Роль физкультминуток в создании здоровьесберегающей среды ходе самоподготовок и внеклассных занятий.
статья на тему

Трофимова Лина Валентиновна

Методический материал показывает роль физкультминуток в создании здоровьесберегающей среды в ходе самоподготовок и внеклассных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodmaterialtrofimova_l.docx13.14 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Л.В.,

ТОГОУ Знаменская специальная  

 /коррекционная/ общеобразовательная

школа-интернат,

воспитатель

Роль физкультминуток в создании здоровьесберегающей среды

ходе самоподготовок и внеклассных занятий.

            Педагогический аспект обеспечения здоровья, по мнению многих исследователей (Э.Н.Вайнер Л.Маленкова и др.)  состоит в формировании здорового образа жизни.( 1; 2). Основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии, по характеру воздействия, подразделяющиеся на несколько групп.(4) Одна из групп  - компенсаторно-нейтрализующие. Использование  этих технологий дает возможность частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить ребенка от них невозможно. Это- проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющих, в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности самоподготовок, внеклассных занятий, недостаточность физической нагрузки, эмоциональной разрядки, и «минутки покоя», -  позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение.        Динамика умственной  работоспособности в течение самоподготовки, внеклассного занятия имеет свою закономерность. Выделяется несколько периодов. Второй период /оптиум/- устойчивый, это период самой высокой работоспособности /20-25 минут/. Но высокая интенсивность, даже очень интересной работы не может продолжаться более 25 минут. Начинает развиваться утомление и снижение работоспособности. На этом этапе я применяю физкультминутки. В младших классах эффективно проведение физкультминутки (3) с веселой песенкой, также это может быть сказка, психогимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика, игра-энергизатор.          Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое длительным сидением за партой. Это могут быть потягивания, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движения кистями: сжимание, разжимание, вращения.

Такое переключение позволяет повысить работоспособность воспитанников, «отодвинуть» утомление. Также, провожу физкультпаузы  /пальчиковую гимнастику/- упражнения для мелких мышц пальцев руки, что благотворно влияет на состояние нервной системы и   реально дает до 10 минут эффективной работы, а  к концу занятия предотвращает у воспитанников очень резкий спад работоспособности.

Библиографический список

1.Вайнер Э.Н.Общая валеология / Э.Н. Вайнер.- Липецк,  1998.-183с.

2.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова.-М.: Педагогическое общество России, 1999.- 146с.

3.Физкультминутки. Вып.2. для детских садов и начальных классов. 70с. Волгоград, 2001

4. Ашихмина Г.А. Организация здоровьесберегающей деяьности в сельской школе.  / Г.А. Ашихмина. Мичуринск - ООО «БиС», 2005.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

к вопросу о создании здоровьесберегающей среды

В статье кратко характеризуются компоненты системы здоровьесбережения в образовательном учреждении...

Создание здоровьесберегающей среды на уроках

Предлагаю презентацию по теме "Создание здоровьесберегающей среды на уроках"...


 

Комментарии

Трофимова Лина Валентиновна

В статье показана роль физкультминуток в создании здоровьесберегающей среды
ходе самоподготовок и внеклассных занятий.