Проект Наша модель ученического самоуправления «Планета Детства»
проект на тему

Коновалова Елена Валерьевна

Самоуправление в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

«Наша модель ученического самоуправления»

«Планета Детства»

Коновалова Елена Валерьевна

Педагог-организатор

Схема    самоуправления воспитанников

 «Планета Детства» и структура  взаимосвязи.

  1. Структура школьного самоуправления

  1. Орган самоуправления «Планета Детства».

ро

  1. Структура Совета класса.

 Самоуправление «Планета Детства»  предусматривает вовлечение всех воспитанников  в управление делами. Создание действенных органов самоуправления, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, способствует формированию у подростков  отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщению ученического коллектива и каждого  ребенка  к  организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

  • Развивать свои силы и способности;
  • Понимать и принимать других;
  • Адекватно оценивать свои силы и способности;
  • Контролировать себя;
  • Адаптироваться к социальным условиям.

Совет воспитанников - высший орган   школьного самоуправления, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и представителей родительской общественности.

Общее собрание,  педагогический совет, собрание родителей,  конференция -  участники образовательного  процесса, , реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Педагоги - кураторы стараются оказывать консультативное (партнерское)  сопровождение деятельности органов ученического самоуправления.

Председатель Совета воспитанников- координирует работу ученических комитетов, помогает вести общие собрания.

Секретарь ученического совета отвечает за документацию и ведет протоколы каждого заседания.

Учком - консультанты по предметам, библиотекарь, организатор познавательных конкурсов и предметных олимпиад, член клуба интеллектуальных игр, научного общества, библиотечного совета.

ШИК (школьный игровой концерн)- организация  и проведение общешкольных мероприятий, спортивных соревнований, экскурсий, оказание шефской помощи младшему звену воспитанников.

Конфликтная  комиссия – рассматривает спорные вопросы, возникающие между воспитанниками, детьми и взрослыми (работниками школы или родителями).

Патруль СОПиЭ (санитарий, охраны природы, экономии воды и света)- контролирует санитарное состояние ОУ и спальных корпусов, бытовых и игровых комнат.

Бюро полезных дел – организует и подводит итоги:

- соревнования между группами по различным направлениям, включая общественно полезную деятельность;

- дежурство по Учреждению.

СМИ (Школьная газета «Эхо Планеты Детства») – школьный печатный орган – газета.

Совет воспитанников  и классные коллективы:

-связь совета учащихся с классными коллективами осуществляется через старост класса;

-классное собрание – коллективный орган ученического самоуправления в классе – проводится не реже 1 раза в месяц;

-классное собрание принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивает информацию о решение совета учащихся, намечает конкретные меры по выполнению этих решений.

Центры классных коллективов:

«Образование» - учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении "Интеллект", помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях ОУ, готовят информационные часы, часы общения; помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;

«Спорт»- физорг,  инструкторы по спорту и туризму, судья по различным видам спорта, жюри конкурсов и соревнований.

«Забота» - член творческой, инициативной группы, совета дела, организатор работы с младшими школьниками, руководитель мини-кружка для младших ребят, дежурный командир, староста класса, волонтер по шефской помощи пожилым людям

«Досуг» - член, школьного кинотеатра, затейник, игротехник, культуролог, организатор  досуга школьников.

       «Наставники» -  воспитанники , которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе; представляют класс в общественных организациях города,  налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в  городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.

      «Информация» - подготовка и проведение информационных часов,  политинформаций,  устных журналов, "круглых столов", пресс-конференций и т.п.; поддерживает связь со школьным клубом  гражданско-патриотической направленности,  библиотекой; участие ребят класса в общественно-политических компаниях и акциях; встречи с интересными людьми, специалистами государственных и общественных организаций.

 

Технология, методы и формы работы самоуправления «Планета Детства»

  1. Теоретическое описание модели

В данной модели  самоуправление,  основанное на точном исполнении требований законодательных и локальных актов, то есть,  сделан  акцент на использовании в основном административного ресурса. Общее собрание участников образовательного процесса, Совет школы, педагогический совет, общее собрание учащихся-конференция, собрание родителей школы – всё это собственно административные структуры, которые,  разумеется, могут и выполнять определённые самоуправленческие функции.

           С помощью  этой модели участники образовательного  процесса, в том числе воспитаники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

В нашей школе педагоги - кураторы стараются оказывать консультативное (партнерское)  сопровождение деятельности органов ученического самоуправления.

 Модель  ученического самоуправления «Планета Детства» опирается  на:

  • Реальные возможности ОУ, исходя из контингента обучающихся.
  • Финансовую обеспеченность школы.
  • Основные нормативные документы Учреждеия.
  • Сохранение и приумножение школьных традиций.

Отличительными  признаки данной модели   являются:

  • Простота внедрения проекта в жизнь.
  • Вовлечение в процесс самоуправления детей разных возрастных групп

  Через систему самоуправления (соуправления) ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.

Нормативно – правовой блок.

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются:

  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Конвенция  о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон об образовании
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  • Устав ГБОУ школа-интернат г.о. Отрадный
  • Положение об  ученическом самоуправлении.
  • Положение  о Совете школы.

2. Содержательно-технологический блок.

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся, а также социального заказа.

Основные формы ученического самоуправления.

  • Заседания актива класса.
  • Заседания Совета  ученического  самоуправления.
  • Заседания Совета школы.
  • Участие в работе собрания.
  • Участие в работе ученических и родительских собраний.
  • Проведение благотворительных акций.
  • Участие в работе творческих групп.
  • Проведение круглых столов.
  • Организация и проведение досуговых мероприятий.
  • Организация и проведение спортивных соревнований.
  • Другие формы работы.

Традиционные дела ученического самоуправления:

День учителя, Осенний бал , Новогодние праздники

Проведение «Дня бега», «Дня защиты детей», «Посвящение в первоклассники», Праздники, посвященные Дню защитника Отечества,   Международному женскому дню, Масленица.

Работа ученического самоуправления в пресс-центре (ежемесячные выпуски печатной газеты “Эхо Планеты Детства”)

Проведение ежегодных теннисных  турниров, спортивных мероприятий

Творческий смотр - конкурс “Юный дизайнер”

Празднование Дня Святого Валентина

Акции «Неделя добрых дел», «От добрых слов, к поступкам добрым!».

Торжественные линейки, посвященные     началу, окончанию учебного года,  итоговые линейки (каждый понедельник)  

 Организация обучения актива.

  • Система подготовки  актива ученического самоуправления:
  • Анкетирование
  • Тренинги
  • Деловые и ролевые игры

План работы «Школы актива» Совета воспитанников

ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный

Принято

на заседании

Совета воспитанников

ГБОУ г.о.Отрадный

Протокол №___________

От «___»__________20__г.

Председатель С/в________

Новикова С.

        

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Сентябрь

  1. Отчетная выборная конференция «Станем друзьями»
  2.  Планирование работы на год, организация рейдов.
  3. Этика человеческих отношений «Мы выбираем, нас выбирают»
  4. Мастер-класс «Легко ли нам общаться».

Октябрь

1.Мастер – класс  «Я знать хочу свои права и обязанности»

2.Подготовка и проведение Дня учителя «Виват, педагоги!» Оформление праздничных  стенгазет.

Ноябрь

1. КТД «Самый лучший воспитанник».

2. Проведение рейдов по проверке санитарного состояния жилых помещений, выпуск молний.

Декабрь

1.Подведение итогов работы за 1 полугодия.

2. Практикум «Только вместе, только дружно!»

3. Подготовка и проведение новогоднего праздника.

Январь

1. Анкетирование «Капитан? Рулевой? Пассажир?»

2. Занятие  «Культура общения – способ организации жизни»

Февраль

1.Тренинг «Самоуправление  в детской организации.

2. КТД «Мы творим!»

Март

1. Групповой тренинг «Конфликтная ситуация»

2. Подготовка и проведение праздничной концертной программы «Все улыбки, Вам!»

  Апрель

1. Проведение общешкольного мероприятия «Олимпийский проспект»

2. Организация игр с малышами.

Май

1. Акция «Поздравляем Вас, ветераны!»

2. Общее собрание:

«Теперь итоги подведем!»

Содержание  деятельности самоуправления «Планета Детства»

1. Вводная часть.

По мере развития демократических процессов в школе появляется необходимость в органах самоуправления, которые руководят отдельными сферами жизни коллектива. Они могут быть самыми различными как по номенклатуре, так и составу и функциям.

Несомненно, школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования. Прежде всего, в развитии школьного самоуправления проявляет очевидную заинтересованность наше государство, что находит свое отражение в ныне действующих нормативно-правовых документах. В Федеральных государственных образовательных стандартах, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

В воспитательной системе нашего Образовательного Учреждения особое место отводится развитию ученического самоуправления.

Наиболее сложной в специальной педагогике является проблема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому мы организовали в школе систему соуправления, которая направлена на сотрудничество, взаимопомощь, требовательность к дисциплине и ответственности каждого за всех и всех за каждого. Роль детского соуправления в коррекционной школе, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность воспитанники с ограниченными возможностями здоровья  на практике овладевают нравственными нормами поведения.

Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Предметом особого внимания в системе воспитательной работы ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадного  является ученическое самоуправление (соуправление), которое относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования.

В нашей школе существует модель ученического самоуправления (соуправления) «Планета детства», это  содружество детей и взрослых, которая функционирует с 2001года. В связи с введением новых стандартов в образовании за этот период многое видоизменялось и в организации самоуправления (соуправления), что и подтолкнуло к усовершенствованию  модели ученического соуправления, необходимость объединить коллектив взрослых (это администрация,  учителя, воспитатели, узкие  специалисты) для     организации более  эффективной работы органов соуправления на протяжении всего дня (т.к. дети проживают в школе-интернате)

 И сейчас  развитие самоуправления в нашем общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.

  1. Плановая работа самоуправления «Планета Детства».

Цель – создание условий для формирования творческой, социально-активной  личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и содружества педагогов  и воспитанников  разного возраста.  

         Задачи ученического самоуправления (сооуправления):

  • Обеспечить обучающимся возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
  • Формировать осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и окружающим.
  • Создавать условия, способствующие защите прав учащихся, их социализации и адаптации в обществе;
  • Поддерживать самоуправленческую деятельность обучающихся, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом их потребностей и интересов.
  •  Принципы  построения  ученического самоуправления (сооуправления):
  • Добровольности;
  • творческой активности;
  • равноправия всех обучающихся;
  • коллегиальности принятия решений; 
  • приоритетности прав, обязанностей и интересов учащихся;
  • гуманности по отношению к каждой отдельной личности;
  • педагогического сопровождения;

Ожидаемые результаты:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья обучающихся;
  • Активизация творческой деятельности обучающихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

   За прошедшие два года поменялся стиль работы  Совета воспитанников «Планеты Детства». Структура правления детским коллективом взяла несколько новых направлений: творческие площадки классов (центры), социальное партнерство, волонтерское движение.

Центры классных коллективов под руководством Совета воспитанников и координатора контролировал процесс организации дежурства по школе и  по столовой,  следили за излишним использованием электричества и водных ресурсов в ОУ.    Проводили совместно с медицинскими работниками рейды по проверке     санитарного состояния спальных корпусов, операции БУНТ (большая уборка нашей территории),  совместно с библиотекарем провели «Живи, книга!», «Книжкина больница». Все итоги данной работы освещались через  школьную газету «ЭХО  «Планеты Детства» или оперативным выпуском «Молния». Школьный игровой концерн- ШИК, организуют общешкольные мероприятия:  торжественные линейки, традиционные праздники, спортивно- оздоровительные игры, организация досуга малышей.

Совет воспитанников и актив школы в своей деятельности не ограничиваются рамками образовательных программ  ОУ, а сотрудничают с внешними ресурсами (договора о сотрудничестве, благодарственные письма). При взаимодействии,  воспитанники расширяют собственный социум, учатся быть социальными партнерами, приобретают навыки вести переговоры и деловые взаимоотношения.

«Школа вожатых» в своей шефской деятельности с младшим звеном воспитанников, через игру «Берем высоту», готовит будущих  управленцев   «Планеты Детства». В форме игровых  моментов, дети покоряя высоту, приобретают навыки быть самостоятельным, дисциплинированным, ответственным, общественно активным. Таким образом, наставничество формирует самостоятельную личность.

   В наше суетное время, когда все куда-то спешат, редко кто задумывается о помощи ближнему. Нельзя забывать, что окружающим необходимо наше теплое отношение и внимание. Уважение и почтение к старшему поколению – это отражение культуры и воспитания населения каждой страны. Совет воспитанников совместно с администрацией ОУ поддержали волонтерское движение клубного объедения «Юный патриот» школы. Совместно с советом клуба разработан план мероприятий для  ветеранов и инвалидов:  благотворительные и поздравительные акции,  культурно-массовые мероприятия и др.:  

  • Акции «Неделя добрых дел», «От добрых слов, к поступкам добрым!».
  • Праздничный концерт «Дню пожилого человека».
  •  «Трудовая вахта» (уборка территории от снега).
  •  «Встречи поколений».
  • Поздравительная акция.

3. Описание изменений в образовательном процессе.

 На сегодняшний день ученическое соуправление в школе-интернате – это участие ребят в управлении собственными делами, возглавляемое Активом старшеклассников на основе самодеятельности в принятии и реализации решений.

Организация соуправления позволяет воспитанникам почувствовать себя в новых социальных ролях, научится самостоятельно принимать решения и выполнять поручения, нести ответственность за полученное дело, учит налаживать деловые отношения, которые так необходимы во взрослой жизни.

 В школе - интернате в рамках ученического самоуправления (соуправления)  систематически проводятся рейды-проверки по санитарному состоянию спальных и игровых комнат, акции «Живи, книга!» по состоянию учебников, операции «БУНТ», «У порога дома» по чистоте закрепленных участков на территории школы. Руководящие органы координируют и направляют работу ребят в этом направлении, что позволяет строить эту деятельность на открытости и справедливости. Результаты проведенных рейдов размещаются на информационном стенде совета воспитанников. Школьные события отражаются в  школьной газете «Эхо Планеты Детства», и на сайте ОУ, широко  используются  информационные технологии (интернет, составление презентаций), мультимедийные  средства (видео-, аудио-фрагменты, рисунки, фотографии). Заседания воспитанников проходят  2 раза в месяц (решения и предложения заносятся в протоколы).

 В ходе трудовых дел ребята учатся быть активными, что не маловажно, и трудовая деятельность способствует снижению пассивности. Воспитанники учатся трудиться, приносить пользу себе, своей семье, школе. Участие в акциях  по разным направлениям привлекают  общественно значимой деятельностью, которая, нередко, выходит за пределы школы   и выводит за собой ребят: например уборка улиц города, помощь ветеранам ВОВ. В школе-интернате существует давняя традиция приглашать ветеранов на все школьные праздники. Для них организовываются «Встречи поколений» и специальные поздравления   со значимыми событиями:9 мая, День учителя, День пожилого человека, Юбилей школы. Участие в общешкольных и городских праздниках всегда приносят много положительных эмоций, но вместе с тем и воспитывают в ребятах ответственность, аккуратность, стремление к прекрасному, чувство победы и соперничества, повышают активность и занятость во внеурочное время.

Подготовка к праздникам собирает детей вместе, дает им возможность само реализоваться и проявить все свои лучшие качества и таланты. Может быть это и  будет толчком для кого-то из них к выбору профессии, цели в жизни.

Но так как все изменяется, то и система организации (соуправления) самоуправления  необходимо постепенно изменять, применять наиболее новые формы и методы работы.

4. Ресурсный блок (условия)

Школа – наш второй дом. Школа для всех одна, и всем должно быть в  ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении  порядка,  в  организации  свободного  времени  –  в  общем,  ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную  позицию,  уметь  жить,  общаться, обладать толерантным сознанием.

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
  • Экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и посёлка, организация дежурства;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность -  организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,  дней  здоровья;
  • Художественно-эстетическая деятельность  - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
  • Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
  • Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;
  • Профилактическая деятельность -организация дежурства по школе,  контроль за посещаемостью и порядком .
  • Краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий и  др.

        Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все обучающиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются центрами (секторами) дисциплины и порядка, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел и др. Каждый орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя), которые составляют Совет класса.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

 Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления.

  1. Заключение

Благодаря использованию современных методов, форм, технологий (компетентностно-ориентированные,информационные,личностно-ориентированные, педагогика сотрудничества и др.) данная модель ученического самоуправления предоставляет  обучающимся реальную возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании  организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса. В нашей школе,  мы взрослые,  видим в ребёнке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе.

Итоги работы школы по внедрению и реализации модели ученического самоуправления (соуправления) за период 2001-2016 г.

 Основные положительные результаты деятельности

  1. Разработана модель самоуправления и организован процесс реализации этой модели на практике;
  2. Сформированы основы нормативно-правовой базы развития школьного самоуправления;
  3. Создан и стабильно действует организационный механизм демократического управления школой;
  4. Отлажено четкое взаимодействие всех структур системы ученического самоуправления (соуправления);
  5. Углубляется подготовка школьников к осознанному участию в деятельности органов ученического самоуправления;
  6. Совершенствуется методическая подготовка педагогов к работе с органами самоуправления учащихся;
  7. Совершенствуется деятельность школьной газеты «Сверстники».
  8. Отработан механизм выбора в органы ученического самоуправления;
  9. Разработаны основные направления деятельности, распределены функциональные обязанности и намечены мероприятия по их реализации;

Основные недостатки

  1. Остается не высоким уровень активности членов школьного коллектива, инициативу проявляет лишь небольшой процент учащихся, самоуправление в первичных коллективах (классах)  недостаточно развито;
  2. Нет опережающего развития в педагогическом коллективе, без директивы сверху учителя инициативы не проявляют, что ослабляет положительно влияние педагогов на учащихся.

 Задачи на перспективу

  1. Продолжить совершенствование демократической системы управления школой;
  2. Откорректировать самоуправление в классах в соответствии с анализом ситуации и с учетом особенностей общешкольного самоуправления и школьных традиций;
  3. Продолжить теоретическое и практическое обучение педагогов основам самоуправления, формировать позитивное отношение педагогов к работе органов школьного самоуправления и развивать инициативу;
  4. Организовать систематическое обучение школьников основам школьного самоуправления и развивать активность;
  5. Совершенствовать информационное обеспечение деятельности школы через газету, стенды и выставки;
  6. Организовать регулярное изучение общественного мнения, популяризировать деятельность органов ученического самоуправления через школьные средства массовой информации и специальные мероприятия
  7. К организации ученического самоуправления, КТД привлечь  родителей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

Модель Ученического Самоуправления ГБОУ СОШ № 647

  Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам.  Самоуправление в школе го...

Модель ученического самоуправления

Что такое самоуправление? В чём смысл ученического самоуправления? Кто такой лидер и т.д. можно узнать прочитав данный материал....

презентация "Модель ученического самоуправления"

В презентации представлена модель ученического самоуправления "Лестница к успеху". В 2006 году модель - дипломант 2 Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления....

Модель ученического самоуправления "Школа - которую делаем сами!"

Модель ученического самоуправления "Школа-которую делаем сами!", успешно реализуемая в рамках воспитательной деятельности ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...