Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»
рабочая программа на тему
Рабочая образовательная программа
Дополнительного образования детей
Творческого объединения художественно - эстетической направленности
«Дизайн и мода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dizayn_i_moda.docx | 81.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
«Утверждаю»
Директор МАОУДОД «ЦДТ»
_______________Н.П.Тарасова
Приказ №_________
от «____» ____________ 20___ г
Программа принята на заседании
программно – методической комиссии
протокол № от «___»________ 20__
Рабочая образовательная программа
Дополнительного образования детей
Творческого объединения художественно - эстетической направленности
«Дизайн и мода»
Срок реализации 3 года
Возраст обучающихся от 7 до 18 лет
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Симон Наталья Владимировна
г. Нижневартовск
2012г.
Информационная карта программы
Полное наименование программы | Рабочая образовательная программа художественно-эстетической направленности творческого объединения «Дизайн и мода» |
Автор-разработчик программы | Педагог дополнительного образования творческого объединения «художественный войлок» МОУДОД «ЦДТ» Симон Наталья Владимировна, |
Вид программы | модифицированная |
Направленность программы | художественно-эстетическая |
Уровень освоения программы | начальное общее |
Форма обучения | Групповая |
Срок реализации программы | 3 года |
Возраст обучающихся | От 7 до 18 лет |
Цель программы | Раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в каждом ребенке, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры. |
Краткое содержание | Программа несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к искусству. Она дает возможность обучающемуся познать себя, развить свои творческие способности и предполагает воспитание нравственных качеств личности. |
Ожидаемый результат | Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия. Через это раскрываются и скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. |
Пояснительная записка
В настоящее время современная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т.п.), стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре (искусству). Формирование гармоничной личности – непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко в глубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах.
Новое направление художественного воспитания – детский дизайн. Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые соединяют в себе высокий профессионализм , художественный вкус и умение сохранить красоту искусства, неповторимость природы.
Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно- эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.
Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние- техника, доступная для начинающих.
С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки. Валяние сродни лепке - здесь главное представить объемную форму игрушки. Умея чуть-чуть лепить из пластилина, легко можно овладеть и этой техникой. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния. У нас валяные бурки, шляпы, ковры, валенки делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал.
Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.
Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг.
Краткое содержание программы
Участники программы:
Педагог – обучающиеся – родители.
Возраст обучающихся 7 – 18 лет.
Программа рассчитана на три года обучения, подразделяется на два направления «Искусство красоты» для воспитанников младшего и среднего звена и «Искусство быть красивой» для воспитанников старшего звена.
Занятия в группах первого и второго года обучения «Искусство красоты» проходят два раза в неделю по два часа, 144 часа в год. Занятия в группе 3 года обучения «Искусство быть красивой» проходят два раза в неделю по 3 часа, 216 часов в год.
В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности. Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии; умению пользоваться необходимыми материалами: шерстью, иглами для фельта. Внимание уделяется организации рабочего места. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
На втором году – дети закрепляют уже полученные знания, умения и навыки. Овладевают более сложными приемами. Подход к составлению тематической композиции становится более осмысленным. Большее внимание уделяется индивидуальным практическим занятиям.
Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года обучения. В группу могут поступать и вновь прибывающие обучающиеся после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Третий год обучения предназначен для обучающихся старшего звена (14-18 лет) , испытывающих потребность в углублении и расширении своих знаний не только в области дизайна предметов быта, аксессуаров, одежды, но и знакомство с такими понятиями как мода, образ, стиль их взаимодействии и единство.
Работая с обучающимися по данному направлению акцент делается на усвоение специальных знаний, умений, навыков. Развитие аккуратности и терпения, эстетического вкуса.
Программа рассчитана на три уровня сложности. Поэтому каждый обучающийся должен выполнить - не менее трех авторских работ (картина-панно; украшения; игрушка).
Программа имеет спиральный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей в изготовлении плоских (картины, панно), полуобъемных (сумка, обувь) и объемных изделий (игрушки, бижутерия) в фильцевании, валянии и смешанной технике.
В данной программе большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат обучения - изготовление авторских работ. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал, работает с литературой.
В период обучения обучающиеся должны получить элементарные навыки инструктора.
Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.
Методическое обеспечение
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения;
- интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);
Данные методы конкретизируются по трем группам:
-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
-практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы
Принципы обучения:
- «От простого к сложному»
Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.
- “Знай, где узнать”.
Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.
- “Художник смотрит и видит”.
Для формирования полноценного художественного образа необходимо активизировать у обучающихся умения наблюдать окружающий мир, натуру.
- “От повтора через вариации к импровизации”.
Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.
- “От общего к частному”.
В продолжении развития выразительности изображения необходимо проводить работу по овладению способами восприятия предметов для воссоздания их образов.
- “Обратись к мастерам”.
Культурологические беседы следует использовать в единстве с художественной практикой обучающихся и в качестве сопровождающего компонента занятия. Это помогает рассматривать основные законы изображения с ориентацией на высокие художественно-эстетические образцы изобразительного искусства
- “ Творим вместе”.
Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
- “Творим рядом”.
В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
- “Проверь себя”.
Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.
- “Рисуем словом”
При проведении занятий используется форма индивидуальной работы, так как некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. А также, коллективные формы творчества:
-фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
-групповая работа (на принципах дифференциации);
-межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.
Для решения задач обучения и воспитания программой предусматривается интеграция различных видов деятельности со специалистами узкого профиля (изобразительное искусство). Работа по программе предполагает также связь с родителями в виде индивидуальных бесед, тестирование и анкетирование, совместных занятий, консультаций, мастер-классов и праздников, поездок в музеи, приглашение на тематические и отчетные выставки. Это поможет родителям лучше узнать внутренний мир своих детей, окажет помощь в создании гармоничных отношений в семье.
Цель, задачи, предполагаемые результаты программы,
педагогические принципы.
Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей детей,
формирование эстетического воспитания вкуса, приобщение к духовным ценностям народной культуры.
Задачи программы:
1. Обучающие
- формирование специальных знаний по предмету: основы композиции, цветоведения. Обучение технике «Фильцнадель», технике мокрого валяния, смешанной технике;
- приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;
2. Воспитывающие
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми;
3.Развивающие
- способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и мышления ребенка;
- умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;
- развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности;
Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:
- добровольности;
- доступности;
- многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
- межпредметных связей.
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- системности и последовательности;
В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела:
- фильцевание( работа при помощи игл для фельта);
- валяние (в работе применяется мыло и вода);
- смешанная техника.
Тематическое планирование
1 год обучения
«Искусство красоты»
Цель первого года обучения: обучение технике «Фильцевания», мокрого валяния, развитие способностей.
Задачи первого года обучения:
1. Обучающие
- формирование специальных знаний по предмету: основы жанровой композиции, основы цветоведения;
- обучение технике «Фильцевания», мокрого валяния.
2. Воспитывающие
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
3. Развивающие
- умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;
- развитие мелкой моторики, образного мышления, эстетического и художественного вкуса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ П/П | Название разделов и тем | Теория | Практика | Общее кол-во часов | Дата | ||
По плану | Факти-чески | ||||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |||
2. | Материаловедение. Виды шерсти. Принадлежности. Украшение, отделка изделия. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
3. | Цвет. Цветовой круг. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
Техника и приемы изготовления плоских, полуобъемных и объемных изделий: | |||||||
4.
| Изготовление плоских изделий
| 1 5 | 5 17 | 6 22 | |||
5. | Изготовление полу объемных изделий
| 5 2 | 23 4 | 28 6 | |||
6. | Изготовление объемных изделий
| 8 2 | 24 14 | 32 16 | |||
7. | Традиционные приёмы декорирования войлока | 1 | 3 | 4 | |||
8. | Авторская работа: изготовление авторской работы | 1 | 7 | 8 | |||
9. | Воспитательная работа | 8 | |||||
10. | Экскурсии. Организация выставок | 4 | |||||
11. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 | |||
12. | Подведение итогов, игра, чаепитие | 2 | |||||
ИТОГО: | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие (2час=1час теория=1час практическое занятие).
Цели и задачи объединения, режим работы. История развития художественного валяния. Демонстрация изделий. Правила организации рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с иглой, ножницами, ПДД, ППБ.
Проведение игр на знакомство, адаптацию.
Тема 2.Материаловедение (2час=1час теория=1час практическое занятие).
Знакомство с принадлежностями для работы, шерстью и ее разновидностями, фурнитурой и аксессуарами для декорирования изделий. Демонстрация техники сухого валяния (фильцевания).Валяние иглами при помощи специальных форм. Изготовление декоративной фигурки по заданной форме. Декорирование и украшение изделия при помощи дополнительных аксессуаров(бусин, бисера, разнообразных лент и т.д)
Тема 3. Цвет. Цветовой круг(2час=1час.теория+1час практика)
Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов.
Практическая работа(1час). Зарисовка цветового круга.
Техника и приемы изготовления плоских , полуобъемных и объемных изделий.
Фильцевание, валяние и смешанная техника.
Изготовление плоских изделий
Тема 4. Панно «Осень в гости к нам пришла» (6 часов=1час теория+5часов практика)
Фильцевание и техника декорирования.
Жанры живописи ( анималистка, пейзаж, натюрморт, портрет).
Плоские и рельефные мотивы в картинах, панно.
Практическая работа .Знакомство с техникой фильцевание
Плоские и рельефные мотивы(изготовление деталей, соединение деталей, художественное оформление). Различия жанра живописи.
Тема 5. Сувенирные , декоративные изделия (22час=5часов теория+ 17часов практика)
Фильцевание декоративных изделий
Заготовка будущего изделия из неокрашенной шерсти (сливера), сваливание его.
Приваливание фонового цвета, наложение и приваливание оттеночной шерсти.
Проработка деталей.
Знакомство с другими видами декоративно прикладного искусства, техниками декорирования,
изготовление поздравительных открыток , сувениров к тематическим праздникам.
Изготовление полу объемных изделий
Тема 6. Изготовление аксессуаров (бус, колец, брошей) (28 часов=5 часов практика+23ч теория)
Знакомство с техникой мокрого валяния, повторение техники-фильцевания, применение смешанной техники
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Выполнение графического и цветового решения эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.
Тема 7. Изготовление сумочки, мешочка для подарка (6 часов=2 часа практика+4 часа теория)
Повторение техники валяние. Ознакомление с темой.
Практическая работа. Выполнение эскиза. Изготовление лекала и выкройки. Подбор материала и инструментов. Раскладка рисунка из шерсти. Вываливание изделия. Соединение деталей. Художественное оформление.
Изготовление объемных изделий
Тема 8. Изготовление игрушек (32часа=8 часов теория+ 24 часа практика)
Ознакомление с темой. Закрепление смешанной техники валяния
Практическая работа. Выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление
Тема 9. Изготовление объемной картины (16час.= 2час.теория+14час.практика)
Смешанная техника
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Выполнение работы по образцу. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.
Тема 10. Изготовление авторской работы (8час.= 1час теория +7час.практика)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Выбор техники исполнения работы. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.
Тема 11. Итоговое занятие (2час.= 1час теория + 1час.практика)
Ознакомление с темой.
Тема 12. Подведение итогов, игра, чаепитие( 2 часа)
Тематическое планирование
2 год обучения
«Искусство красоты»
Цель второго года обучения: расширение знаний по предмету, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.
Задачи второго года обучения:
1. Обучающие
- обучение изготовлению объемных и полу объемных изделий из шерсти;
- обучение пропорциям: «Золотое сечение», «ряд Фибоначчи»;
2. Воспитывающие
- воспитание доброты, уважения, трудолюбия, самостоятельности, стремление к успешной личностной самореализации;
- прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
3. Развивающие
- выявление и развитие индивидуального почерка при выполнении творческих работ;
- формирование мотивации к познанию и самообразованию;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№ П/П | Название разделов и тем | Теория | Практика | Общее кол-во часов | Дата | ||
По плану | Факти-чески | ||||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |||
2. | Материаловедение. Виды шерсти. Принадлежности. Украшение, отделка изделия. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
3. | Цвет. Цветовой круг. | 0,5 | 1,5 | 2 | |||
4. | Моделирование.Дизайн | 2 | 2 | ||||
5. | Пропорции. | 1 | 1 | 2 | |||
Техника и приемы изготовления плоских, полуобъемных и объемных изделий: | |||||||
4.
| Изготовление плоских изделий
| 2 2 1 | 6 12 5 | 8 14 6 | |||
5. | Изготовление полу объемных изделий
| 0,5 1,5 | 5,5 8,5 | 6 10 | |||
6. | Изготовление объемных изделий
| 5 2 | 25 20 | 30 22 | |||
7. | Традиционные приёмы декорирования войлока | 2 | 2 | 4 | |||
8. | Авторская работа:
| 0,5 | 17,5 | 18 2 | |||
9. | Воспитательная работа | 8 | |||||
10. | Экскурсии. Организация выставок | 2 | |||||
11. | Экскурсии. Организация выставок | 1 | 1 | 2 | |||
12. | Подведение итогов, игра, чаепитие | 2 | |||||
ИТОГО: | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
2год обучения.
Тема 1.Вводное занятие (2час-теория).
Знакомство с программой второго года обучения. Правила техники безопасности. Правила работы в кабинете. Режим работы.
Тема 2.Повторение пройденного материала за 1 год обучения (2час-теория).
Виды шерсти, характеристика, применение. Принадлежности. Фильцевание, валяние и смешанная техника. Плоские, полуобъемные и объемные изделия.
Тема 3.Моделирование. Дизайн (2час-теория).
Моделирование. Дизайн.
Основы пластики (художественной обработки шерсти в плоских изображениях, объёмных и полуобъёмных конструкциях, фантазиях из предметных и абстрактных форм).
Краткая характеристика, разновидность, применение
Тема 4. Пропорции.
(2час=1частеория+1час практика)
Правила и понятия о пропорциях. «Золотое сечение», «Ряд Фибоначчи».
Практическая работа. Определение пропорций изделия, человека.
Техника и приемы изготовления плоских, полуобъемных и объемных изделий
Изготовление плоских изделий
Тема 5. ( 28 часов= 5часов теория+23 часа практика )
Углубленное изучение видов плоских изделий. Изготовление панно. Различных сувенирных изделий. Аксессуаров ( изготовление шарфа)
Изготовление полу объемных изделий
Тема 6. (16 часов=2 часа теория+14 часов практика)
Углубленное изучение видов полуобъемных изделий. Изготовление.
Виды техник. Изготовление различных аксессуаров (Сумочки- кладча, варежек, чехла для телефона)
Изготовление объемных изделий
Тема 7. (52час=7часов теория+45 часов практика)
Углубленное изучение видов объемных изделий. Изготовление игрушек различных по форме, цвету, размеру, с передачей характера. Изготовление предметов быта ( декоративной подушки, игольницы). Освоение различных видов техник.
Тема 8. Изготовление авторской работы (20часов= 0,5 часа теория +19,5 часов практика)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Выбор техники исполнения работы. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.
Защита авторской работы.
Тема 9. Воспитательная работа. ( 8 часов)
Знакомство с другими видами декоративно прикладного искусства, техниками декорирования,
изготовление поздравительных открыток , сувениров к тематическим праздникам.
Тема 10.Экскурсии, Организация выставок (2 часа)
Тема 11. Итоговое занятие (2час.= 1час теория + 1час.практика)
Ознакомление с темой.
Тема 12. Подведение итогов, игра, чаепитие( 2 часа)
Система контроля и оценивания результатов
Раздел | Требования к предметным результатам | Требования к метапредметным результатам | Требования к личностным результатам | Форма контроля | Система оценки |
1.Введение | Формировать уважительное отношение к ручному труду, познакомить с инструментами и материалами | Формировать уважительное отношение к ручно-му труду, научить работать с инструментами и материалами | Формировать уважительное отношение к ручному труду, овладеть навыком работы с инструментами и материалами | Творческие работы. | Карта наблюдений |
2.правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами | Правильно пользоваться иглой для филь-цевания, швейной иглой, ножницами | Правильно пользоваться иглой для фильцевания, швейной иглой, ножницами | Правильно пользоваться иглой для фильцевания, швейной иглой, ножницами | Карта наблюдений | |
3.Материаловедение: виды шерсти, при- надлежности | Различать виды шерсти; составлять из шерсти образцы различных цветовых гармоний; | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять алгоритм действий, слушать и понимать педагога | Осваивать личностный смысл учения, положительные впечатление от своей работы. | Уметь анализировать свою работу | Карта наблюдений |
4. основные приемы сваливания шерсти (фильцевание,мокрое валяние, смешанная техника) | Осваивать основные приемы сваливания шерсти, различать их между собой | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять алгоритм действий, слушать и понимать педагога. | Осваивать личностный смысл учения, получать положительные впечатление от своей работы. | Уметь анализировать свою работу | Карта наблюдений. |
5.цвета круга; цвета спектра; хроматические и ахроматические цвета | Знать сочетание цветов, оттенков о средствах эмоционального воздействия цвета на окружающих | Уметь при помощи цвета выделять акценты, передавать настроение в работе | Осваивать личностный смысл учения, получать положительные впечатление от своей работы. | Уметь анализировать свою работу | Карта наблюдений |
6.приемы изготовления плоских. полуобъемных и объемных изделий; Оформление изделий | Уметь самостоятельно воплощать свои идеи по памяти и по представ- лению. Исполь зование в работе различной декоративой отделки: вышивки, украшение бисером и т.д. | Принимать и сохранять алгоритм действий. Организовывать свое рабочее место, уметь анализировать свою работу. | Проявлять интерес к новому, самоанализ результата. Желание сохранять свой интерес к работе, желание завершать работу. | Творческие работы. Анализ работ, участие в выставках. | Карта наблюдений Карта наблюдений |
7.основы пластики; пропорции; | применять творческий опыт в художественно-эстетической организации среды. | Принимать и сохранять алгоритм действий. Организовывать свое рабочее место, уметь анализировать свою работу. | Осваивать личностный смысл учения, получать положительные впечатление от своей работы | Уметь анализировать свою работу | Карта наблюдений |
Тематическое планирование
3 год обучения
«Искусство быть красивой»
Данный этап обучения предназначен для обучающихся старшего звена (14-18 лет) , испытывающих потребность в углублении и расширении своих знаний не только в области дизайна предметов быта, аксессуаров, одежды, но и знакомство с такими понятиями как мода, образ, стиль их взаимодействии и единство.
Работая с обучающимися по данному направлению акцент делается на усвоение специальных знаний, умений, навыков. Развитие аккуратности и терпения, эстетического вкуса. Курс состоит из трех блоков «Технология нанесения макияжа», «Нэйл-дизайн, как дополнение к образу», «Аксессуары изюминка стиля».
Основные цели:
- Создавать условия для развития гармоничной, социально-значимой личности, способной проявлять себя в творческой жизни
- Заложить теоретическую и практическую базу при создании образа
- Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции, внутренней культуры личности, ее социальной адаптации в условиях современной жизни.
Задачи:
- Раскрыть индивидуальные творческие способности обучающихся.
- Развить образно- ассоциативное мышление фантазию.
- Сформулировать у обучающихся способности самооценки, выработки индивидуальных методов организации работы по решению поставленных перед ними задач.
- Способствовать формированию устойчивого образа человека, с помощью приобретенных навыков.
- Способствовать повышению уровня эстетического восприятия.
К концу 3-го года обучения учащиеся приобретают:
Знания:
- знают теоритические и практические основы создания художественного образа человека ( прическа, макияж, нэйл-дизайн, одежда , аксессуары)
- знают правила техники безопасности и личной гигиены при работе с декоративной косметикой, лаками для ногтей, иглами, ножницами
- знают виды макияжа, основы цветоведения, виды росписи в ногтевом сервисе
- знают основные приемы валяния шерсти( мокрое и фельцевание)
- знают основные способы декорирования изделий
Умения:
- Умеют создавать художественный образ человека. Гармонично сочетая все компоненты визуального восприятия ( прическа, макияж, нэил- дизайн, одежа, аксессуары)
- Умеют самостоятельно наносить различные виды макияжа
- Умеют покрывать ногти лаком расписывать и декорировать их
- Умеют самостоятельно выполнять в технике валяния различные аксессуары.
- Применять полученные навыки при проведении концертов, показов, мастер-классов, шоу программ
Навыки:
- По созданию художественного образа человека
- По самостоятельной разработке творческих проектов
- По наложению макияжа
- По росписи ногтей
- По выполнению валяных изделий
- Владения инструментами и материалами используемых во время обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
«Искусство быть красивой»
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
теория | практика | итого | ||
1. | Стиль и имидж | 6 | 9 | 15 |
2. | Гармония цвета ( цветоведение) | 2 | 4 | 6 |
Художественно-образные произведения дизайна | ||||
3. | Макияж | 10 | 53 | 63 |
4. | Нэйл-дизайн | 4 | 23 | 27 |
5. | Изготовление аксессуаров | 8 | 70 | 78 |
6. | Изготовление сувениров | 1 | 17 | 18 |
7. | Экскурсии. Участие в шоу-программах, концертах, мастер-классах | 6 | ||
8. | Итоговое занятие | 1 | 2 | 3 |
Всего часов: 216ч.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
3год обучения.
Тема 1. Стиль и имидж (15часов=6 часов теория+9 практика.)
Составляющие «стиля» и «имиджа». Как они взаимосвязаны . Знакомство с понятием- мода.
Общее и разное
Тема 2. Гармония цвета , цветоведение ( 6 чсов=2 часа теория+4 часа практика.)
Знакомство с основными цветовыми характеристиками. Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов.
Практическая работа. Зарисовка цветового круга.
Знакомство с 4-мя цветовыми типами (весна ,лето, осень, зима)
Тема 3. Макияж (63 часа= 10 часов теории+53 часа практики)
Уход за кожей (6).
Образный макияж. Эскизирование .Практическая работа(9).
Фантазийный макияж. Эскизирование. Практическая работа(6).
Вечерний макияж. Эскизирование. Практическая работа(18).
Дневной макияж. Эскизирование. Практическая работа(15).
Особые техники макияжа для шоу-показов. Практическая работа(9)
Тема 4. Нэйл-дизайн (27 часов=4 часа теории+23 часа практики)
Анатомия , строение ногтевой пластины.(1ч.)
Уход за кожей рук и ногтям (6ч.)
Практика использования цвета в маникюре. Плоскостной дизайн ( различные техники росписи ногтей и способы их декорирования) (20ч.)
Тема 5. Аксессуары (78 часов=8 часов теории+70 часов практики)
Аксессуары. Объединение составляющих компонентов в единый образ.
Практическая работа
Знакомство с техникой мокрого валяния, техники-фильцевания, применение смешанной техники
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Выполнение графического и цветового решения эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.
Тема 6. Сувениры(18 часов=1 час теории+17 часов практки)
Объединение составляющих компонентов в единый образ.
Практическая работа
Знакомство с техникой мокрого валяния, техники-фильцевания, применение смешанной техники
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Выполнение графического и цветового решения эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление
Тема 7. Экскурсии. Участие в шоу-программах, концертах, мастер-классах (6 часов)
Тема 8. Итоговое занятие ( 3часа)
Система контроля и оценивания результатов
раздел | Требования к предметным результатам | Требования к метопредметным результатам | Требования к личностным результатам | Форма контроля | Система оценки |
1.Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с декоративной косметикой, лаками для ногтей, иглами, ножницами | знать правила техники безопасности и личной гигиены при работе с декоративной косметикой, лаками для ногтей, иглами, ножницами | знать и применять на практике правила техники безопасности и личной гигиены при работе с декоративной косметикой, лаками для ногтей, иглами, ножницами | знать и применять на практике правила техники безопасности и личной гигиены при работе с декоративной косметикой, лаками для ногтей, иглами, ножницами | Карта наблюде ний | |
2.Основы цветоведения | Знать сочетание цветов, оттенков о средствах эмоционального воздействия цвета на окружающих | Уметь при помощи цвета выделять акценты, передавать настроение в работе | Осваивать личностный смысл учения, получать положитель- ные впечатление от своей работы. | Уметь анализи- ровать свою работу | Карта наблюде ний |
3.Виды макияжа | Знать теоритические и практические основы создания художественного образа человека, различные виды макияжа и их применнение | Уметь передавать свой замысел, создавать самостоятльно художественный образ при помощи декор. | Осваивать личностный смысл учения, получать положительные впечатление от своей работы | Уметь анализи- ровать свою работу. Участие в шоу-программах, концертах, мастер-классах | Карта наблюде ний |
4.Виды росписи в ногтевом сервисе | Знать технику нанесения лака, виды декоративных росписей ногтей | Уметь использовать в работе правила и приемы нэйл-арта | Овладеть навыком декоративной росписи на ногтях | Уметь анализи- ровать свою работу. Творческие работы | Карта наблюде ний |
5.Основные приемы валяния шерсти | Осваивать основные приемы сваливания шерсти, различать их между собой | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять алгоритм действий, слушать и понимать педагога. | Проявлять интерес к новому, самоанализ результата. Желание сохранять свой интерес к работе, желание завершать работу. | Выполнять творческие работы. Анализ работ, участие в выставках. | Карта наблюде ний |
6.основные способы декорирования изделий | Использование в работе различной декоративной отделки: вышивки, украшение бисером и т.д. | Уметь применять в работе различные техники декоративной отделки в оформлении изделия | Проявлять интерес к новому, самоанализ результата. Желание сохранять свой интерес к работе, желание завершать работу. | Выполнять творческие работы. Анализ работ, участие в выставках. | Карта наблюде ний |
Условия реализации программы
Имеющиеся средства | Необходимые средства |
Материально-технические | |
Учебная мебель: парты – 10шт.; классная доска – 1 шт.; книжный шкаф или тумба для принадлежностей – 1 шт.; раковина – 1шт.; стенд – 1шт. | Наличие в кабинете раковины с водой Шкаф для хранения инвентаря и методических пособий используемых на занятиях. |
Учебно-методические | |
Наглядные пособия: иллюстрации с различными жанрами изобразительного искусства, фотографии с изображениями различных готовых изделий, реквизиты для занятий, альбомы, краски, цветные карандаши, раздаточный материал (памятки, алгоритмы, дидактические карточки, учебные пособия. | Материал для изготовления творческих работ: неокрашенная непряденая шерсть (сливер), цветная шерсть, иглы для фильцевания (тонкие, средние, грубые), паролоновая губка толщиной не менее 10 см, емкость для воды, мыло, махровое полотенце, пупырчатый целлофан, сетка. Дополнительные инструменты и материалы: острые ножницы, набор игл, швейные и вышивальные нитки - для соединения деталей и отделки; а также различные вещицы для украшения и декорирования изделий. Это могут быть бисер, бусинки, стеклярус, пайетки ит.д. |
учебно-методические комплексы (планы, сценарии учебных занятий, дидактический материал по разделам образовательной программы) |
Литература, необходимая для освоения программы
Литература для педагога
- Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. основы теории и методологии диайна М.МЗ-Пресс,2001.
- Володин В.А. Современная энциклопедия Авантант, Мода и стиль. М.Авантант, 2002.
- Зелинг Ш. Мода-век модельеров. Кельн, 2000.
- СокольникН.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.Академия, 2002.
- Маргит Рюдигер Изысканный макияж. М. Кристина и К,1994
- Яковлева Т., Ларина О., Ахмадулина Л. Макияж и уход за кожей лица. Москва Эксмо 2007.
- Ковалева М. Супермакияж Издательство «Феникс» 2004.
- Кириллова К. Секреты дневного и вечерниго макияжа Москва «Издательство Лабиринт Пресс» 2002.
- Столяровская Е., Уход за руками и ногтями. Москва «Издательство Лабиринт Пресс»2002
- Д.С.Букин, О.Н. Петрова 150 вариантов эксклюзивного маникюра Ростов-на Дону «Феникс» 2005
- Джеффорд Ж., Марш С., Свейн А., Искусство маникюра. Издательский дом Ниола 21-й век
- Энциклопедия нэйл-арта. Издательство ООО «Бьютипресс»
- Ксения Шинковская . Войлок все способы валяния. Москва АСТ-ПРЕСС 2011.
Литературадля детей
- Терри Д. Макияж /практическое руководство/ М. Ниола 21 век, 2003.
- Кириллова К. Секреты дневного и вечерниго макияжа Москва «Издательство Лабиринт Пресс» 2002.
- Столяровская Е., Уход за руками и ногтями. Москва «Издательство Лабиринт Пресс»2002
- Профессиональные журналы «Ногтевой сервис», «Долорес»
- Журналы для домашнего творчества такие как Diana КРЕАТИВ и т.д.
Приложение1
Тест на выявление остаточных знаний
Ваше Ф.И.О. _______________________________________________________________________
Вопрос №1 *
- Что такое фелтинг?___________________________________________________________
- сухое валяние шерсти_________________________________________________________
- мокрое валяние шерсти_______________________________________________________
- комбинированная технология валяния шерсти____________________________________
Вопрос №2 *
Какие виды валяния вы знаете?
- сухое
- полусухое
- мокрое
- влажное
Вопрос №3 *
Где впервые появилась валяная вещь?
- Афины
- Ноев Ковчег
- гора Олимп
Вопрос №4 *
На сколько процентов шерсть дает усадку при мокром валянии?
- 40%
- 30%
- 25%
- не дает усадку
Вопрос №5 *
Какая шерсть подходит для валяния?
- овец
- собак
- верблюжья
- любая
Вопрос №6 *
Какие инструменты и приспособления необходимы для сухого валяния?
- иглы для фелтинга, щетка или губка
- иглы для фелтинга, миска с мыльной водой
Вопрос №7 *
Какие инструменты и приспособления используются для мокрого валяния?
- иглы для фелтинга, миска с мыльной водой
- миска с мыльной водой, пленка, сетка
Приложение 3.
Таблица по отслеживанию сформированности специальных способностей обучающихся
Детское объединение:
Педагог:
№ | Ф.И. | ТБ | Инструменты, материалы | Приемы работы | Изготовление изделия | Цветоведение | Итого |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11. | |||||||
12. | |||||||
13. | |||||||
14. |
1 бал-низкий уровень
2 бала-средний уровень
3 бала- высокий уровень
От 0-5 низкий уровень
От 6-10 средний уровень
От 11-15 высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Программа "Волшебный сундучок" для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.
Программа «Волшебный сундучок» для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.Для детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Программа рассчитана на ...
Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»
Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...
Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"
Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины » направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...
программа дополднительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Мы и музыка"
Программа состоит из трех разделов музыкальных занятий художественно – эстетического направления. В группах на добровольной основе занимаются дети 1–9 классов сольным, хоровым и анс...
программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"
Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...