Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)
рабочая программа по теме
Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_sotsializatsii_tekst.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы интерната, ориентированную на социальную адаптацию и интеграцию воспитанников в общество.
В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию в обучении и воспитании детей с ОВЗ в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений — центров содействия семейному воспитанию, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Проводится подготовка специалистов, призванных обеспечить социальную поддержку и реабилитацию детям с ограниченными возможностями здоровья.
ГКУ Детский дом- интернат для умственно отсталых детей №24 также проводит комплексные мероприятия по социальной адаптации и интеграции воспитанников в общества, на основе которых была создана данная программа.
Программа представляет собой комплекс из четырех направлений деятельности специалистов интерната, подразумевающих различную степень самопознания и интеграции ребенка в трех возрастных категориях: дошкольный период, младший школьный период и старший школьный возраст. Каждый специалист: воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования составляет программу мероприятий, направленных на реабилитацию каждого ребенка в областях его жизненной активности: бытовой, коммуникативной, социальной, в сферах самопознания и самореализации. Специалист подбирает материалы и методы в соответствии со структурой потребностей ребенка, кругом его интересов, уровнем притязаний и т. д. В программе реабилитации намечаются объемы, сроки их проведения, подбираются методики ее реализации. При составлении программы учитывается также прогнозируемый уровень соматического и психологического состояния ребенка.
Индивидуальная программа реабилитации реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и этап собственной реабилитации, т. е. набора мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями.
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс, и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально адаптированной личности, способной к продуктивной деятельности, нацеленной на самопознание, установившую устойчивую систему отношений с другими людьми. Социальная адаптация предполагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Социальная адаптация детей- сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной активности государства.
Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:
Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй этап – включение в социальную группу, помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.
Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участия в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптация, характеризующаяся способностью решить жизненную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.
В условиях воспитания в интернате трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизни детей в детском учреждении устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. В интернате регламентирован режим проживания. Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде. Трудности социализации порождают искаженную систему норм и правил поведения в обществе и быту, непринятию нормальных отношений, складывающихся в социуме. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми тех требований, которые предъявляет социум.
Условия организации жизни детей создают внешние трудности для успешной социализации, поэтому эта программа призвана упорядочить и унифицировать наиболее эффективные методы адаптации детей для сохранения их психического и физического здоровья.
Критерии преодоления трудностей социализации:
- социальная адаптация – способность усвоить и применять в жизни систему коммуникативных отношений, овладеть социально-ролевым поведением;
- устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;
- готовность к социальным действиям.
В основу организации программы положены следующие принципы:
- социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя;
- адаптация: погружение в жизненную среду.
- индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования;
- оздоровление: поддержание психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей.
Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды. Под адаптацией мы понимаем процесс приспособления человека к комплексу факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности. Полная успешная адаптация обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка, получение им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения. Адаптация ребенка или подростка к условиям жизнедеятельности является, с одной стороны, результатом качества протекания предшествующих этапов роста и развития, становления личности, а, с другой стороны, предпосылкой его дальнейшего физического, умственного развития и социализации.
Процессы социализации и адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения ребенком социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов социализации. Именно формирующая среда регулирует меру адаптивности-автономности социализирующейся личности, повышая или понижая степень ее социальной активности. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляется процесс адаптации.
Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.
Для осуществления коррекционной работы очень важно насколько дети адаптируются к новым условиям. Педагогами и психологами доказано, что у детей с ОВЗ адаптация к новым условиям затруднена.
Методологическую основу программы составляют учение Л.С. Выготского о компенсации дефекта, учения А.Н. Леоньева «О деятельности как основе формирования личности», личностно-ориентированная педагогика.
В основу программы заложены положения, которые характерны для всей коррекционно-педагогической системы и сформулированы Л.С.Выготским в рамках, разработанной им теории культурно-исторического развития психики. Целью коррекционной работы выступает ориентация на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков. Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно осуществляется лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сенситивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционной помощи является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Следует иметь в виду, что при нарушениях развития сенситивные периоды могут сдвигаться во времени.
Коррекция и компенсация развития детей с ограниченными возможностями здоровья не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Обязательным условием реализации выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у детей. В контексте работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, коррекционно-развивающие воздействия должны строиться с учетом всех возможных взаимосвязей проявления первичного дефекта и обусловленных им нарушений.
Функции программы:
- - разработка индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников;
- - проведение мероприятий в соответствии с программой социальной адаптации воспитанников;
- - обеспечение постоянной методической и практической помощи воспитаннику, связанной с его обучением, воспитанием, социальной защитой, психологическим комфортом, защитой прав и законных интересов и.т.д.
- - взаимодействие по вопросам социальной адаптации воспитанника с образовательными, культурными, лечебными учреждениями, органами федеральной, областной и местной власти.
Цель программы:
Обеспечение оптимальных условий для адекватного психологического и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья на каждом возрастном этапе.
Задачи программы:
- формирование ключевых адаптационных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной их социализации;
- коррекция и компенсация когнитивных и коммуникативных недостатков в развитии детей с ОВЗ, поиск новых методов и подходов для реализации принципов интеграции воспитанников в общество;
- оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки и этапы реализации:
1 этап (2014-2015) - Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.
2 этап (2015– 2017) - Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.
3 этап (2017- 2018) - Подведение итогов и анализ результатов реализации программы, подготовка текста новой программы развития.
Построение программы:
Программа имеет дробление по возрастным категориям. К младшим группам отнесены воспитанники дошкольного возраста, к средним – младшего школьного возраста и старшим- старшего школьного возраста.
Программа также разделена на темы:
I. Я- концепция: внешнее и внутреннее. В этом тематическом блоке дети всех возрастов, но с различной степенью углубленности, изучают строение собственного тела, органов чувств, эмоции, возможность сохранить и поддержать свое психическое и соматическое здоровье.
II. Я и мое предметное окружение. В данный блок входят теоретические и практические занятия для обучения воспитанников продуктивной деятельности с предметным окружением, от бытовых предметов и игрушек до школьных принадлежностей и некоторых орудий производства.
III. Я и коллектив. Тематический блок рассчитан на обучение детей методам и приемам эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми из ближайшего окружения и незнакомыми, освоению норм поведения в обществе и правилам межличностных взаимоотношений.
IV. Я и социум. Блок реализует все вышеупомянутые направления на практике, предоставляя воспитанникам возможность применить полученные знания и умения в реальной жизни во взаимодействии с миром.
Тематика работы охватывает ряд ключевых направлений:
1. Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.
Целью данного направления воспитательной деятельности является обучение воспитанников нормам и правилам, принятым в культурном обществе, привитие им элементов эстетического самосознания и чувства прекрасного через соприкосновение с общекультурными морально- нравственными и этическими ценностями народной и мировой цивилизации.
2. Воспитание экологического сознания.
Данное направление ставит перед собой задачи на разных этапах развития личности донести ценности природного окружения человека, его хрупкость и одновременно силу, которую оно имеет над человеком.
3. Охрана здоровья.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Основной идеей данного направления воспитательной деятельности является усвоение ребенком знания о себе и своем теле, о его способностях и недостатках, умение ориентироваться в своих чувствах и эмоциях, а также бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, понимать смысл предлагаемых оздоровительных мероприятий и следовать им.
4. Социально-бытовая ориентировка.
Для успешного адаптационного и интеграционного процессов в развитии ребенку необходимо владеть элементарными бытовыми навыками самообслуживания, помощи другим, иметь представление об основных формах и методах функционирования современного общества, уметь корректно реагировать на стандартные ситуации в обществе и замкнутом коллективе.
5. Обучение коммуникативным навыкам.
Важную роль даже для не говорящего ребенка играют коммуникации, поэтому целью данного направления становится обучение воспитанников методам и приемам ведения как вербального, так и невербального общения, правилам беседы, дискуссии, спора, умению слушать и воспринимать мнение и желания собеседника, придерживаться норм коммуникативного взаимодействия, принятых в обществе.
Основные методы реализации программы:
- теоретические:
- Занятия по развитию речи.
- Занятия по теме «Окружающий мир».
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Логопедические занятия.
- Занятия у педагога – психолога.
- Внеклассное чтение.
- Беседы.
- практические:
- Предметно – практическая и игровая деятельность.
- Хозяйственно – бытовой труд.
- Самообслуживание.
- Занятия в кружках, секциях.
- Участие в календарно- тематических мероприятиях интерната.
- Экскурсии, музейное и театральное просвещение.
- Участие в выставках, конкурсах.
Методические приемы:
- дидактические и спортивные игры,
- практические и теоретические упражнения,
- беседы и чтение тематической литературы,
- презентации по объявленным темам,
- видеофильмы, театрализованные постановки,
- календарные праздничные мероприятия и др.
При реализации данной программы используются следующие
формы коррекционно- развивающих мероприятий:
- фронтальные – одновременная работа со всеми учащимися,
- групповые – организация работы в малых группах,
- коллективно-групповая – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение,
- в парах – организация работы по парам,
- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В целях максимально эффективной адаптации осуществляется комплексный подход в решении проблем реабилитации наших воспитанников, в котором задействованы все специалисты учреждения:
- Зам. директора по УВР,
- социальный педагог,
- логопед,
- психолог,
- медицинский персонал,
- учителя- дефектологи,
- воспитатели.
Специалисты проводят данные реабилитационные мероприятия и воплощают в жизнь программу по социализации детей с ОВЗ нашего интерната. Именно система, охватывающая все сферы жизни ребенка, такие как: здоровье и профилактика, психологический климат и личностное ориентирование, социальные связи и коммуникации, может дать эффективный результат в реабилитации и адаптации детей.
Реализация плана происходит в определенное, выделенное в режиме дня время, на предварительно спланированные мероприятия ГКУ ДДИ № 24 и ДСЗН, а также выделяются часы на мероприятия не запланированные, но интересные и полезные для наших воспитанников (по договоренности).
Заключение.
Ожидаемые результаты.
К моменту окончания прохождения программы по социальной адаптации и интеграции воспитанников интерната в общество обучающийся должен приобрести следующие знания и навыки:
- Знать организацию и функционирование собственного тела, уметь показать или рассказать, что и каким образом доставляет ему неудобства или болит, что радует или огорчает.
- Уметь почувствовать и сопереживать эмоциональным состояниям других людей и по возможности стараться помочь ближнему в трудной ситуации.
- Самооценка человека должна сложиться адекватно возрасту, полу, его физическим и психическим возможностям.
- Воспитанник должен по возможности ориентироваться в собственной социальной роли и месте в обществе, которое он в данный момент занимает.
- Воспитанник должен самостоятельно обслуживать себя и иметь представления о том, каким образом функционируют различные службы быта, с которыми ему придется столкнуться во взрослой жизни.
- Воспитанник должен быть осведомлен о правилах безопасности жизнедеятельности, элементарных приемах оказания помощи себе и ближнему в экстренных ситуациях.
- Воспитанник должен понимать значимость профилактики своего здоровья и эмоционального состояния, пользоваться здоровьесберегающими технологиями в реальной жизни.
- Воспитанник должен самостоятельно ухаживать за своим гардеробом, уметь принимать пищу эстетически корректным образом, совершать небольшие прогулки по городу, делать покупки в сопровождении взрослого.
- Воспитанник должен быть ознакомлен с профессиями людей, обслуживающих его или находящихся рядом, и уметь обращаться к ним за помощью, если в этом есть необходимость.
- Навыки коммуникативного общения должны быть развиты до уровня возможного самостоятельного вербального или невербального общения как со взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми, так со сверстниками и детьми.
- Воспитанник должен знать и придерживаться правил и норм поведения в различных общественных местах.
- Воспитанник может и должен иметь мотивацию принимать участие в конкурсах, театральных постановках, праздниках, спортивно- массовых мероприятиях, устраиваемых в интернате или за его пределами.
Программа воспитания, социализации, адаптации и интеграции детей в общество должна быть использована с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику в соответствии с его возможностями, как физическими, так и психическими.
Усвоение программы во многом зависит от подачи материала обучающемуся. Здесь каждый специалист разрабатывает собственный подход к раскрытию тематики программы, а также к возможным вариантам подачи и контроля усваиваемого материала. В особых случаях может возникнуть потребность провести индивидуальную работу по освоению трудных для ребенка навыков социализации и адаптации.
Применение современных средств обучения, в том числе электронных и компьютерных технологий, заметно увеличивает эффективность усвоения программы, но основная направленность воспитательной деятельности должна быть сконцентрирована на освоении ребенком практических навыков, которые ему необходимы в конкретных жизненных ситуациях.
Программа будет считаться пройденной, когда ожидаемые результаты по обучению будут получены, и обучающиеся приобретут и смогут использовать основные знания, умения и навыки с учетом собственных адаптационных возможностей и психо- физического состояния.
Ожидаемые результаты:
Младшие группы.
Я- концепция: внешнее и внутреннее.
- Знать свое имя и фамилию.
- Знать строение собственного тела.
- Знать органы чувств, понимать основные вкусовые градации.
- Ориентироваться в пространстве: право- лево, верх- низ.
- Уметь показать, что болит или наоборот нравится.
- Уметь наблюдать за самим собой, распознавать собственное настроение.
-Уметь наблюдать за другими и действовать, не ущемляя их интересов.
Я и мое предметное окружение.
- Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками.
- Уметь подготовиться к приему пищи.
- Уметь пользоваться туалетом.
- Уметь правильно оценить свой внешний вид.
- Уметь одеваться и раздеваться при прогулках и отходу ко сну.
- Знать названия предметов быта и их предназначение, уметь владеть
некоторыми из них.
Я и коллектив.
- Усвоить распорядок дня и правила поведения в интернате.
- Уметь устанавливать речевой и \ или неречевой контакт с детьми и взрослыми.
- Ориентироваться в понятиях дружба и взаимопомощь.
- Умение воспринимать инструкции воспитателя при занятиях и стараться следовать им.
- Уметь попросить о помощи или выразить свое желание во время общения со сверстниками и взрослыми.
Я и социум.
- Знать элементарные правила безопасности жизнедеятельности.
- Усвоить необходимый минимум правил поведения на улице и при контакте в незнакомыми людьми.
- Уметь наблюдать погодные и природные явления.
Ожидаемые результаты:
Средние группы.
Я- концепция: внешнее и внутреннее.
- Знать имя, фамилию, родной город, страну рождения. Знать элементарные семейные отношения.
- Знать строение и функционирование некоторых органов собственного тела.
- Знать органы чувств и их функции, понимать вкусовые градации.
- Ориентироваться в пространстве как при практической деятельности, так и на бумаге.
- Уметь показать, рассказать, что болит, волнует или наоборот нравится.
- Уметь наблюдать за самим собой, распознавать собственное настроение, знать и применять на практике методы регуляции собственного поведения и приемы релаксации.
-Уметь наблюдать за другими и действовать, не ущемляя их интересов, понимать, что означают понятия «Дружеские отношения», «Любовь», «Вражда», «Долг» и.т.д.
Я и мое предметное окружение.
- Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками.
- Уметь ухаживать за одеждой и обувью.
- Уметь приготовить элементарные блюда.
- Уметь красиво оформить стол.
- Знать, как правильно ухаживать за мебелью и бытовыми приборами в доме.
- Знать, как пользоваться электронными приборами для игры, общения и учебной деятельности.
- Уметь правильно оценить свой внешний вид. Определить необходимый гардероб по сезонности.
Я и коллектив.
- Усвоить распорядок дня и правила поведения в интернате, школе, местах культурно- массового досуга.
- Уметь устанавливать речевой и \ или неречевой контакт с детьми и взрослыми в школе, интернате, в других общественных местах. Уметь правильно построить схему беседы с представителями различных профессий, которые взаимодействуют с ребенком в его повседневной жизни: учителем, врачом, воспитателем, няней, продавцом в магазине.
- Ориентироваться в понятиях «Коллективное взаимодействие», «Правила поведения», «Мораль».
- Умение воспринимать и корректно выполнять задания школьного учителя.
- Уметь попросить о помощи или выразить свое желание во время общения со сверстниками и взрослыми.
Я и социум.
- Знать правила безопасности жизнедеятельности.
- Знать элементарные правила дорожного движения.
- Знать правила поведения при приеме гостей и посещении гостей.
- Знать правила поведения в общественных местах.
- Усвоить и применять на практике правила поведения на улице, в транспорте.
- Уметь установить контакт с незнакомыми людьми.
- Уметь наблюдать и описывать погодные и природные явления. Знать и пользоваться знаниями о температурных изменениях, различных погодных явлениях.
Ожидаемые результаты:
Старшие группы.
Я- концепция: внешнее и внутреннее.
- Знать имя, фамилию, родной город, страну рождения. Знать элементарные семейные отношения. Знать дату своего рождения. Понимать значение этой даты и по возможности способы отметить дату своего появления на свет.
- Знать строение и функционирование некоторых органов собственного тела. Понимать возможность обращения к специалисту при болях различного характера.
- Знать органы чувств и их функции, понимать вкусовые градации, уметь беречь зрение и слух, понимать, для чего это необходимо.
- Ориентироваться в пространстве как при практической деятельности, так и на бумаге.
- Ориентироваться во времени, знать части суток, часы, дни недели месяца, сезоны, текущую дату.
- Уметь показать, рассказать о событиях, волнующих подростка в сложившейся жизненной ситуации, телом.
- Уметь наблюдать за самим собой, распознавать собственное настроение, знать и применять на практике методы регуляции собственного поведения и приемы релаксации.
-Уметь наблюдать за другими и действовать, не ущемляя их интересов, понимать, что означают понятия «Дружеские отношения», «Любовь», «Вражда», «Долг» и.т.д.
- Иметь правильно сформированное представление о себе, своих недостатках, возможностях, об отношении других людей к людям с особыми возможностями здоровья и потребностями в обучении.
- Иметь представление о своей дальнейшей судьбе, возможностях обучения, трудовой деятельности, правовых гарантиях.
Я и мое предметное окружение.
- Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками. Соблюдать гигиенические правила. Вовремя самостоятельно выполнять необходимые процедуры по уходу за телом.
- Уметь ухаживать за одеждой и обувью. Самостоятельно оценивать внешний вид вещей, подбирать костюмы по сезону.
- Уметь приготовить элементарные блюда.
- Уметь красиво оформить стол.
- Знать, как правильно ухаживать за мебелью и бытовыми приборами в доме. Иметь некоторые навыки по уборке помещения, стирке белья, уходу за уличной территорией, посадке и уходу за растениями как в комнатных условиях, так и на природе.
- Знать, как пользоваться электронными приборами для игры, общения и учебной деятельности. Знать и уметь пользоваться элементарными средствами коммуникации : телефоном, скайпом.
Я и коллектив.
- Усвоить правила поведения местах и вести себя соответствующим образом в местах культурно- массового досуга.
- Уметь устанавливать речевой и \ или неречевой контакт с детьми и взрослыми в школе, интернате, в других общественных местах. Уметь правильно построить схему беседы с представителями различных профессий, которые взаимодействуют с ребенком в его повседневной жизни: учителем, врачом, воспитателем, няней, продавцом в магазине, провизором в аптеке, поваром, прачкой, билетером и т.д..
- Ориентироваться в понятиях «Коллективное взаимодействие и взаимопомощь», «Правила поведения», «Мораль и помощь ближнему».
- Уметь попросить о помощи или выразить свое желание во время общения со сверстниками и взрослыми.
Я и социум.
- Знать правила безопасности жизнедеятельности. Использовать знания при практической деятельности.
- Знать элементарные правила дорожного движения.
- Знать правила поведения при приеме гостей и посещении гостей.
- Знать правила поведения в общественных местах.
- Усвоить и применять на практике правила поведения на улице, в транспорте, магазине, аптеке. Уметь купить товар, используя денежные знаки.
- Уметь установить контакт с незнакомыми людьми.
- Уметь наблюдать и описывать погодные и природные явления. Знать и пользоваться знаниями о температурных изменениях, различных погодных явлениях.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273–ФЗ)
- Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г. №120-ФЗ, с изменениями от 01.12.2007 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 №373).
- N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.
- ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов.
- Государственный стандарт……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Пояснительная записка к классному часу "Дети и Холокост"
классный час по теме "Дети и Холокост" с презентацией, проведенный в 7 классе...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Английский язык"
Дополнительная образовательная программа данного объединения рассчитана на то, чтобы научить детей грамотно говорить, читать и писать по-английски....
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе "Поэтика словесного искусства"
Дополнительная образовательная программа составлена на основе Программы курса Поэтика словесного искусства: Комплексный филологический анализ художественного текста. /Автор-сост. Г. ...
Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год
В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня; художественной, технической, социально-педагогическо...
пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО"
пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно - спортивной направленности "Навстречу к ГТО" реализуемая в "Детской юношеской спортивн...