Наша модель самоуправления
статья по теме
Сейчас, когда в нашей стране происходят изменения в общественной и государственной жизни, когда Россия встала на путь новых преобразований, необходима подготовка молодёжи к жизни в демократическом обществе. Школа учит многому, но не всегда даёт ответ на вопросы о том, как жить. Школьные проблемы для всех учащихся одинаковы. Демократизация жизнедеятельности школы и управления школой предполагает активное участие в них всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В нашей школе ведётся настойчивый поиск форм и способов включения и учителей, и обучающихся, и родителей в организацию обучения и воспитания детей, формирование ценностей школьного коллектива, совместное осмысление перспектив развития. Без сомнения, демократизация нужна сейчас и школе, и обществу.
Цель: описание модели самоуправления школы, систематизация материала о школьном самоуправлении за годы существования нашей школы.
Основные задачи:
1. Знакомство с термином «самоуправление» и историей зарождения этого явления.
2. Изучение истории развития ученического самоуправления в школе, ее традиций, достижений.
3. Рассмотрение практической деятельности школьного самоуправления и его роли в формировании гражданственности, правовой культуры, условий для активизации личности и творческого потенциала учащихся.
4. Использование диагностики по изучению уровня развития ученического самоуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_model_samoupravleniya.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«НАША МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их
сил может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер
Пояснительная записка
Сейчас, когда в нашей стране происходят изменения в общественной и государственной жизни, когда Россия встала на путь новых преобразований, необходима подготовка молодёжи к жизни в демократическом обществе. Школа учит многому, но не всегда даёт ответ на вопросы о том, как жить. Школьные проблемы для всех учащихся одинаковы. Демократизация жизнедеятельности школы и управления школой предполагает активное участие в них всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В нашей школе ведётся настойчивый поиск форм и способов включения и учителей, и обучающихся, и родителей в организацию обучения и воспитания детей, формирование ценностей школьного коллектива, совместное осмысление перспектив развития. Без сомнения, демократизация нужна сейчас и школе, и обществу.
Цель: описание модели самоуправления школы, систематизация материала о школьном самоуправлении за годы существования нашей школы.
Основные задачи:
- Знакомство с термином «самоуправление» и историей зарождения этого явления.
- Изучение истории развития ученического самоуправления в школе, ее традиций, достижений.
- Рассмотрение практической деятельности школьного самоуправления и его роли в формировании гражданственности, правовой культуры, условий для активизации личности и творческого потенциала учащихся.
- Использование диагностики по изучению уровня развития ученического самоуправления.
За последние годы произошли существенные изменения в процессе организации школьной жизни. Отказ от создания октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп привел к необходимости в организации новых форм самоуправления
«Дети должны сегодня участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы» (1918 г., «Обращение комиссии по просвещению»). Слова, сказанные в начале 20 века как нельзя актуальны и сегодня, в начале века 21.
ЧАСТЬ 1. Задачи и цели школьного самоуправления.
Под самоуправлением следует понимать «целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность обучающихся, в процессе которой реализуется функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой».
Развитие системы ученического самоуправления должно иметь несколько основных целей. Во-первых, создание благоприятного психологического климата в школе. Работа школьного самоуправления позволит учитывать мнение обучающихся при планировании работы школы. Обсуждение важнейших вопросов школьной жизни в его структурах даст возможность решать проблемные ситуации, развивать самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы. Во-вторых, школьное самоуправление научит принимать ответственные решения, будет воспитывать лидерские качества, способствовать социализации школьников. В-третьих, оно даст возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Многие вопросы жизни школы будут решаться более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, учиться пользоваться предоставленной властью, строить государство своей мечты.
Самоуправление дает подросткам осознать себя в различных социальных уровнях, научиться преодолевать трудности, накопить опыт общения, осознать ответственность за порученное дело.
Самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.
Цель ученического самоуправления
Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе – формирование у обучающихся готовности к участию в управлении обществом.
Задачи ученического самоуправления:
- предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса;
- формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
- воспитание чувства честного партнерства;
- формирование умения вести здоровый образ жизни;
- приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества и других стран мира;
Ученическое самоуправление – это не управление одних детей другими, а обучение всех нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе.
Самоуправление – это совместно самостоятельная работа в школе, самоорганизация мероприятий, (сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем).
У ученического самоуправления не может быть властных полномочий. Перед учениками ставятся посильные задачи, которые решаются совместно с учителями, администрацией школы, родителями, общественностью.
В итоге – это активное участие самих детей в общественной жизни. Если самоуправление работает, значит, дети реально включаются в решение важнейших вопросов в школьной жизни.
Самоуправление обучающихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Школьный коллектив как целостная система состоит из двух подсистем: коллектива педагогов и коллектива обучающихся. Что должно сближать эти два коллектива? Школьное самоуправление. А каковы условия этого сближения? Совместное участие в коллективной деятельности, высокая степень единства, соблюдение норм нравственных отношений педагогов и школьников.
Таким образом, самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности учителей и учащихся, наряду с руководством и управлением.
Ученическое самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
- приобрести опыт управленческой деятельности;
- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности обучающихся;
- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
- доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.
Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.
Круг вопросов, находящихся в компетенции
ученического самоуправления:
- защита прав и интересов обучающихся;
- совместное с педагогами решение наиболее значимых вопросов образовательного процесса;
- формирование и сохранение школьных традиций;
- организация дежурства во время внеклассных мероприятий;
- организация встреч и дискуссий с интересными людьми (представителями различных профессий, выпускниками и т.д.);
- создание условий открытости образовательного учреждения через газету «Школьный дозор», сайт школы.
Функции ученического самоуправления
- Самоактивизация. Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.
- Организационное саморегулирование. Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.
- Коллективный самоконтроль. Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач. Жизнь вносит свои коррективы, и, благодаря инициативе педагогов, творчеству учащихся, составляющие структуру ученического самоуправления изменяются, совершенствуются.
- Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности обучающихся.
Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:
Первый – классное ученическое самоуправление;
Второй – школьное ученическое самоуправление;
Третий – школьное соуправление.
Взаимодействие всех участников педагогического процесса (обучающихся, учителей и родителей) по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.
Структура первого уровня, т.е. классное ученическое самоуправление может быть различной. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности. Высшем органом данного уровня является классное собрание.
Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива также может быть различной. В нашей школе – это Совет ученического самоуправления, который формирует министерства по направлениям. Высшим органом ученического самоуправления является общешкольная конференция обучающихся.
Структура третьего уровня школьного соуправления – Управляющий Совет. Этот орган соуправления состоит из представителей: родительской общественности, педагогического коллектива и ученического самоуправления.
ЧАСТЬ 2. Практическая модель реализации школьного самоуправления.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Наше ученическое самоуправление было создано в 1997 году и в сентябре месяце 2012 года у нас будет юбилей – 15 лет.
С 2004 года органы ученического самоуправления развивается в рамках воспитательной технологии «Новая цивилизация». С внедрением данной игры в школе появились классы-города с выборными органами управления, с этого времени ребята, которые приходят в пятые классы, организуют свои города и представляют их на презентации городов. Республика выбирает президента и кабинет министров, возглавляющий работу министерств.
Школа – это Республика «Планета Детства». Она объединяет обучающихся 5 – 11 классов, учителей и родителей.
Каждый класс – город (название, девиз, герб, законы, поощрения и наказания).
Организация самоуправления началась с создания символики. На основании проведенного конкурса были созданы герб, флаг, гимн.
Республика имеет свой флаг, герб, гимн, территорию и традиции.
На флаге изображена земля – это наша планета Детства, символично изображены дети и педагог, идущие в страну Знаний. Солнце – радостная, светлая, солнечная планета Детства. Звёзды это наши выпускники. Триколор – гражданственность, мы дети России и гордимся этим!
На гербе изображена книга – это символ знания, солнце – свет, радость. Голуби – символ мира, полёт, мечта. Всё это изображено на синем фоне – цвет вселенной и мы являемся её частичкой.
У нас есть наши символы власти, которые передаются директором школы на инаугурации президента – это ключ от школы, символ нашей планеты и папка с первыми документами.
2.1. Структура республики «Планета Детства
- высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция, на которую собираются представители (делегаты) от 5-11 классов.
- ученическая конференция собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Ученическая конференция:
- определяет основные задачи деятельности ученического самоуправления;
- утверждает Правила, документы для органов ученического самоуправления;
- заслушивает отчеты ученического самоуправления, дает оценку его деятельности;
- вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес школьного руководства.
Решения ученической конференции, принятые в рамках ее полномочий, являются обязательными для всех органов ученического самоуправления и всех обучающихся школы.
Ученическое самоуправление школы включает в себя:
- Президент школьной республики «Планета Детства»;
- Совет самоуправления, состоит из министерств, во главе которых стоят министры:
- Министр образования;
- Министр правопорядка;
- Министр культуры;
- Министр средств местной информации;
- Министр спорта;
Функции министерств:
Министерство образования - предназначено для развития познавательных интересов жителей республики, творческого подхода и активной жизненной позиции в образовательном процессе.
Функции:
- учет успеваемости, освещает результаты, через конкурс «Самый классный коллектив»;
- помощь педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, дней самоуправления;
- изучение рейтинга успеваемости по классам.
Министерство правопорядка - предназначено для соблюдения общественного порядка, обеспечение Правил внутреннего распорядка школы.
Функции:
- организация дежурства о школе;
- контроль за выполнением правил поведения для учащихся;
- организация дежурств во время проведения праздников, мероприятий, дискотек;
- профилактика правонарушений.
Министерство культуры - предназначено для формирования и развития творческих способностей, выявление их интересов, вовлечение в классные и школьные мероприятия.
Функции:
- планирование, организация и проведение культурно-творческой деятельности;
- подведение итогов и освещение результатов.
Министерство средств местной информации - освещение жизни школы.
Функции:
- сбор и освещение информации о жизни в газете «Школьный дозор»;
- выпуск информационных листов класса, классной газеты;
- выпуск во время дежурства по школе листка «Голос дежурного»;
- оформление школьного стенда «Школьные новости».
Министерство физической культуры и спорта – предназначено для формирования у обучающихся ЗОЖ, приобщение к спорту и физической культуре.
Функции:
- содействует повышению общего физического уровня республиканцев, развитию отдельных видов спорта и физкультуры в целом;
- планирует и осуществляет организацию соревнований, как внутри республики, так и за её пределами;
- информация доводится до сведения всех учащихся через школьную газету.
Президент школы избирается тайным голосованием, сроком на 1-2 года, из числа обучающихся 8-11 классов.
Президент обязан:
- организовывать работу всех структур ученического самоуправления; определять - основные направления развития деятельности школьного объединения;
- управлять работой Совета самоуправления;
- решать текущие вопросы качественно, оперативно;
- представлять интересы школы в общественных опросах и организациях;
- защищать интересы школьного объединения;
- делиться инновационным опытом с другими (школами, организациями, объединениями).
Президент школы имеет право:
- избирать и быть избранным в выборные органы и на выборные должности;
- добровольно сложить свои полномочия по уважительной причине;
- вносить предложения по улучшению деятельности Совета самоуправления;
- присутствовать на заседаниях педагогического совета (по согласованию), собраниях родителей, совещаний при директоре.
Совет самоуправления:
- проявляет активность, творческий подход и ответственное отношение к творческому делу;
- проявляет уважительное решение отношение к чужому мнению;
- показывает образец поведения в школе и за ее пределами;
- оперативно, качественно и объективно решает вопросы, входящие в его компетенцию и регулярно информирует ученический коллектив о своей деятельности, выполняет их наказы и просьбы, защищает их интересы.
Совет самоуправления имеет право:
- вносить предложения по вопросам жизни и деятельности ученического коллектива;
- вносить предложения и принимать решения по текущим вопросам;
Каждый класс является городом республики «Планета детства».
В каждом классе работает самоуправление (город), меры являются членами Совета самоуправления обучающихся школы.
Самоуправление класса включает в себя:
- Мэр;
- Отдел образования;
- Отдел культуры;
- Отдел правопорядка;
- Отдел средств местной информации;
- Отдел физической культуры и спорта.
Название города определяют его жители путем референдума.
- глава города избирается путем голосования;
- каждый город должен иметь свой герб, девиз;
Совет самоуправления класса состоит из 5-и отделов, функции которых идентичны министерствам школы.
Документация и отчетность органов власти Республики.
Планирование работы школьного самоуправления – это большой и один из самых важных этапов работы. Составляются планы работы на полугодие, месяц; прослушиваются отчеты 2 раза в год (январь, май); систематически ведутся протоколы заседаний.
Ученическим самоуправлением разработан целый перечень положений, которые регламентируют проведение различных школьных мероприятий.
(см. Приложение 1).
Работу по практической реализации работы в городах, обучающиеся начинают с того, что:
- придумывают название города, его герб, девиз или речёвку;
- выбирают органы местного самоуправления;
- придумывают их права и обязанности;
- придумывают законы, по которым будет жить город;
- придумывают поощрения и наказания за выполнение или не выполнение законов, работы и т.д.
Все участники объявляются дееспособными жителями данного города, то есть имеют все гражданские права, обязаны выполнять все требования органов местного самоуправления и местных законодательных актов, которые действуют в данном городе.
Все жители города имеют равные права и обязанности независимо от пола, национальности, успеваемости, имущественного и должностного положения.
В компетенцию местного самоуправления входят такие основные вопросы, как:
- принятие и изменение законов города, контроль за их соблюдением;
- обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка;
- создание условий для деятельности средств местной информации;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий для развития физической культуры и спорта, туризма;
- другие вопросы местного значения.
2.2. Традиции школьного самоуправления.
Наше школьное и классные самоуправления достойные продолжатели традиций школы.
Средняя школа №2 и республика «Планета Детства» представляют эксклюзивную, оригинальную, неординарную, школьную традицию «Флаг выпускников школы».
А начиналось все с Письма выпускников 1989 года
«Дорогой друг!
К тебе обращаются выпускники 1989 года. Мы хотим стать инициаторами доброй традиции – оставлять на память о своём классе его частичку – флаг. Пока мы вышивали его своими руками, в каждый стежок вкладывали тёплые воспоминания о школьных весёлых, беззаботных днях. Здесь выражено наше уважение к учителям, гордость за их самоотверженный труд, и наша вера и надежда, что полученные знания, помогут нам быть полезными родному городу и стране. Пусть классные флаги станут началом доброй традиции, а выпускники гордостью нашей любимой школы!
С уважением, выпускники 1989 года».
- Флаг это важнейший символ государства, выражающий идею единства, независимости и суверенитета. Именно по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.
- Флаг нашей школьной республики «Планета Детства» символизирует любовь к школе, гордость её истории, надежды на будущее, верность традициям, мир и согласие.
- В 1989 году, 10 «А» класс и классный руководитель Номаконова Валентина Гавриловна стали инициаторами доброй традиции оставлять о себе частичку души – свой флаг выпускников.
- Каждый выпуск – это итог большой творческой работы всего коллектива.
- Каждый флаг – это страница в истории школы, каждый выпуск – это страница в истории города, страны.
- И где бы ни были выпускники, память о них хранится, а флаги напоминают, что они выпускники школы №2.
- Добрыми делами выпускников, творческой работой педагогического коллектива, стараниями нынешних учащихся самая молодая школа района сегодня имеет звание Образцовое учреждение Иркутской области.
Традиционно у нас проходит день самоуправления, но уже три года мы проводим его по новой форме. Учащиеся старших классов, не только выполняют функции администрации и учителей, но и проводят большую исследовательскую работу. Ребята пересматривают правоустанавливающие документы, рассматривают вопросы школьной формы, и мероприятий. Ребятами было предложено провести конкурс «Самый классный коллектив». На совете ученического самоуправления было утверждено положение. Данный конкурс стал основой нашего школьного ученического самоуправления. Он проходит в течение учебного года и проводится по следующим номинациям:
- Класс знатоки;
- Класс законодатель школьной моды;
- Класс активист;
- Класс лучший хозяин;
- Самый сплоченный класс или лучшее классное самоуправление
В рамках этих номинаций проходили мероприятия по четвертям по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Художественно-эстетическое;
- Учебно-познавательное;
- Социально-экологическое.
Каждую четверть проводятся конкурсные недели, в результате которых ребята набирают баллы. В конце недели подводятся итоги. В номинации «Знатоки» учитываются результаты четверти, олимпиадные конкурсы. Самая плодотворная четверть – третья – «Учебно-познавательная». В этой четверти проходит традиционный общешкольный интеллектуальный марафон «Знатоки», где ребята выполняют задания по предметным станциям. Традиционным стал и конкурс «Ученик года».
Министерство правопорядка отвечает за номинации «Класс законодатель школьной моды» и «Класс лучший хозяин». Министерство проставляет баллы за соблюдение правил поведения в школе и соблюдение делового стиля одежды. В рамках нашего конкурса просматривается сохранность учебников. Также министерство правопорядка является дежурными на дискотеках и различных мероприятиях школы, тесно сотрудничают с социальными педагогами, подготавливают различные пятиминутки для классов о возникших проблемах школы, например вымогательство.
Ответственными за номинацию «Класс активист» являются министерство культуры и министерство физической культуры и спорта. Данная номинация просматривается по участию классов в различных мероприятиях школы, города и района.
Все данные прописываются в газете «Школьный дозор». Выпусками этой газеты занимается министерство средств местной информации. Выпускается газета один раз в два месяца. В ней освещаются самые интересные мероприятия школы, мероприятия классов, подводятся итоги многих конкурсов, оформляется таблица получение бонусов, в которой просматривается личное участие в жизни школы и класса. Министерство СМИ оформляет школу к праздникам, составляет разные коллажи по конкурсам, поздравляет победителей, составляет о школе информацию не только в нашу газету, но и в газету «Шелеховский вестник». Просматривает классные уголки и проставляет баллы.
Опыт работы нашего школьного самоуправления неоднократно обобщался, мы делились опытом с районным парламентом и монгольской делегацией, которую радушно встречали в нашей школе. Мы неоднократные участники и призеры районного конкурса школьных самоуправлений и школьных СМИ. Выпущен буклет Республика «Планета Детства».
По результатам проведения диагностики уровня развития ученического самоуправления наша школа является ведущей в районе. В качестве примера приведем результаты диагностики мая 2010 года. В диагностике участвовали учащиеся 5-11 класс в количестве 627 человек. Основные направления, по которым проведена диагностика следующие:
- Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность;
- Организованность классного коллектива;
- Ответственность учащихся за дела школы.
В результате полученных данных можно сделать следующий вывод: 87% учащихся среднего и старшего звена активно включаются в самоуправленческую деятельность. Это самый высокий показатель по образовательным учреждениям района. 78% вовлечены, в дела своих классных коллективов. 71 % учащихся чувствуют свою ответственность за дела школы, это является среднем показателем по району. В данном направлении работа будет продолжена. В рамках выполнения программы развития школы, где мы – учащиеся являемся активными участниками, планируется реализация четырех проектов, которые позволят повысить ответственность учащихся за дела школы.
Значимыми событиями в прошлом учебном году стали победы ученического самоуправления: 1 место в областном конкурсе на лучшую модель ученического и студенческого самоуправления в номинации «Наша модель самоуправления»; наша газета «Школьный Дозор» получила диплом лауреата областного конкурса школьных газет «Учительский калейдоскоп», победа в районном конкурсе «Моя нормотворческая инициатива».
ЧАСТЬ 3. Работа школьного самоуправления по повышению правовой культуры и формированию гражданской позиции обучающихся.
В самом начале игры для организованного проведения избирательной компании, максимального включения граждан в социально-политическую жизнь школьной республики «Планета Детства» создается Избирательная комиссия, которая действует в полном соответствии с Законом о выборах.
Члены Избирательной комиссии избираются от классов – 1 человек. Решение об избрании данного человека членом Избирательной комиссии оформляется протоколом общего собрания граждан, который хранится до конца игры в архиве Избирательной комиссии.
После проведения таких организационных собраний граждан члены избирательной комиссии собираются на свое первое заседание, где они избирают председателя, который руководит всей работой комиссии, и секретаря, который ведет и хранит всю необходимую документацию. На этом же заседании члены выписывают на основании предъявленных протоколов общих собраний удостоверения членом Избиркома.
После распределения обязанностей и получения удостоверений приступают к осуществлению своих обязанностей.
В день выборов ИК начинает свою работу. За 20 минут до начала выборов урна опечатывается председателем ИК в присутствии независимых наблюдателей или доверенных лиц.
Каждый житель республики «Планета Детства» по предъявлению документа, удостоверяющего личность (дневник, где имеется его фотография; паспорт) получает бюллетень. Проходит в кабинку для голосования, и после того как сделал выбор, опускает бюллетень в избирательную урну.
Участие в избирательной компании школьного самоуправления – это одно из многочисленных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры наших ребят.
У школьного самоуправления через Министерство правопорядка установлена тесная связь со всеми специалистами школы: библиотекой, социальными педагогами, методическим объединением учителей истории, обществознания и правоведения. Вместе они разрабатывают мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся к реальным событиям в обществе, воспитание правовой культуры, социализации выпускников школы. Существует тесная связь с районной Избирательной комиссией г. Шелехова, молодежным парламентом города и республики. Так 27 октября 2011 года было подписано соглашение о сотрудничестве с Шелеховской территориальной избирательной комиссией. Целью данного соглашения является организация совместной деятельности по повышению правовой культуры учащихся, формированию и реализации гражданской позиции школьников путем участия в совместных мероприятиях. В рамках Соглашения утвержден план мероприятий, одним из пунктов которого предусмотрено создание и организация работы «Школы будущего избирателя».
Благодаря этой работе, мы имеем четкое представление о назначении избирательного права в РФ. Кроме того, у нас в системе проводятся классные часы, где представители школьного клуба «Поиск» ведут разъяснительную работу о символах РФ, дне Народного Единства, дне Конституции, Государственного флага. Разработан и создан самими ребятами целый банк компьютерных презентаций, посвященных наградам России и РФ, символике России и РФ. Данные презентации используются для традиционных линеек-презентаций, посвященных национальным и государственным праздникам.
Наше самоуправление – активный участник проведения ежегодного «Дня молодого избирателя», в рамках которого проводятся многочисленные мероприятия:
- выставки в школьной библиотеке и музее «История выборов в Иркутской области», «Конституция – основной закон», «Правовые знания каждому»;
- участие в районных конкурсах сочинений «Мои первые строки о Родине», рисунков, посвященных родному краю;
- проведение тематических дебатов с учащимися других школ на тему «Будущее – за молодежью»;
- проведение правовых декадников и круглых столов «Знай свои права»;
- проведение тестирования по проблемам избирательного права;
Наши ребята – активные участники открытых уроков, в рамках районных конкурсов, посвященных избирательному праву. В этих конкурсах мы традиционно занимаем призовые места.
Учителя и ученики в этой работе выступают одним целым. В 2009 году работа заместителя директора по воспитательной работе Балышевой Н.А. и руководителя клуба «Поиск» Верховецкой И.В. «Школьное ученическое самоуправление Республика «Планета Детства» получила диплом первой степени на Всероссийском конкурсе «Управление современной школой» в рамках III Всероссийской Педагогической Ассамблеи «Достояние образования». В октябре 2010 году работа школьного самоуправления была обобщена в статье «Школьное самоуправление – важнейшее средство гражданского воспитания. Практическая модель ученического самоуправления», и напечатана в сборнике ИГПУ.
Наши выпускники обладают чувством патриотизма, гражданственности, они ответственны за свои поступки. Ребята – активные участники мероприятий школьного музея и патриотического клуба «Поиск». Встречи с ветеранами войны, труда, первостроителями, организация тимуровского движения, участие в Вахте памяти – всегда оставляют яркий след в сердцах обучающихся. Каждый ученик проявляет активность, оказывая помощь ветеранам, участвуя в посадке деревьев, помогая детским домам.
ЧАСТЬ 5. Итоги деятельности школьного самоуправления.
Сложившаяся в школе система работы самоуправления дает конкретные результаты. Все большее количество учащихся становятся участниками школьных, районных и областных мероприятий.
Традиционно нашей школе проводятся спартакиада, соревнования, посвященные 23 февраля, 8 марта, спортивные соревнования с ребятами детского дома. Традиционным в школе стал день театра. Ребята показывают театральные постановки, посвященные сибирским писателям, юбилею школы, теме Семьи, 65-летию Великой Победы. Мы традиционно проводим КВН в нашей школе на День учителя, между командами старшеклассников, педагогов и родителей. В течение всего учебного года ребята задействованы в различных клубах, таких как «Интеллект», «Поиск», которыми проводятся мероприятия патриотического и гражданского направления. Наша школа неоднократно принимает участие в образовательных форумах и все министерства достойно её представляют.
Стала в нашей школе традиционной ученическая конференция, на которой проходит денежное поощрение ребят и подводятся итоги конкурса «Самый классный классный коллектив» и работы самоуправления в целом.
Наше школьное самоуправление стало инициатором очень важного направления работы – социального проектирования. Начали мы с обучения. Активисты школьного самоуправления принимали участие в областной научно-практической конференции «Перспективы развития ученического самоуправления в системе начального профессионального образования в условиях модернизации». Группа учащихся прошла обучение по проекту «Да!» программы «Добровольческий актив» и стала активным помощником социальных педагогов по пропаганде здорового образа жизни.
Результатом стали реализованные проекты разработанные нашими ребятами:
- Гранд благотворительного фонда им. Г.И.Шелехова, проект «Сад моего детства»;
- 23 школьных проекта («Мы за чистый город»; «Одна большая семья» и т.д.);
- 12 благотворительных акций (оказана помощь детям приюта «Гнездышко», учащимся школы №2, детскому дому №4, детскому саду №20);
- систематические профилактические акции («Объявим бой сигарете», «Международный день отказа от курения» и т.д);
- Активные участники добровольческой акции «Помоги ребенку и ты спасешь мир».
Активно принимает участие в жизни города и микрорайона наше самоуправление. Систематически мы принимаем участие в городских субботниках.
Наше ученическое самоуправление постоянно развивается, ищет новые формы работы, всё больше ребят включается в работу, это и является нашей оценкой деятельности.
О результатах работы школьного самоуправления свидетельствуют наши призовые места:
- диплом 1 степени районной игры КВН (ноябрь 2011год);
- диплом 1 степени V областного фестиваля молодых избирателей «Будущее за молодежью» (май 2011года);
- победители областного конкурса «Лучший волонтер. Пропагандист здорового образа жизни» (апрель 2010 года);
- призовые места в районном конкурсе по избирательному праву (1 и 3 место);
- 1 место в областном конкурсе на лучшую модель ученического и студенческого самоуправления в номинации «Наша модель самоуправления»;
- победа в районном конкурсе «Моя нормотворческая инициатива».
- 1 места в районном конкурсе классных часов 2008, 2009, 2010, 2011 г.;
- Победители районного конкурса школьных СМИ в номинации «Лучшее освещение школьной жизни»;
- диплом лауреата областного конкурса школьных газет «Учительский калейдоскоп» (2010 год);
- 1 место в районном конкурсе «Лучший пропагандист ЗОЖ»;
- Активные участники Всероссийской добровольческой акции Весенняя неделя добра.
Заключение.
Считаем, что данная работа приносит положительный результат и можно смело сказать, что наши обучающиеся настоящие граждане города, района, России.
Самоуправление должно создавать «ощущение семьи», в которой ценят и любят каждого, ощущение коллектива, который не обезличивает, а развивает в человеке индивидуальность.
Если спросить: «Что даёт самоуправление каждому отдельному ученику?» Ответ был бы таков: «Оно даёт человеку свободу мысли. Оно показывает, что такое настоящий коллектив, участники самоуправления сами организовывают любое необходимое дело, распределяют обязанности – это всё, что очень поможет в дальнейшей жизни».
Развитие ученического самоуправления невозможно без прогностических оценок, без определения его направленности, без сопоставления мнения учащихся и педагогов школы.
Вот каким нам видятся перспективы самоуправления в школе:
- в будущем ребята должны будут сами организовывать все мероприятия, ведь это и есть самоуправление, когда без чьей-то посторонней помощи ребята смогут справиться с делами;
- самоуправление будет таким, что все члены детской организации будут чувствовать себя равноправными;
- самоуправление будет развиваться, и «расти» вместе с ребятами;
- самоуправление – важный фактор в формировании коммуникативных компетенций обучающихся, выпускников;
- самоуправление – путь социализации, достижения конкурентноспособности каждого ученика.
Если работа в органах ученического самоуправления будет творчески окрашена, интересна, будет идти от желания самих ребят, если будет существовать единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни, значит, уходя из школы, выпускники унесут огромный багаж коммуникативных навыков с собой во взрослую жизнь. Они будут иметь своё «лицо», сумеют отстоять свою жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель самоуправления в классом коллективе среднего звена школы
Презентация из опыта работы....
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.
Из опыта работы классного руководителя....
Модель самоуправления в классном коллективе
Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...
Интегративная модель самоуправления школы №22
В нашей школе работа с учащимися строится через самоуправленческую деятельность. С 2007 года мы входили в муниципальную экспериментальную площадку ""Создание органов ученического самоуправления ...
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена
В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...
Наша авторская модель самоуправления - ролевая игра "Классный универсальный мини -банк КУБ-7"
Ученическое самоуправление призвано помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом – не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения ...
Проект Наша модель ученического самоуправления «Планета Детства»
Самоуправление в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...