Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.
опыты и эксперименты по истории (10 класс) на тему

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага»...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Из опыта работы

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага».

Остаток вечера, не давала покоя мысль …Будут ли наши выпускники хранить « огонь родного очага…», станут ли они достойными людьми…, какой оставят на земле след…?

       Мы, педагоги, знаем, как жизнь проверяет на прочность наши усилия и устремления. Придут  другие ученики,  не похожие на тех, с кем долго работали и успели с дружиться, и мы будем искать и применять новые методики и современные технологии и размышлять… Но как сделать так,  чтобы навсегда в сердцах наших выпускников остались вечные ценности: дом, семья, березка за окном, друг, который не предаст, мама, которая все поймет, любимая скамейка в городском парке, а вместе это самое святое – Родина.

      Как сформировать  историческую память,  патриотическое самосознание, пробудить гражданские чувства, воспитать любовь к историческому и великому  культурному наследию нашей страны в современных условиях.   В наше переломное время понятия «любовь  к Родине», «чувство патриотизма», «гражданская позиция» кажутся просто возвышенными словами, и мы думаем, какой выбрать путь, чтобы для девчонок и мальчишек это стало частью их жизни, чтобы они не стали «Иванами не помнящими родства».

И ответ отчасти был найден в изумительном наследии Д.С. Лихачева, он писал,  что очень важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без неё, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

    Процесс патриотического воспитания историей на уроках и во внеклассной работе предполагает в первую очередь воздействие на учащихся с целью выработки у них осознанного восприятия исторических знаний о богатых традициях русского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах,  высоких нравственных качествах лучших людей Отечества. В.А. Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина» писал: «Воспитать патриота…  - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает».

В «Истории» основными содержательными линиями выступают параметры, которые задают координаты: историческое время и историческое пространство, - и векторы изучения прошлого: историческое движение и человек в истории. Кроме основных, в разработке курсов по отечественной и всеобщей истории могут быть задействованы дополнительные содержательные линии, актуализирующие важные для жизни в поликультурном мире аспекты исторического образования.  

      «История и память» может быть одной из таких линий по нескольким причинам:

1)актуализирует оценочное отношение современников и потомков к событиям и личностям, оставившим свой яркий след в истории или связанным с настоящим;

2)раскрывает способы формирования национального самосознания, национальной идентичности, коллективной исторической памяти и управления ими посредством  коммеморации (политики памяти), монументальной пропаганды и т. д.;

3) пробуждает интерес к изучению «мест памяти», истории их создания и трансформации (мифологизация – демифологизация – ремифологизация (воспоминание – забвение; «своя память» - «чужая память и др.;

4)расширяет базу источников и объектов изучения, обогащает представления об исследовательском поле исторической науки, приобщает к «ремеслу историка», тем самым содействуя развитию исторического и критического мышления;

5) значительно усиливает культурный компонент учебного исторического содержания и выводит его из нынешнего положения «периферии» в разделах учебников и блоках учебных занятий;

6)способствует воспитанию уважения к историко - культурному наследию своей малой родины, страны, мира, привлекает учеников к участию в охране памятников истории и культуры

Таблица №1

Уровни

Результаты общего исторического образования

Личностный

- осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметный

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметный

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны мира.

 В качестве узкой  методической проблемы из огромного блока патриотического воспитания  я выбрала тему «Формирование исторической памяти старшеклассников на уроках истории и во внеклассной деятельности».

Каким образом  решается проблема формирования исторической памяти?

В работе по данной проблеме  выделяю  три основных направления: изучение исторического и культурного наследия Отечества; изучение истории семьи; изучение истории,  культуры и традиций родного края, которые решаются через урочные формы работы и внеурочную деятельность.

  Традиционными формами работы на уроках стали: уроки памяти, уроки-размышления, уроки-диспуты, урок - защиты проекта на тему «Времен связующая нить», посвященный участникам Бородинского сражения, декабристам -  нашим землякам (сентябрь 2012 г); в апреле - мае ежегодно провожу акцию «Возвращение», своеобразная перекличка поколений, где ученики готовят материалы о своих родных и близких прошедших горнило войны;

Во внеклассной работе  основными направлениями стали:

- совместная работа с руководителем музея лицея, она выстраивается по следующим параметрам:

  1. пополнение фондов  лицейского музея
  2. изучение собранного материала, определение тем для дальнейшего исследования и использования на уроках и во внеклассной деятельности как учителями, так и учащимися;
  3. создание и обновление экспозиций, передвижных выставок;
  4. проведение экскурсий для учащихся начальной и средней школы;
  5. оказание содействия преподавателями гимназии в использовании музейных материалов в учебном процессе;
  6. встречи с ветеранами войны и труда, с деятелями культуры;
  7. организация походов, поездок по родному краю;
  8. исследовательская и проектная деятельность.

- реализация программ  « Храмы России», «  Память храня…» на базе ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей»;

- экскурсии по родному краю, по городам России;

По итогам , старшеклассники представляют свои исследовательские проекты по различным темам: «Новогодние  традиции моей семьи», «Письмо с фронта», « Загляните в семейный  альбом», «Экскурсия в историю моей семьи» (2012 г.) –  и другие,  с которыми они выступают  на научно-практической лицейской конференции, разрабатывают тематические экскурсии, викторины, которые проводят для учащихся среднего звена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...

Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся

Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.

Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....