Адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская»
рабочая программа по технологии
- Пояснительная записка
Важное значение в организации реабилитационных мероприятий придается социально–трудовой реабилитации: обучению получателей социальных услуг (Далее – ПСУ) трудовым и профессиональным навыкам в СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» (Далее – Учреждение). С этой целью была разработана адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская» (Далее – Программа).
Программа разработана на основе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
Федеральный уровень.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
- Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление главного государственного врача РФ от 18.12.2020 регистрационный номер 61573 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Региональный уровень.
- Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
- Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1282 «О мерах по реализации Закон Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге».
- Распоряжение КСП от 21.04.2017 № 191-р «Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственной услуги в сфере социальной защиты населения, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания».
- Распоряжение КСП от 16.12.2019 № 869-р «Об утверждении РИПСО получателя социальных услуг».
В рамках Программы ПСУ предоставляются следующие услуги:
- Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам.
- Организация обучения в трудовых мастерских.
Локальными актами, регламентирующими деятельность учреждения.
В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения.
Трудовая терапия в учреждении носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии ПСУ состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
Трудовая терапия – один из методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи.
В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме. Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологическом интернате – это выявление трудовой ориентации. Воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно – бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум.
Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Хорошо развитая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Актуальность программы на сегодняшний день заключается в решении проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по социально-трудовой реабилитации, которая позволит осознать свое место в обществе, свой социальный статус, испытать чувство самоуважения.
Отмечая данную проблему, следует обратить внимание на то, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение ПСУ к самостоятельному и общественно – полезному труду.
Общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня.
Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств инвалида и восстановление нарушенных функций организма.
Ориентировочная трудотерапия проводится при уже сформировавшемся стойком дефекте. На основе выявления склонностей, чёткого медицинского состояния и его дефекта, ПСУ привлекаются к целенаправленному обучению какого-либо вида труда. В процессе занятий тщательно проверяется способность к выполнению тех или иных операций, их функциональные возможности.
Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.
Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и индивидуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Занятие трудом раскрывает перед ПСУ перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности и создает ситуацию успеха.
В процессе реализации программы в первую очередь учитываются интересы ПСУ, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.
Цель программы:
- создание условий для сохранения физической, психической и социальной активности ПСУ через вовлечение в трудовую деятельность;
- создание условий для развития технического и творческого потенциала личности ПСУ;
Задачи программы:
- Формировать умения и навыки, необходимые для владения определенных видов сборочных работ;
- Формировать потребности трудиться и положительную мотивацию к трудовой деятельности;
- Обучить ПСУ, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей этапам сборки ручек, пайки и катки бахил;
- Организовывать содержательный досуг;
- Вовлекать в посильную трудовую занятость;
- Создать условия для реализации командно-группового метода в обучении ПСУ;
- Поддержание имеющихся навыков, умений ПСУ.
При комплектовании трудовой группы для сопровождения сборочному делу следует учитывать:
- Интерес и склонность ПСУ к разному роду работам названного профиля;
- Особенности психофизического и соматического состояния.
Обучение сборочному делу включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:
- Обучить выполнять как ручные, так и машинные технологические операции;
- Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорректировать психофизическое состояние ПСУ;
- Выработать достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
В процессе трудовой терапии постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у ПСУ. Содержание программы предполагает освоение сборочного дела. Каждая операция состоит из четырех этапов. Трудовая терапия и производственный процесс, который состоит из следующих операций: сбор бахил и сбор ручек.
Первый этап: психолого-педагогическое изучение ПСУ в процессе труда. Умение сотрудничать в коллективе, поддерживать доброжелательную атмосферу. Освоение ими понятий: материал, инструмент, операция (фасовка, лекало, сборка, упаковка, счет, распределение по размеру, цвету, количеству). Формирование у ПСУ первоначальных навыков и умений. ПСУ учатся понимать обращенные к ним вопросы по производству и четко формировать свои.
Второй этап: отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций, последовательность действий.
Третий этап: закрепление профессионально-трудовых навыков. ПСУ проявляют достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам, подбирают без подсказок материалы и производят готовые изделия.
Четвертый этап: формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового производства, сборки бахил и ручек.
Для каждого этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику ПСУ. При сопровождении ПСУ используются образцы изделий и материалов, поясняющие пооперационное выполнение изделия, устные инструкции о тех или иных приемах труда, а также положения рук при работе с оборудованием, распределение материала для доступности выполнения различных видов трудового процесса. Каждый ПСУ имеет свое рабочее место, снабжается индивидуальным раздаточным материалом.
- Изготовление бахил (пайка, упаковка)
Первый этап: ознакомление с деталями для спайки и упаковки бахил в сборочный пакет (заготовка, резинка, трафарет-лекало, спаечная машинка, освоение понятие: «бахилы», «операции», «спаечная машинка», «трафарет», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций: одевание полиэтиленовой заготовки на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами в капсулы.
Практическая работа. Показ и обучение: обучение одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, подсчет количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.
Второй этап: упаковка бахил в сборочный пакет.
Практическая работа. Показ и обучение: сворачивание готовой бахилы и упаковка в сборочный пакет, счет количества.
Третий этап: занимают рабочие места за одним столом, заготавливают для работы необходимые материалы и оборудование (бахилы для спайки, трафареты, резинки, спаечная машинка).
Для упаковки в капсулы заготавливают готовое изделие бахилы и капсулы.
Четвертый этап: выполнение сборочных работ.
Изделия: заготовочные материалы для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка.
Дополнительные изделия. Сборочные пакеты для упаковки.
Теоретические сведения. Название бахил. Название деталей, операций при сборке бахил.
Оборудование: заготовочный материал для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка, мешки для упаковки.
Практическая работа одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.
- Сборка ручек
Первый этап (общий для всех видов сборочных работ):
Беседа о профессиях в сборочных мастерских. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми ПСУ будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Освоение ими понятий материал, инструмент, операция (фасовка, сборка, упаковка, распределение по цвету, размеру, количеству), изделие. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности каждого работающего ПСУ, отвечающего за сохранность оборудования и производственного материала. Организация рабочего места.
Распределение ПСУ по рабочим местам. Организация рабочего места.
Второй этап: (на примере сборки ручек)
Ознакомление с деталями для сборки ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Освоение понятий: «стикер», «скотч», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций по сборке и упаковке ручек.
Третий этап:
Самостоятельно заготавливают в контейнеры стержни для работы, стволы, колпачки, заглушки пружины. Выполняют работу по образцу, учитывая сборку ручек различного образца и количество для упаковки.
Четвертый этап:
Выполнение сборочных работ (учитывать сборку ручек различного образца и количество для упаковки).
Изделия: стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины.
Дополнительные изделия. Коробки для упаковки (маленькие и большие), пакетики.
Теоретические сведения. Назначение ручек. Названия деталей и операций при сборке ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Производство заготовок для ручек в промышленности.
Оборудование. Стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины, коробочки (пакетики) для упаковки.
Практические работы: Изготовление из предоставленного материала маленьких коробок для упаковки ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку.
Умения: определения цвета стволов, соотнесение с цветом стержня, заглушки и колпачки.
- Условия реализации Программы.
В данной программе предусмотрено проведение мероприятий для ПСУ в виде презентаций, бесед, показа видеоматериала и прочих форм работы по темам:
- финансовая грамотность;
- навыки самопрезентации;
- противодействие экстремизма и терроризма;
- воспитание патриотизма.
Программа рассчитана на ПСУ от 18 лет и старше, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с разной степенью умственной отсталости и другими психическими заболеваниями. Наполняемость бригад составляет до 10 человек.
Срок реализации программы 1 год. Лечебно-трудовой процесс проводится 5 раз в неделю не более 4-х часов в день.
Реализация Программы осуществляется через отработку трудовых навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения ПСУ в различные виды трудовой деятельности.
Формы организации трудовой деятельности:
- индивидуальная (выполнение трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный и производственный труд через практические занятия, необходимый для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
Методы трудовой терапии:
- Общеукрепляющий.
- Восстановительный.
- Ориентировочный.
- Словесный.
- Объяснительно-иллюстративный.
- Практический.
- Репродуктивный.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- системности и последовательности;
- учёт индивидуальных особенностей;
- доступности и посильности;
- наглядности
Результативность:
За время проведения программы ПСУ в группе трудотерапии должны приобрести умения и навыки:
- самообслуживания;
- ответственности за порученных им задач;
- развития дружественных отношений в группе;
- взаимовыручки;
- трудовые навыки и умения (сборка, складывание, усердие, терпение, умения договариваться с коллегами по цеху, последовательность, логику действий, и т.д.).
Получатели социальных услуг должны уметь:
Высокий уровень:
- Соблюдать правила общения в трудовом коллективе.
- Владеть системой элементарных трудовых навыков (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте, анализировать результаты труда).
Средний уровень:
- Стараться поддерживать дружеские взаимоотношения в коллективе.
- Под наблюдением выполнять элементарные трудовые навыки (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте).
Низкий уровень:
- Под контролем выполнять элементарные трудовые навыки.
Ожидаемые позитивные результаты.
Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к социально-мотивированному выполнению ПСУ своих трудовых обязанностей в совместной деятельности.
В мотивационном компоненте:
- Потребность в труде;
- Чувство ответственности за порученное дело;
- Чувство гордости за свой труд;
- Увлеченность трудом;
- Уверенность в своих силах;
- Любование результатами своего труда;
В содержательном компоненте:
- Способность выполнять деятельность определенного рода;
- Умение выполнять задания по всем направлениям трудового воспитания;
- Способность проявлять творчество и самостоятельность.
В оценочном компоненте:
- Способность к самоанализу трудовой деятельности;
- Способность к самооценке.
Высокий уровень:
- уметь приобретать глубокие знания, практические навыки, действенные умения самостоятельной работы, необходимые для полноценной жизни в обществе; развивать в себе способность активного обучения.
- уметь делать осознанный выбор по выполнению работы, отвечать за свои поступки в коллективе.
- уметь проявлять самостоятельность, оказывать помощь более слабому;
- уметь действовать в новых ситуациях;
- уметь ориентироваться в окружающей обстановке;
- уметь самостоятельно выполнять правила техники безопасности (Далее – ТБ) при эксплуатации рабочего инвентаря.
Средний уровень:
- уметь справляться самостоятельно, вовремя обращаться за помощью, поддержкой.
- уметь самостоятельно включаться в посильную трудовую деятельность.
- уметь понимать и адекватно определять себя в окружающей ситуации.
- уметь вырабатывать совместную стратегию взаимодействия в коллективе.
- уметь соблюдать личную безопасность во время выполняемых заданий (понимания правил ТБ, распознавания объектов, могущих принести вред и др.).
Низкий уровень:
- включаться в деятельность с помощью сотрудника, не опасаясь неудачи;
- преодолевать трудности, стремиться к самостоятельному освоению трудовых действий;
- уметь соблюдать личную безопасность под наблюдением сотрудника.
Для инструктора по труду
- повышение профессионального уровня.
- самореализация личностных возможностей.
- формирование критичности мышления.
- Тематический план
№ п/п | Наименование раздела. темы | Содержание | Услуги |
1 | Охрана труда и техника безопасности. | Соблюдения правил пожарной безопасности. Причины возгорания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении работ, требующих использования электроэнергии. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Эвакуация через выходы из помещения.
| Мероприятия по использованию трудовых возможностей. |
2 | Сборка бахил. | Одевания заготовочного материала на трафарет, накладывание резинки, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, укладка в сборочный пакет. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей; Обучение в трудовых мастерских. |
3 | Сборка ручек. | Изготовление из предоставленного материала ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей; Обучение в трудовых мастерских. |
4 | Воспитательные мероприятия. | Мероприятия, способствующие постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. расширение кругозора. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей. |
5 | Общественно полезный труд. | Развитие и формирование хозяйственно-бытовых навыков. Выполнение разовых поручений, уборка мастерских, труд на территории. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей. |
6 | Финансовая грамотность. | Формирование умений и компетенций для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. | Лекция-беседа, презентация. |
7 | Навыки самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации. | Раскрытие содержания основных компонентов самопрезентации (стратегий, тактик и техник). Анализ подходов к развитию навыков самопрезентации.
| Проведение мероприятий по исследованию особенностей самопрезентации у ПСУ и определение связи ее успешности с уровнем развития навыков самопрезентации.
|
8 | Противодействие экстремизма и терроризма | Организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания. | Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (презентации, дискуссии, лекции и пр.) |
9 | Воспитание патриотизма | Развитие у ПСУ высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. |
|
Содержание Программы предполагает ежедневную работу по формированию самообслуживания, привлечению к наведению порядка и уборки на рабочем месте.
Результативность программы состоит в организации трудовой занятости и общественно полезной деятельности ПСУ.
Применение трудотерапии способствует приобретению новых коммуникативных связей, избавляет от чувства изоляции, формирует удовлетворение от трудовых процессов, влечет изменения в сознании ПСУ.
Также, программа предусматривает бережное раскрытие актуальных сегодняшнему дню тем и блоков:
- Финансовая грамотность. Поддержание навыков рационального использования денежных средств, планирование и ведение личного бюджета, а также возможности совершения самостоятельных покупок.
- Навыки самопрезентации. Умение рассказать о себе, составить резюме для реализации трудового потенциала, безопасно презентовать себя в коллективе и поддерживать конструктивные межличностные отношения. Не менее важным является поддержание и развитие адаптивных механизмов ПСУ.
- Противодействие экстремизму и терроризму. Данные явления в разнообразных формах превратились в одну из самых опасных проблем и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика во всех социальных учреждениях.
- Патриотическая направленность. Воспитание любви и уважения к своей стране, сохранение и поддержание исторической памяти на примерах героических событий и личностей. Пропаганда национальных традиций и культуры и повышение качества патриотического воспитания.
Перспективы дальнейшего развития программы
Программа предусматривает свое дальнейшее развитие – расширение социального пространства ПСУ, разработку и реализацию развернутой программы социального проектирования (привлечение к труду).
Перспектива: с учетом потенциальных возможностей ПСУ и имеющегося опыта использования реабилитационной программы доступно обучение следующим рабочим профессиям: сборщик ручек, сборщик бахил.
В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от поступления заказов от поставщиков услуг.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучающих занятий объединения инструктор по труду должен стремиться к формированию активного трудового участия у ПСУ, к их инициативности, самостоятельности, к бережному отношению к себе и социуму.
Для наиболее успешного обучения и передачи достаточно полной информации, трудовые обучающие занятия необходимо снабдить специальным инвентарем: трафарет-лекало, спаечная машинка, сборочный пакет, скотч, контейнеры для деталей.
Занятия должны быть разнообразными по форме (практическое выполнение, индивидуальные задания, занятие – инструктаж, занятие – экскурсия и пр.).
Чтобы добиться положительных результатов при выполнении программы используются такие методы:
- Наглядный метод широко используется при сообщении ПСУ новых знаний (образец, личный пример);
- Словесный метод. Наглядный метод используется в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Объяснение должно быть четким, доступным, эмоциональным (беседа, объяснение, пояснение).
- Практический метод. Способствует усвоению новых знаний, овладению умениями и навыками. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности.
- Метод самостоятельной работы. В том случае, когда ПСУ выполняют свою деятельность без непосредственного руководства со стороны.
Выбор методов и приемов обучения зависит от возраста ПСУ.
В течение года прослеживается уровень усвоения программного материала, проверка знаний:
- Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
- Самостоятельное выполнение.
Способ усвоения содержания программы: практический способ (формирование трудовых навыков).
Условия реализации программы.
Для того чтобы успешно обучить ПСУ трудовым навыкам, необходимо иметь светлое просторное помещение, столы, стулья, материально – техническое обеспечение, имеющее практическую значимость: трудовой инвентарь, технические средства.
Точки риска при реализации программы:
В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от:
- Физического и индивидуального состояния здоровья ПСУ;
- Поступления заказов от поставщиков услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_lpm_22-23.docx | 54.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания «Психоневрологический интернат №3»
ПРИНЯТА педагогическим советом СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» Протокол №_______ от ____________ | УТВЕРЖДЕНА приказом № _______ от ____________ Директор СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» ______________________ / Чеминава Т.В. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
«Трудовая мастерская»
Срок реализации: 1 год
Контингент программы:
люди с ОВЗ от 18 лет и старше
Разработчик(и):
Глебова О.С.
инструктор по труду
Санкт-Петербург
2022
- Пояснительная записка
Важное значение в организации реабилитационных мероприятий придается социально–трудовой реабилитации: обучению получателей социальных услуг (Далее – ПСУ) трудовым и профессиональным навыкам в СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» (Далее – Учреждение). С этой целью была разработана адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская» (Далее – Программа).
Программа разработана на основе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
Федеральный уровень.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
- Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление главного государственного врача РФ от 18.12.2020 регистрационный номер 61573 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Региональный уровень.
- Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
- Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1282 «О мерах по реализации Закон Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге».
- Распоряжение КСП от 21.04.2017 № 191-р «Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственной услуги в сфере социальной защиты населения, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания».
- Распоряжение КСП от 16.12.2019 № 869-р «Об утверждении РИПСО получателя социальных услуг».
В рамках Программы ПСУ предоставляются следующие услуги:
- Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам.
- Организация обучения в трудовых мастерских.
Локальными актами, регламентирующими деятельность учреждения.
В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения.
Трудовая терапия в учреждении носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии ПСУ состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
Трудовая терапия – один из методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи.
В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме. Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологическом интернате – это выявление трудовой ориентации. Воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно – бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум.
Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Хорошо развитая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Актуальность программы на сегодняшний день заключается в решении проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по социально-трудовой реабилитации, которая позволит осознать свое место в обществе, свой социальный статус, испытать чувство самоуважения.
Отмечая данную проблему, следует обратить внимание на то, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение ПСУ к самостоятельному и общественно – полезному труду.
Общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня.
Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств инвалида и восстановление нарушенных функций организма.
Ориентировочная трудотерапия проводится при уже сформировавшемся стойком дефекте. На основе выявления склонностей, чёткого медицинского состояния и его дефекта, ПСУ привлекаются к целенаправленному обучению какого-либо вида труда. В процессе занятий тщательно проверяется способность к выполнению тех или иных операций, их функциональные возможности.
Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.
Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и индивидуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Занятие трудом раскрывает перед ПСУ перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности и создает ситуацию успеха.
В процессе реализации программы в первую очередь учитываются интересы ПСУ, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.
Цель программы:
- создание условий для сохранения физической, психической и социальной активности ПСУ через вовлечение в трудовую деятельность;
- создание условий для развития технического и творческого потенциала личности ПСУ;
Задачи программы:
- Формировать умения и навыки, необходимые для владения определенных видов сборочных работ;
- Формировать потребности трудиться и положительную мотивацию к трудовой деятельности;
- Обучить ПСУ, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей этапам сборки ручек, пайки и катки бахил;
- Организовывать содержательный досуг;
- Вовлекать в посильную трудовую занятость;
- Создать условия для реализации командно-группового метода в обучении ПСУ;
- Поддержание имеющихся навыков, умений ПСУ.
При комплектовании трудовой группы для сопровождения сборочному делу следует учитывать:
- Интерес и склонность ПСУ к разному роду работам названного профиля;
- Особенности психофизического и соматического состояния.
Обучение сборочному делу включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:
- Обучить выполнять как ручные, так и машинные технологические операции;
- Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорректировать психофизическое состояние ПСУ;
- Выработать достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
В процессе трудовой терапии постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у ПСУ. Содержание программы предполагает освоение сборочного дела. Каждая операция состоит из четырех этапов. Трудовая терапия и производственный процесс, который состоит из следующих операций: сбор бахил и сбор ручек.
Первый этап: психолого-педагогическое изучение ПСУ в процессе труда. Умение сотрудничать в коллективе, поддерживать доброжелательную атмосферу. Освоение ими понятий: материал, инструмент, операция (фасовка, лекало, сборка, упаковка, счет, распределение по размеру, цвету, количеству). Формирование у ПСУ первоначальных навыков и умений. ПСУ учатся понимать обращенные к ним вопросы по производству и четко формировать свои.
Второй этап: отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций, последовательность действий.
Третий этап: закрепление профессионально-трудовых навыков. ПСУ проявляют достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам, подбирают без подсказок материалы и производят готовые изделия.
Четвертый этап: формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового производства, сборки бахил и ручек.
Для каждого этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику ПСУ. При сопровождении ПСУ используются образцы изделий и материалов, поясняющие пооперационное выполнение изделия, устные инструкции о тех или иных приемах труда, а также положения рук при работе с оборудованием, распределение материала для доступности выполнения различных видов трудового процесса. Каждый ПСУ имеет свое рабочее место, снабжается индивидуальным раздаточным материалом.
- Изготовление бахил (пайка, упаковка)
Первый этап: ознакомление с деталями для спайки и упаковки бахил в сборочный пакет (заготовка, резинка, трафарет-лекало, спаечная машинка, освоение понятие: «бахилы», «операции», «спаечная машинка», «трафарет», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций: одевание полиэтиленовой заготовки на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами в капсулы.
Практическая работа. Показ и обучение: обучение одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, подсчет количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.
Второй этап: упаковка бахил в сборочный пакет.
Практическая работа. Показ и обучение: сворачивание готовой бахилы и упаковка в сборочный пакет, счет количества.
Третий этап: занимают рабочие места за одним столом, заготавливают для работы необходимые материалы и оборудование (бахилы для спайки, трафареты, резинки, спаечная машинка).
Для упаковки в капсулы заготавливают готовое изделие бахилы и капсулы.
Четвертый этап: выполнение сборочных работ.
Изделия: заготовочные материалы для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка.
Дополнительные изделия. Сборочные пакеты для упаковки.
Теоретические сведения. Название бахил. Название деталей, операций при сборке бахил.
Оборудование: заготовочный материал для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка, мешки для упаковки.
Практическая работа одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.
- Сборка ручек
Первый этап (общий для всех видов сборочных работ):
Беседа о профессиях в сборочных мастерских. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми ПСУ будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Освоение ими понятий материал, инструмент, операция (фасовка, сборка, упаковка, распределение по цвету, размеру, количеству), изделие. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности каждого работающего ПСУ, отвечающего за сохранность оборудования и производственного материала. Организация рабочего места.
Распределение ПСУ по рабочим местам. Организация рабочего места.
Второй этап: (на примере сборки ручек)
Ознакомление с деталями для сборки ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Освоение понятий: «стикер», «скотч», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций по сборке и упаковке ручек.
Третий этап:
Самостоятельно заготавливают в контейнеры стержни для работы, стволы, колпачки, заглушки пружины. Выполняют работу по образцу, учитывая сборку ручек различного образца и количество для упаковки.
Четвертый этап:
Выполнение сборочных работ (учитывать сборку ручек различного образца и количество для упаковки).
Изделия: стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины.
Дополнительные изделия. Коробки для упаковки (маленькие и большие), пакетики.
Теоретические сведения. Назначение ручек. Названия деталей и операций при сборке ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Производство заготовок для ручек в промышленности.
Оборудование. Стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины, коробочки (пакетики) для упаковки.
Практические работы: Изготовление из предоставленного материала маленьких коробок для упаковки ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку.
Умения: определения цвета стволов, соотнесение с цветом стержня, заглушки и колпачки.
- Условия реализации Программы.
В данной программе предусмотрено проведение мероприятий для ПСУ в виде презентаций, бесед, показа видеоматериала и прочих форм работы по темам:
- финансовая грамотность;
- навыки самопрезентации;
- противодействие экстремизма и терроризма;
- воспитание патриотизма.
Программа рассчитана на ПСУ от 18 лет и старше, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с разной степенью умственной отсталости и другими психическими заболеваниями. Наполняемость бригад составляет до 10 человек.
Срок реализации программы 1 год. Лечебно-трудовой процесс проводится 5 раз в неделю не более 4-х часов в день.
Реализация Программы осуществляется через отработку трудовых навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения ПСУ в различные виды трудовой деятельности.
Формы организации трудовой деятельности:
- индивидуальная (выполнение трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный и производственный труд через практические занятия, необходимый для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
Методы трудовой терапии:
- Общеукрепляющий.
- Восстановительный.
- Ориентировочный.
- Словесный.
- Объяснительно-иллюстративный.
- Практический.
- Репродуктивный.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- системности и последовательности;
- учёт индивидуальных особенностей;
- доступности и посильности;
- наглядности
Результативность:
За время проведения программы ПСУ в группе трудотерапии должны приобрести умения и навыки:
- самообслуживания;
- ответственности за порученных им задач;
- развития дружественных отношений в группе;
- взаимовыручки;
- трудовые навыки и умения (сборка, складывание, усердие, терпение, умения договариваться с коллегами по цеху, последовательность, логику действий, и т.д.).
Получатели социальных услуг должны уметь:
Высокий уровень:
- Соблюдать правила общения в трудовом коллективе.
- Владеть системой элементарных трудовых навыков (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте, анализировать результаты труда).
Средний уровень:
- Стараться поддерживать дружеские взаимоотношения в коллективе.
- Под наблюдением выполнять элементарные трудовые навыки (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте).
Низкий уровень:
- Под контролем выполнять элементарные трудовые навыки.
Ожидаемые позитивные результаты.
Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к социально-мотивированному выполнению ПСУ своих трудовых обязанностей в совместной деятельности.
В мотивационном компоненте:
- Потребность в труде;
- Чувство ответственности за порученное дело;
- Чувство гордости за свой труд;
- Увлеченность трудом;
- Уверенность в своих силах;
- Любование результатами своего труда;
В содержательном компоненте:
- Способность выполнять деятельность определенного рода;
- Умение выполнять задания по всем направлениям трудового воспитания;
- Способность проявлять творчество и самостоятельность.
В оценочном компоненте:
- Способность к самоанализу трудовой деятельности;
- Способность к самооценке.
Высокий уровень:
- уметь приобретать глубокие знания, практические навыки, действенные умения самостоятельной работы, необходимые для полноценной жизни в обществе; развивать в себе способность активного обучения.
- уметь делать осознанный выбор по выполнению работы, отвечать за свои поступки в коллективе.
- уметь проявлять самостоятельность, оказывать помощь более слабому;
- уметь действовать в новых ситуациях;
- уметь ориентироваться в окружающей обстановке;
- уметь самостоятельно выполнять правила техники безопасности (Далее – ТБ) при эксплуатации рабочего инвентаря.
Средний уровень:
- уметь справляться самостоятельно, вовремя обращаться за помощью, поддержкой.
- уметь самостоятельно включаться в посильную трудовую деятельность.
- уметь понимать и адекватно определять себя в окружающей ситуации.
- уметь вырабатывать совместную стратегию взаимодействия в коллективе.
- уметь соблюдать личную безопасность во время выполняемых заданий (понимания правил ТБ, распознавания объектов, могущих принести вред и др.).
Низкий уровень:
- включаться в деятельность с помощью сотрудника, не опасаясь неудачи;
- преодолевать трудности, стремиться к самостоятельному освоению трудовых действий;
- уметь соблюдать личную безопасность под наблюдением сотрудника.
Для инструктора по труду
- повышение профессионального уровня.
- самореализация личностных возможностей.
- формирование критичности мышления.
- Тематический план
№ п/п | Наименование раздела. темы | Содержание | Услуги |
11 | Охрана труда и техника безопасности. | Соблюдения правил пожарной безопасности. Причины возгорания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении работ, требующих использования электроэнергии. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Эвакуация через выходы из помещения. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей. |
22 | Сборка бахил. | Одевания заготовочного материала на трафарет, накладывание резинки, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, укладка в сборочный пакет. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей; Обучение в трудовых мастерских. |
33 | Сборка ручек. | Изготовление из предоставленного материала ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей; Обучение в трудовых мастерских. |
44 | Воспитательные мероприятия. | Мероприятия, способствующие постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. расширение кругозора. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей. |
45 | Общественно полезный труд. | Развитие и формирование хозяйственно-бытовых навыков. Выполнение разовых поручений, уборка мастерских, труд на территории. | Мероприятия по использованию трудовых возможностей. |
66 | Финансовая грамотность. | Формирование умений и компетенций для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. | Лекция-беседа, презентация. |
77 | Навыки самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации. | Раскрытие содержания основных компонентов самопрезентации (стратегий, тактик и техник). Анализ подходов к развитию навыков самопрезентации. | Проведение мероприятий по исследованию особенностей самопрезентации у ПСУ и определение связи ее успешности с уровнем развития навыков самопрезентации. |
88 | Противодействие экстремизма и терроризма | Организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания. | Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (презентации, дискуссии, лекции и пр.) |
99 | Воспитание патриотизма | Развитие у ПСУ высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. |
|
Содержание Программы предполагает ежедневную работу по формированию самообслуживания, привлечению к наведению порядка и уборки на рабочем месте.
Результативность программы состоит в организации трудовой занятости и общественно полезной деятельности ПСУ.
Применение трудотерапии способствует приобретению новых коммуникативных связей, избавляет от чувства изоляции, формирует удовлетворение от трудовых процессов, влечет изменения в сознании ПСУ.
Также, программа предусматривает бережное раскрытие актуальных сегодняшнему дню тем и блоков:
- Финансовая грамотность. Поддержание навыков рационального использования денежных средств, планирование и ведение личного бюджета, а также возможности совершения самостоятельных покупок.
- Навыки самопрезентации. Умение рассказать о себе, составить резюме для реализации трудового потенциала, безопасно презентовать себя в коллективе и поддерживать конструктивные межличностные отношения. Не менее важным является поддержание и развитие адаптивных механизмов ПСУ.
- Противодействие экстремизму и терроризму. Данные явления в разнообразных формах превратились в одну из самых опасных проблем и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика во всех социальных учреждениях.
- Патриотическая направленность. Воспитание любви и уважения к своей стране, сохранение и поддержание исторической памяти на примерах героических событий и личностей. Пропаганда национальных традиций и культуры и повышение качества патриотического воспитания.
Перспективы дальнейшего развития программы
Программа предусматривает свое дальнейшее развитие – расширение социального пространства ПСУ, разработку и реализацию развернутой программы социального проектирования (привлечение к труду).
Перспектива: с учетом потенциальных возможностей ПСУ и имеющегося опыта использования реабилитационной программы доступно обучение следующим рабочим профессиям: сборщик ручек, сборщик бахил.
В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от поступления заказов от поставщиков услуг.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучающих занятий объединения инструктор по труду должен стремиться к формированию активного трудового участия у ПСУ, к их инициативности, самостоятельности, к бережному отношению к себе и социуму.
Для наиболее успешного обучения и передачи достаточно полной информации, трудовые обучающие занятия необходимо снабдить специальным инвентарем: трафарет-лекало, спаечная машинка, сборочный пакет, скотч, контейнеры для деталей.
Занятия должны быть разнообразными по форме (практическое выполнение, индивидуальные задания, занятие – инструктаж, занятие – экскурсия и пр.).
Чтобы добиться положительных результатов при выполнении программы используются такие методы:
- Наглядный метод широко используется при сообщении ПСУ новых знаний (образец, личный пример);
- Словесный метод. Наглядный метод используется в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Объяснение должно быть четким, доступным, эмоциональным (беседа, объяснение, пояснение).
- Практический метод. Способствует усвоению новых знаний, овладению умениями и навыками. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности.
- Метод самостоятельной работы. В том случае, когда ПСУ выполняют свою деятельность без непосредственного руководства со стороны.
Выбор методов и приемов обучения зависит от возраста ПСУ.
В течение года прослеживается уровень усвоения программного материала, проверка знаний:
- Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
- Самостоятельное выполнение.
Способ усвоения содержания программы: практический способ (формирование трудовых навыков).
Условия реализации программы.
Для того чтобы успешно обучить ПСУ трудовым навыкам, необходимо иметь светлое просторное помещение, столы, стулья, материально – техническое обеспечение, имеющее практическую значимость: трудовой инвентарь, технические средства.
Точки риска при реализации программы:
В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от:
- Физического и индивидуального состояния здоровья ПСУ;
- Поступления заказов от поставщиков услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету трудовое обучение для 7 класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "трудовое обучение" основного общего образования (для обучающихся с нанарушением слуха) для 7 класса....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение. Компьютерные технологии." 8 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение. Компьютерные технологии." основного общего образования (для обучающихся с нарушением слуха) 8 класс....
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Школа безопасности"
Программа адресована учащимся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации 1учебный год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 1...
Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»
Аннотация к программе реабилитационной деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка» Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную...
Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по нравственно-этическому воспитанию девочек «Юная леди»
Аннотация к рабочей программе кружка «Юная леди»Свежее лицо, блестящие волосы, ухоженные руки и ногти, сияющие радостью жизни глаза – все это может и должно быть достоянием каждой де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Я кадет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности«Я кадет»...
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития"
Рабочая пр ограмма социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития" предназначена для педагогов дополнительного образования....