Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения
статья по психологии по теме
Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Семья является одним из главнейших институтов социализации, где постигаются основы нравственности. Формирование социально- адаптированного поведения прямо зависит от того, какой микроклимат царит в семье. Как говорил К.Д.Ушинский, каждый должен понимать, что воспитание заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду поминутно проникающей в его душу. По мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает своё восприятие мира и его место в мире меняется. Содержанием процесса социальной адаптации и вместе с тем показателем её успешности является усвоение ребенком правил, норм и традиций семьи. Особо важное значение для успешной социальной адаптации имеет воспитание детей на основе семейных традиций. Семейные традиции представляют собой обширнейшую совокупность знаний, вбирающих в себя сведения, накопленные поколениями, и имеющих большое значение в формировании социально-адаптированного поведения. Традиции отличаются большим динамизмом, так как быстро реагируют на требования современной жизни. Ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в сферу её жизнедеятельности. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие социально-адаптированного поведения ребёнка идёт более успешно. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между родителями и детьми, помогает в формировании социально-адаптированного поведения.
Слово «традиция» в переводе с латинского означает «передача». Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи. Именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Ребёнок не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности он, воспринимая сознанием жизнь других людей, и себя начинает осознавать как человека. Таким же образом он воспринимает человеческие отношения и аналогично строит свои отношения с членами своей семьи, социально адаптируется и строит свои отношения с другими людьми, с обществом в целом. Так ребёнок закрепляет в своём сознании и поведении нормы и правила, существующие в семье. Осознанно или неосознанно, добровольно или принуждённо человек поступает в соответствии с семейными, традициями, обязывающими его соблюдать определенные нормы поведения.
Дети, включенные в систему семейных обычаев и традиций, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребёнок усваивает практику нравственных поступков раньше, чем начинает понимать, какой поступок нравственный, а какой – безнравственный. В такой системе он не замечает, не чувствует, что его кто-то воспитывает. Сила воспитательного воздействия семейных традиций заключается и в том, что дети не только видят примеры поведения и взаимоотношений старших в соответствии с установленными традициями, но и сами вступают в различные отношения с ними и активно участвуют или противостоят тем или иным обусловленным традициям и действиям, поведению. Каждая семья должна иметь свои традиции, крепкие устои и принципы. Семейные традиции это не только празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессий членами семьи и традиционные увлечения семьи. Традиция - это гораздо большее понятие. В традициях находит свое выражение культура семьи, где главная роль отводится родительскому авторитету, взаимоотношениям между родителями, уровню общения, культуры, образования. Благополучные взаимоотношения внутри семьи являются определяющими для эмоционального и психологического здоровья ребенка, а также основой социально-адаптированного поведения. Если члены семьи в основном равноправны, относятся друг к другу с уважением, тактом и заботой, если они вместе в радости и еще теснее в беде, если хозяйственные обязанности распределены справедливо, согласно силам и загруженности каждого. Если кроме общего котла, реально существует и общий очаг, мы вправе считать такую семью нормальной средой для развития ребенка.
Традиции обычно отражают семейные особенности культурного, этнического, религиозного, профессионального характера. В их основу заложены какие-либо ценности, идеи, нормы, опыт семьи. Насколько разнообразны ценности и нормы каждой отдельно взятой семьи, настолько и многообразна воспитательная сущность семейных традиций. Семья, в которой традиционное празднование дня рождения сопровождается весельем, поздравлениями, праздничными представлениями, играми, песнями, закладывает основу для развития и воспитания доброго, радостного, творчески развитого человека. И наоборот, семья, где празднование дня рождения сводится к взрослому застолью с обилием выпивки, пьяным выяснением отношений, полным равнодушием к ребенку, является основной причиной неприятностей и потрясений для ребенка как в настоящем, так и в будущем. В последнее время стали более разнообразны традиции проведения свободного времени: поездки на выходные за город, путешествия по интересным местам, посещение парков развлечений, музеев и так далее. На фоне эмоционально насыщенных, специфичных, многофункциональных традиций развитие и воспитание детей проходит более гармонично и успешно, а взаимоотношения между родителями и детьми упрочняются. Семейный совет, на который собираются все члены семьи для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. Чем разнообразнее, насыщеннее складываются взаимоотношения ребенка в семье и за ее пределами, тем более эффективнее формируется социально-адаптированное поведение. Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Продолжению семейных традиций и успешной социальной адаптации может послужить интересная и современная форма работы родителей и детей – создание семейного портфолио. Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к её историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее. Проследить динамику и путь развития своего рода. Можно разработать вместе с детьми рубрики портфолио: наша фамилия, наши достижения, портретная галерея, кодекс чести семьи, мои друзья и друзья семьи, семейная память, семейные легенды, семейные заповеди. Получится своеобразный мини-проект.
На формирование социально-адаптированного поведения огромное влияние оказывает нравственно-воспитывающего потенциала семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции накладывают свой отпечаток и на культуру человеческих потребностей, желаний, способствуют выработке умения управлять своими желаниями, регулировать их, отказаться от части из них на благо семьи. Традиции влияют и на формирование качеств личности. Воспитание чувства долга, умения нести ответственность за свои поступки, заботы друг о друге значительно более успешно осуществляется в семьях с установившимися положительными традициями. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 2005.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 2007.
- Каптерёв П.Ф. О семейном воспитании.М.: Академия, 2000.
- Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.,1990.
- Осипова М.П. Работа с родителями. Мн., 2003.
- Шишковец Т.А. Осложнённое поведение подростков. М., 2006.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.:Интерпракс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества
Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- а...
Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.
Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной ...
Родительское собрание "Семейные традиции в формировании гражданственности подрастающего поколения"
данные социологического опроса...
Роль школьных традиций в формировании личности
Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.Школьн...
Воспитательный час "Роль семейных традиций"
Целью данного воспитательного часа является воспитание уважения к семье, как к самому ценному в жизни человека, показать роль семейных традиций в сплочении семьи. Дети на мероприятии знакомятся с таки...
Выступление на МО воспитателей "«Роль педагога в формировании социально-адаптированной личности»" 2021-2022 уч.год
Выступление на МО воспитателей...
Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию отклонений в поведении
Реферат по дисциплине «Психология девиантного поведения»...