«Золотая россыпь под ногами» (сценарий)
методическая разработка по теме

Сценарий занятия-встречи в фито-кафе. Расширяет знания обучающихся о лекарственных растениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серебрякова Ю.М.,

методист,

педагог-организатор,

ГБОУ «Балтийский берег»

«Золотая россыпь под ногами»

(сценарий)

Материалы:

Плакаты с высказываниями о чае, травах. Самовар, связка баранок, чайные пары, варенье, мед. Травяные сборы, выставка литературы о чае, лекарственных травах.

Ведущий:

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в фито-кафе. Сегодня вы встретитесь с фармацевтом, услышите песни, стихи и легенды о лекарственных растениях, сможете получить индивидуальные консультации врача, рецепты лекарственных составов чая, советы специалистов об их применении. И, конечно же, вы насладитесь ароматными напитками из трав, узнаете секреты их приготовления.

В очень давние времена человек заметил, что растения помогают в лечении. Обратил внимание, что звери лечатся кореньями да травами, отыскивают нужные среди множества растений. Стал запоминать, какие травы при каких заболеваниях помогают лучше. Так веками накапливались знания о сокровищах «зеленой аптеки» и передавались из поколения в поколение.

В народе целителей, которые лечили травами, называли «знахарями», «травниками». Накапливаемые знания формировали «народную медицину». Химические препараты не всегда безопасны для организма, несмотря на их эффективность. Поэтому по прежнему люди используют травы как вспомогательную помощь при различных недомоганиях, особенно в начале заболевания или при профилактике.

В степях родных, лесах,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

(Вс. Рождественский)

Заглянем в тайну - почему растения лечат, где хранят свои целебные свойства, как правильно собирать лекарственные растения, когда и как их применять. На эти и другие вопросы мы попросили ответить фармацевта. Название этой профессии происходит от древнегреческого слова «фармакон», что означает «яд, лекарство». Фармацевт поведет нас в мир природы.  (Представляет специалиста)

Фармацевт:

Характеризует лекарственные растения. Подробнее рассказывает о ромашке лекарственной.

Ведущий:

Да, ромашка на все случаи жизни хороша: и полоскания, и ванночки, и примочки, и припарки, и напитки.

Ромашка, излучая свет,

На солнышко похожая,

Спешит везде за нами вслед,

Своя, не перехожая.

До поздней осени на нас

Бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый глаз

Через ресницы белые.

Она в лугу, она в лесу

И рядом на обочине.

По всей земле ее красу

Ветра рассредоточили.

По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье вам, на радость нам

Растет, цветет и светится.

(Михаил Дудин «Ромашка»)

Ведущий:

А теперь давайте поговорим о черноплодной рябине. В старину даже посидеть в ее тени считалось очень полезным.

Фармацевт: (рассказывает о черноплодной рябине)

Ведущий:

А сколько песен сложено о рябине.

Я знал тебя, моя рябина…

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты – всем горестям назло-

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

Немало бурь отбушевало.

Немало пуль в твоем стволе

От злого времени застряло

Под затянувшимся рубцом.

Знавала ты и долю вдовью

И черный ветер – лиховей,

Когда склонялась к изголовью

В земле зарытых сыновей…

Но не завидуй юным лозам

В победном зареве зари.

И ягод, тронутых морозом,

Мне сласть и горечь подари!

(Вс. Рождественский «Рябина»)

Ведущий:

Есть такая серебристо-серая трава, которую знают все! И растет она в степи, на пустырях, вдоль дорог. Всем знаком ее запах. Говорят, трудно найти траву более горькую, чем она. Конечно вы догадались. Это – полынь.

Существует такая легенда. В далекие времена войско половцев под предводительством двух братьев Отрока и Сырчана встретилось на поле брани с русскими воинами во главе с князем Мономахом. Войско половцев было разбито. Ушел вглубь степей Сырчан, а Отрок отправился на Кавказ. Прошло время, умер Мономах. Окрепла сила степняков. Стал Сырчан призывать брата объединить силы. Не раз призывал его вернуться на родину, но чувства брата не всколыхнули ни старинные сказания, ни ни песни предков. Тогда Сырчан отправил брату пучок полыни из родной степи. Вдохнул Отрок запах далекой родины и приказал седлать коней.

Еще более древней является слава о лекарственных свойствах полыни.

Фармацевт: (рассказывает о целебных свойствах полыни)

Ведущий:

У многих стран символами государственной власти являются растения. На флаге Канады – кленовый лист, символ Ливана – могучий кедр. Если бы пчеловодам предложили выбрать собственный герб, наверняка там была бы изображена пчела на цветке липы.

Фармацевт: (рассказывает о свойствах липы)

Ведущий:

Символом русской природы является березка. Еще в стародавние времена называли березу деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

Издавна на Руси при долго незаживающих ранах использовали настой из березовых почек. Чай, заваренный на душистом березовом грибе (чаге), предупреждает развитие заболеваний желудка и, считается, продлевает жизнь.

Фармацевт: (рассказывает о лечении березовыми почками)

Ведущий:

Многие культурные и дикорастущие плодовые, фруктовые и овощные растения, а также декоративные растения обладают лечебными свойствами. Но все же необходимо советоваться с врачом о применении тех или иных растений во время болезни.

Слово предоставляется врачу-педиатру. (Представляет).

Ведущий:

Вас приглашали когда-нибудь на чай? Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры. В настоящее время в чистом виде  он сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики и знатоки древних обычаев сохраняют традиции. Считается, что за чаепитием  снимаются стрессы.

О положительном влиянии чая на организм знали давно. Но первоначально было замечено стимулируещее действие отвара чайных листьев, усиливающее работоспособность и снимающее усталость. Постепенно заметили положительное воздействие на организм при отдельных заболеваниях. Свойства чая воспевались в поэзии и песнях.

Один китайский поэт, живший двенадцать столетий назад, написал такие строки:

У ручья зачерпнул

Быстробьющей, журчащей воды.

Как вскипает гляжу

Бирюзово-зеленая пыль.

Только жаль не могу

Чашку вкусного чая налить

И послать далеко –

Человеку, влюбленному в чай.

Вопросы викторины:

  1. Кто открыл чай? (Козы)
  2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает, стимулирует имунную систему)
  3. Сколько времени прошло с тех пор, как открыли чай? (5000 лет)
  4. Родина чая (Китай)
  5. В какой посуде следует заваривать чай? Почему? (В фарфоровом или фаянсовом чайнике, такая посуда смягчает воду)

Конкурс «Угадай, что за чай»

На столе в нескольких чайниках заварены травы, каждый чайник пронумерован. Участники пробуют чай и высказывают предположения. Победитель получает приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая россыпь народной мудрости

Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством....

Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе...

Сценарий лингвистического праздника "Слов русских золотая россыпь..." для разновозрастных команд

    Сценарий праздника по русскому языку "Слов русских золотая россыпь" предназначен для учащихся 5-7 классов, адресован учителям русского языка. преподавателям начальной школы, класс...

Сценарий "Золотые россыпи России"

Закрепление знаний детей о народных промыслах России....

Методический фестиваль «Золотые россыпи»

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышлен...

Сценарий общешкольного мероприятия "Этих лет золотые россыпи..."

Сценарий общешкольного мероприятия "Этих лет золотые россыпи..."...