Наша модель самоуправления
статья по теме

Сейчас, когда в нашей стране происходят изменения в общественной и государственной жизни, когда Россия встала на путь новых преобразований, необходима подготовка молодёжи к жизни в демократическом обществе. Школа учит многому, но не всегда даёт ответ на вопросы о том, как жить. Школьные проблемы для всех учащихся одинаковы. Демократизация жизнедеятельности школы и управления школой предполагает активное участие в них всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В нашей школе ведётся настойчивый поиск форм и способов включения и учителей, и обучающихся, и родителей в организацию обучения и воспитания детей, формирование ценностей школьного коллектива, совместное осмысление перспектив развития. Без сомнения, демократизация нужна сейчас и школе, и обществу.

Цель: описание модели самоуправления школы, систематизация материала о школьном самоуправлении за годы существования нашей школы.

Основные задачи:

1.  Знакомство с термином «самоуправление» и историей зарождения этого явления.

2.  Изучение истории развития ученического самоуправления в школе, ее традиций, достижений.

3.  Рассмотрение практической деятельности школьного самоуправления и его роли в формировании гражданственности, правовой культуры, условий для активизации личности и творческого потенциала учащихся.

4.  Использование диагностики по изучению уровня развития ученического самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_model_samoupravleniya.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

«НАША МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Люди вместе могут совершить то,

чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение их

сил может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер

Пояснительная записка

Сейчас, когда в нашей стране происходят изменения в общественной и государственной жизни, когда Россия встала на путь новых преобразований, необходима подготовка молодёжи к жизни в демократическом обществе. Школа учит многому, но не всегда даёт ответ на вопросы о том, как жить. Школьные проблемы для всех учащихся одинаковы. Демократизация жизнедеятельности школы и управления школой предполагает активное участие в них всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В нашей школе ведётся настойчивый поиск форм и способов включения и учителей, и обучающихся, и родителей в организацию обучения и воспитания детей, формирование ценностей школьного коллектива, совместное осмысление перспектив развития. Без сомнения, демократизация нужна сейчас и школе, и обществу.

Цель: описание модели самоуправления школы, систематизация материала о школьном самоуправлении за годы существования нашей школы.

Основные задачи:

  1. Знакомство с термином «самоуправление» и историей зарождения этого явления.
  2. Изучение истории развития ученического самоуправления в школе, ее традиций, достижений.
  3. Рассмотрение практической деятельности школьного самоуправления и его роли в формировании гражданственности, правовой культуры, условий для активизации личности и творческого потенциала учащихся.
  4. Использование диагностики по изучению уровня развития ученического самоуправления.

За последние годы произошли существенные изменения в процессе организации школьной жизни. Отказ от создания октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп привел к необходимости в организации новых форм самоуправления

 «Дети должны сегодня участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя  гражданами своей школы» (1918 г., «Обращение комиссии по просвещению»). Слова, сказанные в начале 20 века как нельзя актуальны и сегодня, в начале века 21.

ЧАСТЬ 1. Задачи и цели школьного самоуправления.

Под самоуправлением следует понимать «целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность обучающихся, в процессе которой реализуется функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой».

Развитие системы ученического самоуправления должно иметь несколько основных целей. Во-первых, создание благоприятного психологического климата в школе. Работа школьного самоуправления позволит учитывать мнение обучающихся при планировании работы школы. Обсуждение важнейших вопросов школьной жизни в его структурах даст возможность решать проблемные ситуации, развивать самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы. Во-вторых, школьное самоуправление научит принимать ответственные решения, будет воспитывать лидерские качества, способствовать социализации школьников. В-третьих, оно даст возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Многие вопросы жизни школы будут решаться более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, учиться пользоваться предоставленной властью, строить государство своей мечты.

Самоуправление дает подросткам осознать себя в различных социальных уровнях, научиться преодолевать трудности, накопить опыт общения, осознать ответственность за порученное дело.

Самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.

Цель ученического самоуправления

Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе – формирование у обучающихся готовности к участию в управлении обществом.

Задачи ученического самоуправления:

  1. предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса;
  2. формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
  3. воспитание чувства честного партнерства;
  4. формирование умения вести здоровый образ жизни;
  5. приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества и других стран мира;

Ученическое самоуправление – это  не управление одних детей другими, а обучение всех нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе.

Самоуправление – это совместно самостоятельная работа в школе, самоорганизация мероприятий, (сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем).

У ученического самоуправления не может быть властных полномочий.  Перед учениками ставятся посильные  задачи, которые решаются совместно с учителями, администрацией школы, родителями, общественностью.

В итоге – это активное участие самих детей в общественной жизни. Если самоуправление работает, значит, дети реально включаются в решение важнейших вопросов в школьной жизни.

Самоуправление обучающихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Школьный коллектив как целостная система состоит из двух подсистем: коллектива педагогов и коллектива обучающихся. Что должно сближать эти два коллектива? Школьное самоуправление. А каковы условия этого сближения? Совместное участие в коллективной деятельности, высокая степень единства, соблюдение норм нравственных отношений педагогов и школьников.

Таким образом, самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности учителей и учащихся, наряду с руководством и управлением.

Ученическое самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление дает возможность ученику:

  1. приобрести опыт управленческой деятельности;
  2. раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности обучающихся;
  3. ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
  4. доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.

Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.

Круг вопросов, находящихся в компетенции

ученического самоуправления:

  1. защита прав и интересов обучающихся;
  2. совместное с педагогами решение наиболее значимых вопросов образовательного процесса;
  3. формирование и сохранение школьных  традиций;
  4. организация дежурства во время внеклассных мероприятий;
  5. организация встреч и дискуссий с интересными людьми (представителями различных профессий, выпускниками и т.д.);
  6. создание условий открытости образовательного учреждения через газету «Школьный дозор», сайт школы.

Функции ученического самоуправления

  1. Самоактивизация. Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.
  2. Организационное саморегулирование. Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.
  3. Коллективный самоконтроль. Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач. Жизнь вносит свои коррективы, и, благодаря инициативе педагогов, творчеству учащихся, составляющие структуру ученического самоуправления изменяются, совершенствуются.
  4. Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности обучающихся.  

Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:

Первый – классное ученическое самоуправление;

Второй – школьное ученическое самоуправление;

Третий – школьное соуправление.

Взаимодействие всех участников педагогического процесса (обучающихся, учителей и родителей) по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.

Структура первого уровня, т.е. классное ученическое самоуправление может быть различной. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности.  Высшем органом данного уровня является классное собрание.

Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива также может быть различной. В нашей школе – это Совет ученического самоуправления, который формирует министерства по направлениям. Высшим органом ученического самоуправления является общешкольная конференция обучающихся.

Структура третьего уровня школьного соуправления – Управляющий Совет. Этот орган соуправления состоит из представителей: родительской общественности, педагогического коллектива и ученического самоуправления.

ЧАСТЬ 2. Практическая модель реализации школьного самоуправления.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Наше ученическое самоуправление было создано в 1997 году и в сентябре месяце 2012 года  у нас будет юбилей – 15 лет.

С 2004 года органы ученического самоуправления развивается в рамках воспитательной  технологии «Новая цивилизация». С внедрением данной игры в школе появились классы-города с выборными органами управления, с этого времени ребята, которые приходят в пятые классы, организуют свои города и представляют их на презентации городов. Республика выбирает президента и кабинет министров, возглавляющий работу министерств.

Школа – это Республика «Планета Детства». Она объединяет обучающихся 5 – 11 классов, учителей и родителей.

Каждый класс – город (название, девиз, герб, законы, поощрения и наказания).

Организация самоуправления  началась с создания символики.  На основании проведенного конкурса были созданы герб, флаг, гимн.

Республика имеет свой флаг, герб, гимн, территорию и традиции.

На флаге изображена земля – это наша планета Детства, символично изображены дети и педагог, идущие в страну Знаний. Солнце – радостная, светлая, солнечная планета Детства. Звёзды это наши выпускники. Триколор – гражданственность, мы дети России и гордимся этим!

На гербе изображена книга – это символ знания, солнце – свет, радость. Голуби – символ мира, полёт, мечта. Всё это изображено на синем фоне – цвет вселенной и мы являемся её частичкой.

У нас есть наши символы власти, которые передаются директором школы на инаугурации президента – это ключ от школы, символ нашей планеты и папка с первыми документами.

2.1. Структура республики «Планета Детства

  1. высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция, на которую собираются представители (делегаты) от 5-11 классов.
  2. ученическая конференция собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Ученическая конференция:

  1. определяет основные задачи деятельности ученического самоуправления;
  2. утверждает Правила, документы для органов ученического самоуправления;
  3. заслушивает отчеты ученического самоуправления, дает оценку его деятельности;
  4. вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес школьного руководства.

Решения ученической конференции, принятые в рамках ее полномочий, являются обязательными для всех органов ученического самоуправления и всех обучающихся школы.

Ученическое самоуправление школы включает в себя:

  1. Президент школьной республики «Планета Детства»;
  2. Совет самоуправления, состоит из министерств, во главе которых стоят министры:
  1. Министр образования;
  2. Министр правопорядка;
  3. Министр культуры;
  4. Министр средств местной информации;
  5. Министр спорта;

Функции министерств:

Министерство образования - предназначено для развития познавательных интересов жителей республики, творческого подхода и активной жизненной позиции в образовательном процессе.

Функции:

  1. учет успеваемости, освещает результаты, через конкурс «Самый классный коллектив»;
  2. помощь  педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, дней самоуправления;
  3. изучение рейтинга успеваемости по классам.

Министерство правопорядка - предназначено для соблюдения общественного порядка, обеспечение Правил внутреннего распорядка школы.

Функции:

  1. организация дежурства о школе;
  2. контроль за выполнением правил поведения для учащихся;
  3. организация дежурств во время проведения праздников, мероприятий, дискотек;
  4. профилактика правонарушений.

Министерство культуры - предназначено для формирования и развития творческих способностей, выявление их интересов, вовлечение в классные и школьные мероприятия.

Функции:

  1. планирование, организация и проведение культурно-творческой деятельности;
  2. подведение итогов и освещение результатов.

Министерство средств местной информации - освещение жизни школы.

Функции:

  1. сбор и освещение информации о жизни в газете «Школьный дозор»;
  2. выпуск информационных листов класса, классной газеты;
  3. выпуск во время дежурства по школе листка «Голос дежурного»;
  4. оформление школьного  стенда «Школьные новости».

Министерство физической культуры и спорта – предназначено для формирования у обучающихся ЗОЖ, приобщение к спорту и физической культуре.

Функции:

  1. содействует повышению общего физического уровня республиканцев, развитию отдельных видов спорта и физкультуры в целом;
  2. планирует и осуществляет организацию соревнований, как внутри республики, так и за её пределами;
  3. информация доводится до сведения всех учащихся через школьную газету.

Президент школы избирается тайным голосованием, сроком на 1-2 года, из числа обучающихся 8-11 классов.

Президент обязан:

  1. организовывать работу всех структур ученического самоуправления; определять - основные направления развития деятельности школьного объединения;
  2. управлять работой  Совета самоуправления;
  3. решать текущие вопросы качественно, оперативно;
  4. представлять интересы школы в общественных опросах и организациях;
  5. защищать интересы школьного объединения;
  6. делиться инновационным опытом с другими (школами, организациями, объединениями).

Президент школы имеет право:

  1. избирать и быть избранным в выборные органы и на выборные должности;
  2. добровольно сложить свои полномочия по уважительной причине;
  3. вносить предложения по улучшению деятельности Совета самоуправления;
  4. присутствовать на заседаниях педагогического совета (по согласованию), собраниях родителей, совещаний при директоре.

Совет самоуправления:

  1. проявляет активность, творческий подход и ответственное отношение к творческому делу;
  2. проявляет уважительное решение отношение к чужому мнению;
  3. показывает образец поведения в школе и за ее пределами;
  4. оперативно, качественно и объективно решает вопросы, входящие в его компетенцию и регулярно информирует ученический коллектив о своей деятельности, выполняет их наказы и просьбы, защищает их интересы.

Совет самоуправления имеет право:

  1. вносить предложения по вопросам жизни и деятельности ученического коллектива;
  2. вносить предложения и принимать решения по текущим вопросам;

Каждый класс является городом республики «Планета детства».

В каждом классе работает самоуправление (город), меры являются членами Совета самоуправления обучающихся школы.

Самоуправление класса  включает в себя:

  1. Мэр;
  2. Отдел образования;
  3. Отдел культуры;
  4. Отдел правопорядка;
  5. Отдел средств местной информации;
  6. Отдел физической культуры и спорта.

Название города определяют его жители путем референдума.

  1. глава города избирается путем голосования;
  2. каждый город должен иметь свой герб, девиз;

Совет самоуправления класса состоит из 5-и отделов, функции которых идентичны министерствам школы.

Документация и отчетность органов власти Республики.

Планирование работы школьного самоуправления – это большой и один из самых важных этапов работы. Составляются планы работы на полугодие, месяц; прослушиваются отчеты 2 раза в год (январь, май); систематически ведутся протоколы заседаний.

Ученическим  самоуправлением разработан целый перечень положений, которые регламентируют проведение различных школьных мероприятий.

(см. Приложение 1).

Работу по практической реализации работы в городах, обучающиеся начинают с того, что:

  1. придумывают название города, его герб, девиз или речёвку;
  2. выбирают органы местного самоуправления;
  3. придумывают их права и обязанности;
  4. придумывают законы, по которым будет жить город;
  5. придумывают поощрения и наказания за выполнение или не выполнение законов, работы и т.д.

Все участники объявляются дееспособными жителями данного города, то есть имеют все гражданские права, обязаны выполнять все требования органов местного самоуправления и местных законодательных актов, которые действуют в данном городе.

Все жители города имеют равные права и обязанности независимо от пола, национальности, успеваемости, имущественного и должностного положения.

В компетенцию местного самоуправления входят такие основные вопросы, как:

  1. принятие и изменение законов города, контроль за их соблюдением;
  2. обеспечение санитарного благополучия населения;
  3. охрана общественного порядка;
  4. создание условий для деятельности средств местной информации;
  5. создание условий для организации зрелищных мероприятий;
  6. создание условий для развития физической культуры и спорта, туризма;
  7. другие вопросы местного значения.

2.2. Традиции школьного самоуправления.

Наше школьное и классные самоуправления достойные продолжатели традиций школы.

Средняя школа №2 и республика «Планета Детства» представляют эксклюзивную, оригинальную, неординарную, школьную традицию «Флаг выпускников школы».

А начиналось все с Письма выпускников 1989 года

«Дорогой друг!

К тебе обращаются выпускники 1989 года. Мы хотим стать инициаторами доброй традиции – оставлять на память о своём классе его частичку – флаг. Пока мы вышивали его своими руками, в каждый стежок вкладывали тёплые воспоминания о школьных весёлых, беззаботных днях. Здесь выражено наше уважение к учителям, гордость за их самоотверженный труд, и наша вера и надежда, что полученные знания, помогут нам быть полезными родному городу и стране. Пусть классные флаги станут началом доброй традиции, а выпускники гордостью нашей любимой школы!

С уважением, выпускники 1989 года».

  1. Флаг это важнейший символ государства, выражающий идею единства, независимости и суверенитета. Именно по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.
  2. Флаг нашей школьной республики «Планета Детства» символизирует любовь к школе, гордость её истории, надежды на будущее, верность традициям, мир и согласие.
  3. В 1989 году, 10 «А» класс и классный руководитель Номаконова Валентина Гавриловна стали инициаторами доброй традиции оставлять о себе частичку души – свой флаг выпускников.
  4. Каждый выпуск – это итог большой творческой работы всего коллектива.
  5. Каждый флаг – это страница в истории школы, каждый выпуск – это страница в истории города, страны.
  6. И где бы ни были выпускники, память о них хранится, а флаги напоминают, что они выпускники школы №2.
  7. Добрыми делами выпускников, творческой работой педагогического коллектива, стараниями нынешних учащихся самая молодая школа района сегодня имеет звание Образцовое учреждение Иркутской области.

Традиционно у нас проходит день самоуправления, но уже три года мы проводим его по новой форме. Учащиеся старших классов, не только выполняют функции администрации и учителей, но и проводят большую исследовательскую работу. Ребята пересматривают правоустанавливающие документы, рассматривают вопросы школьной формы, и мероприятий. Ребятами было предложено провести конкурс «Самый классный коллектив». На совете ученического самоуправления было утверждено положение. Данный конкурс стал основой нашего школьного ученического самоуправления. Он проходит в течение учебного года и проводится по следующим номинациям:

  1. Класс знатоки;
  2. Класс законодатель школьной моды;
  3. Класс активист;
  4. Класс лучший хозяин;
  5. Самый сплоченный класс или лучшее классное самоуправление

В рамках этих номинаций проходили мероприятия по четвертям по следующим направлениям:

  1. Спортивно-оздоровительное;
  2. Художественно-эстетическое;
  3. Учебно-познавательное;
  4. Социально-экологическое.

Каждую четверть проводятся конкурсные недели, в результате которых ребята набирают баллы. В конце недели подводятся итоги. В  номинации «Знатоки» учитываются результаты четверти, олимпиадные конкурсы. Самая плодотворная четверть – третья – «Учебно-познавательная». В этой четверти проходит традиционный общешкольный интеллектуальный марафон «Знатоки», где ребята выполняют задания по предметным станциям. Традиционным стал и конкурс «Ученик года».

Министерство правопорядка отвечает за номинации  «Класс законодатель школьной моды» и «Класс лучший хозяин». Министерство проставляет баллы за соблюдение правил поведения в школе и соблюдение делового стиля одежды. В рамках нашего конкурса просматривается сохранность учебников. Также министерство правопорядка является дежурными на дискотеках и различных мероприятиях школы, тесно сотрудничают с социальными педагогами, подготавливают различные пятиминутки для классов о возникших проблемах школы, например вымогательство.  

Ответственными за номинацию «Класс активист» являются министерство культуры и министерство физической культуры и спорта. Данная номинация просматривается по участию классов в различных мероприятиях школы, города и района.

Все данные прописываются в газете «Школьный дозор». Выпусками этой газеты занимается министерство средств местной информации. Выпускается газета один раз в два месяца. В ней освещаются самые интересные мероприятия школы, мероприятия классов, подводятся итоги  многих конкурсов, оформляется таблица получение бонусов, в которой просматривается личное участие в жизни школы и класса. Министерство СМИ оформляет школу к праздникам, составляет разные коллажи по конкурсам, поздравляет победителей, составляет о школе информацию не только в нашу газету, но и в газету «Шелеховский вестник». Просматривает классные уголки и проставляет баллы.

Опыт работы нашего школьного самоуправления неоднократно обобщался, мы делились опытом с районным парламентом и монгольской делегацией, которую радушно встречали в нашей школе. Мы неоднократные участники и призеры районного конкурса школьных самоуправлений и школьных СМИ. Выпущен буклет Республика «Планета Детства».

По результатам проведения диагностики уровня развития  ученического самоуправления наша школа является ведущей в районе. В качестве примера приведем результаты диагностики мая 2010 года. В диагностике участвовали учащиеся 5-11 класс в количестве 627 человек. Основные направления, по которым проведена диагностика следующие:

  1. Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность;
  2. Организованность классного коллектива;
  3. Ответственность учащихся за дела школы.

В результате полученных данных можно сделать следующий вывод: 87% учащихся среднего и старшего звена активно включаются в самоуправленческую деятельность. Это самый высокий показатель по образовательным учреждениям района. 78% вовлечены, в дела своих классных коллективов. 71 % учащихся чувствуют свою ответственность за дела школы, это является среднем показателем по району. В данном направлении работа будет продолжена. В рамках выполнения  программы развития школы, где мы – учащиеся являемся активными участниками,  планируется реализация четырех проектов, которые позволят повысить ответственность учащихся за дела школы.

Значимыми событиями в прошлом учебном году стали победы ученического самоуправления: 1 место в областном конкурсе на лучшую модель ученического и студенческого самоуправления в номинации «Наша модель самоуправления»; наша газета «Школьный Дозор» получила диплом лауреата областного конкурса школьных газет «Учительский калейдоскоп», победа в районном конкурсе «Моя нормотворческая инициатива».

ЧАСТЬ 3. Работа школьного самоуправления по повышению правовой культуры и  формированию гражданской позиции  обучающихся.

В самом начале игры для организованного проведения избирательной компании, максимального включения граждан в социально-политическую жизнь школьной республики «Планета Детства» создается Избирательная комиссия, которая действует в полном соответствии с Законом о выборах.

Члены Избирательной комиссии избираются от классов – 1 человек. Решение об избрании данного человека членом Избирательной комиссии оформляется протоколом общего собрания граждан, который хранится до конца игры в архиве Избирательной комиссии.

После проведения таких организационных собраний граждан члены избирательной комиссии собираются на свое первое заседание, где они избирают председателя, который руководит всей работой комиссии, и секретаря, который ведет и хранит всю необходимую документацию. На этом же заседании члены выписывают на основании предъявленных протоколов общих собраний удостоверения членом Избиркома.

После распределения обязанностей и получения удостоверений приступают к осуществлению своих обязанностей.

В день выборов ИК начинает свою работу. За 20 минут до начала выборов урна опечатывается председателем ИК в присутствии независимых наблюдателей или доверенных лиц.

Каждый житель республики «Планета Детства» по предъявлению документа, удостоверяющего личность (дневник, где имеется его фотография; паспорт) получает бюллетень. Проходит в кабинку для голосования, и после того как сделал выбор, опускает бюллетень в избирательную урну.

  Участие в избирательной компании школьного самоуправления – это одно из многочисленных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры наших ребят.

У школьного самоуправления через Министерство правопорядка установлена тесная связь со всеми специалистами школы: библиотекой, социальными педагогами, методическим объединением учителей истории, обществознания и правоведения. Вместе они разрабатывают мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся к реальным событиям в обществе, воспитание правовой культуры, социализации выпускников школы. Существует тесная связь с районной Избирательной комиссией г. Шелехова, молодежным парламентом города и республики. Так 27 октября 2011 года было подписано соглашение о сотрудничестве с Шелеховской территориальной избирательной комиссией. Целью данного соглашения является организация совместной деятельности по повышению правовой культуры учащихся, формированию и реализации гражданской позиции школьников путем участия в совместных мероприятиях. В рамках Соглашения утвержден план мероприятий, одним из пунктов которого предусмотрено создание и организация работы «Школы будущего избирателя».

Благодаря этой работе, мы имеем четкое представление о назначении избирательного права в РФ. Кроме того, у нас в системе проводятся классные часы, где представители школьного клуба «Поиск» ведут разъяснительную работу о символах РФ, дне Народного Единства, дне Конституции, Государственного флага. Разработан и создан самими ребятами целый банк компьютерных презентаций, посвященных наградам России и РФ, символике России и РФ. Данные презентации используются для традиционных линеек-презентаций, посвященных национальным и государственным  праздникам.

Наше самоуправление – активный участник  проведения ежегодного «Дня молодого избирателя», в рамках которого проводятся многочисленные мероприятия:

  1. выставки в школьной библиотеке и музее «История выборов в Иркутской области», «Конституция – основной закон», «Правовые знания каждому»;
  2. участие в районных конкурсах сочинений «Мои первые строки о Родине», рисунков, посвященных родному краю;
  3. проведение тематических дебатов с учащимися других школ на тему «Будущее – за молодежью»;
  4. проведение правовых декадников и круглых столов «Знай свои права»;
  5. проведение тестирования  по проблемам избирательного права;

Наши ребята – активные участники открытых уроков, в рамках  районных конкурсов, посвященных избирательному праву. В этих конкурсах мы традиционно занимаем призовые места.

Учителя и ученики в этой работе выступают одним целым. В 2009 году работа заместителя директора по воспитательной работе Балышевой Н.А. и руководителя клуба «Поиск» Верховецкой И.В. «Школьное ученическое самоуправление Республика «Планета Детства» получила диплом первой степени на Всероссийском конкурсе «Управление современной школой» в рамках III Всероссийской Педагогической Ассамблеи «Достояние образования».  В октябре  2010 году  работа школьного самоуправления была обобщена в статье «Школьное самоуправление – важнейшее средство гражданского воспитания. Практическая модель ученического самоуправления», и напечатана в сборнике ИГПУ.

Наши выпускники обладают чувством патриотизма, гражданственности, они ответственны за свои поступки. Ребята – активные участники мероприятий школьного музея и патриотического клуба «Поиск». Встречи с ветеранами войны, труда, первостроителями, организация тимуровского движения, участие в Вахте памяти – всегда оставляют яркий след в сердцах обучающихся. Каждый ученик проявляет активность, оказывая помощь ветеранам, участвуя в посадке деревьев, помогая детским домам.

ЧАСТЬ 5.  Итоги деятельности школьного самоуправления.

Сложившаяся в школе система работы самоуправления дает конкретные результаты. Все большее количество учащихся становятся участниками школьных, районных и областных мероприятий.

Традиционно нашей школе проводятся спартакиада,  соревнования,  посвященные 23 февраля, 8 марта, спортивные соревнования с ребятами детского дома. Традиционным в школе стал день театра. Ребята показывают театральные постановки, посвященные сибирским писателям, юбилею школы, теме Семьи, 65-летию Великой Победы.  Мы традиционно  проводим КВН в нашей школе на День учителя, между командами старшеклассников, педагогов и родителей. В течение всего учебного года ребята задействованы в различных клубах, таких как «Интеллект»,  «Поиск»,  которыми проводятся мероприятия патриотического и гражданского направления. Наша школа неоднократно принимает участие в образовательных форумах и  все министерства  достойно её представляют.

Стала в нашей школе традиционной ученическая конференция, на которой проходит денежное поощрение ребят и подводятся итоги конкурса «Самый классный классный коллектив» и работы самоуправления в целом.

 Наше школьное самоуправление стало инициатором очень важного направления работы – социального проектирования. Начали мы с обучения.        Активисты школьного самоуправления  принимали участие в областной научно-практической конференции «Перспективы развития ученического самоуправления в системе начального профессионального образования в условиях модернизации». Группа учащихся  прошла обучение по проекту «Да!» программы «Добровольческий актив» и стала активным помощником социальных педагогов по пропаганде здорового образа жизни.

        Результатом стали реализованные  проекты разработанные нашими ребятами:

  1. Гранд благотворительного фонда им. Г.И.Шелехова, проект «Сад моего детства»;
  2. 23 школьных проекта («Мы за чистый город»; «Одна большая семья» и т.д.);
  3. 12 благотворительных акций (оказана помощь детям приюта «Гнездышко», учащимся школы №2, детскому дому №4, детскому саду №20);
  4. систематические профилактические акции («Объявим бой сигарете», «Международный день отказа от курения» и т.д);
  5. Активные участники добровольческой акции «Помоги ребенку и ты спасешь мир».

Активно принимает  участие в жизни города и микрорайона наше самоуправление. Систематически мы принимаем участие в городских субботниках.  

Наше ученическое самоуправление постоянно развивается, ищет новые формы работы, всё больше ребят включается в работу, это и является нашей оценкой деятельности.

О результатах работы школьного самоуправления свидетельствуют наши призовые места:

  1. диплом 1 степени районной игры КВН (ноябрь 2011год);
  2. диплом 1 степени V областного фестиваля молодых избирателей «Будущее за молодежью» (май 2011года);
  3. победители областного конкурса «Лучший волонтер. Пропагандист здорового образа жизни» (апрель 2010  года);
  4. призовые места в районном конкурсе по избирательному праву (1 и 3 место);
  5. 1 место в областном конкурсе на лучшую модель ученического и студенческого самоуправления в номинации «Наша модель самоуправления»;
  6. победа в районном конкурсе «Моя нормотворческая инициатива».
  7. 1 места в районном конкурсе классных  часов 2008, 2009, 2010, 2011 г.;
  8. Победители районного конкурса школьных СМИ в номинации «Лучшее освещение школьной жизни»;
  9. диплом лауреата областного конкурса школьных газет «Учительский калейдоскоп» (2010 год);
  10. 1 место в районном конкурсе «Лучший пропагандист ЗОЖ»;
  11. Активные участники Всероссийской добровольческой акции Весенняя неделя добра.

Заключение.

Считаем, что данная работа приносит положительный результат и можно смело сказать, что наши обучающиеся настоящие граждане города, района, России.

Самоуправление должно создавать «ощущение семьи», в которой ценят и любят каждого, ощущение коллектива, который не обезличивает, а развивает в человеке индивидуальность.

Если спросить: «Что даёт самоуправление каждому отдельному ученику?» Ответ был бы таков: «Оно даёт человеку свободу мысли. Оно показывает, что такое настоящий коллектив, участники самоуправления сами организовывают любое необходимое дело, распределяют  обязанности – это всё, что очень поможет в дальнейшей жизни».

Развитие ученического самоуправления невозможно без прогностических оценок, без определения его направленности, без сопоставления мнения учащихся и педагогов школы.

Вот каким нам  видятся перспективы самоуправления в школе:

  1. в будущем ребята должны будут сами организовывать все мероприятия, ведь это и есть самоуправление, когда без чьей-то посторонней помощи ребята смогут справиться с делами;
  2. самоуправление будет таким, что все члены детской организации будут чувствовать себя равноправными;
  3. самоуправление будет развиваться, и «расти» вместе с ребятами;
  4. самоуправление – важный фактор в формировании коммуникативных компетенций обучающихся, выпускников;
  5. самоуправление – путь социализации, достижения конкурентноспособности каждого ученика.

Если работа в органах ученического самоуправления будет творчески окрашена, интересна, будет идти от желания самих ребят, если будет существовать единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни, значит, уходя из школы, выпускники унесут огромный багаж коммуникативных навыков с собой во взрослую жизнь. Они будут иметь своё «лицо», сумеют отстоять свою жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.

Из опыта работы классного руководителя....

Модель самоуправления в классном коллективе

Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...

Интегративная модель самоуправления школы №22

В нашей школе работа с учащимися строится через  самоуправленческую деятельность. С 2007 года мы входили в муниципальную экспериментальную площадку ""Создание органов ученического самоуправления ...

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена

В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...

Наша авторская модель самоуправления - ролевая игра "Классный универсальный мини -банк КУБ-7"

Ученическое самоуправление  призвано помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом – не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения ...

Проект Наша модель ученического самоуправления «Планета Детства»

Самоуправление в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...