1. Сопровождение и поддержка развития одарённой личности и особенности формирования у неё успешных жизненных стратегий.
статья по теме
Статья о заимодействии учителя и учащихся в создании ситуации успеха в процессе внеклассной деятельности по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odarennye_noyabr_2012.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
- Сопровождение и поддержка развития одарённой личности и особенности формирования у неё успешных жизненных стратегий.
Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъект – субъектно-ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.
Взаимодействие учителя и учащихся в создании ситуации успеха в процессе внеклассной деятельности по математике является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса – помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
Основные концептуальные позиции педагогики успеха связаны с гуманистической педагогикой и психологией, признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Педагогика успеха предполагает использование личностно-ориентированного, системно-ориентационного и индивидуального подхода во взаимодействии с ребенком.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от тог, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (ожиданий, надежд), либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться (по мнению А.С. Белкина) своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», у старшеклассников – «сделать заявку» на будущее, самоопределение.
Считается, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить его взаимоотношение с окружающими. Состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка.
Если школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха.
Внеклассная деятельность по математике является неотъемлемой частью педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционально-волевого.
Необходимо так организовать процесс внеклассной работы, чтобы в течение его протекало максимальное развитие личности. Учитель должен стать организатором и руководителем внеурочной деятельности учащихся, оказывая им нужную помощь, в частности путём постановки общих целей, подачи информации. Важно, чтобы учитель по-настоящему был заинтересован в результатах своего труда и стремился к творчеству, опираясь на практические советы и рекомендации по подготовки и проведению различных форм внеклассной работы.
Во внеклассной работе я создаю ситуации успеха, направленные на раскрытие и развитие способностей учащихся, их позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:
1. Неожиданная радость.
2. Общая радость.
3. Радость познания.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
1. Снятие страха: помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2. Авансирование успешного результата: помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности: помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
4. Внесение мотива: показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5. Персональная исключительность: обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение: побуждает к выполнению конкретных действий.
7. Высокая оценка детали: помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Посредством планомерного создания ситуаций успеха развиваются творческие способности учащихся во внеклассной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
« Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей».
Как определить, выявить одаренного ребенка в классе, не пропустить момент проявления его индивидуальности?Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает об...
Проект: "Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации"
Целью социально-психологической службы является - оказать помощь ребенку, оказавщемуся в тяжелых жизненных ситуациях и его семье. Особенно когда семья неблагополучная, обязательно организовать ...
Развитие креативных способностей как условие формирования успешной личности
Цель занятия: знакомство с предментным содержанием понятий "успех" и "успешность"; развитие навыков самопрезентации, актуализация нравственных принципов.Материалы: самоклеющие...
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Цели:...
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...
Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...