Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"
методическая разработка (5 класс) на тему
Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koleso_istorii.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"
Вахрушева Ольга Леонидовна,
учитель литературы, МБОУ СОШ №4,
город Урай, ХМАО-Югра
Колесо истории
Данная викторина представляет собой опыт интегрированного занятия, обобщающего знания учащихся по литературе, истории, культуре XVIII в. Материалы викторины можно использовать при подготовке урока внеклассного чтения в 9 классе. В игре принимают участие 3 команды по 3 –5 человек.
Ведущий: Добрый день! Приветствуем всех участников нашей игры “Колесо истории”. Тема нашей сегодняшней встречи – история, литература, культура XVIII века. Наша игра пройдет в три тура. Первый и второй туры - игра командная. Третий тур определит единоличного победителя, лучшего знатока нашей сегодняшней встречи.
Итак, XVIII век – век великий в истории России. Впервые, во время правления Петра I, Россия заявила о себе как о государстве великом, могучем. Петр Алексеевич уделял много внимания развитию науки и культуры. Его дело продолжили потомки императора.
Вступив на престол, она провозгласила верность делам Петра I. В ее царствование упразднены внутренние таможни, учрежден Московский университет, отменена смертная казнь. О какой императрице идет речь?
- Екатерина I
- Елизавета Петровна (*)
- Екатерина II
Поскольку речь зашла о Елизавете Петровне, царствовавшей 20 лет, следующий вопрос связан с ее правлением: Когда был учрежден Московский университет?
- 1740 г.
- 1755г. (*)
- 1760 г.
XVIII век – век дворцовых переворотов. Периоды устойчивой власти сменялись перетрясками в правящих верхах. Именно об одном таком эпизоде в истории российского государства пойдет сейчас речь:Любимец императрицы Анны Иоанновны, в ее царствование фактически правитель России, был избран на престол герцогства Курляндского. В 1741 г. был сослан в Березов. Петр III возвратил его из ссылки, а Екатерина II вновь посадила его на Курляндский престол. Кто это?
- А.Меньшиков
- А.Разумовский
- Э.Бирон(*)
Мужчины во все времена не обходились без головных уборов. Этот головной убор произошел от военной шляпы. Он красовался на головах военных и гражданских лиц, пока Людовик XIV не завел огромные парики. Придя в Россию из Западной Европы, эта шляпа оказалась не удел. Ее стали носить в основном не на голове, а в руках или подмышкой, при поклонах описывая замысловатые фигуры.
С тех пор появился обычай оставаться в обществе с непокрытой головой.О каком головном уборе идет речь?
- Треуголка(*)
- Двууголка
- Боливар
(После ответа на вопрос демонстрируется данный головной убор).
Полна неожиданных поворотов биография другого головного убора. Он впервые появился на головах пуритан. Для американских колонистов в XVIII в. этот убор стал символом их независимости. Его надевали члены французского Национального собрания. Не удивительно, что он не внушал европейским монархам добрых чувств.
Русский император Павел I почел за благо запретить ношение всехкруглых шляп и этого головного убора в том числе. Всякого, ктоослушается, было приказано бить по голове. Какой головной убор запретили носить в XVIII в.?
- Цилиндр(*)
- Тюрбан
- Боливар
Петр I венчание на царство заменил коронацией. Давайте обратимся к головным уборам царствующих особ. Вместо царского венца на голову самодержца возлагалась императорская корона, а шапку Мономаха несли впереди процессии. Эта царица была объявлена императрицей и впервые стала обладательницей короны в 1724 г.
Какая императрица впервые стала обладательницей короны?
- Елизавета Петровна
- Анна Иоанновна
- Екатерина I(*)
Вторая половина XVIII в. принесла большие перемены в положение дворянства и крестьян. Дворяне получали все больше привилегий. Положение крестьянства, напротив, ухудшалось. Крестьяне оказывали стихийное сопротивление. Об одном из тех, кто “не мог вытерпеть притеснения народного” пойдет сейчас речь.
Он был из простых казаков станицы Зимоватской на Дону. Юношей помогал отцу обрабатывать пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже – в русско-турецкой войне 1768-1774 гг., где приобрел богатый боевой опыт. Отпущенный из армии по болезни, испытал немало превратностей судьбы, его неоднократно арестовывали, он бежал и скрывался. Кто это?
- Емельян Пугачев(*)
- Максим Железняк
- Степан Разин
В конце XYIII в. крестьянки и мещанки в России начинают носить этот головной убор, который не линял и мало выгорал. Эти головные уборы ткали даже в монастырях.
О каком головном уборе идет речь?
- Шаль
- Платок(*)
- Чепец
В XVШ в. Россия стремилась упрочить свои внешние границы. Перед государством стояла задача: выйти на берега Черного моря. Турция - сосед России на юге – начала войну. Русские войска сражались героически. Началась напряженная подготовка к взятию Измаила. Коменданту крепости было преложено сдаться без кровопролития: “24 часа – воля. Первый выстрел – неволя. Штурм – смерть”.
Какому великому русскому полководцу принадлежат эти слова?
- Г.Потемкину,
- А.Суворову(*),
- Ф.Ушакову?
XVIII век – век дальнейшего роста науки, культуры, образования. Благодарные потомки отдавали должное тем, кто вел активную научную, культурную и практическую деятельность.
О ком В.Г.Белинский сказал эти слова: “Петр Великий русской литературы”?
- М.В.Ломоносов(*)
- А.Н.Радищев
- Г.Р.Державин
Ведущий: Среди наших команд определился лидер. Он и является победителем в сегодняшней игре. ( Подведение итогов викторины.)
А сейчас мы определим победителя в личном первенстве. Каждый из участников теперь играет только за себя. Итак, вперед!
(В личной игре принимают участие по одному человеку от каждой команды. Выбирается тот, кто проявил себя как самый знающий и активный игрок в команде.)
Ода – излюбленный литературный жанр XVIII века (выразительное чтение наизусть отрывка из “ Оды на день восшествия на престол ее Величества Государыни Елизаветы Петровны”).
Из какой оды М.В.Ломоносова этот отрывок?
- “Вечернее размышление при случае Великого северного сияния”
- “Надпись статуе Петра Великого”
- “Ода на день восшествия на престол…”
Писатели и поэты последующих поколений использовали мотивы и образы литературы XVIII в. в своих произведениях. Предлагаем вашему вниманию эпизод из драмы “Гроза” А.Н.Островского (действие I, явление I).
А сейчас вопрос: Кто из героев драмы цитировал строки из стихотворения М.В.Ломоносова?
- Кулигин(*)
- Кудряш
- Борис
Доверительной сердечной интонационной искренностью, какой более не знала русская литература XVIII в., проникнута философская, гражданская и автобиографическая лирика этого поэта. А.С.Пушкин назвал его “бичом вельмож”. Этому поэту принадлежат слова: “Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами”.
Кто этот поэт?
- В.Тредиаковский
- И.Дмитриев
- Г.Державин(*)
Этот писатель широко известен как смелый и блистательный сатирик, талантливый драматург, один из основоположников русской прозы. А.С.Пушкин писал о нем:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин
Блистал…
Кто?
- Д.Фонвизин(*)
- Н.Карамзин
- А.Сумароков
В XVIII в. зарождается отечественная историография. Но имя этого человека связано не только с огромным историческим трудом, который он создал, но и с новым литературным стилем, пришедшим на смену классицизму.
Кто этот писатель?
- И.А.Крылов
- Н.М.Карамзин(*)
- Г.Р.Державин
Наша викторина завершена. Спасибо всем за участие!
Подведение итогов личного первенства. Объявление результатов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок внеклассного чтения в 10 классе «Ты на ошибку не имеешь право» (М. Владимов)
напомнить учащимся о тесном взаимодействии литературы с другими предметами (историей, биологией, физикой …); выработать навыки и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения по различным...
Открытый интегрированный урок (внеклассное чтение и русский язык)- Специальный коррекционный класс 8 вида (5,6,7,9кл.)
Интегрированный урок; внеклассное чтение и русский язык по темам:" С.Я.Маршак- детям "и "Работа со словарными словами и повторение изученных орфограмм". В ходе урока происходит отработка уч...
Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.
Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....
Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...
Интегрированный урок внеклассного чтения
Намжил Нимбуев- основатель бурятской поэзии на русском языке....
8,9 класс Презентация урока внекласснного чтения на тему" Литература о войне"
В презентации представлены книги, входящие в школьную программу, и современные книги о войне....
Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе"Поклонимся великим тем годам" (по произведениям о Великой Отечественной войне_
Этот урок был проведён в 9 классе совместно с учителем истории.Были показаны буктрейлеры по книгам, о которых шла речь на уроке.Тема и подобранный материал не оставил никого равнодушным. ...