный ансамбль).
(Пение сопровождается притопыванием).
Хор: Коза - дереза
На базаре была
Купила косу за свою слезу.
Побежала мостом, киваючи хвостом
Ты, коза - дереза,
Лубяные глаза,
На что тебе коса?
Солист: Сено косить
Хор: А на что тебе сено?
Солист: Коровок кормить.
Хор: А на что коровки?
Солист: Молочко доить.
Хор: А на что молочко?
Солист: Пастухов кормить.
Хор: А где пастухи?
Солист: На войну пошли.
Хор: А где война?
Солист: Посреди гумна.
-Тит, а Тит! Пойдём молотить
- Спина болит
- Тит, пойдём мёд пить!
- Дай поскорей шапку схватить.
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожёг.
- Зачинить можно?
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.
- Эй, Фома, что из леса не идёшь?
- Я медведя поймал!
- Так веди его сюда!
- Не идёт
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
( Участники развёртывают иллюстрации - раскладушку к небылице, выполненную на больших листах бумаги, и громко читают).
1. Ехала деревня мимо мужика.
2. Вдруг из - под собаки лают ворота.
3. Выскочила палка с бабою в руке.
4. И давай дубасить коня на мужике.
5. Лошадь ела сало, а мужик овёс.
Вместе: Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Танец «Сплетницы» в исполнении девочек 8 класса.
Учитель: В русском фольклоре загадки - весёлое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. Родились загадки давным-давно. Наши предки, пытаюсь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, петуха - голоногим, гром - туром. Из этой тайной речи и родились загадки. В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар, и млад. Кто-нибудь из стариков начинал загадывать, задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.
Ведущий.
Попробуйте и вы отгадать русские загадки и испытать себя.
- Что есть у всех? (Имя)
- Сидит баба на юру, ноги свесила в реку. (Мельница)
- Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)
- На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
- Голубой платок, красный колобок
По платку катается, людям усмехается. (Солнце и небо)
Учитель.
Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто. И выговорить нелегко - язык сломаешь! Ну-ка, кто из вас повторит скороговорку? Выходи к гостям.
- У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Бык тупогуб, у быка губа тупа.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
- Иван-болбан молоко болтал, да не выболтал.
Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню
«А я по лугу…»
(На сцене установлена скамья. На ней 2 девочки, исполняющие роль
сказительниц, звучат докучные сказки).
Докучные сказки.
Жили- были два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала?
Учитель.
Как понимать слово докучные? Докучать - значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца. Но мы остановим наших сказительниц и покажем, что такое русские детские словесные игры: игра-поддевка и шутка-балагурка. (Обращается к гостям).
Повторяйте за мной.
-Я пойду в лес.
- И я.
- Найду осину.
- И я.
- Выдолблю корыто.
- И я.
- Налью помои.
- И я.
- Свиньи будут есть.
- И я.
Ведущий.
Наш праздник подходит к концу. В заключение приглашаем всех в веселый хоровод.
Приложение.
Колыбельные песни.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Во серебряный борок.
Баю-баюшки-баю,
В огороде петушок
Ване спать не дает.
Ване спать не гулять-
Только глазки закрывать.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Таню за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Таню не буди.
Баи-баи-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотая россыпь народной мудрости
Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством....
Сценарий лингвистического праздника "Слов русских золотая россыпь..." для разновозрастных команд
Сценарий праздника по русскому языку "Слов русских золотая россыпь" предназначен для учащихся 5-7 классов, адресован учителям русского языка. преподавателям начальной школы, класс...
золотые россыпи помоек
урок-игра...
Сценарий "Золотые россыпи России"
Закрепление знаний детей о народных промыслах России....
«Золотая россыпь под ногами» (сценарий)
Сценарий занятия-встречи в фито-кафе. Расширяет знания обучающихся о лекарственных растениях....
Методический фестиваль «Золотые россыпи»
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышлен...
Лингвистическая игра "Слов русских золотая россыпь""
Лингвистическая игра "Слов русских золотая россыпь""...