Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
учебно-методический материал по теме
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napr._patr._vospit._na_urokah_istorii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления патриотического воспитания на уроках истории.
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести!
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века
и последующих за ними либерально- демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила ориентиры в личной и общественной деятельности- идеалы, ценности.
Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие. Различные оценки событий истории в СМИ,
сложные и ,часто, написанные академическим языком учебные пособия затрудняют восприятие материала школьниками. Ребенку тяжело соотнести факты и даты со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в осознании своей личности и своей роли в развитии государства.
Прививая детям любовь к Отечеству, мы должны избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими.
Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством на разных этапах его развития, может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.
1
Главной целью системы нравственно- патриотического воспитания является не только формирование знаний о своем Отечестве, но и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей.
Патриотическим воспитанием детей призваны заниматься все , кто работает с детьми. Разработана государственная Программа патриотического воспитания на 2006-2010 гг. Занятия в кружках и секциях, студиях, учреждениях дополнительного образования, семья, СМИ, общение со взрослыми- это та среда, где во внеурочное время, по личному выбору ребенок получает информацию, приобщается к общественно полезной деятельности. Но особая роль в патриотическом воспитании принадлежит гуманитарным дисциплинам и, в частности, истории России.
Я в своем выступлении попробую показать основные направления патриотического воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую в своей работе.
Системное изучение предмета начинается в 6-м классе.
«Русь в IX-XI вв.»-первая тема предмета.
Тема, в которой речь идет о зарождении государства русского. Очень ценны в этой теме межпредметные связи, они дают возможность использовать методические приемы с опорой на уже имеющиеся знания:
-опережающие задания;
-приемы сравнения; н-р: сопоставить древнерусское вече с народным собранием в Афинах: найти общее и различное;
Полученные знания позволяют воспитывать уважение к традициям, культуре народов, дают представление о любви граждан к своей родине, о чувстве ответственности за ее судьбу.
Большое значение для формирования этнического самосознания имеют вопросы принятия христианства и культуры древней Русь.
Они способствуют осознанию своей культурной общности с другими народами, а это имеет важное значение для современной многонациональной и многоконфессиональной России.
Изучая эти темы, я стараюсь всех шестиклассников обязательно сводить на экскурсию в храмы нашего города..
Представление о добре и зле древнерусского народа совпадают с представлениями других народов, многие этические нормы древнерусского народа являются ценностью и для современного человека – такие выводы делают школьники, знакомясь с произведениями древнерусской литературы, древнерусского права («Поучение детям» Владимира Мономаха, «Правда Ярослава» )
.
Осознание трагизма раздробленности страны появляется у школьников при изучении «Слова о полку Игореве», а в старших классах – «Слова Даниила Заточника».
Две следующие темы охватывают период с 12 по 17 века.
«Русские земли и княжества в XII- XVIIвв.»
Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского.
«Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными детей, звучат они на фоне знаменитой картины…….
Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как гордость за победы своих предков;
Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а работают с документом (например, сопоставляют отрывки описания битвы по произведениям Куликовского цикла:
-«Сказание о Мамаевом побоище»;
-поэма «Задонщина»;
-Летопись Куликовского сражения;
Восприятие картины боя, описание сражения усиливается, когда дети видят картину. Я использую анимационные картосхемы из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, статические картины сопровождаю чтением стихов:
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Формирование понимания цели государственной власти, ее ответственности за судьбу страны дает тема о правлении Ивана III.
Использую работу над мини-проектом, участвуя в которой школьники учатся обобщать и оценивать, делать выводы, что же удалось сделать Ивану III. За что народ его назвал Великим? А вот за что:
- объединил национальную территорию;
- создать централизованную власть, единое русское государство;
- покончил с монгольским владычеством (работа в группах по трем направлениям)
Изучение тем о правлении Ивана Грозного способствует, особенно в старших классах, формированию понимания неприемлемости абсолютизма, понимания того, что репрессии (опричнина ) – это не метод для прогрессивного продвижения государства вперед.
Значимость роли народа в защите Отечества дает изучение темы «Смутное время». Часто применяю в этой теме прием сопоставления материала, выученного в 6 классе - о борьбе французского народа против англичан в годы Столетней войны (подвиг Жанны д Арк) и подвиг народа российского в борьбе с польско- шведской интервенцией, который под руководством Минина и Пожарского сумел сделать то, что не удавалось царской армии и правителям Смутного времени.
Мирное освоение и продвижение русских первопроходцев на Восток- присоединение Сибири, Дальнего Востока- это еще одна страница гордости за великую Родину.
«Россия в XVIII-XIX вв.»
Восемнадцатый век открывается временем правления Петра Великого. (Портрет Петра Первого )Яркая неординарная личность русского царя, его патриотизм, стремление сделать государство процветающим и могущественным, полководческий талант, самоотверженный труд во благо Отечества - это те черты, которые необходимы руководителю страны. Петр- труженик, который сам участвует в строительстве флота, города, работает за токарным станком - пример того, что не место красит человека, а человек место.
Семиклассники составляют викторину «Впервые при Первом», соревнуются, кто больше найдет интересного материала, готовят проект, работая в группах по направлениям деятельности Петра 1.
Северная война, Полтавская битва, участие России в войнах против Франции, русско-турецкие войны, наконец, Отечественная война 1812 года- все это страницы славного военного прошлого, которые развивают чувство гордости ратными подвигами, мужеством русских солдат и офицеров.
Но этот же материал я использую для формирования понимания гуманистических традиций, которые заложили великие русские полководцы: Ушаков Ф.Ф., Суворов А.В., Кутузов М.И., Нахимов П.С. и др. Эти традиции нашли понимание и поддержку у народов Европы.
Речь идет о том, что в воинские уставы Петр 1 внес пункты, направленные на защиту гражданского населения, гражданских объектов, культовых сооружений во время военных действий, которые в XIX веке были внесены в первые Женевские конвенции, а также то что в Швейцарии установлен памятник Суворову. Это единственный в мире факт установки памятника командующему армией другого государства
.
Тема гуманизма и милосердия формируется и во время изучения событий Крымской войны. Создание общин сестер милосердия, деятельность Н.П.Пирогова. Привлечение документов, художественной литературы («Севастопольские рассказы » ) усиливают восприятие материала.
Формированию уважения прав личности, неприятия насилия служит изучение страниц, посвященных крепостничеству и народным восстаниям.
Воспитание уважения к благородству, осмысление понятий «честь», «достоинство», «любовь к Отчизне» формирует тема, посвященная восстанию декабристов.
Материал о реформах и контрреформах второй половины XIX в., о деятельности народовольцев и убийстве Александра II – проблемы очень актуальные и сегодня, это материал для воспитания отрицательного отношения к террористической деятельности.
« Россия в XX веке»
Сложность и противоречивость этой эпохи очевидна, даже тема Великой Отечественной войны в источниках и учебниках преподносится неоднозначно, много критического материала.
Времени для изучения отводится по программе очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы я выношу на семинарские занятия. С 11б классом в конце марта мы провели интересный семинар на тему «Великая Отечественная война- это не только битвы на фронте», старшеклассники подготовили проекты- презентации на темы:
«У войны не женское лицо», «Оккупационный режим», «Тыл фронту», «Работники культуры и искусства во время войны», «Бей сатирой по фашисту»- о творчестве Кукрениксов, «Дети –герои» и др.
Ведется немалая внеклассная работа по патриотическому воспитанию: это мероприятия недели истории, работа в НОУ(проект «Брестская крепость-герой», «Памятники нашего города» ), устные журналы «Героические страницы нашей Родины», литературно- исторические композиции, это экскурсии в музей, в деревню Русскинская, в Тобольск, храмы нашего города,
на месторождения, где работают родители, это традиционный праздник «День матери», который дает очень хороший воспитательный эффект, подготовка и участие в конкурсе «Умники», работа над проектами «Дни воинской славы России», «Песни огненных лет», «Наша Родина – Россия», мероприятия, посвященные 200-летию Бородинского сражения, 70-летию победы в Сталинградской битве и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.
Несколько лет назад на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...
Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)
Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...
Творческая работа "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе."
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение....
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной деятельности
Из опыта работы по патриотическому воспитанию...
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»...