«Путешествие в страну Математика»
методическая разработка (5 класс) по теме

Викторина для детей среднего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина33.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну Математика»

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта воспитанников, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

Оборудование: листочки с карандашами для каждого участника, карточки с заданиями, светофоры с кружками, счетные палочки, портреты: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Воспитатель: Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

В нашей викторине участвуют две команды, в каждой команде по 4 участника,  и им заранее было дано задание придумать название и приветствие, сейчас мы с ними познакомимся:

 Первая команда: Мы команда «Круг»

(1-ый ребенок)                            Знает север, знает юг,

                                                        Что сильна команда «Круг».

                           

 (2 -ой ребенок)                         Пифагора мы моложе,

                                                      Но не лыком шиты тоже,

                                                      Посмотри вокруг.

  (3-ий ребенок)                         Мы не зря зовемся «Кругом».

                                                      Стойкие. И друг за друга

                                                      Мы сумеем постоять,

                                                      Будем отвечать на «пять».

(4-ый ребенок)                          Думать, мыслить, не зевать,

                                                     Быстро всё в уме считать,

                                                     Ясно всем без лишних слов,

                                                    Темных нет у нас углов.

Вторая  команда:  Мы команда «Квадрат»

(1-ый ребенок)                       Присмотритесь-ка к квадрату

                                                        Он здоровый, тороватый,

                                                        Он надежнее, чем друг,

                                                        Чем уж слишком круглый круг.

 (2 -ой ребенок)                         Каждый может быть свидетель,

                                                      Что в нем дышит добродетель.

 (3-ий ребенок)                          В нем четыре стороны.

                                                       И все стороны равны.

(4-ый ребенок)                          Честен каждой он чертой,

                                                       Каждый угол в нем прямой.

                                                       Мы считаем: каждый рад,

                                                       Что на свете есть квадрат!

Воспитатель: Вот и представились наши команды. Мы начинаем.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по математическим станциям, где вы будете решать сложные примеры и «веселые» задачи, а еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности.  Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Первая станция «Игровая».

 Заблудились буквы. Нужно поставить буквы в правильном порядке, чтобы получились математические термины. Ребятам каждой команды раздаются карточки с заданиями.

1 –ой команде:

Я Р П А М Я                                                    (ПРЯМАЯ),

Т А Е М К И Т А М А                                    (МАТЕМАТИКА),

Л Т Р О Ь К И Е Н У                                      (ТРЕУГОЛЬНИК),

О К Ч Т А                                                        (ТОЧКА),

Р Д В А К Т А                                                 (КВАДРАТ),

У С Н С И                                                       (СИНУС),

С О Н У К И С                                               (КОСИНУС),

А П И Я Ц Р Т Е                                            (ТРАПЕЦИЯ),

Н Е Т Е Ь П С                                                (СТЕПЕНЬ),

Е Б Л А Г А Р                                                (АЛГЕБРА).

2 –ой команде:

Я М Е Т Р О Г И Е                                       (ГЕОМЕТРИЯ),

С Е Н Г Н А Т                                              (ТАНГЕНС),

Р Ь Н Е О К                                                  (КОРЕНЬ),

Л И Е Т Ь С И Л Ч                                      (ЧИСЛИТЕЛЬ),

Н Е А З Н Е М Т Ь А Л                              (ЗНАМЕНАТЕЛЬ),

Ф И О Л Г А Р М                                        (ЛОГАРИФМ),

К И Н Ь Л О Г У О М Я Р П                      (ПРЯМОУГОЛЬНИК),

С Ю П Л                                                      (ПЛЮС),

К Й Н А Е И Л                                           (ЛИНЕЙКА),

К Р У Ь Л И Ц                                            (ЦИРКУЛЬ).

Станция «Угадай-ка».

За каждую решенную задачу присуждается 2 очка.

1 –ой команде:

- Зина и Вера имеют фамилии Орлова и Скворцова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно, что  Зина моложе на два года Орловой. (Зина Скворцова.)

- Из города А в город В самолет летит 80 мин, а обратно 1ч 20 мин. Почему? (80 мин = 1 ч 20 мин.)

- Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (запятую, получится 5,6.)

2 –ой команде:

-Трое едят, двое молчат. Сколько  всего человек сидит за столом? (Трое, из них только один разговаривает.)

- Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала одна лошадь? (40 км.)

- На какое число нужно разделить 2, чтобы получилось 4? (на ½.)

Воспитатель: пока жюри подсчитывают баллы, мы немного отдохнем и посмотрим сценку.

Среднее арифметическое (сценка)

Девочка - Петросова Маргарита.

Мальчик – Гуляев Кирилл.

Стоит   мальчик в задумчивости.

Девочка (входя): Кирилл, о чем ты задумался?

Мальчик: Знаешь, о чем я думаю? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам,  хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня по математике. Ты получила «5», а  я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как здорово. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Девочка: Но  ты даже не спросил, устраивает ли это меня?

Мальчик: Подожди, не перебивай, это еще не все. Ты пришла в школу за 15 минут до урока, а я на 15 минут опоздал. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!

Девочка: Ты же гений! (в сторону): Ну, я тебя проучу. (Кириллу): Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру? Давай деньги, я сбегаю в магазин в знак признательности за твою гениальность, а ты пока порешай задачки со своим арифметическим. (Уходит.)

Мальчик: Вот здорово! Хоть учитель по физкультуре не будет меня завтра ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений.)

Девочка (входит с пакетом): Видишь, как я быстро. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!

Мальчик (с нетерпением): Давай быстрее. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один кроссовок большой, а другой – маленький.) Что это?

Девочка: Ты ее спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 30-го размера. А другой -44-го. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 37-й. Да здравствует среднее арифметическое!

Воспитатель: Ну а мы переходим к следующей станции, которая называется: «Светофор». Задачи написаны на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, на желтом – 4 очка, на зеленом – 2 очка.  Каждой команде раздаются  светофоры с заданиями на кружках.

Задачи на 2 очка:

1)Исправьте ошибку: VI-IV=IX.

Ответ: V+IV= IX или  VI+IV=X.

2) На столе лежат 3 палочки. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь.

Ответ: III → VIII.

Задачи на 4 очка:

Вычеркните буквы А, В, Г и получите математическое понятие.

  1. АПГРГВАОВПВГАОРАВГЦВГИАГЯВГА

(Ответ: пропорция.)

  1. АГЦВАГИВГВАРАГГКВАГАУГВАЛВЬА

(Ответ: циркуль.)

Задачи на 6 очков:

Заметить закономерность в рядах чисел и записать в каждую строчку по два следующих числа:

  1. 5, 10, 15, 20, 25, …

9, 12, 15, 18, 21, …

           8, 8, 6, 6, 4, 4, …

  1. 3, 7, 11, 15, 19, 23, …

9, 1, 7, 1, 5, 1, …

4, 5, 8, 9, 12, 13, …

Воспитатель:  Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?

Ответ: № 1. Л.Н.Толстой

(Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».)

2) С кем из них произошёл следующий случай:

«… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …

— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»

Ответ:  № 2. М.В.Ломоносов

3) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?

Ответ:  № 3. А.С.Пушкин

4) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?

Ответ:  № 2. М.В.Ломоносов

5) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?

Ответ:  № 2. М.В.Ломоносов

Воспитатель: Игра с болельщиками

«Аукцион пословиц и поговорок»

Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается медаль).

Одна голова хорошо, а две - лучше.

Один в поле не воин.

Одна рука узла не вяжет.

Хвастуну цена – три копейки.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь раз отмерь – один отрежь.

На седьмом небе от счастья.

Семеро одного не ждут.

Лук от семи недуг.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Семи пядей во лбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель: Сейчас жюри объявит нам результаты нашего соревнования. (Награждение победителей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Путешествие в страну "Математика""

Разработка внеклассного мероприятия по математике для уящихся для 5-7 классов на татарском языке....

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»»

Данное мероприятие проводится в виде соревнования между классами или командами одного класса. Каждой команде выдаётся путеводитель, в котором указан маршрут. В указанных городах участников ожидают чле...

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

Внеклассное мероприятие по математике. Тема: «Путешествие по стране «Математика»».

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»», разработано для учащихся 5 класса. Сопровождается    презентацией с помощью которой ребята путешествуют по ст...

Факультативное занятие по математике "Путешествие в страну "Математика"

Программа факультативных занятий разработана на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентирована на содержание курса математики V класса. При проведении факультативных занят...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»

Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...