1. Сопровождение и поддержка развития одарённой личности и особенности формирования у неё успешных жизненных стратегий.
статья по теме

Статья о заимодействии  учителя  и  учащихся  в  создании ситуации успеха в процессе внеклассной деятельности  по математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odarennye_noyabr_2012.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сопровождение и поддержка развития одарённой личности и особенности формирования у неё успешных жизненных стратегий.

Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъект – субъектно-ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном   пространстве.  

Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться  в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями,   установками,  различными    позициями.

Взаимодействие  учителя  и  учащихся  в  создании ситуации успеха в процессе внеклассной деятельности  по математике является необходимым условием  для  личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися  перспективы  их роста, помогает   добиться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса – помочь  осознать    свои   возможности  и    поверить   в  себя.  

Основные концептуальные позиции педагогики успеха связаны                с гуманистической педагогикой и психологией, признающей       уникальность человеческой личности, которая стремится к   максимальной реализации  своих возможностей. Педагогика успеха предполагает использование личностно-ориентированного, системно-ориентационного  и   индивидуального   подхода    во   взаимодействии    с    ребенком.  

          С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается  возможность  достичь значительных  результатов в деятельности  как  отдельно   взятой   личности,  так   и   коллектива   в   целом.

Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической  комфортности,   эмоциональной   стабильности.

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от тог, что результат, к которому   личность   стремилась, либо совпал  с  уровнем  притязаний (ожиданий, надежд), либо превзошел их.  На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться (по мнению А.С. Белкина) своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. В основе  ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление  утвердить  свое  «Я»,  у  старшеклассников – «сделать заявку»  на  будущее, самоопределение.

Считается, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить его взаимоотношение с окружающими. Состоявшийся  успех  предусматривает  оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и              результатами  ее  деятельности. В этом  случае ситуация  успеха  является своеобразным   «пусковым  механизмом»  дальнейшего  развития  личности    ребенка.

Если  школьник  не  имеет  успеха  в различных  видах  деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь.  Главный смысл деятельности педагога  состоит в том, чтобы каждый ребенок                         был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в                   себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной              значимости. Основным   механизмом   в   решении   этой   задачи   становится   ситуация    успеха.

Внеклассная деятельность по математике является неотъемлемой  частью  педагогического  процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционально-волевого.

Необходимо  так  организовать  процесс  внеклассной работы,            чтобы  в  течение  его протекало максимальное развитие личности. Учитель должен стать организатором и руководителем внеурочной деятельности  учащихся, оказывая  им  нужную помощь, в                    частности  путём  постановки  общих  целей,  подачи  информации.  Важно,  чтобы  учитель  по-настоящему  был заинтересован  в   результатах  своего  труда  и  стремился  к  творчеству, опираясь   на                       практические  советы  и  рекомендации   по  подготовки  и  проведению  различных   форм    внеклассной    работы.

         Во внеклассной работе  я создаю ситуации успеха, направленные  на  раскрытие и развитие способностей учащихся, их   позитивную  самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной  жизнедеятельности, в ее содержании, организации  и  средствах, а   также  в  характере   взаимодействии   членов   школьного   коллектива.

Выделяют    несколько   основных   типов   ситуаций   успеха:

1. Неожиданная  радость.

2. Общая  радость.

3. Радость  познания.

Технологически   создание   любого  типа  ситуации   успеха   состоит   из   последовательности    следующих   операций:

1. Снятие страха: помогает  преодолеть неуверенность в собственных силах,  робость,  боязнь  самого  дела   и   оценки   окружающих.

2. Авансирование успешного результата: помогает учителю  выразить  свою  твердую  убежденность  в том, что его  ученик обязательно  справиться  с  поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает   ребенку   уверенность  в  его  силы  и    возможности.

3.  Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности: помогает ребенку избежать поражения, достигается  путем  намека,  пожелания.

4.  Внесение мотива: показывает ребенку ради чего, ради кого совершается  эта  деятельность,  кому   будет   хорошо  после  выполнения.

5. Персональная исключительность: обозначает важность усилий ребенка   в   предстоящей   или   совершаемой   деятельности.

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение: побуждает  к  выполнению   конкретных   действий.

7. Высокая  оценка детали: помогает  эмоционально  пережить   успех  не   результата  в   целом,  а   какой-то   его   отдельной   детали.

Посредством  планомерного   создания ситуаций успеха развиваются творческие способности учащихся во внеклассной    деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

« Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей».

Как определить, выявить одаренного ребенка в классе, не пропустить момент проявления его индивидуальности?Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает об...

Проект: "Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации"

Целью социально-психологической службы является -  оказать помощь ребенку, оказавщемуся в тяжелых жизненных ситуациях и его семье. Особенно когда семья неблагополучная, обязательно организовать ...

Развитие креативных способностей как условие формирования успешной личности

Цель занятия: знакомство с предментным содержанием понятий "успех" и "успешность"; развитие навыков самопрезентации, актуализация нравственных принципов.Материалы: самоклеющие...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»

Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...