Программа социального адаптирования
материал по теме
Виды проводимых работ в ОУ для адаптации детей-мигрантов, детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа соц.адаптации | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социально-культурной адаптации детей МБОУ ООШ № 138
Актуальность.
С проблемой адаптации детей школа столкнулась в период, когда основным составом учащихся являлись дети мигрантов из стран ближнего зарубежья. В тот период времени администрации школы и педагогическому коллективу пришлось спешно искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в уже сложившийся детский коллектив школы учащихся, среди которых преобладали дети мигранты с трудностями в обучении и отклонениями в поведении. Таким образом, на момент создания программы в школе был накоплен значительный опыт по данному направлению.
Еще одним фактором, определяющим актуальность поставленной проблемы, является расположение школы № 138 в микрорайоне с пестрым социальным составом. Микрорайон на окраине города формировался как местожительства рабочих близлежащих заводов. Этот социальный слой характеризуется низким заработком и низким социальным статусом. Микрорайон характеризует близость Кировского рынка. Возможность съема недорогого жилья вблизи с местом работы привлекло мигрантов из ближнего зарубежья.
Эти проблемы не могли не отразиться на школе. Образовательное учреждение столкнулось с проблемой: при увеличении набора в первые классы увеличилось количество учащихся-мигрантов.
Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевыми направлениями этого процесса являются:
- Учебная адаптация, понимаемая как усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок. Она также подразумевает особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы.
- Социально-психологическая адаптация, отражающая процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы; широту и глубину складывающихся внутришкольных связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими.
- Культурная адаптация, как развитие творческих способностей учащихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса – включение в местную подростковую и молодежную культуру. Оно происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.
Цель программы: создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.
Задачи:
- Овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком.
- Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
- Формирование культурной компетентности обучающихся.
- Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.
- Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
- Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.
Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
Работа педагогов-психологов: конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.
Организация системы занятий с участниками образовательного процесса:
1) по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);
4) проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе
Работа логопеда: проведение логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом в начальной школе. Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного). Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста. Развитие высших психических функций и мелкой моторики. Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.
Работа социального педагога: профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.
Социальное партнерство школы в рамках программы:
№ | По каким вопросам | Форма сотрудничества |
1. | распространение идей гуманизма, толерантности, милосердия и добра в среде подрастающего поколения | Волонтерское движение, участие в дне толерантности, посещение ветеранов ВОВ. |
2. | работа в общественных объединениях, лидерские смены, конкурсы, городские акции | Участие в областных, региональных, российских и международных конкурсах. |
3. | Патриотическое воспитание учащихся | Патриотические акции, мероприятия. Организация праздников 23 февраля, 9 мая. Проведение классных и тематических часов, единые уроки. |
воспитание толерантного отношения к народным традициям, реализация международных проектов, организация летнего оздоровительного отдыха детей | Взаимодействие в разработке и реализации педагогических инноваций; повышение квалификации педагогов школы, обмен опытом работы. | |
4. | воспитание толерантного отношения к народным традициям | Экскурсия по ОУ «Моя школа многонациональная» (празднование дня рождения школы). |
5. | Нравственное воспитание | Конференции, круглые столы. Посещение музеев, спектаклей, галерей, выставок. Проведение внеклассных мероприятий гуманитарного и политехнического циклов, конкурсов чтецов, участие в субботниках по очистке территории. Проведение бесед с учащимися и родителями, просвещение учащихся по вопросу различных религий и конфессий |
6. | Нравственно-правовое воспитание | Оформление информационного стенда «Уголок безопасности», «Безопасный маршрут в школу». Регулярно проводится проверка отработки практических действий учащихся при угрозе возникновения пожаров, чрезвычайных ситуациях и террористических актов. Единые уроки безопасной жизнедеятельности, различные викторины по Правилам дорожного движения. Участие в городском конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по предупредительно – профилактической работе». |
7. | Гражданско-патриотическое воспитание учащихся | Патриотические акции, проведение Дня пожилых людей, концертные программы, участие в мероприятиях, посвященных патриотическим праздникам, Дням российской славы и памятным дням. |
8. | Досуговая, социально-воспитательная, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа | Участие в культурно-массовых мероприятиях при проведении Дня города, Дня Победы, 9 Мая и в других мероприятиях |
9. | Досуговая, социально-воспитательная, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по месту жительства. | Участие в культурно-массовых мероприятиях при проведении Дня города, Дня Победы, 9 Мая и в других мероприятиях |
10. | Шефская работа | Проведение совместных спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских мероприятий. |
11. | Дополнительное образование детей | Совместные акции и мероприятия, соревнования, походы, экскурсии. |
12. | Приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. Повышение интеллектуального потенциала, культуры, поддержка и приумножение богатства русского языка. | Обзоры литературы, книжные выставки, тематические беседы, библиографические уроки, конференции, исследовательская деятельность, встречи с интересными людьми. |
13. | Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям в решении возрастных задач развития, воспитания, психологическая поддержка семьи в трудных жизненных ситуациях; проведение работы профилактического, пропедевтического и коррекционно-развивающего содержания для формирования у детей навыков здорового образа жизни; развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки | 1) Изучение национального состава учащихся школы, особенности межнационального взаимодействия, выявление возможных конфликтных зон. 2)Обмен теоретическим и эмпирическим опытом работы в сопровождении детей в образовательном пространстве. 3)Психолого-медико-социальное сопровождение детей с целью снижения рисков их неблагополучного развития. |
14. | Проведение мероприятий физкультурной направленности | Занятия ЛФК, эстафеты, соревнования |
15. | Методическая помощь по профилактике наркомании и других видов зависимости среди учащихся школы | Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни |
16. | Диспансеризация, Иммунизация. Профилактика заболеваемости. | Медицинские осмотры и комиссии. Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности
Данная работа содержит материалы по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников2. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)
Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей....
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно-тематическое планирование)
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно- тематическое планирование)...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социально-правовая защита воспитанников с ТМНР"
Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем...
Адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская»
Пояснительная запискаВажное значение в организации реабилитационных мероприятий придается социально–трудовой реабилитации: обучению получателей социальных услуг (Далее – ПСУ) тру...
Адаптированная рабочая программа социально-гуманитарной направленности "Мир в объективе" для детей с ОВЗ и инвалидностью
Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяетс...