Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения
статья по психологии по теме

Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

      Семья является одним из главнейших институтов социализации, где постигаются основы нравственности. Формирование социально- адаптированного поведения прямо зависит от того, какой микроклимат царит в  семье. Как говорил К.Д.Ушинский, каждый должен понимать, что воспитание заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду поминутно проникающей в его душу. По мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает своё восприятие мира и его место в мире меняется. Содержанием процесса социальной адаптации и вместе с тем показателем её успешности является усвоение ребенком правил, норм и традиций семьи. Особо важное значение для успешной социальной  адаптации имеет воспитание детей на основе семейных традиций.  Семейные традиции представляют собой обширнейшую совокупность знаний, вбирающих в себя сведения, накопленные поколениями, и имеющих большое значение в формировании социально-адаптированного поведения. Традиции отличаются большим динамизмом, так как быстро реагируют на требования современной жизни. Ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в сферу её жизнедеятельности. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие социально-адаптированного поведения ребёнка идёт более успешно. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между родителями и детьми, помогает в формировании социально-адаптированного поведения.

     Слово «традиция» в переводе с латинского означает «передача». Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи. Именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Ребёнок не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности он, воспринимая сознанием жизнь  других людей, и себя начинает осознавать как человека. Таким же образом он воспринимает  человеческие отношения и аналогично строит свои отношения с членами своей семьи, социально адаптируется и строит свои отношения с другими людьми, с обществом в целом. Так ребёнок закрепляет в своём сознании и поведении нормы и правила, существующие в семье. Осознанно или неосознанно, добровольно или принуждённо человек поступает в соответствии с семейными, традициями, обязывающими  его соблюдать определенные нормы поведения.

    Дети, включенные в систему семейных обычаев и традиций, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребёнок усваивает практику нравственных поступков раньше, чем начинает понимать, какой поступок нравственный, а какой – безнравственный. В такой системе он не замечает, не чувствует, что его кто-то воспитывает. Сила воспитательного воздействия семейных традиций заключается и в том, что дети не только видят примеры поведения и взаимоотношений старших в соответствии с установленными традициями, но и сами вступают в различные отношения с ними и активно участвуют или противостоят тем или иным обусловленным традициям и действиям, поведению. Каждая семья должна иметь свои традиции, крепкие устои и принципы. Семейные традиции это не только празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессий членами семьи и традиционные увлечения семьи. Традиция  - это гораздо большее понятие. В традициях находит свое выражение культура семьи, где главная роль отводится родительскому авторитету,  взаимоотношениям  между родителями, уровню общения, культуры, образования. Благополучные  взаимоотношения внутри семьи являются определяющими для эмоционального и психологического здоровья ребенка, а также  основой социально-адаптированного поведения. Если члены семьи в основном равноправны, относятся друг к другу с уважением, тактом и заботой, если они вместе в радости и еще теснее в беде, если хозяйственные обязанности распределены справедливо, согласно силам и загруженности каждого. Если кроме общего котла, реально существует и общий очаг, мы вправе считать такую семью нормальной средой для развития ребенка.

      Традиции обычно отражают семейные особенности культурного, этнического, религиозного, профессионального характера. В их основу заложены какие-либо ценности, идеи, нормы, опыт семьи. Насколько разнообразны ценности и нормы каждой отдельно взятой семьи, настолько и многообразна воспитательная сущность семейных традиций. Семья, в которой традиционное празднование дня рождения сопровождается весельем, поздравлениями, праздничными представлениями, играми, песнями, закладывает основу для развития и воспитания доброго, радостного, творчески развитого человека. И наоборот, семья, где празднование дня рождения сводится к взрослому застолью с обилием выпивки, пьяным выяснением отношений, полным равнодушием к ребенку, является основной причиной неприятностей и потрясений для ребенка как в настоящем, так и в будущем. В последнее время стали более разнообразны традиции проведения свободного времени: поездки на выходные за город, путешествия по интересным местам, посещение парков развлечений, музеев и так далее. На фоне эмоционально насыщенных, специфичных, многофункциональных традиций развитие и воспитание детей проходит более гармонично и успешно, а взаимоотношения между родителями и детьми упрочняются. Семейный совет, на который собираются все члены семьи для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет  быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. Чем разнообразнее, насыщеннее складываются взаимоотношения ребенка в семье и за ее пределами, тем более эффективнее формируется социально-адаптированное поведение.            Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Продолжению семейных традиций и успешной социальной адаптации может послужить интересная и современная форма работы родителей и детей – создание семейного портфолио. Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к её историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее. Проследить динамику и путь развития своего рода. Можно разработать вместе с детьми рубрики портфолио: наша фамилия, наши достижения, портретная галерея, кодекс чести семьи, мои друзья и друзья семьи, семейная память, семейные легенды, семейные заповеди. Получится своеобразный мини-проект.

   На формирование социально-адаптированного поведения огромное  влияние оказывает нравственно-воспитывающего потенциала семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции накладывают свой отпечаток  и на культуру человеческих потребностей, желаний, способствуют выработке умения управлять своими желаниями, регулировать их, отказаться от части из них на благо семьи. Традиции влияют и на формирование качеств личности. Воспитание чувства долга, умения нести ответственность за свои поступки, заботы друг о друге значительно более успешно осуществляется в семьях с установившимися положительными традициями. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 2005.
  2. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 2007.
  3. Каптерёв П.Ф. О семейном воспитании.М.: Академия, 2000.
  4. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.,1990.
  5. Осипова М.П. Работа с родителями. Мн., 2003.
  6. Шишковец Т.А. Осложнённое поведение подростков. М., 2006.
  7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.:Интерпракс, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества

Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- а...

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.

Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной ...

Роль школьных традиций в формировании личности

Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса, ­развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.Школьн...

Воспитательный час "Роль семейных традиций"

Целью данного воспитательного часа является воспитание уважения к семье, как к самому ценному в жизни человека, показать роль семейных традиций в сплочении семьи. Дети на мероприятии знакомятся с таки...