Наша авторская модель самоуправления - ролевая игра "Классный универсальный мини -банк КУБ-7"
методическая разработка (7 класс) по теме
Ученическое самоуправление призвано помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом – не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.
С этой целью для органов ученического самоуправления использовали ролевую игру «Классный универсальный коммерческий мини – банк «КУБ-7», для того чтобы , обеспечить современному школьнику социальную адаптацию в обществе, вооружить его знаниями, умениями, необходимыми для формирования правовой, экономической, хозяйственной культуры, научить детей гуманно использовать собственный творческий потенциал и рассчитывать в любом деле, прежде всего, на самого себя, свои собственные силы и знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_avtorskaya_model_samoupravleniya.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс органов ученического самоуправления
Номинация: «Наша авторская модель самоуправления»
Ролевая игра:
Кураторы:
Булатова Нина Сергеевна
– классный руководитель 7 класса;
Носова Ирина Алексеевна
– учитель экономики.
УО: МОУ Сухобезводненская СОШ;
Семеновский район;
Нижегородской области.
2010 год.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….3
2. Структура модели……………………………………………………….4
2.1. Цели и задачи……………………………………………….4
2.2. Положение о классном мини – банке «КУБ-7»…………..5
2.3. Порядок материального поощрения учащихся…………..7
3. Системообразующая деятельность …………………………………...9
3.1.Фирмы………………………………………………………..9
3.2.Задача (на расчет банковских %)…………………………..9
3.3.Собрание клиентов мини – банка…………………………10
3.4. «Кодекс чести»…………………………………………….12
3.5.Чековая книжка…………………………………………….13
4.Деловая игра по экономике «Я и моя фирма»…………………………14
5.Заключение……………………………………………………………….17
6. Литература……………………………………………………………….18
7. Приложение……………………………………………………………..19
1.Введение
Ученическое самоуправление призвано помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом – не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.
Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом.
Использование ученического самоуправления призвано способствовать становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании действительности. А также способствует формированию у школьников нравственных понятий и социального опыта, гуманистических ценностных ориентаций.
Для создания органа ученического самоуправления в классе были проведены следующие мероприятия:
- Социологический опрос учащихся, учителей, родителей: "Зачем нужно самоуправление? Что оно даст учащимся? Какие проблемы и задачи может решить? Какой новый опыт предложит?"
- Объединение классного руководителя и учителя экономики для работы над темой «Самореализация личности учащегося через участие в коллективно-творческих делах».
- Заседание Родительского комитета класса на тему «Участие детей в преобразовании жизни в классе».
2. Структура модели.
Самоуправление - это принцип организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, означающий их права и обязанности анализировать состояние дел в школе или классе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни класса, активно участвовать в их реализации.
Для чего нужно ученическое самоуправление?
Для создания воспитательной системы класса в воспитательной работе необходимо пройти определенные этапы, в частности организовать работу органов ученического самоуправления. То есть возникла потребность в эффективной работе ученического самоуправления.
Создавая структуру ученического самоуправления, мы ставим цели:
а) создание условий для поступательного развития всех субъектов образовательного процесса, предполагающее раскрытие и развитие духовного, социального, познавательного потенциала обучающихся;
б) обеспечение управления школьными делами учителями и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.
Анализируя возможности и традиции класса, этапы его развития, отношения учащихся в классном коллективе, их активность, стремление к лидерству, необходимо создать такие органы самоуправления, чтобы их структура была гибкой и вариативной, необходимо учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе.
2.1. Цели и задачи
Огромное значение в деятельности ученического самоуправляемого коллектива играют вопросы экономики и хозяйствования. Для того чтобы современному школьнику обеспечить социальную адаптацию в обществе, необходимо вооружить его знаниями, умениями, необходимыми для формирования правовой, экономической, хозяйственной культуры. С этой целью для органов ученического самоуправления использовали ролевую игру «Классный универсальный коммерческий мини – банк «КУБ-7».
Цель: обеспечить современному школьнику социальную адаптацию в обществе, вооружить его знаниями, умениями, необходимыми для формирования правовой, экономической, хозяйственной культуры, научить детей гуманно использовать собственный творческий потенциал и рассчитывать в любом деле, прежде всего, на самого себя, свои собственные силы и знания.
Экономическая направленность должна пронизывать все сферы жизни классного коллектива. Такая деятельность возможна при решении задач.
Задачи:
- Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; разработать положение о классном коммерческом мини – банке.
- Воспитать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей; провести вводное классное собрание для утверждения положения о мини – банке.
- Формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; выработать «кодекс чести» - правила жизни в коллективе.
- Выбрать служащих банка и зарегистрировать фирмы.
2.2.Положение
о классном коммерческом мини – банке «КУБ-7»
Общие положения:
- Классный коммерческий мини – банк является структурным подразделением 7 класса МОУ Сухобезводненской СОШ.
- КУБ-7 действует на основании и в рамках полномочий, установленных настоящим положением.
Задачи и функции мини – банка:
- Обучение школьников экономической направленности основам организации банковской деятельности.
- Практическое ознакомление школьников с деятельностью банка и современными банковскими технологиями.
- Воспитание у учащихся бережливости, умения планировать свой бюджет, стремления совершать общественно-полезные дела и поступки, повышать успеваемость.
Решение задач достигается в ходе своевременного и качественного исполнения основных функций мини – банка, определяемых данным положением:
- Выдача кредитов.
- Оформление расходных операций.
- Оформление приходных операций.
- Составление отчетности по операциям с данными счетами.
- Установление процентных ставок по вкладам, начисление процентов.
- Предоставление куратору банка необходимой информации о состоянии счетов.
- Организация аукционов, различных праздничных мероприятий.
Мини – банк создается и функционирует в качестве учебной площадки по предмету экономика.
Структура мини – банка:
В состав мини – банка входят: председатель и его заместитель, менеджер, бухгалтер, специалист по техническому и программному обеспечению.
Надзор за надлежащим выполнением своих функций сотрудниками осуществляет премьер-министр экономики и финансов.
Деятельность одной смены состава мини – банка осуществляется в течение одной четверти, после чего дела передаются следующей смене.
Председатель банка утверждается на классном собрании, назначается на должность и освобождается от нее.
Документооборот и отчетность:
Персонал мини – банка составляет и предоставляет следующую информацию:
- Справку о проведенных операциях за неделю, месяц, четверть.
- Ведомость начисленных процентов
- Выписку на счету фирмы и клиента.
- Расходные кассовые ордера
- Оформляет чековые книжки.
Обеспечение экономической деятельности
Экономическая деятельность мини – банка осуществляется в соответствии со сметой, утвержденной премьер-министром экономики и финансов.
Поощрение учащихся за успехи в общественно-полезной деятельности и высокую успеваемость осуществляется путем начисления банковских кредитных баллов в соответствии с правилами и критериями, изложенными в Приложении №1.
Ревизия и контроль за деятельностью мини-банка.
Контроль над деятельностью мини-банка возложен на Председателя банка и Премьер-министра экономики и финансов, которые осуществляют защиту интересов клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка возложенных на них должностных обязанностей.
2.3.Приложение №1.
Порядок и правила материального поощрения учащихся класса – клиентов классного коммерческого мини-банка.
Предметом материального поощрения могут являться следующие достижения и общественно – полезная деятельность учащихся, которая оценивается в денежном выражении через буносы (Булатова +Носова)
- Успехи в учебе: оценка – «отлично» - 5 бунос
«хорошо» – 3 бунос
«удовлет.» – 1 бунос
Штраф за неудовлетворительную оценку – минус 2 бунос
Прогул – минус 3 бунос.
- Персональное участие в работе внутри фирмы:
Ежемесячно от 10 до 30 бунос (решает сама фирма)
- Внутришкольные кружки и секции:
30 бунос в месяц (с учетом постоянного посещения ).
- Участие в спортивных мероприятиях:
по 10 бунос каждому участнику соревнований.
Победителю за первое место – 20 бунос;
за второе место – 15 бунос;
за третье место – 10 бунос;
Штраф за отказ от участия – минус 15 бунос.
- Участие в культурных мероприятиях:
По 10 бунос каждому участнику, если есть победитель – 25 бунос.
- Участие в олимпиадах:
Школьные – 20 бунос
Победителю за 1 место – 40 бунос; за 2 место – 35 бунос; за 3 место – 30б.
Районные – 40 бунос
Победителю за 1 место – 80 бунос, за 2 место –70 бунос, за 3 место –60 б.
- Состояние дневников и учебников:
Без замечаний – 10 бунос каждому
Удовлетворительное состояние – 3 бунос
Штраф за неудовлетворительное состояние - минус 10 бунос
- Запись в рапортичке – минус 10 бунос.
Штрафы (пеня) – за курение, порчу мебели и оборудования, нарушение дисциплины на уроке, опоздания, пропуски без уважительных причин.
В распоряжении Председателя банка имеется премиальный фонд (500 бунос на каждую четверть) для поощрения 5-7 учащихся, особо отличившихся по итогам четверти.
3.Системообразующая деятельность
Системообразующая деятельность осуществляется через организованную работу ученических фирм, созданных на уроках экономики. Дальнейшая деятельность этих фирм оказалась возможна благодаря воспитательной работе.
3.1.Фирмы
Были созданы следующие фирмы:
- «Профи» (труд и порядок) – организует и контролирует дежурство и генеральные уборки в классе; контролирует внешний вид учащихся; ухаживает за цветами; следит за сохранностью мебели; ведет дисциплинарный дневник – рапортичку.
- «Эрудит» (образование) – организует «скорую» учебную помощь; проводит интеллектуальные игры; оказывает помощь учителям в проведении предметных недель; подводит итоги успеваемости за четверть.
- «Эпицентр» (информация и реклама) – информирует учащихся о школьных событиях; выпускает информационный листок; готовит репортажи по заданной теме; ведет хронику событий, дневник жизни класса и выступает на собрании «О прожитом».
- «Олимпийцы» (культура и спорт) – организует и проводит календарные праздники; оказывает помощь в проведении общешкольных соревнований; пропагандирует здоровый образ жизни.
- «Казначеи» (финансы и статистика) – организует распределение финансов; отслеживает информацию об участии класса в мероприятиях; информирует фирмы о состоянии счетов; ведет чековые книжки.
3.2.Задача на определение банковских процентов
Для приобретения стартового капитала фирмы обратились за помощью в банк, который выдал кредит в размере 500 бунос под 10 % годовых сроком на 1 год. Сколько бунос вернут фирмы мини – банку по истечению срока?
Дано: Решение:
S=500бунос Р= S (1+ i*n/12)
i=20%=0,02 Р= 500(1+ 0,02*12/12)=600 бунос
n=12месяцев Ответ: фирма должна вернуть в мини – банк 600
--------------------------- бунос по истечении года.
Р=?
Для эффективного функционирования фирм необходимо создать здоровую конкуренцию за полное погашение кредита и увеличение собственной прибыли путем получения буносов.
3.3.Собрание клиентов мини – банка
Условия получения буносов напрямую зависят от жизни и деятельности класса. Для объективной оценки состояния в классе было проведено организационное собрание.
Тема: « Перспективы на будущее. Как улучшить жизнь класса?»
Цель:
- Организовать эффективное общение для решения стоящих перед коллективом задач;
- Стимулировать процесс самоопределения учащихся;
- формировать собственную позицию;
- учить делиться своими мыслями, а не подавлять их в себе;
- формировать чувство «Мы».
Форма коллективного анализа: «Огонек».
- Классный руководитель: «Мы собрались сегодня на «Огонек», чтобы честно, глядя друг другу в глаза обсудить ситуацию в классе».
В чем проблемность ситуации? |
|
Что хорошего есть в нашем классе? |
Вывод: есть моральные качества! |
Как можно изменить ситуацию? |
|
Был принят «Кодекс Чести» - документ, в котором прописаны правила и законы, по которым должен жить класс.
Решение собрания:
1. каждая из фирм определяет свой блок проблем:
- Учеба – «Эрудит»
- Дисциплина и порядок – «Профи»
- Жизнедеятельность – «Олимпийцы»
- Финансы и статистика – «Казначеи»
- Информация – «Эпицентр»
- утвердили Положение о классном коммерческом мини – банке «КУБ-7»
3. утвердили «Чековую книжку».
3.4.«Кодекс Чести»
- Нужно учиться добросовестно. Быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым. Быть честным с собой и с другими.
- Можно спрашивать, если не знаешь. Просить помощи, если не справляешься сам.
- Нельзя учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других.
- Нужно не забывать об интересах коллектива, быть добрее друг к другу, не бояться неудач в новом деле.
- Нельзя проходить мимо, когда рядом обижают других, драться и лгать.
3.5.Чековая книжка
Фирма | учеба | Индивидуальная работа | Кружки секции | Спорт | Культ. мероприятия | Олимпиады | Дневник учебники | Рапортичка | Итог |
«Эрудит» | |||||||||
«Профи» | |||||||||
«Эпицентр» | |||||||||
«Олимпийцы» | |||||||||
«Казначеи» |
4.Деловая игра по экономике на тему:
"Я и моя фирма"
Подготовительный этап длился в течение первой четверти. До конца учебного года фирмы работали, накапливая бунусы. Между фирмами присутствовал дух соревнования, ребята в группе стремились помочь друг другу, повысилась активность участия в спортивных мероприятиях, в олимпиадах, а самое главное – ребята стали бороться за качество знаний.
Итогом первого полугодия стала деловая игра по экономике на тему:
"Я и моя фирма"
Цели:
- обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
- развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
- воспитывать умение работать командой.
Участники игры: учащиеся, объединенные в группы по фирмам.
- экономист – консультант (родитель),
- юрист – консультант (родитель),
- жюри (представитель школьной администрации, зам. по УВР)
Оборудование:
- плакат с названием игры и эпиграфом к ней;
- фирменные пейджи;
- папки с отчетной документацией;
- плакат со схемой двухуровневой банковской системы;
- продукция фирм.
Ход урока
I.Организационный момент Учитель озвучивает цели игры:
- Закрепить знания о создании фирм.
- Научиться применять свои знания на практике.
- Предложить на обсуждение продукт производства фирмы.
- Научиться работать в новых рыночных условиях.
II. Стадия вызова
- В.В. Путин в своем послании к Федеральному собранию 2005 года уделил большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Говорил о его проблемах, в том числе о проблемах, которые создают ему чиновники муниципальных организаций разного уровня, налоговики.
Но ведь малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения страны: это рабочие места, налоги, это и решение многих социальных проблем: наркомания, алкоголизм и пр. Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие отрасли экономики ждут ваших предложений? Предложений молодого поколения.
- Работая в команде, вы смогли обогатиться знаниями друг от друга, ничего не упустить. Вы поработали добросовестно, были чуткими, терпеливыми, доброжелательными. Были честными с собой и с другими. Просили помощи у товарищей, если не справлялись сами.
Вы старались не забывать об интересах коллектива, быть добрее друг к другу, не бояться неудач в новом деле.
Иначе говоря, следовали «Кодексу Чести», положенному в основу деятельности фирм.
III. Начало игры.
- Дамы и господа! Вам имели возможность создать свою фирму, организовать свой бизнес на основе начального капитала, взятого в классном универсальном коммерческом мини – банке.
Вы попробовали свои силы и проверили свои знания в создании фирм малого и среднего бизнеса.
Для того чтобы ваша фирма имела надежный статус, и чтобы вы могли себя защитить с экономической и юридической стороны, можно было получить консультации специалистов или обратиться к учебному пособию.
IV. Работа в группах по отчету проектов “Я и моя фирма”
Бланк оформления проектов:
- Названия фирмы …………………………………………………………………….
- Должностные обязанности …………………………………………………………..
- История создания и вид деятельности …………………………………………….
- Формирование начального капитала ……………………………………………….
- Экономические ресурсы ……………………………………………………………..
- Ожидаемый результат ……………………………………………………………….
V. Защита проектов
Заданные вопросы в ходе защиты представителями школьной администрации, учащимися:
- Как вы привязываете свой проект к нашей географической зоне?
- Будет ли достаточно потребителей вашего товара и услуги в нашей местности?
- Возможно ли инвестирование проекта со стороны школьной администрации? и др.
VI. Итог урока-игры
- Все проекты для нас ценны. Хотелось бы, чтобы они имели свое развитие.
Жюри подводит итоги по критериям:
- Реалистичность.
- Целесообразность.
- Экономически и юридически обосновано.
Объявление результатов, награждение победителей.
VII. Рефлексия
- - Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- - Реально ли практически создать в нашем поселке фирмы, проекты которых мы сегодня услышали?
VIII. Домашнее задание (по выбору)
- Заполнение пакета документов на регистрацию фирмы;
- Экономическое эссе “ Я и моя фирма”
- Проект по улучшению экономического состояния поселка
Материалы работы фирм прилагаются.
5.Заключение
Ученическое самоуправление оказывает положительное влияние на развитие учащихся и выявляет дальнейшие перспективы жизнедеятельности класса. Учащиеся только приобрели:
- приобретение нового социального опыта, в том числе опыта межличностного общения;
- испытание «себя как личности» в процессе взаимодействия с другими людьми;
- накопление новых приемов и форм ученического и педагогического взаимодействия.
- наличие детских временных и постоянных объединений для решения внутриклассных проблем.
Жизнь в классе стала интереснее и веселее. Цель достигнута.
6.Литература
- Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления « Методист» № 4;/2006 г.
- Никифорова Г.Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» «Классный руководитель» № 3;2002 г.
- Планирование и организация воспитательной работы « Классный руководитель» № 3;2003 г.
- Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления « Методист» № 4;2006 г.
- Липсиц Ю.А. «Экономика-10-11»Просвещение; 2006г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель самоуправления в классом коллективе среднего звена школы
Презентация из опыта работы....
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.
Из опыта работы классного руководителя....
Модель самоуправления в классном коллективе
Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...
Интегративная модель самоуправления школы №22
В нашей школе работа с учащимися строится через самоуправленческую деятельность. С 2007 года мы входили в муниципальную экспериментальную площадку ""Создание органов ученического самоуправления ...
Наша модель самоуправления
Сейчас, когда в нашей стране происходят изменения в общественной и государственной жизни, когда Россия встала на путь новых преобразований, необходима подготовка молодёжи к жизни в демократическом общ...
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена
В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...
Модель самоуправления в классном коллективе
Воспитание активных членов общества невозможно без самоупраления. Социальный проект представляет модель самоуправления в классе....
Комментарии
Деловая игра.
Интересно. А почему такая тема? Уклон? Профориентация?