«Путешествие в страну Математика»
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну Математика»
Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта воспитанников, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.
Оборудование: листочки с карандашами для каждого участника, карточки с заданиями, светофоры с кружками, счетные палочки, портреты: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
Воспитатель: Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
В нашей викторине участвуют две команды, в каждой команде по 4 участника, и им заранее было дано задание придумать название и приветствие, сейчас мы с ними познакомимся:
Первая команда: Мы команда «Круг»
(1-ый ребенок) Знает север, знает юг,
Что сильна команда «Круг».
(2 -ой ребенок) Пифагора мы моложе,
Но не лыком шиты тоже,
Посмотри вокруг.
(3-ий ребенок) Мы не зря зовемся «Кругом».
Стойкие. И друг за друга
Мы сумеем постоять,
Будем отвечать на «пять».
(4-ый ребенок) Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать,
Ясно всем без лишних слов,
Темных нет у нас углов.
Вторая команда: Мы команда «Квадрат»
(1-ый ребенок) Присмотритесь-ка к квадрату
Он здоровый, тороватый,
Он надежнее, чем друг,
Чем уж слишком круглый круг.
(2 -ой ребенок) Каждый может быть свидетель,
Что в нем дышит добродетель.
(3-ий ребенок) В нем четыре стороны.
И все стороны равны.
(4-ый ребенок) Честен каждой он чертой,
Каждый угол в нем прямой.
Мы считаем: каждый рад,
Что на свете есть квадрат!
Воспитатель: Вот и представились наши команды. Мы начинаем.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по математическим станциям, где вы будете решать сложные примеры и «веселые» задачи, а еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.
Первая станция «Игровая».
Заблудились буквы. Нужно поставить буквы в правильном порядке, чтобы получились математические термины. Ребятам каждой команды раздаются карточки с заданиями.
1 –ой команде:
Я Р П А М Я (ПРЯМАЯ),
Т А Е М К И Т А М А (МАТЕМАТИКА),
Л Т Р О Ь К И Е Н У (ТРЕУГОЛЬНИК),
О К Ч Т А (ТОЧКА),
Р Д В А К Т А (КВАДРАТ),
У С Н С И (СИНУС),
С О Н У К И С (КОСИНУС),
А П И Я Ц Р Т Е (ТРАПЕЦИЯ),
Н Е Т Е Ь П С (СТЕПЕНЬ),
Е Б Л А Г А Р (АЛГЕБРА).
2 –ой команде:
Я М Е Т Р О Г И Е (ГЕОМЕТРИЯ),
С Е Н Г Н А Т (ТАНГЕНС),
Р Ь Н Е О К (КОРЕНЬ),
Л И Е Т Ь С И Л Ч (ЧИСЛИТЕЛЬ),
Н Е А З Н Е М Т Ь А Л (ЗНАМЕНАТЕЛЬ),
Ф И О Л Г А Р М (ЛОГАРИФМ),
К И Н Ь Л О Г У О М Я Р П (ПРЯМОУГОЛЬНИК),
С Ю П Л (ПЛЮС),
К Й Н А Е И Л (ЛИНЕЙКА),
К Р У Ь Л И Ц (ЦИРКУЛЬ).
Станция «Угадай-ка».
За каждую решенную задачу присуждается 2 очка.
1 –ой команде:
- Зина и Вера имеют фамилии Орлова и Скворцова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно, что Зина моложе на два года Орловой. (Зина Скворцова.)
- Из города А в город В самолет летит 80 мин, а обратно 1ч 20 мин. Почему? (80 мин = 1 ч 20 мин.)
- Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (запятую, получится 5,6.)
2 –ой команде:
-Трое едят, двое молчат. Сколько всего человек сидит за столом? (Трое, из них только один разговаривает.)
- Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала одна лошадь? (40 км.)
- На какое число нужно разделить 2, чтобы получилось 4? (на ½.)
Воспитатель: пока жюри подсчитывают баллы, мы немного отдохнем и посмотрим сценку.
Среднее арифметическое (сценка)
Девочка - Петросова Маргарита.
Мальчик – Гуляев Кирилл.
Стоит мальчик в задумчивости.
Девочка (входя): Кирилл, о чем ты задумался?
Мальчик: Знаешь, о чем я думаю? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня по математике. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как здорово. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Девочка: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Мальчик: Подожди, не перебивай, это еще не все. Ты пришла в школу за 15 минут до урока, а я на 15 минут опоздал. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Девочка: Ты же гений! (в сторону): Ну, я тебя проучу. (Кириллу): Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру? Давай деньги, я сбегаю в магазин в знак признательности за твою гениальность, а ты пока порешай задачки со своим арифметическим. (Уходит.)
Мальчик: Вот здорово! Хоть учитель по физкультуре не будет меня завтра ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений.)
Девочка (входит с пакетом): Видишь, как я быстро. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!
Мальчик (с нетерпением): Давай быстрее. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один кроссовок большой, а другой – маленький.) Что это?
Девочка: Ты ее спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 30-го размера. А другой -44-го. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 37-й. Да здравствует среднее арифметическое!
Воспитатель: Ну а мы переходим к следующей станции, которая называется: «Светофор». Задачи написаны на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, на желтом – 4 очка, на зеленом – 2 очка. Каждой команде раздаются светофоры с заданиями на кружках.
Задачи на 2 очка:
1)Исправьте ошибку: VI-IV=IX.
Ответ: V+IV= IX или VI+IV=X.
2) На столе лежат 3 палочки. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь.
Ответ: III → VIII.
Задачи на 4 очка:
Вычеркните буквы А, В, Г и получите математическое понятие.
- АПГРГВАОВПВГАОРАВГЦВГИАГЯВГА
(Ответ: пропорция.)
- АГЦВАГИВГВАРАГГКВАГАУГВАЛВЬА
(Ответ: циркуль.)
Задачи на 6 очков:
Заметить закономерность в рядах чисел и записать в каждую строчку по два следующих числа:
- 5, 10, 15, 20, 25, …
9, 12, 15, 18, 21, …
8, 8, 6, 6, 4, 4, …
- 3, 7, 11, 15, 19, 23, …
9, 1, 7, 1, 5, 1, …
4, 5, 8, 9, 12, 13, …
Воспитатель: Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
Ответ: № 1. Л.Н.Толстой
(Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».)
2) С кем из них произошёл следующий случай:
«… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»
Ответ: № 2. М.В.Ломоносов
3) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
Ответ: № 3. А.С.Пушкин
4) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
Ответ: № 2. М.В.Ломоносов
5) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?
Ответ: № 2. М.В.Ломоносов
Воспитатель: Игра с болельщиками
«Аукцион пословиц и поговорок»
Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается медаль).
Одна голова хорошо, а две - лучше.
Один в поле не воин.
Одна рука узла не вяжет.
Хвастуну цена – три копейки.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь – один отрежь.
На седьмом небе от счастья.
Семеро одного не ждут.
Лук от семи недуг.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семи пядей во лбу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Сейчас жюри объявит нам результаты нашего соревнования. (Награждение победителей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
квн "путешествие в страну математики"
квн для 5 класса...
Разработка внеклассного мероприятия по математике "Путешествие в страну "Математика""
Разработка внеклассного мероприятия по математике для уящихся для 5-7 классов на татарском языке....
Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»»
Данное мероприятие проводится в виде соревнования между классами или командами одного класса. Каждой команде выдаётся путеводитель, в котором указан маршрут. В указанных городах участников ожидают чле...
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...
Внеклассное мероприятие по математике. Тема: «Путешествие по стране «Математика»».
Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»», разработано для учащихся 5 класса. Сопровождается презентацией с помощью которой ребята путешествуют по ст...
Факультативное занятие по математике "Путешествие в страну "Математика"
Программа факультативных занятий разработана на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентирована на содержание курса математики V класса. При проведении факультативных занят...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»
Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...