«Колесо истории»
методическая разработка (7 класс) по теме

 

«Колесо истории» (Интеллектуальная игра для учащихся 7 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koleso_istorii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №22»

 

«Колесо истории»

(Интеллектуальная игра для учащихся 7 классов)

       

                                                      Из опыта работы учителя

                                                      муниципального бюджетного

                                                      общеобразовательного  

                                                      учреждения «Основная общеобразовательная                  

                                                      школа №22»

                                                      Базаровой Ларисы Павловны

                                         г. Старый Оскол

                                                    2011 г.

Сила слова беспредельна

         

В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

                                                 К.Д. Ушинский

Слово – дело великое…

                      Л.Н. Толстой

Ведущий.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на игре «Колесо истории». Разрешите представить участников:

1---------------- и группа поддержки «жёлтые»

2.----------------и группа поддержки «зелёные»

3.----------------и группа поддержки «красные»

        В ходе игры участники должны выполнять следующие правила:

1) Если читается вопрос, его нужно дослушать до конца, не перебивать читающего.

2) Отвечать чётко, ясно.

3) За каждый правильный ответ участник получает 100 вёрст.

4) В случае затруднения с ответом участник может воспользоваться помощью группы поддержки.

5) Если участник использовал помощь группы поддержки, то за правильный ответ он получает 50 вёрст.

6) Тот, кто наберёт больше вёрст, станет победителем

7) Победителя ждёт суперигра

   

Тема нашей игры – «Слово». А что же такое слово? Загляните в словарь и вы найдете такое определение : это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете  или явлении»

 Вы знаете, что слова, как и люди, имеют свою историю, свою судьбу. Они могут иметь богатую родословную и, напротив, быть круглыми сиротами. На многих можно завести паспорта и трудовые книжки, где будут проставлены время и место их рождения, их прописка и сфера деятельности. Слово может рассказать вам о своей национальности и о своих родителях, о своём происхождении – «знатном» или «низком»

        Есть в языке слова «туземцы», а есть и «пришельцы». У одних слов завидное долголетие; другие слова – младенцы, родившиеся на наших глазах; третьи, словно бабочки-однодневки, едва появившись на свет, исчезают.

        А сколько слов в русском языке?

        На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. Лексическое богатство русского языка отражено в словарях.

Словарь – это документ исторической жизни языка.

1 задание

Сегодня словари пришли к нам. Они расскажут о начале своего рабочего дня. Участникам необходимо определить, какие словари перед ними.

1-ый Словарь

 Сегодня я  встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки.

2-ой Словарь

 А я сутра отправился в дальнюю дорогу. Пока шёл, родились такие строки:

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие дали над нами…

3-ий Словарь

 Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… И вообще, дружище, ты такой умный, значения всех слов можешь растолковать. Я даже начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха.

Ведущий.

А теперь нужно «одеть» наших друзей  в красивые обложки, которые для них приготовлены.

( Участники прикалывают к словарям названия).

Архивариус.

Первым рассказывал о себе «Фразеологический словарь». В своей речи он часто употреблял фразеологические обороты: встал ни свет ни заря, волчий аппетит и др.

Вторым выступил «Толковый словарь». Он рассказал, сколько лексических значений имеет слово «дорога».

Последним  выступил «Словарь синонимов»

(Подведение итога: каждый участник получает вёрсты)

Ведущий.

2 задание.

Всем вам знакомо имя В.И. Даля. Это был человек необыкновенный. Морской врач, путешественник – этнограф, писатель, он колесил по России, прислушиваясь к речи разных людей, узнавал множество удивительных русских слов. Но пока слова прятались у него в тетрадках, бесценное богатство принадлежало ему одному. А чтобы отдать это сокровище всем, сберечь для всех язык народа, Даль издал «Толковый словарь живого великорусского языка»

  Сколько слов содержится в «Толковом словаре живого великорусского языка»?

Варианты ответа:

Около 150 000 слов

Около 200 000 слов

Около 300 000 слов

Около 400 000 слов

( Участники выбирают правильный ответ)

Архивариус.

        В «Толковом словаре живого великорусского языка» содержится около 200 000 слов. Кроме того, в словаре В. И. Даля имеются пословицы и поговорки.

 (Подведение итога)

Ведущий.

3 задание.

Кто в наши дни не знает имени М.В. Ломоносова. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Михаил Васильевич владел огромным словарным материалом, который использовал для обогащения родного языка. Во времена Ломоносова в русском языке существовали иностранные слова: абрис, бергверк, перпендикула. Эти слова Михаил Васильевич заменил словами русского происхождения: маятник, рудник, чертёж. Установите соответствие иноязычных и русских слов.

Архивариус.

Плодотворность Ломоносовских исканий позволила К.И. Чуковскому воскликнуть: « И да будет благословен Ломоносов, благодаря которому иностранная перпендикула сделалась маятником, из абриса стал чертёж, а бергверк превратился в рудник».

(Подведение итога)

Ведущий.

4 задание

Каким русским словом заменили иноязычное слово «думкар»

Варианты ответа:

1) самолёт

2) самосвал

3) вертолёт

4) вездеход

Архивариус.

Иноязычное слово «думкар» заменили русским словом « самосвал».

(Подведение итога)

Ведущий.

5 задание.

Некоторые слова так прочно вошли в наш язык, что мы и не подозреваем об их иностранном происхождении. Из какого языка пришли к нам слова кукла, свёкла, скамья?

Варианты ответа:

1) Из тюркского

2) Из греческого

3) Из латинского

4) Из английского

Архивариус.

Данные слова вошли в русский язык из греческого языка.

Ведущий.

6 задание.

Русский язык богат фразеологическими оборотами. Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений над общественными или природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок. Вашему вниманию предлагается житейская ситуация. Она послужила основой для фразеологизма. Определите, о каком фразеологизме идёт речь.

(обыгрывается сценка)

Действующие лица:

Жених.

Невеста.

Мать жениха.

Отец жениха.

Мать невесты.

Отец невесты.

Сват.

Сваха.

Сосед.

Соседка.

Картина первая.

Дом жениха. Жених, его родители, сват, сваха собираются идти в дом невесты, проверяют, всё ли взяли с собой.

Сваха: Первую девку на селе сватать идём. Надобно и подарок хороший.

Мать: Приготовили, приготовили, сватьюшка. Вот он нос какой!

Сваха: Присядем на дорожку. Ну, с Богом, пошли.

Мать (жениху): Нос, нос не забудь.

Жених берёт в руки упакованный подарок.

Картина вторая.

Сваты, перевязанные рушниками, идут по деревне. Вместе с ними жених, его родители.  В руках жениха подарок (нос). Из ворот выглядывают соседи.

Сосед: (соседке) К кому сваты  с носом пошли?

Соседка: К Ивановым. У них девка на выданье.

Картина третья.

Дом невесты.

Мать: Никак к нам сваты.

Невеста: Не пойду за Ваньку замуж, не люб он мне.

Отец: Отворяй, мать, двери.

Мать: Здравствуйте , гости дорогие, в хату проходите. С чем пожаловали?

Сваха: У вас есть товар, а  у нас купец. Наш купец молодой, пригожий, статный, разумный, водочку не пьёт, окна не бьёт, сам не дерётся, но и в обиду себя не даёт. По всем мастям жених первостатейный.

Отец: Хорош ваш жених. Да не люб он нашей красавице. Неволить девку не станем.

Сват: Значит, не сговоримся?

Отец невесты: Нет, не сговоримся.

Сваха: Ну что ж, на нет и суда нет, будем искать другую невесту.

(Жених, его родители, сваты собираются уходить)

Мать: (жениху) Нос с собой забирай.

(Жених забирает подарок)

Картина четвёртая.

Жених с подарком, его родители, сваты идут по деревне домой. Из ворот выглядывают соседи.

Сосед: (соседке) Ну что? Сосватали?

Соседка: Нет, с носом назад  прошли.

Архивариус.

Речь шла о фразеологизме «Оставить с носим»

По древнему обычаю жених приносил родителям невесты «нос», т.е. приношение, подарок, выкуп (на Востоке калым). Если жениху отказывали, он оставался с «носом» (подарок не принимали). Мы часто говорим: остаться с носом, т.е потерпеть неудачу, обмануться в своих расчётах, оказаться одураченным.

  

( Подведение итога)

Ведущий.

7 задание.

Игра «Кто больше»

Каждый из участников получает слово.

Задание: вспомните фразеологизмы, в которых бы это слово встречалось.

Язык                              Зуб                                  Рука

      (Подведение итога)

Ведущий.

9  задание.

Всем вам знакомо слово «миллион». Говорят, что создано оно было в порыве вдохновения. Автор оценил этим словом несметные богатства Востока. «Миллионе»- очевидно, «тясячища», «большая, великая тысяча», «тысяча тысяч». Кто произнёс это слово первым?

Варианты ответа:

Роберт Баркер

Марко Поло

Паоло де Феминис

Архивариус.

Сочинитель слова «миллион» венецианский купец Марко Поло.

(Подведение итога)

9 задание.

Ведущий.

Очень интересна политическая жизнь слова. Бывает, что старые слова приобретают новые значения. И эти значения, едва появившись в языке исчезают из активного употребления. Всем знакомо слово «перестройка». В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля это слово трактуется так: « перестроить стройкою, выстроить, отделать иначе»

М. С. Горбачёв впервые произнёс слово «перестройка» в значении «политика, направленная на обновление общества, его качественное улучшение»

К какому году мы относим появление слова «перестройка» в новом значении?

Варианты ответа:

1) 1985

2) 1995

3) 2005

4) 1975

Архивариус.

Слово «перестройка» в значении « политика, направленная на обновление общества, М.С. Горбачёв впервые произнёс в 1985 году. В настоящее время слово в этом значении является историзмом.

Ведущий.

10 задание

         Русский язык – один из самых богатых и развитых языков мира. Это язык великого русского народа, носителя и творца замечательных духовных ценностей, всемирно известных произведений искусства и литературы.

        Величие и мощь русского языка особенно ярко обрисованы в высказываниях выдающихся русских мыслителей и художников русского слова.

 Прослушайте отрывок о русском языке и определите: кому принадлежат эти слова.

        Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

        Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить ёмкий и меткий наш словарь, у нас есть помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики. Пастухи, пасечники, охотники, рыбаки, старые рабочие, лесные объездчики, бакенщики, кустари, сельские живописцы, ремесленники и все те бывалые люди, у которых что ни слово, то золото.

Варианты ответа:

1) Н.В. Гоголь

2) К.Г. Паустовский

3) И С. Тургенев

4) М.М. Пришвин

Архивариус.

Вы прослушали отрывок из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»

(Подведение итога )

             11 задание (участники письменно отвечают на вопрос)

1) В современном русском языке два числа: единственное и множественное. А сколько чисел было в древнерусском языке? Какие?

Архивариус.

В древнерусском языке было три числа. Кроме единственного и множественного чисел, было ещё и двойственное число, которое выделяло два предмета по отношению к одному предмету и множеству предметов. К форме двойственного числа восходят такие названия парных предметов, как рога, берега, бока, глаза и т.д.

Подведение итога игры.

Подсчитывается, сколько вёрст набрал каждый участник.

Награждение победителя.

Победителю предлагается суперигра.

1) Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди  могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»

        Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

         Что приготовил Эзоп на этот раз? Как он это объяснил?

Архивариус:

Эзоп опять приготовил языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже  целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

        Предание говорит, что всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

12 задание ( участники письменно отвечают на вопрос.)

Как назывался седьмой падеж, который существовал в древнерусском языке?

«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращался Юрий Долгорукий к Черниговскому князю Святославу.

А у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: Чего тебе надобно, старче?

Архивариус.

В древнерусском языке был седьмой - звательный падеж. Его употребляли при обращении. В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа.

Ведущий.

Л.Н. Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Итог игры. Награждение победителя.

     

                              Библиография

        1. Вартаньян Э. Д.  Из жизни слова. М.: Детская литература, 1960

2. Вартаньян Э. Д. Рождение слова. М..: Детская литература,1970

        3. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М.: Детская литература,         1966

        4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976

        5. Лопатин. В.В. Рождение слова. М.: Просвещение, 1973

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории "

Цель: углубление и обобщение знаний учащихся по истории родного Отечества в контексте всеобщей истории, расширение исторического кругозора. Задачи:Образовательная: систематизация и повторен...

Методическая разработка к недели истории "Колесо истории "

Мероприятие может быть использовано как для недели истории, так и для внеклассного мероприятия...

Игра - конкурс по истории "Колесо истории"

Игра-соревнование «Колесо истории»Внеклассное мероприятие по истории Отечества в 7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цели:     - прививат...

Внеклассное мероприятие по истории"КОЛЕСО ИСТОРИИ" с использованием материалов и экспонатов музейного фонда

Каждый   учащийся при изучении истории  испытывает трудности в работе по описанию жизни и быта людей в далеком прошлом, не имеет четкого представления о  предметах культуры и быта, опир...

Внеклассное занятие по истории "Колесо истории"

Материал предназначен для внеклассной работы в 5 классе...