Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)
рабочая программа по теме

Егорова Елена Сергеевна

Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_sotsializatsii_tekst.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:


Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной  системы интерната, ориентированную  на социальную адаптацию и интеграцию воспитанников в общество. 

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию в обучении и воспитании детей с ОВЗ в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений — центров содействия семейному воспитанию, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Проводится подготовка специалистов, призванных обеспечить социальную поддержку и реабилитацию детям с ограниченными возможностями здоровья.

 ГКУ Детский дом- интернат для умственно отсталых детей №24 также проводит комплексные мероприятия по социальной адаптации и интеграции воспитанников в общества, на основе которых была создана данная программа.

Программа представляет собой комплекс из четырех направлений деятельности специалистов интерната, подразумевающих различную степень самопознания и интеграции ребенка в трех возрастных категориях: дошкольный период, младший школьный период и старший школьный возраст. Каждый специалист: воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования составляет программу мероприятий, направленных на реабилитацию каждого  ребенка  в областях его жизненной активности: бытовой, коммуникативной, социальной, в сферах самопознания и самореализации.  Специалист подбирает материалы и методы в соответствии со структурой потребностей ребенка, кругом его интересов, уровнем притязаний и т. д. В программе реабилитации  намечаются объемы, сроки их проведения,  подбираются методики ее реализации. При составлении программы учитывается также прогнозируемый уровень соматического  и психологического состояния ребенка.

Индивидуальная программа реабилитации реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и этап собственной реабилитации, т. е. набора мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями.

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс, и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально адаптированной личности, способной к продуктивной деятельности, нацеленной на самопознание, установившую устойчивую систему отношений с другими людьми. Социальная адаптация предполагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Социальная адаптация детей- сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной активности государства.

Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

Второй этап – включение в социальную группу, помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участия в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптация, характеризующаяся способностью решить жизненную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

В условиях воспитания в интернате трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизни детей в детском  учреждении устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. В интернате регламентирован режим проживания. Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде. Трудности социализации порождают искаженную систему норм и правил поведения в обществе и быту, непринятию нормальных отношений, складывающихся в социуме. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми тех требований, которые предъявляет социум.

Условия организации жизни детей создают внешние трудности для успешной социализации,  поэтому эта программа призвана упорядочить и унифицировать наиболее эффективные  методы адаптации детей для сохранения их психического и физического здоровья.

Критерии преодоления трудностей социализации:

  • социальная адаптация – способность усвоить и применять в жизни систему коммуникативных отношений, овладеть социально-ролевым поведением;
  • устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;
  • готовность к социальным действиям.

В основу организации программы положены следующие принципы:

  • социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя;
  • адаптация: погружение в жизненную среду.
  • индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования;
  • оздоровление: поддержание психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей.

Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды. Под  адаптацией мы понимаем процесс приспособления человека к комплексу факторов окружающей среды  и условий жизнедеятельности. Полная успешная адаптация обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка, получение им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения. Адаптация ребенка или подростка к условиям жизнедеятельности является, с одной стороны, результатом качества протекания предшествующих этапов роста и развития, становления личности, а, с другой стороны, предпосылкой его дальнейшего физического, умственного развития и социализации.

Процессы социализации и адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения ребенком  социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов социализации. Именно формирующая среда регулирует меру адаптивности-автономности социализирующейся личности, повышая или понижая степень ее социальной активности. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляется   процесс  адаптации.

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.        

Для осуществления  коррекционной работы очень важно насколько дети  адаптируются к новым условиям. Педагогами и психологами доказано, что у детей с ОВЗ адаптация к новым условиям  затруднена.

Методологическую  основу  программы составляют учение Л.С. Выготского  о компенсации  дефекта, учения А.Н. Леоньева «О деятельности как основе формирования личности», личностно-ориентированная педагогика.

В основу программы  заложены  положения, которые характерны  для всей коррекционно-педагогической системы и  сформулированы Л.С.Выготским в рамках, разработанной им теории культурно-исторического развития психики. Целью коррекционной работы выступает ориентация на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья,  попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков.  Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно осуществляется лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сенситивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционной помощи  является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Следует иметь в виду, что при нарушениях развития сенситивные периоды могут сдвигаться во времени.

Коррекция и компенсация развития детей с ограниченными возможностями здоровья  не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Обязательным условием реализации выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у детей. В контексте работы с детьми, имеющими отклонения в развитии,  коррекционно-развивающие воздействия должны строиться с учетом  всех возможных взаимосвязей проявления первичного дефекта и обусловленных им нарушений.

Функции программы:

  • - разработка индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников;
  • - проведение мероприятий в соответствии с программой социальной адаптации воспитанников;
  • - обеспечение постоянной методической и практической помощи воспитаннику, связанной с его обучением, воспитанием, социальной защитой, психологическим комфортом, защитой прав и законных интересов и.т.д.
  • - взаимодействие по вопросам социальной адаптации воспитанника с образовательными, культурными, лечебными учреждениями, органами федеральной, областной и местной власти.

Цель программы:

Обеспечение оптимальных условий для  адекватного психологического и социального развития  детей с ограниченными возможностями  здоровья  на каждом возрастном этапе.

Задачи программы:

  • формирование  ключевых  адаптационных компетенций  у детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной их социализации;
  • коррекция и компенсация когнитивных и коммуникативных  недостатков в развитии детей с ОВЗ, поиск новых методов и подходов для реализации принципов интеграции воспитанников в общество;
  • оказание комплексной  психолого-педагогической  помощи  детям с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки и этапы реализации:

1 этап (2014-2015) - Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

2 этап (2015– 2017) - Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.

3 этап (2017- 2018) - Подведение итогов и анализ результатов реализации программы, подготовка текста новой программы развития.

Построение программы:

Программа имеет дробление по возрастным категориям. К младшим группам отнесены воспитанники дошкольного возраста, к средним – младшего школьного возраста и старшим- старшего школьного возраста.

Программа также разделена на темы:

I. Я- концепция: внешнее и внутреннее. В этом тематическом блоке дети всех возрастов, но с различной степенью углубленности,  изучают строение собственного тела, органов чувств, эмоции, возможность сохранить и поддержать свое психическое и соматическое здоровье.

II. Я и мое предметное окружение. В данный блок входят теоретические и практические занятия для обучения воспитанников продуктивной деятельности с предметным окружением, от бытовых предметов и игрушек до школьных принадлежностей и некоторых орудий производства.

III. Я и коллектив. Тематический блок рассчитан на обучение детей  методам и приемам эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми  из ближайшего окружения и незнакомыми, освоению  норм поведения в обществе и правилам межличностных взаимоотношений.

IV. Я и социум. Блок реализует все вышеупомянутые направления на практике, предоставляя воспитанникам возможность применить полученные знания и умения в реальной жизни во взаимодействии с миром.

Тематика работы охватывает ряд ключевых направлений:

1. Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.

Целью данного направления воспитательной деятельности является обучение воспитанников нормам и правилам, принятым в  культурном обществе, привитие им элементов эстетического самосознания и чувства прекрасного через соприкосновение с общекультурными морально- нравственными и этическими ценностями народной и мировой цивилизации.

2. Воспитание экологического сознания.

Данное направление ставит перед собой задачи на разных этапах развития личности донести ценности  природного окружения человека, его хрупкость и одновременно силу, которую оно имеет над человеком.

3. Охрана  здоровья.

 Основы безопасности жизнедеятельности.

Основной идеей данного направления воспитательной деятельности является усвоение ребенком знания о себе и своем теле, о его способностях и недостатках, умение ориентироваться в своих чувствах и эмоциях, а также бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, понимать смысл предлагаемых оздоровительных мероприятий и следовать им.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Для успешного адаптационного и интеграционного процессов в развитии ребенку  необходимо владеть элементарными бытовыми навыками самообслуживания, помощи другим, иметь представление об основных формах и методах функционирования современного общества, уметь корректно реагировать на стандартные ситуации в обществе и замкнутом коллективе.

5.  Обучение коммуникативным навыкам.

Важную роль даже для не говорящего ребенка играют коммуникации, поэтому целью данного направления становится  обучение воспитанников методам и приемам ведения как вербального, так и невербального общения, правилам беседы, дискуссии, спора, умению слушать и воспринимать мнение и желания собеседника, придерживаться норм коммуникативного взаимодействия, принятых в обществе.

Основные  методы реализации программы:

  • теоретические:
  • Занятия по развитию речи.  
  • Занятия по теме «Окружающий мир».
  • Основы безопасности жизнедеятельности.
  • Логопедические занятия.
  • Занятия у педагога – психолога.
  • Внеклассное чтение.
  • Беседы.
  • практические:
  • Предметно – практическая и игровая деятельность.
  • Хозяйственно – бытовой труд.
  • Самообслуживание.
  • Занятия в кружках, секциях.
  • Участие в  календарно- тематических мероприятиях интерната.
  •     Экскурсии, музейное и театральное просвещение.
  • Участие в выставках, конкурсах.

Методические приемы: 

  • дидактические  и спортивные игры,
  • практические и теоретические упражнения,  
  • беседы и чтение тематической  литературы,
  • презентации по объявленным темам,
  • видеофильмы, театрализованные постановки,
  • календарные праздничные мероприятия и др.

        При реализации  данной программы  используются  следующие

формы  коррекционно- развивающих мероприятий:

  • фронтальные – одновременная работа  со всеми учащимися,
  • групповые – организация  работы в малых группах,
  • коллективно-групповая – выполнение заданий  малыми группами, последующая  презентация  результатов  выполнения  заданий и их обобщение,
  • в парах – организация работы по парам,
  • индивидуальная – индивидуальное выполнение  заданий, решение проблем.

В целях максимально эффективной адаптации осуществляется комплексный подход в решении проблем реабилитации наших воспитанников, в котором задействованы все специалисты учреждения:

  • Зам. директора по УВР,
  • социальный педагог,
  • логопед,
  • психолог,  
  • медицинский персонал,
  • учителя- дефектологи,
  • воспитатели.

Специалисты проводят данные реабилитационные мероприятия  и воплощают в жизнь программу по социализации детей с ОВЗ нашего интерната. Именно система, охватывающая все сферы жизни ребенка, такие как:  здоровье и профилактика, психологический климат и личностное ориентирование, социальные связи и коммуникации, может дать эффективный результат в реабилитации и адаптации детей.

        

Реализация плана происходит в определенное, выделенное в режиме дня время, на предварительно спланированные мероприятия ГКУ ДДИ № 24 и ДСЗН, а также выделяются часы на мероприятия не запланированные, но интересные и полезные для наших воспитанников (по договоренности).

Заключение.

Ожидаемые результаты.

К моменту окончания прохождения программы по социальной адаптации и интеграции воспитанников интерната в общество обучающийся должен  приобрести следующие знания и навыки:

- Знать организацию и функционирование собственного тела, уметь показать или рассказать, что и каким образом доставляет ему неудобства или болит, что радует или огорчает.

- Уметь почувствовать и сопереживать эмоциональным состояниям других людей и по возможности стараться помочь ближнему в трудной ситуации.

- Самооценка человека должна сложиться адекватно возрасту, полу,  его физическим и психическим возможностям.

- Воспитанник должен по возможности ориентироваться в собственной социальной роли и месте в обществе, которое он  в данный момент занимает.

- Воспитанник должен самостоятельно обслуживать себя и иметь представления о том, каким образом функционируют различные службы быта, с которыми ему придется столкнуться во взрослой жизни.

- Воспитанник должен быть осведомлен о правилах безопасности жизнедеятельности, элементарных приемах оказания помощи себе и ближнему в экстренных ситуациях.

- Воспитанник должен понимать значимость профилактики своего здоровья и эмоционального состояния, пользоваться здоровьесберегающими технологиями в реальной жизни.

- Воспитанник должен самостоятельно ухаживать за своим гардеробом, уметь принимать пищу эстетически корректным образом, совершать небольшие прогулки  по городу, делать покупки в сопровождении взрослого.

- Воспитанник должен быть ознакомлен с профессиями людей, обслуживающих его или находящихся рядом, и уметь обращаться к ним за помощью, если в этом есть необходимость.

- Навыки коммуникативного общения должны быть развиты до уровня возможного самостоятельного вербального или невербального общения как со взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми, так  со сверстниками и детьми.

- Воспитанник должен знать и придерживаться правил и норм поведения в различных общественных местах.

- Воспитанник может и должен иметь мотивацию принимать участие в конкурсах, театральных постановках, праздниках, спортивно- массовых мероприятиях, устраиваемых в интернате или за его пределами.

Программа воспитания, социализации, адаптации и интеграции детей в общество должна быть использована с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику в соответствии с его возможностями, как физическими, так и психическими.

Усвоение программы во многом зависит от подачи материала обучающемуся. Здесь каждый специалист разрабатывает собственный подход к раскрытию тематики программы, а также к возможным вариантам подачи и контроля усваиваемого материала. В особых случаях может возникнуть потребность провести индивидуальную работу по освоению трудных для ребенка навыков социализации и адаптации.

Применение современных средств обучения, в том числе электронных и компьютерных технологий, заметно увеличивает эффективность усвоения программы, но основная направленность воспитательной деятельности должна быть сконцентрирована на освоении ребенком практических навыков, которые ему необходимы в конкретных жизненных ситуациях.

Программа будет считаться пройденной, когда ожидаемые результаты по обучению будут получены, и обучающиеся приобретут и смогут использовать основные знания, умения и навыки с учетом собственных адаптационных возможностей и психо- физического состояния.

Ожидаемые результаты:

Младшие группы.

Я- концепция: внешнее и внутреннее.

- Знать свое имя и фамилию.

- Знать строение собственного тела.

- Знать органы чувств, понимать основные вкусовые градации.

- Ориентироваться в пространстве: право- лево, верх- низ.

- Уметь показать, что болит или наоборот нравится.

- Уметь наблюдать за самим собой, распознавать собственное настроение.

-Уметь наблюдать за другими и действовать, не ущемляя их интересов.

Я и мое предметное окружение.

- Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками.

- Уметь подготовиться к приему пищи.

- Уметь пользоваться туалетом.

- Уметь правильно оценить свой внешний вид.

- Уметь одеваться и раздеваться при прогулках и отходу ко сну.

- Знать названия предметов быта и их предназначение, уметь владеть

некоторыми из них.

Я и коллектив.

-  Усвоить распорядок дня и правила поведения в интернате.

- Уметь устанавливать речевой и \ или неречевой контакт с детьми и взрослыми.

- Ориентироваться в понятиях дружба и взаимопомощь.

- Умение воспринимать инструкции воспитателя при занятиях и стараться следовать им.

- Уметь попросить о помощи или выразить свое желание во время общения со сверстниками и взрослыми.

Я и социум.

- Знать элементарные правила безопасности жизнедеятельности.

- Усвоить необходимый минимум правил поведения на улице и при контакте в незнакомыми людьми.

- Уметь наблюдать погодные и природные  явления.

Ожидаемые результаты:

Средние  группы.

Я- концепция: внешнее и внутреннее.

- Знать имя, фамилию, родной город, страну рождения. Знать элементарные семейные отношения.

- Знать строение и функционирование некоторых органов собственного тела.

- Знать органы чувств и их функции, понимать вкусовые градации.

- Ориентироваться в пространстве как при практической деятельности, так и на бумаге.

- Уметь показать, рассказать, что болит, волнует  или наоборот нравится.

- Уметь наблюдать за самим собой, распознавать собственное настроение,  знать и применять на практике методы регуляции собственного поведения и приемы релаксации.

-Уметь наблюдать за другими и действовать, не ущемляя их интересов, понимать, что означают понятия «Дружеские отношения», «Любовь», «Вражда», «Долг»  и.т.д.

Я и мое предметное окружение.

- Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками.

- Уметь ухаживать за одеждой и обувью.

- Уметь приготовить элементарные блюда.

- Уметь красиво оформить стол.

- Знать, как правильно ухаживать за мебелью  и бытовыми приборами в доме.

- Знать, как пользоваться электронными приборами для игры, общения и учебной деятельности.

- Уметь правильно оценить свой внешний вид. Определить необходимый гардероб по сезонности.

Я и коллектив.

-  Усвоить распорядок дня и правила поведения в интернате, школе, местах культурно- массового досуга.

- Уметь устанавливать речевой и \ или неречевой контакт с детьми и взрослыми в школе, интернате, в других общественных местах. Уметь правильно построить схему беседы с представителями различных профессий, которые взаимодействуют с ребенком в его повседневной жизни: учителем, врачом, воспитателем, няней, продавцом в магазине.

- Ориентироваться в  понятиях «Коллективное взаимодействие», «Правила поведения», «Мораль».

- Умение воспринимать и корректно выполнять задания школьного учителя.

- Уметь попросить о помощи или выразить свое желание во время общения со сверстниками и взрослыми.

Я и социум.

- Знать  правила безопасности жизнедеятельности.

- Знать элементарные правила дорожного движения.

- Знать правила поведения при приеме гостей и посещении гостей.

- Знать правила поведения в общественных местах.

- Усвоить и применять на практике  правила поведения на улице, в транспорте.

- Уметь установить контакт с  незнакомыми людьми.

- Уметь наблюдать и описывать погодные и природные  явления. Знать и пользоваться знаниями о температурных изменениях, различных погодных явлениях.

Ожидаемые результаты:

Старшие  группы.

Я- концепция: внешнее и внутреннее.

- Знать имя, фамилию, родной город, страну рождения. Знать элементарные семейные отношения. Знать дату своего рождения. Понимать значение этой даты и по возможности способы отметить дату своего появления на свет.

- Знать строение и функционирование некоторых органов собственного тела. Понимать возможность обращения к специалисту при болях различного характера.

- Знать органы чувств и их функции, понимать вкусовые градации, уметь беречь зрение и слух, понимать, для чего это необходимо.

- Ориентироваться в пространстве как при практической деятельности, так и на бумаге.

- Ориентироваться во времени, знать части суток, часы, дни недели месяца, сезоны, текущую дату.

- Уметь показать, рассказать о событиях, волнующих подростка в сложившейся жизненной ситуации, телом.

- Уметь наблюдать за самим собой, распознавать собственное настроение,  знать и применять на практике методы регуляции собственного поведения и приемы релаксации.

-Уметь наблюдать за другими и действовать, не ущемляя их интересов, понимать, что означают понятия «Дружеские отношения», «Любовь», «Вражда», «Долг»  и.т.д.

- Иметь правильно сформированное представление о себе, своих недостатках, возможностях,  об отношении других людей к людям с особыми возможностями здоровья и потребностями в обучении.

- Иметь представление о своей дальнейшей судьбе, возможностях обучения, трудовой деятельности, правовых гарантиях.

Я и мое предметное окружение.

- Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками. Соблюдать гигиенические правила. Вовремя самостоятельно выполнять необходимые процедуры по уходу за телом.

- Уметь ухаживать за одеждой и обувью. Самостоятельно оценивать внешний вид вещей, подбирать костюмы по сезону.

- Уметь приготовить элементарные блюда.

- Уметь красиво оформить стол.

- Знать, как правильно ухаживать за мебелью  и бытовыми приборами в доме. Иметь некоторые навыки по уборке помещения, стирке белья, уходу за уличной территорией, посадке и уходу за растениями как в комнатных условиях, так и на природе.

- Знать, как пользоваться электронными приборами для игры, общения и учебной деятельности. Знать и уметь пользоваться элементарными средствами коммуникации : телефоном, скайпом.

Я и коллектив.

-  Усвоить  правила поведения местах и вести себя соответствующим образом в местах культурно- массового досуга.

- Уметь устанавливать речевой и \ или неречевой контакт с детьми и взрослыми в школе, интернате, в других общественных местах. Уметь правильно построить схему беседы с представителями различных профессий, которые взаимодействуют с ребенком в его повседневной жизни: учителем, врачом, воспитателем, няней, продавцом в магазине, провизором в аптеке, поваром, прачкой, билетером и т.д..

- Ориентироваться в  понятиях «Коллективное взаимодействие и взаимопомощь», «Правила поведения», «Мораль и помощь ближнему».

- Уметь попросить о помощи или выразить свое желание во время общения со сверстниками и взрослыми.

Я и социум.

- Знать  правила безопасности жизнедеятельности. Использовать знания при практической деятельности.

- Знать элементарные правила дорожного движения.

- Знать правила поведения при приеме гостей и посещении гостей.

- Знать правила поведения в общественных местах.

- Усвоить и применять на практике  правила поведения на улице, в транспорте, магазине, аптеке. Уметь купить товар, используя денежные знаки.

- Уметь установить контакт с  незнакомыми людьми.

- Уметь наблюдать и описывать погодные и природные  явления. Знать и пользоваться знаниями о температурных изменениях, различных погодных явлениях.

Нормативно-правовые документы: 

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273–ФЗ)
  • Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г. №120-ФЗ, с изменениями от 01.12.2007 г.).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 №373).
  •   N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.
  • ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов.
  • Государственный стандарт……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к классному часу "Дети и Холокост"

классный час по теме "Дети и Холокост" с презентацией, проведенный в 7 классе...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Английский язык"

Дополнительная образовательная программа данного объединения рассчитана на то, чтобы научить детей грамотно говорить, читать и писать по-английски....

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Поэтика словесного искусства"

Дополнительная образовательная программа  составлена на основе  Программы  курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. ...

Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год

В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогическо...

пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО"

пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО" реализуемая в "Детской юношеской спортивн...