Создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды.
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов по теме:
Педагогические приемы создания ситуации успеха
Тема: создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.
- Систематизировать приемы и методы создание ситуации успеха учащихся на уроке, развитие мотивационной сферы.
- Создать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на уроке» для правильного формирования личности школьника.
Оборудование:
План работы
Правила работы в группе
Клубок ниток, двухцветные
«ладошки» из картона
Бумага, маркер
Добрый день, уважаемые коллеги! Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит в школе, напрашиваются вопросы:
- Как сохранить здоровье ребенка на протяжении этого времени?
- Здоровьесберегающий урок - каков он? Я считаю, что одним из условий сохранения психологического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе и приглашаю вас принять участие в деловой игре по теме: «Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе»
- Мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»
Работаем так:
Изучаем
Обсуждаем
Обобщаем
Представляем итоги
- Игра «Знакомство»
Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция:
Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение
Предложения на карточке:
Я доверяю людям, которые…..
Самая большая радость для меня –это…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что….
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
Человек, которому я могу доверять….
Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно,, когда ….
Человек считается успешным, если…
Таким образом клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины
-как вы думаете, почему мы составили такую паутину?
(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)
- Приветствие « Ладошки»
В течении 1 минуты вам необходимо поприветствовать друг друга с помощью ладошек
Красный цвет- делюсь хорошим настроением, доюрой энергией
Синий -я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки
Давайте проголосуем с помощью ладошек
Красный- да
Синий- нет
- Готовы ли вы работать в форме игры?
- Готовы ли вы сотрудничать во время игры
Для начала используйте вернейшее средство, которое сближает людей. Что это?(улыбка)
Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки
- Деление на группы
Встаньте, пожалуйста в две шеренги
Предлагаю учителям рассчитаться следующим способом: утро-день-вечер
А теперь объединиться в 3 группы
Правила работы в группе
- «Здесь и сейчас»
Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.
- «Индивидуальность»
Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою
- «Летучее облако»
Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу
- «Искренность и открытость»
Чем более искренними и открытыми будут участники встречи, тем более успешной окажется работа каждого из группы в целом.
Каждая группа выбирает спикера, который после обсуждения представит результат своей работы
В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо
Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)
Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения
- Основная часть
Участники занимают места за столами
Итак, тема нашей игры «педагогические приемы создания ситуации успеха», мотивация учения
Анализ проблемы
Для того, чтобы могли лучше сориентироваться в игре, я предлагаю ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неоконченные предложения
(раздаю карточки с предложениями)
- Если я получаю хорошую оценку-это значит, что….
….меня похвалят родители
…я хорошо знаю материал
….учительница будет рада
… у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки дальше и ходить в школу
- Если я получаю плохую оценку, это значит, что…
… у меня испортиться настроение
…меня накажут
…учительница будет недовольна
…я расстроюсь
…я буду считаться плохим учеником
…у меня пропадет интерес к учебе
- Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…
…меня уважают
…обращают на меня внимание
…меня хвалят
…разговаривают со мной вежливо
…доверяют мне
…чувствуют когда мне плохо
…справедливо оценивают каждого
- Когда я смотрю на учителя, мне кажется , что…
…у меня испортилось настроение
…меня накажут
…учительница будет недовольна
…я расстроюсь
.. буду считаться плохим учеником
…у меня пропал интерес к предмету
- Я чувствую себя уверенно, когда в школе…
…меня хвалят
…ставят хорошие оценки
…вызывают меня к доске
…мне помогают
…доброжелательны ко мне
…меня понимают и поддерживают
Вывод.
Успех имеет огромное значение в жизни людей.
Групповая работа (задание группами) подобрать эпиграф к нашей игре
- Все что перестает удаваться, перестает и привлекаться (Франсуа да Ларошфуко)
- Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью учителя «радость»успеха может померкнуть(В.А. Сухомлинский)
- «Успех школьнику создает учитель который сам переживает радость успеха»
Какое из них наиболее удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей игре(объясняют)
5.«Мозговой Штурм»
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Что такое успех? Как развить мотивационную сферу к учебной деятельности. Методом мозгового штурма вы должны за определенное время определить приемы и методы успеха ученика на уроке
- Подготовить учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивать «Я уверена, у вас все получиться», подбадривать если что то не получается
- Использовать на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, что оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам
- Формировать у учащихся положительную «Я концепцию»(я нравлюсь себе и другим, я многое могу)
Группы обсуждают, выбирают их предложенных вариантов
- Работают в группах., оформляют итоги «Банк ситуации успеха»
- Защита презентации
1группа буклет-памятка
Положительная концепция ученика «Я -концепция»
- Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость
- Видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
- Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерб достоинству «Я- концепции!»ребенка. («Ребенок хорош -плох его поступок»)
- Помогать детям реализовать себя в деятельности
(«В каждом ребенке -чудо, ожидай его»)
2 группа Педагогическая копилка
- Похвала
Страшна ли она? Внушить веру в себя, прикоснуться отдать ему свое сердце открытое для добра и сочувствия,- в этом залог успешного воспитания
- Авансирование
Учитель заранее предупреждает ученика о самостоятельной работе о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так, смысл в том, что должен ребенок сделать: посмотреть план сочинения , прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе учителем подобрать литературу к выступлению. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
- «Холодный душ»
На уроке у способный учеников можно наблюдать. Периоды подъема, взлета. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности к самоуверенности. Для таких учащихся педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
- «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, что бы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддерживать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
- «Эмоциональное поглаживание»
Учитель с легкостью раздает комплименты. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Я молодец, я умница. Я заслужил эти слова и все время буду доказывать что я молодец! Иногда этих слов как раз и не хватает.
3 группа Фрагмент урока
(использование игровых заданий, загадок, творческих заданий)
- Вывод
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность и школу и ее методы обучения
По мере как наше общество становиться более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни особенно умственно отсталые дети. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод:
Успех в учебе- завтрашний успех в жизни! Это сегодня попытались доказать участники деловой игры «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживают радость успеха! -обращаемся к эпиграфу нашей игры.
Упражнение «Дружественная ладошка»
Задание:
Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки
(по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)
- Завершение
Рефлексия
Участники заполняют анкету
Актуальность информации
1 2 3 4 5
Профессиональное развитие специалиста
1 2 3 4 5
Новизна информации
1 2 3 4 5
Оценка ведущего игры
1 2 3 4 5
Информация полезна
1 2 3 4 5
Ваши пожелания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...
План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1. информирование педагогов о психолог...
План-конспект мини тренинга для педагогов "Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников"
Цель: Обучение педагогов приёмам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке...
Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.Главный смысл ...
мастер -класс по теме " Создание ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания"
Мастер-класс "Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания". Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача...