Будем внимательны и терпимы друг к другу
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Будем внимательны и терпимы друг к другу.
(Воспитание толерантности)
Цель: - формирование толерантного мышления воспитанников, уважения прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
воспитательная: -воспитание в каждом чувство уважительного отношения к другим людям;
образовательная: -дать представление о толерантности личности, попробовать самому стать более лояльным к другим людям;
развивающая: - коррекция развития ценностных ориентаций личности;
- уметь высказывать собственную точку зрения, попытаться принимать и
понимать людей такими, какие они есть, повышать сплоченность всех
членов коллектива, развивать коммуникативные навыки.
Словарь: толерантность –это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности;
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность;
комплимент – это похвала, любезные, приятные слова;
общество – объединение людей для какой-либо цели;
скинхеды – собирательное название молодежной группировки. От англ.слова «скин»-брить, «хед»- голова - « бритоголовые»
,
владыка – тот, кто обладает властью
гуманизм – человечность
агрессивность – враждебность
эгоизм – себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других
Оборудование: слайды, листья деревьев, рисунки детей, глобус.
Ход воспитательского часа.
1 Слово воспитателя. Наш сегодняшний воспитательский час называется «Будем внимательны и терпимы друг к другу»
В начале нашего занятия проведём мини-игру «Найди различия».
Ребятам раздать листья дерева любого (по три).(Листья должны быть похожи, но иметь различия).
2 Задание: Рассмотрите листья и ответьте на вопрос: «Одинаковы ли листья?»
Ответы: -Похожи
- Края заостренные
- Один меньше другого ит.д.
Вывод: - Спасибо вам за проявленное умение всматриваться в природу. Мы приходим к выводу, что если даже листья растений так похожи друг на друга и между тем у них столько отличий, то как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди! Посмотрите друг на друга. Одинаковы ли вы? Наличие различий – это нормально. Это закон природы.
1 слайд 3 Беседа: Мы все живем на земном шаре. Нас много, 7 млрд человек. Представьте, что было бы, если все люди на Земле были бы совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т д.)
- Каким будет этот мир? (скучным)
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей? (в дружбе)
Вывод Ребята, прикосновение к листку как посланцу природы помогло сделать важный вывод: мы все, живущие на планете Земля люди, так похожи и так не похожи друг на друга. Различий между людьми очень много: по возрасту и цвету кожи, разрезу глаз, росту, национальности, культуре, традициям и т.д. Все люди неповторимы. Но находятся такие, которые, видя людей, не похожих на себя по внешности, манере поведения и т.д., начинают смеяться над ними, а иногда и обижают их.
2 слайд.4 А теперь посмотрим ролик о скинхедах.( Просмотр и обсуждение сюжета из СМИ о скинхедах). Объяснить значение слова
Вопросы к обсуждению:
- Что вы увидели, ребята?
- Хорошо ли они поступают?
- Можно ли обижать людей, не похожих на себя по внешности? А если они говорят на незнакомом тебе языке?
- Как вы относитесь к скинхедам?
- Опасно то, что скинхеды высказывают мысль «Россия для русских». Правильно ли они говорят?
- А к какой национальности вы относитесь, ребята?
- Как называется наша республика?
- Какие национальности у нас живут?
- Как вы относитесь к людям другой национальности?
- Смогли бы вы дружить с человеком другой национальности?
- Опасно то, что скинхеды высказывают мысль «Россия для русских» Правильно ли они рассуждают?
- А как называется наша страна?
3 слайд Вывод:140 млн. человек проживает в нашей стране. А живут у нас люди разных национальностей: русские, чуваши, татары, марийцы, мордва, калмыки, чеченцы, ингуши и другие. Россия – общий дом для всех людей, живущих в нашей стране Они должны жить, уважая друг друга. Воспитанный человек терпимо относится к людям независимо от того, какой они национальности или веры. А терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности называется толерантностью.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что все люди имеют право жить в мире, сохраняя при этом сой язык, культуру, традиции. Каждому, чтобы понять другого, нужно быть терпеливым, внимательным.
4 слайд. Вот какой случай описывается в книге известного писателя В.Астафьева «Царь-рыба».
Три охотника решили провести длительное время в тайге, ночуя в маленькой избушке, а днем охотиться. Непогода заставила их сутками сидеть в этой избушке. Они не привыкли сидеть без дела, но не знали, чем занять себя, и стали страшно ссориться. В итоге чуть было не перестреляли друг друга. Почему же так произошло? Потому что люди не умели терпимо относиться друг к другу, к недостаткам и особенностям других.
А непонимание и нетерпимость людей друг к другу могут привести к ужасным последствиям.
5. Физкультминутка
. Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Воспитатель: Чтобы не было непонимания между людьми, ссор, войн, каждый человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, с пониманием относиться к каждому человеку.
Ребята, как вы думаете, какими же качествами обладает толерантный человек?
6 Задание учащимся на листочках: прикрепить к дереву листья с надписью, которая характеризует толерантную личность:
- уважение мнения других
- непонимание
- желание что-либо делать вместе
- эгоизм
- умение понимать людей
- выражение пренебрежения (высокомерное, лишенное всякого уважения к кому-нибудь)
- чуткость
-любознательность
- раздражительность
- снисходительность (умение прощать, не быть строгим)
- равнодушие
- доверие
- гуманизм (человечность)
- агрессивность (враждебность)
5 слайд 7. Вывод о толерантной личности
Толерантная личность
- уважение мнения других
- доброжелательность
- желание что-либо делать вместе
- умение понимать людей
- чуткость, любознательность
- снисходительность
- доверие
- гуманизм
8 Воспитатель: Итак, с чего начать каждому , чтобы стать толерантной личностью?
6 Слайд: - Уважай собеседника
- Старайся понять то, о чем говорят другие
- Отстаивай свое мнение тактично
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого
- Стремись учитывать интересы других
Воспитатель: Класс – это маленькая семья. Все мы тоже очень разные. Собрались вы здесь из разных районов, деревень. До поступления в нашу школу никогда друг друга не знали. Но у вас есть общее:
А) учеба (все приехали учиться)
Б) общая цель – получить образование:
В) класс (коллектив)
Г) общие классные дела.
Общение с другими людьми невозможно без умения выслушивать другого. Сейчас в этом убедимся с помощью игры «Пойми меня»
9. Игра »Пойми меня»
Выберите одного ученика и попросите его выйти из класса.
Предложите другим учащимся выучить пословицу, например: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» (каждый из играющих учит одно слово). Прорепетируйте, чтобы все участники игры произносили свои слова одновременно. Пригласите ученика и объясните, что ему надо понять, что скажут ученики. По команде воспитателя играющие начинают произносить слова пословицы. В итоге хаос, и никто не понимает, о чем идет речь .
Вывод: всегда нужно выслушивать собеседника, того, кто с тобой говорит.
И хотелось бы, чтобы в нашем. классе, всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Никогда не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
7 слайд 10. Послушайте китайскую притчу «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете, ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Слайд: * любовь
- прощение
- терпение
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Воспитатель: Ребята, какие качества должны иметь люди, чтобы между ними всегда были доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани?
(ответ: любовь, прощение, терпение). А чтобы добиться успехов в учебе, нужно относиться друг к другу по-доброму, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были твоими преданными друзьями. Почему так? Потому что у нас разное желание учиться, характер, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать каждого таким, какой он есть, то есть, быть толерантным
Нам нужно стараться, чтобы каждому человеку было в нашем коллективе хорошо.
11 В заключение как своеобразный вывод в стихотворной форме несколько ребят читают стихотворение – призыв к толерантному поведению:
«Призыв к дружбе»
Мы все различны, но равны.
Друзья мои, мы все едины.
Держаться вместе мы должны.
И станем мы непобедимы.
Не станут страшны тени тьмы.
Не побоимся гроз и грома.
Зовёмся с вами мы людьми.
Земля наш дом. Мы все знакомы.
Мы разные, совсем иные:
Цвет кожи, нация, страна.
Но все же с вами все родные,
Не будем ссориться напрасно
И унижать тех, кто слабей.
Зачем же портить, что прекрасно.
Людская дружба нам важней.
Воспитатель: наш воспитательский час подходит к концу. Мы не можем, к сожалению, в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Но важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесете из этого занятия в жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.
Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!
12 Дети исполняют песню «Солнечный круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заметка "Люди существуют друг для друга".
Данная заметка была написана в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом в школе классном часе, посвящённом приёмам, способам, помогающим одному человеку общаться с др...
Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...
Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"
В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...
Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
Размышление о воспитании толерантности....
Классный час по теме Будьте внимательными друг к другу 6 класс
Разработка классного часа по теме "Будьте внимательными друг к другу" в 6 классе с сопровождающими материалами...
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...
Конспект беседы: «Хорошие манеры или будьте вежливы друг с другом».
Беседа «Хорошие манеры или будьте вежливы друг с другом»Цели и задачи:- познакомить детей с правилами этикета,- формировать умение самостоятельно пользоваться правилами поведения,- закрепи...