Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.
опыты и эксперименты по истории (10 класс) на тему
Несколько лет назад на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их произнесла слова:
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага»...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_istoricheskoy_pamyati_na_urokakh_istorii_i_vo_vneklassnoy_rabote.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Из опыта работы
Несколько лет назад на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их произнесла слова:
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага».
Остаток вечера, не давала покоя мысль …Будут ли наши выпускники хранить « огонь родного очага…», станут ли они достойными людьми…, какой оставят на земле след…?
Мы, педагоги, знаем, как жизнь проверяет на прочность наши усилия и устремления. Придут другие ученики, не похожие на тех, с кем долго работали и успели с дружиться, и мы будем искать и применять новые методики и современные технологии и размышлять… Но как сделать так, чтобы навсегда в сердцах наших выпускников остались вечные ценности: дом, семья, березка за окном, друг, который не предаст, мама, которая все поймет, любимая скамейка в городском парке, а вместе это самое святое – Родина.
Как сформировать историческую память, патриотическое самосознание, пробудить гражданские чувства, воспитать любовь к историческому и великому культурному наследию нашей страны в современных условиях. В наше переломное время понятия «любовь к Родине», «чувство патриотизма», «гражданская позиция» кажутся просто возвышенными словами, и мы думаем, какой выбрать путь, чтобы для девчонок и мальчишек это стало частью их жизни, чтобы они не стали «Иванами не помнящими родства».
И ответ отчасти был найден в изумительном наследии Д.С. Лихачева, он писал, что очень важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без неё, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».
Процесс патриотического воспитания историей на уроках и во внеклассной работе предполагает в первую очередь воздействие на учащихся с целью выработки у них осознанного восприятия исторических знаний о богатых традициях русского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах, высоких нравственных качествах лучших людей Отечества. В.А. Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина» писал: «Воспитать патриота… - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает».
В «Истории» основными содержательными линиями выступают параметры, которые задают координаты: историческое время и историческое пространство, - и векторы изучения прошлого: историческое движение и человек в истории. Кроме основных, в разработке курсов по отечественной и всеобщей истории могут быть задействованы дополнительные содержательные линии, актуализирующие важные для жизни в поликультурном мире аспекты исторического образования.
«История и память» может быть одной из таких линий по нескольким причинам:
1)актуализирует оценочное отношение современников и потомков к событиям и личностям, оставившим свой яркий след в истории или связанным с настоящим;
2)раскрывает способы формирования национального самосознания, национальной идентичности, коллективной исторической памяти и управления ими посредством коммеморации (политики памяти), монументальной пропаганды и т. д.;
3) пробуждает интерес к изучению «мест памяти», истории их создания и трансформации (мифологизация – демифологизация – ремифологизация (воспоминание – забвение; «своя память» - «чужая память и др.;
4)расширяет базу источников и объектов изучения, обогащает представления об исследовательском поле исторической науки, приобщает к «ремеслу историка», тем самым содействуя развитию исторического и критического мышления;
5) значительно усиливает культурный компонент учебного исторического содержания и выводит его из нынешнего положения «периферии» в разделах учебников и блоках учебных занятий;
6)способствует воспитанию уважения к историко - культурному наследию своей малой родины, страны, мира, привлекает учеников к участию в охране памятников истории и культуры
Таблица №1
Уровни | Результаты общего исторического образования |
Личностный | - осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. |
Метапредметный | - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; - освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. |
Предметный | - умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны мира. |
В качестве узкой методической проблемы из огромного блока патриотического воспитания я выбрала тему «Формирование исторической памяти старшеклассников на уроках истории и во внеклассной деятельности».
Каким образом решается проблема формирования исторической памяти?
В работе по данной проблеме выделяю три основных направления: изучение исторического и культурного наследия Отечества; изучение истории семьи; изучение истории, культуры и традиций родного края, которые решаются через урочные формы работы и внеурочную деятельность.
Традиционными формами работы на уроках стали: уроки памяти, уроки-размышления, уроки-диспуты, урок - защиты проекта на тему «Времен связующая нить», посвященный участникам Бородинского сражения, декабристам - нашим землякам (сентябрь 2012 г); в апреле - мае ежегодно провожу акцию «Возвращение», своеобразная перекличка поколений, где ученики готовят материалы о своих родных и близких прошедших горнило войны;
Во внеклассной работе основными направлениями стали:
- совместная работа с руководителем музея лицея, она выстраивается по следующим параметрам:
- пополнение фондов лицейского музея
- изучение собранного материала, определение тем для дальнейшего исследования и использования на уроках и во внеклассной деятельности как учителями, так и учащимися;
- создание и обновление экспозиций, передвижных выставок;
- проведение экскурсий для учащихся начальной и средней школы;
- оказание содействия преподавателями гимназии в использовании музейных материалов в учебном процессе;
- встречи с ветеранами войны и труда, с деятелями культуры;
- организация походов, поездок по родному краю;
- исследовательская и проектная деятельность.
- реализация программ « Храмы России», « Память храня…» на базе ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей»;
- экскурсии по родному краю, по городам России;
По итогам , старшеклассники представляют свои исследовательские проекты по различным темам: «Новогодние традиции моей семьи», «Письмо с фронта», « Загляните в семейный альбом», «Экскурсия в историю моей семьи» (2012 г.) – и другие, с которыми они выступают на научно-практической лицейской конференции, разрабатывают тематические экскурсии, викторины, которые проводят для учащихся среднего звена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.
Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...
Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.
Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ. В ходе урока п...
Тест на тему "Зимняя война", Обухова Людмила Ивановна, учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 города Тамбова
http://yadi.sk/d/A9JkSNswFks5D...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"
Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...
Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся
Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...
Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.
Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....