Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".
рабочая программа на тему

ТУЛУПОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002.

      Утверждена Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия, Экспертное заключение № 50 от 31 января 2008 г.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc415.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная образовательная программа

дополнительного образования детей

по декоративно-прикладному и художественному искусству

«Золушка»

Авторы – сотавитель О.В. Тулупова, педагог ДОД отдела эстетического воспитания

МУ ДОД « Дворца детского творчества» ГО Саранск

Пояснительная записка.        

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать, переживать прекрасное в жизни, в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитии творческих способностей.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы и методы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, конкурсы, развлечения.

Уже в детстве человек может и должен получать начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

Именно с такой благородной целью и была создана данная программа. Программа рассчитана на детей от 5 до 16 лет. Данная программа может быть использована для организации работы студии или мастерской детского творчества, а также для работы отдельных кружков.

Данная программа учитывает современный уровень развития различных видов искусства, соблюдает принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к занятиям и умениям детей различных возрастов.

На занятиях дети получают первоначальные знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки материалов, приобретают простейшие навыки и умения по разметке, раскрою ткани, шитью, вышиванию, вязанию, фриволитэ, изонити, кукольному театру, бисероплетению, изобразительной деятельности (живопись, рисунок, композиция).

На занятиях решаются задачи всестороннего развития и воспитания учащихся в процессе труда. В ходе работы у школьников формируется любовь и уважение к труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, чувства товарищества, взаимовыручки.

Занятия развивают наблюдательность, кругозор, речь, способности к логическому мышлению и обобщению умению по-особому видеть мир; максимально раскрывают творческие способности и возможности учащихся; развивают чувство прекрасного, художественного вкуса; обучают техническим приёмам; знакомят с народным искусством; формируют организаторские способности каждого студийца.

Труд детей в мастерской носит полезный и общественный характер, так как изделия, изготовленные детьми, служат наглядными пособиями, выставочными экспонатами, оформительским материалом; их дарят спонсорам, детскому саду, родным, друзьям, выставляют на ярмарку.

В процессе работы программой предусматриваются совместные посещения (дети с родителями) выставок декоративно-прикладного творчества, музеев, театров и организация экскурсий в осенний, зимний и весенний парк, проведение совместных конкурсов, развлечений и концертов.

Данная программа рассчитана для детей от 5 до 16 лет. Численный состав учеников определяется педагогическими работниками, в соответствии с научными, психолого-педагогическими рекомендациями, характером деятельности, возрастом учащихся. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, контингент учеников может быть переменным (от 2 до 12 человек) и определяется с учётом склонностей и запросов детей, возможностями руководителя и материально-технической базы кружка (мастерской, студии). Основным методом обучения являются групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проходят с детьми в полном составе 12-15 человек. Индивидуальные занятия с детьми предусматриваются в группе с переменным составом (от 1 до 5 человек) для следующих категорий:

  1. ребёнок-инвалид с детства;
  2.  дети, плохо усваивающие программный материал и требующие к себе особого внимания;
  3.  одарённые дети, показывающие высокие результаты на конкурсах по декоративно-прикладному искусству (дипломы 1-3 степени) городского и республиканского уровней;
  4.  в период подготовки к конкурсам по ДПИ.

Продолжительность занятия устанавливается с учётом психолого-физической и педагогической целесообразности допустимой нагрузки учащихся (от 0,5 до 3 часов).

Примерная последовательность обучения детей (в группах)

по возрастным категориям и часовая нагрузка.

Младший возраст (5-10 лет):

1 год (8 часов в неделю):

1) «Умелые руки» - 4часа в неделю (144 часа в год)

2) «Кукольный театр» - 4часа в неделю (144 часа в год)

2 год (12 часов в неделю):

1) «Умелые руки» - 4часа в неделю (144 часа в год)

2) «Кукольный театр» -4часа в неделю (144 часа в год)

3) «Изонить» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

3 год (12 часов в неделю):

1) «Кукольный театр» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

2) «Бисероплетелие» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

3) «Изобразительная деятельность» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

4 год (12 часов в неделю):

1) «Бисероплетение» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

2) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

 5 год (12 часов в неделю):

1) «Бисероплетение» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

2) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

                 Средний и старший возраст (10-16 лет):

 1 год (8 часов в неделю):

1) «Вышивка» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

2) «Бисероплетение» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

 2 год (10-12 часов в неделю):

1) «Вышивка» - 4-6 часов в неделю (144- 216 часов в год)

2) «Бисероплетение» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

 3 год (14 часов в неделю):

1) «Вязание» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

2) «Бисероплетение» -6 часов в неделю (216 часов в год)

3) «Изобразительная деятельность» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

 4 год (12 часов в неделю):

1) «Вязание» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

2) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

 5 год (16 часов в неделю):

1) «Вязание» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

2) «Фриволитэ» - 4 часа в неделю (144 часа в год)

3) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)

Контроль и учёт успеваемости

На занятиях в мастерской применяются следующие формы контроля и учёта успеваемости:

текущий - включает в себя проверку и оценку домашних заданий, а также работу учащихся на уроке;

полугодовой – в конце каждого полугодия учитывается результат контрольного урока (просмотр работ за текущее полугодие) по усвоению учащимися основных знаний, умений и навыков;

итоговый – в конце каждого учебного года, по итогам текущего и полугодового контроля.

Оценочный критерий

Основными оценочными критериями на сделанную учеником работу должны быть словесные одобрения и поощрения в виде отметки (по пяти-бальной системе), при этом преподавателю следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, не требовать от них преждевременных результатов, чаще замечать малейшие сдвиги в обучении.

Кружок «Умелые руки»

Занятия в данном кружке способствуют развитию у детей 5-10 лет навыков ручного труда. По сложности заданий материал ориентирован на дошкольников и младших школьников.

На занятиях рассматривается методика выполнения изделий из природного материала, ткани и других волокнистых материалов, виды работ, технология изготовления, предлагаются эскизы для самостоятельной работы. Практическое значение занятий прежде всего в том, что они помогают детям выполнить подарок к празднику, самостоятельно выполнить игрушку, сувенир, украшение. Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности и терпения, развитию образного и пространственного мышления, кисти рук и глазомера, обучению ребёнка технологическим операциям и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, то есть всему тому, что необходимо ребёнку в школе.

Работы природными, волокнистыми и другими материалами привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, закладки или игрушки! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Дети 5-10 лет выполняют в основном небольшие изделия, по этому расход материала для их изготовления невелик. Для работы используются листья, жёлуди, шишки, орехи, веточки, цветы, семена, пушистые материалы, лоскуты, обрезки и другие материалы. Так как        при работе с тканью дети пользуются режущими и колющими инструментами, то необходимо их познакомить с правилами техники безопасности и требовать строгого соблюдения мер предосторожности. Приучать детей к порядку надо с первых дней занятий. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Особо надо обратить внимание детей на пользование ножницами и иглой.

В начале каждого занятия сообщаются общетеоретические сведения, расширяющие политехнические знания детей. Рассказ, беседа, объяснения занимают не более 15-20 % учебного времени.        Сообщаются проверенные, достоверные факты, должен строго соблюдаться принцип научности.

Занятия проводятся с группой детей в 10-12 человек. При комплектовании группы необходимо учитывать возраст детей и уровень их подготовки. Руководитель должен опираться на знания детей, так как от этого зависит выбор изделий для практической работы. Дети 5-7 лет выполняют простейшие изделия, более старшие ребята выполняют работы сложнее. Принцип «от простого к сложному» необходимо соблюдать в работе любого объединения. Выбор объекта труда зависит от конкретных условий, материально-технической базы, опыта педагога, подготовленности учащихся.

Учебно-тематический план 1 года обучения.



Тема

Количество часов

общее

теория

практика

 1

Вводное занятие.

2

2

-

 2

Работа с природными материалами.

8

1

7

 3

Работа с волокнистыми материалами:

а) нитки;

б) витьё;

в) игрушки из помпонов.


10

4

16


1

1

2


9

3

14

4









Работа с тканью.

а) пришивание пуговиц, кнопок, крючков;

б) виды швов:

1) «вперёд иголка»,

2) «назад иголка»,

3) «через край»,

4) «петельный»,

5) «крестик» и «козлик»,

6) «тамбурный».



8


4

8

2

18

32

30



1


1

1

1

4

4

5



7


3

7

1

14

28

25

5

Экскурсии.

10

10

-

 6

Итоговое занятие.

2

2

-

 ИТОГО:

144

37

107

Содержание 1 года обучения.

  1. Вводное занятие. План и задачи кружка. Демонстрация образцов поделок, игрушек и вышивок. Материалы и инструменты для работы. Правила по технике безопасности.
  2. Работа с природными материалами. Беседа о видах природных материалов и использовании его для поделок. Подготовка природного материала к работе. Анализ работ. Практическая работа. Изготовление поделок, обыгрывание их детьми.
  3. Работа с волокнистыми материалами.

а). Из ниток, шнура, тесьмы можно сделать много интересных поделок (сувениры, подарки). Многие изделия можно выполнить из тех материалов, которые обычно не находят применения и выбрасываются. Использование их для поделок приучает детей к бережливости, экономичному расходованию ниток, ткани.

Практическая работа. Подбор материалов для работ. Изготовление поделок «паучок», «тюльпан», «ромашка», «грибок», «одуванчики» и так далее.

б). Витьё. Нарядные, красивые закладки, пояски, скакалки получаются способом витья. Для работы используют различный материал в зависимости от назначения изделия. Различные способы витья. Расход материала для витья и кисточки. Технология изготовления кисточки. Мартеничка. История древнего обычая. Технология изготовления куколок из ниток.

Практическая работа. Подбор ниток. Изготовление закладки с кисточкой. Изготовление кукол из ниток.

в). Игрушки из помпонов. Из помпонов можно сделать много игрушек. Для изготовления используют шерстяные и синтетические (объёмные) нитки. Принцип изготовления всех поделок одинаков, отличаются они лишь отделкой игрушки, делают их из двух помпонов. Величина одного помпона должна быть большего диаметра (это основа для туловища), а для головы делают заготовку чуть меньшего диаметра. Когда готовы два помпона, их склеивают вместе клеем ПВА. Лапки у всех игрушек должны быть большими, так как они одновременно являются подставкой. Затем начинается оформление игрушки.

Практическая работа. Подбор ниток и изготовление колец-основы для помпонов. Изготовление игрушек (цыплёнок, клоун, кошка, медвежонок). Оформление и обыгрывание готовых игрушек детьми.

  1. Работа с тканью. Виды тканей. Правила раскроя ткани. Отмеривание нити, обработка конца нити, завязывание узелка. Закрепление нити на ткани. Пуговицы и её заменители.

а). Пришивание крючков, кнопок и пуговиц. Одежда всегда должна быть опрятной, а для этого надо уметь пришивать пуговицу, кнопку, крючок, правильно подобрать их по величине, цвету и назначению.

Пуговица всегда должна свободно проходить в петлю; цвет ниток берут такой же, как и ткань. Начинают и заканчивают пришивать с изнаночной стороны, чтобы не было видно узелков. Крючки и петли пришивают частыми стежками по кольцу. Маленькие кнопки пришивают через край. Способы пришивания пуговиц с ножкой и без ножки.

Практическая работа. Подбор ниток, пуговиц, кнопок в зависимости от изделия; пришивание их на картон и ткань. Изготовление пособия «Образцы пришивания пуговиц».

б). Виды швов. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, необходимо познакомить детей с основными видами швов.

По назначению швы делятся: скрепляющие и отделочные. Деление это условно, так как один и тот же шов может использоваться в различных видах работ, следовательно, иметь различное назначение. Виды швов: «вперёд иголка», «назад иголка», «через край», «петельный», «крестик» и «козлик», «тамбурный», их особенности и назначения.

Контурное вышивание. Это интересный и увлекательный вид работы. Такое вышивание можно выполнить с детьми любого возраста. Подбор рисунка, степень его сложности зависит от подготовленности учащихся к данной работе. Контурное вышивание помогает учащимся отработать навыки и умение при выполнении различных видов швов. Данный вид вышивания применяется при изучении всех видов швов. В этом случае дети лучше видят и запоминают процесс шитья.

Практическая работа. Подбор ткани и ниток. Переведение на основу рисунка. Выполнение работы (салфетки). Изготовление выкроек для игольницы и футляра для ножниц. Крой деталей на ткани. Изготовление игольницы и футляра для ножниц. Оформление поделки.

  1. Экскурсии. Посещение парка (сбор природного материала), музеев, выставок декоративно-прикладного искусства.
  2. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Отчётные выставки лучших работ. Награждение лучших учащихся грамотами.        

Учебно-тематический план 2 года обучения




тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Виды швов.

4

1-2

3

3

Изготовление сувениров.

64

12

52

4

Мягкая игрушка.

64

12

52

5

Экскурсии.

8

8

-

6

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

144

37

107

Содержание 2 года обучения.

  1. Вводное занятие. На первом занятии познакомить детей с правилами поведения, рассказать о планах работы, показать образцы игрушек, материалы и инструменты, необходимые для работы. Познакомить с правилами безопасного труда.

Практическая работа. Оформление тетради. Запись правил по технике безопасности.

  1. Виды швов: «вперёд иголка», «назад иголкой», шов «вприкреп», «петельный» шов.

Практическая работа. Оформление тетради. Выполнение разных видов швов.

  1. Изготовление сувениров. Технология изготовления сувениров объясняется последовательно при выполнении каждого задания. Лекало выкроек изготавливают из плотной бумаги или картона. Каждую деталь выкройки надо подписать и пронумеровать. Лекало каждой модели хранить в отдельном конверте. Побеседовать об истории сувениров и их назначении, производстве современных сувениров. Дать детям основные правила раскроя ткани и меха.

Практическая работа. Зарисовка моделей в тетради. Выполнение выкроек-лекал. Заготовка прокладок из поролона и картона. Сшивание деталей. Соединение частей сувенира. Оформление сувенира. Просмотр и оценка работы.

Приблизительный перечень сувениров: игольница «слива», футляр для ножниц, тапочки, кошелёк, сумочка, панно с кармашками, прихватки, грелка на чайник, плоская мягкая игрушка, полуобъёмная мягкая игрушка.

  1. Мягкая игрушка. Виды мягкой игрушки: плоская, полуобъёмная и объёмная. Этапы выполнения мягкой игрушки. Гармония цвета при создании игрушек. Увеличение и уменьшение выкроек. Разновидности меха и ткани и принципы работы с ними. Правила раскроя меха и его подбор. Подбор тканей по цвету и рисунку. Анализ моделей. Набивка и оформление игрушек.

Практическая работа. Зарисовка игрушек. Выполнение выкроек-лекал. Чертёж. Раскрой меха или ткани. Смётывание и сшивание деталей. Вывёртывание и набивка деталей. Оформление игрушки. Просмотр и оценка работ.

Приблизительный перечень игрушек: колобок, синьор Помидор, гусеница, мышка, цыплёнок, пингвин, кролик, щенок, кошка, заяц, клоун Гоша, тигр и тигрёнок, медведь, жираф и т.д.

  1. Экскурсии. Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсах по ДПИ.
  2. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Отчётная выставка. Вручение грамот лучшим учащимся.

       Кружок «Изонить».

Пояснительная записка.

Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только родителям приобрести карандаши, кисти, краски, и на белом листе бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замёрзшем окне, мелом и углём, стёклышком, кусочками подкрашенного льда и многими другими инструментами. Оказывается, можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научитьсявладеть иглой. Изонить - изображение нитью – так называется этот вид деятельности. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративные панно и даже оформить элементы одежды.

Изонить расширяет представление об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность. Ребёнок в начале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно моделирует основу, подбирает нитки для своего изделия. Работа в данной технике формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.

Учебно-тематический план.

 


тема

количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Понятие о композиции. Цветоведение. Виды орнаментов.

42

6

36

3

Техника изонити:

а) заполнение угла;

б) заполнение окружности.


6


2


4

4

Выполнение изделий.

82

10

72

5

Экскурсии.

10

10

-

6

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

144

32

112

Содержание.

  1. Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения на занятии. Демонстрация образцов. Материалы и инструменты для работы. Правила техники безопасности.

Практическая работа. Оформление тетради.

2. Понятие о композиции. Цветоведение. Сочетание цветов. Виды орнаментов. Построение орнамента в полосе, квадрате и круге.

Практическая работа. Оформление тетради. Выполнение эскизов.

3.Техника изонити. История изонити как вида искусства. Техника выполнения изонити: заполнение угла и заполнение окружности. Два способа удлинения нити.

Практическая работа. Оформление тетради. Чертёж угла. Чертёж окружности. Заполнение угла и окружности по схемам.

4.Выполнение изделий (закладок, брошек, панно). Техника выполнения изонити.

Создание эскизов для изделий. Оформление готового изделия швами «вперёд иголка» и «петельный».

Практическая работа. Подбор фона и ниток для изделия. Создание эскиза. Перевод рисунка на основу – фон. Разметка и прокалывание элементов рисунка – основы. Изготовление изделий: закладка, брошь, панно. Оформление изделий (шов «вперёд иголка» и «петельный»). Оформление задней части изделия, прикрепление шнура (для панно).

5.Экскурсии.

6.Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год по результатам выставок и конкурсов. Награждение отличившихся учащихся.

Кружок «Декоративное вязание на спицах»

Пояснительная записка.        

Вязание на спицах известно издавна.        Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало в ряд любимейших занятий рукодельниц. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Клубок ниток и спицы таят в себе неограниченные возможности.

Подбор ниток, выбор узора и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное; оно способствует не только привитию, совершенствованию определённых трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественному вкусу, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественного труда. Занятия в данном кружке могут способствовать ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание.

Курс обучения вязанию на спицах планируется на три учебных года с расчётом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2-3 часа. В кружке могут заниматься учащиеся 5-11 классов. При наборе надо учитывать возраст детей, их успеваемость и навыки. В группах может заниматься до 10 человек.

Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся могли хорошо усвоить основные приёмы вязания и их условные обозначения, умели чётко схематически изображать готовые узоры, выполнять узоры и изделия по записи. Наряду с выполнением изделий по программе, учащиеся постепенно знакомятся с новыми приёмами вязания, новыми узорами. Задания по выполнению образцов и изделий должны постепенно усложняться.

На втором году обучения следует особое внимание обратить на правильное снятие мерок, построение чертежей выкроек изделий, на расчёт петель и проработку отдельных деталей: карманов, воротников и так далее.

На третьем году обучения следует обучать детей вывязыванию картин, узоров от 2 до 10-12 клубков.

В течение трёх лет обучения учащиеся делают необходимые записи в тетради (о выполнении приёмов вязания, последовательности выполнения изделия), зарисовывают схемы узоров.

Программой предусмотрено посещение выставок декоративно-прикладного искусства, предприятий народных промыслов.

Учебно-тематический план 1 года обучения.        



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Основы материаловедения.

2

2

-

3

Основные приёмы вязания.

4

2

2

4

Упражнения в вязании лицевых петель.

2

1

1

5

Упражнения в вязании изнаночных петель.

4

2

2

6

Упражнения в вывязывании накидов.

4

2

2

7

Вязание узорного полотна.

32

6

26

8

Прямое вязание.

14

2

12

9

Убавление и прибавление петель.

14

2

12

10

Снятие мерок и расчёт петель.

12

2

10

11

Вывязывание пятки.

12

2

10

12

Вывязывание пальца.

12

2

10

13

Игрушки.

20

4

16

14

Экскурсии.

4

4

-

15

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

144

40

104

Содержание1 года обучения.

1.Вводное занятие. История вязания. Ручное вязание – один из видов декоративно-прикладного искусства. План работы и режим работы кружка. Инструменты и материалы для ручного вязания. Правила техники безопасности при работе с колющими инструментами.

2.Основы материаловедения. Материалы, используемые для выработки пряжи. Понятие о волокне, виды волокон (натуральные, химические), их происхождение. Нити для ручного вязания.

3. Основные приёмы вязания. Основные приёмы набора петель начального ряда, петли лицевые и изнаночные. Закрепление петель. Плотность вязания, подбор спиц для разной пряжи. Раппорт узоров, их запись.

4, 5, 6. Упражнения в вязании лицевых, изнаночных петель и накидов. Вывязывание лицевых и изнаночных петель (лицевая, платочная вязка). Скрещенные петли. Вывязывание накидов. Ажурное вязание.

Практическая работа. Вывязывание образцов; оформление альбома.

7. Вязание узорного полотна. Ажурное вязание. Прибавление и убавление петель. Перемещение петель (жгуты). «Шишечка». Резинки, английская резинка. Буклированные узоры. Столбики. Плетёнка. Ромбы из жгутов. Ажур «листочки».

Практическая работа. Вывязывание образцов различных узоров; оформление альбома.

8.Прямое вязание. Определение размера шарфа. Подбор узоров. Расчёт петель. Плотность вязки.

Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия (кисти, бахрома). Отпаривание.

9.Убавление и прибавление петель (шапочка). Чертёж выкройки. Расчёт петель. Вывязывание формы шапочки путём убавления и прибавления петель. Отделка шапочки.

Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия (помпон).

10.Снятие мерок и расчёт петель с учётом узора (тапочки).

Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия.

11.Вывязывание пятки (носки). Снятие мерок и расчёт петель с учётом узора. Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия.

12.Вывязывание пальца (варежки). Снятие мерок и расчёт петель с учётом узора. Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия.

13.Игрушки. Вязаные игрушки. Чертёж выкройки. Расчёт петель. Способы оформления игрушек.

Практическая работа. Вывязывание и оформление игрушек.

14.Экскурсии. Посещение трикотажных предприятий и выставок декоративно-прикладного творчества.

15. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Организация выставки работ учащихся.

Учебно-тематический план 2 года обучения.



Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Конструирование.

4

4

-

3

Способы вязания изделий (снизу или сверху).

22

2

20

4

Техника вязания вырезов.

62

4

58

5

Техника вязания карманов и воротников.

68

4

64

6

Ажурное вязание.

42

2

40

7

Вышивка по вязаному полотну.

10

2

8

8

Экскурсии.

4

4

-

9

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

216

26

190

Содержание 2 года обучения.

1. Вводное занятие. План работы кружка. Демонстрация вязаных изделий, выполненных руководителем и кружковцами. Просмотр образцов, чертежей. Примерный расход пряжи на учебный год. Повторение правил по технике безопасности.

2. Конструирование. Снятие мерок. Построение основных чертежей: жакет с длинными вшивными рукавами, свитер с рукавом реглан, ажурная кофточка с коротким рукавом, юбки (прямая и клиньями), воротники и вырезы. Расчёт петель реглана от горловины. Построение выкройки.

3. Способы вязания изделий (снизу или сверху) (юбка). Выбор узора для юбки и способа вязания (снизу или сверху).

Практическая работа. Вязка образца для юбки. Расчёт петель, вязка, оформление и утюжка изделия.

4. Техника вязания вырезов (джемпер). Современные тенденции в моде. Работа с журналами мод. Выбор фасона, рисунка или орнамента, расчёт петель.

Практическая работа. Вязка, отделка и утюжка изделия.

5. Техника вязания карманов и воротников (жакет). Техника вязания карманов различной формы (горизонтально, косо и вертикально), воротников (пришивных и цельнокроеных). Работа с журналами мод. Выбор фасона, рисунка. Расчёт петель.

Практическая работа. Вязка и отделка изделия.

6. Ажурное вязание (ажурная кофточка). Выбор фасона. Работа с журналами мод. Выбор узора, расчёт петель.

7. Вышивка по вязаному полотну. Вышивка по вязаному полотну – дополнительный элемент отделки. Способы вышивок.

Практическая работа. Вязка и отделка изделия.

8. Экскурсии. Посещение трикотажных предприятий.

9. Итоговое занятие.

Учебно-тематический план на 3 год обучения.



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

3

3

-

2

Жаккардовый узор.

34

3

31

3

Техника вязания несколькими клубками.

53

6

47

4

Вязаные картинки.

50

3

47

5

Цветные вставки.

67

4

63

6

Экскурсии.

6

6

-

7

Итоговое занятие.

3

3

-

ИТОГО:

216

28

188

Содержание 3 года обучения.

1.Вводное занятие. План работы кружка. Демонстрация вязаных изделий.         Просмотр образцов, чертежей. Примерный расход пряжи на учебный год. Повторение правил безопасного труда.

2. Жаккардовый узор. Значение жаккардовых узоров, применение его в изделии. Сочетание цветов. Техника вязки. Зарисовка узоров.

Практическая работа. Вязка жаккардового узора.

3. Техника вязания несколькими клубками (пуловеры). Техника вязания от 2 до 6 клубков. Зарисовка узоров Сочетание цветов и фактуры пряжи в изделии.

Практическая работа. Вязка и отделка изделий.

4. Вязаные картинки. Техника вязания от 2 до 9 клубков. Зарисовка узоров Сочетание цветов и фактуры пряжи в изделии.

Практическая работа. Вязка и отделка изделий.

5. Цветные вставки. Техника вязания от 2 до 12 клубков. Зарисовка узоров Сочетание цветов и фактуры пряжи в изделии.

Практическая работа. Вязка и отделка изделий.

6. Экскурсии. Посещение музеев и выставок декоративно-прикладного искусства.

7. Итоговое занятие. Отчётная выставка работ.

Кружок «Кукольный театр»

Пояснительная записка.

Цели и задачи театрального коллектива заключаются в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства товарищества, взаимопомощи, чувства прекрасного. Занятия в данном кружке способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, мышления, развивают творческие умения и навыки, оказывают нравственное и эстетическое воздействие на развитие личности.

На занятиях дети получают знания о кукольных театрах, учатся самостоятельно делать кукол и декорации к спектаклям. В процессе работы у детей пробуждается фантазия, их инициатива направляется на создание спектакля.

Труд детей носит общественно-полезный характер, так как спектакли, поставленные ими, показываются малышам детских садов и учащимся начальной школы, сверстникам и родителям.

Учебно-тематический план 1 – 3 годов обучения.



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Работа над выбранными для спектакля пьесами.

4

4

-

3

Распределение ролей и репетиция за столом.

4

2

2

4

Изготовление декораций и кукол.

22

4

18

5

Работа над ширмой.

10

2

8

6

Репетиция спектаклей.

80

4

76

7

Концерты.

10

-

10

8

Экскурсии в кукольный театр.

12

4

8

9

Итоговое занятие.

2

1

1

ИТОГО:

144

22

122

Содержание.

1. Вводное занятие. Беседа о кукольных театрах (теневой, пальчиковый, перчаточный, марионетки и др.). Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, актёр, художник-декоратор, бутафор и др.). Обсуждение репертуара на год.

2. Работа над выбранной для спектакля пьесой. Работа эта состоит из выразительного чтения пьесы педагогом и беседы.

3. Распределение ролей и репетиции за столом. Распределение ролей и чтение произведения учащимися. Предложить детям подумать об эмоциональном состоянии персонажа, каков его характер. Выразительное чтение вслух, соблюдая правила дыхания; определить логические ударения, паузы. Отработка чтения каждой роли; репетиция за столом. Задача педагога состоит в том, чтобы обучить детей умению вживаться в свою роль, учить передавать интонацией их настроение, чувства, характер персонажа.

4. Изготовление кукол и декораций. Разработка эскизов и чертежей кукол. Подбор материала (в зависимости от характера персонажа и его внешнего вида.) Создание выкройки туловища. Раскрой деталей кукол; их сшивание. Варианты оформления. Создание эскизов и подбор материала для декораций.

Практическая работа. Зарисовка куклы. Выполнение выкроек-лекал; раскрой ткани, меха; смётывание и сшивание деталей; вывёртывание и набивка деталей. Оформление куклы. Изготовление головы для кукол-человечков (папье-маше), тонирование и роспись лица куклы. Изготовление декораций. Просмотр и оценка работ.

5. Работа над ширмой.

 Методические рекомендации по работе над ширмой:

 1) надеть куклу на руку (голову на указательный палец, руки куклы – на большой и средний пальцы) и выполнить несколько упражнений – подвигать головой куклы, развести руки в стороны, поднять вверх, вытянуть вперёд;

2) поводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков. Пройти от одного конца ширмы до другого (повторить упражнение несколько раз). После отдыха усложнить упражнение: кукла ходит по ширме, останавливается, вертит головой, хлопает руками, кукла выполняет различные движения (рассматривает книгу, говорит о ней, сопровождая слова определёнными движениями).

3) сделать предложенные упражнения с каждым ребёнком. Дальнейшие задания посвящаются обучению создания действия куклы со словами своей роли. К этому времени дети должны знать свою роль наизусть. Здесь нужна индивидуальная работа с каждым ребёнком: как водить куклу, как говорить за неё, как соединить движения со словами роли. Работа на ширме чередуется с работой за столом (дети устают от постоянной работы на ширме).

6. Репетиция спектаклей. Отработка спектакля в целом: постоянные репетиции на ширме, за столом; совершенство чтения своей роли и кукловождения. Педагог решает сам, готов спектакль или ещё продолжить репетиции.

7. Концерты. Показ спектаклей малышам, сверстникам и родителям.

8. Посещение кукольных театров (спектаклей, репетиций и цехов).

9. Итоговое занятие. Отчётный концерт кружка. Награждение лучших исполнителей.

Кружок «Фриволитэ»

Пояснительная записка.

Стремление сделать свою одежду и быт красивыми, нарядными, неповторимыми всегда было присуще человеку. Во все времена люди старались свой «искусственный покров» украсить лентами, мехом, изделиями декоративного характера.

Среди многообразия художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного искусства, начало возникновения, которых трудно установить. К таким видам относится и кружевоплетение. Считается, что начало плетения кружев, относится к 16 столетию, а родиной их является Италия, откуда они быстро распространились по Европе – в Испанию, Нидерланды, Германию, Швейцарию. Кружевоплетение в Азии было распространено мало, а в иных государствах вообще было неизвестным.

В 17-18 веках кружевоплетение разделилось на две ветви по своей трудоёмкости. Вязание спицами и крючком стало чисто любительским и им владело большинство женщин. А вот вязание кружев иглой, коклюшками стало промышленным. Хороший товар стал развозиться по всему свету. Кружевоплетение становится известным далеко за пределами Европы и появляется как самостоятельное искусство в Бразилии и Мексике.

Примерно на границе 18-19 веков большое распространение в Европе получило ФРИВОЛИТЭ. В Россию фриволитэ пришло из Франции и сохранило своё название.

В 19 веке все виды народного творчества получили бурное развитие. В России того времени открылось большое число школ по разным направлениям прикладного искусства, в том числе по вышивке и кружевоплетению. Институт «Благородных девиц» в Москве, высшие Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, пансионы для девиц – везде обязательным курсом были вышивка и кружевоплетение, в основном фриволитэ.

Плетение кружев челноком несложно, увлекательно и удобно, поскольку этим рукоделием можно заниматься практически в любых условиях. Качество получаемых кружев позволяет использовать их как самостоятельные изделия (воротнички манжеты шали пелерины), так и в сочетании с тканью (наволочки постельное бельё скатерти носовые платки салфетки) и другими материалами.

В конце 60-х годов ХХ столетия после долгого перерыва фриволитэ начало возрождаться сначала в странах Европы, а с 80-х и в нашей стране.

Изделия, выполняемые в технике фриволитэ, в настоящее время претерпели влияние современной моды и широко применяются для отделки одежды и интерьера квартир. Всё это говорит о возрастающем внимании к этому неоправданно забытому виду декоративно-прикладного искусства.

Изучение техники фриволитэ связано с кропотливостью работ, требует от преподавателя большей частью индивидуальной работы с каждым ребёнком, a поэтому для проведения нормальной работы кружка и наиболее успешного усвоения материала число детей не должно превышать 10 человек в группе. Обучение не должно сводиться к плетению лишь образцов, необходимо, чтобы дети выполняли нужные и полезные изделия для украшения интерьера, быта, одежды.

Учебно-тематический план.



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Плетение основных элементов одним челноком.

24

4

20

3

Двустороннее плетение.

40

5

35

4

Плетение двумя челноками.

50

6

44

5

Экскурсии.

6

6

-

6

Общественно-полезный труд.

20

4

16

7

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

144

29

115

Содержание.

1. Вводное занятие. Кружевоплетение – один из видов декоративно-прикладного искусства. История фриволитэ. Знакомство с планом работы кружка. Демонстрация образцов и изделий. Правила поведения в кружке. Необходимые материалы и приспособления для плетения кружев.

2. Плетение основных элементов одним челноком. Выбор мотива, подбор ниток, изучение простейшей техники плетения. Техника безопасности при работе с иголками, ножницам, крючком. Сувенир-закладка.

Практическая работа. Условные обозначения и графические изображения элементов плетения. Зарисовка схемы мотива для закладки. Намотка ниток на челнок. Исполнение «узла фриволитэ»; выполнение прямого и обратного узлов. Кольцо и полукольцо. Выполнение пико. Соединение колец. Заработка концов нити. Плетение сувенира-закладки. Уход за готовым изделием.

3. Двустороннее плетение. Многорядные работы. Воротничок. Изучение более сложных элементов кружевоплетения: несимметричный колосок, симметричный колосок, односторонний узор с трилистниками, двусторонний узор с трилистниками, сеточка, сцепка «вытянутая петля», кольцо «Жозефина».

Практическая работа. Зарисовка воротничка в альбом. Подбор ниток и намотка их на челнок. Плетение образцов. Выполнение воротничка. Уход за готовым изделием.

4. Плетение двумя челноками. Выполнение дуг. Соединение дуги с другими элементами. Узоры двумя челноками: дорожка из колец, обвитых дугами с одной и с разных сторон, дорожка из дуг, трилистник с высоким средним кольцом. Правила композиции при разработке изделий. Сочетание фриволитэ с другими видами рукоделия. Салфетка.

Практическая работа. Подбор и намотка ниток на челноки. Выполнение образцов. Зарисовка в альбом схемы узора для салфетки. Выполнение салфетки. Уход за готовым изделием.

5. Экскурсии. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

6.Общественно-полезный труд. Изготовление и оформление сувениров-подарков для спонсоров, родителей, сверстников и как материально-технической базы кружка.

7. Итоговое занятие. Отчётная выставка работ. Проведение конкурса на лучшую работу. Награждение победителей и участников выставки.

Кружок « Вышивка»

Пояснительная записка

Искусство вышивки известно человеку издавна. Оно не забывается и не устаревает. И не уменьшается число его поклонниц, отдающих значительную часть своего свободного времени этому чудесному занятию. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Вышивка народов нашей страны отличается большим многообразием и богатством технических приёмов, цветовыми решениями. Каждый народ, в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создал свои приёмы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.

В русской вышивке, например, большую роль играет геометризированные формы растений и животных – ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, а также изображение солнца и т. д.

Народные вышивки Украины отличаются чётким графическим изображением орнамента, лёгкостью узора. Особое место в украинских вышивках занимают рушниковые швы. Традиционный рушниковый орнамент преимущественно растительного характера, но иногда со стилизованными мотивами птиц и зверей делает эти рушники необыкновенно красочными и неповторимыми. Выполняют рушниковые швы, нитками красного цвета, иногда добавляя синий или чёрный.

Большой интерес представляет собой вышивка народов Поволжья: марийцев, мордвы и чувашей. Вышивка этих народов имеет много общих черт; различия составляют мотивы узоров и их техническое исполнение.

Узоры вышивок составлены из геометрических форм и сильно геометризированных мотивов и выполнялись на белом или кремовом полотне. Плотные ковровые узоры вышивали шерстяными, шёлковыми и хлопчатобумажными нитками красно-коричневого цвета различных оттенков. Приглушённый красный цвет хорошо сочетается с чёрным, тёмно-синим, иногда с зелёным, оранжевым или жёлтым цветом.

Особенностью мордовской вышивки является заполнение узора небольшими фигурками в виде спиралей, пересечённых ромбом и т. п., которые образуют ковровую поверхность. Другой вид вышивки – шов «звёздочка» - стежки выходящие из квадрата. Вышивку делают красными и тёмно-синими нитками.

Вышивка доступна детям и вызывает у них большой интерес. Занятия имеют большое воспитательное значение, они ставят своей целью эстетическое и трудовое воспитание детей. Основные задачи кружка – привить ребятам интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству народов России и ближнего зарубежья, научить техническому мастерству в области вышивки, воспитать умение работать коллективно, добиваясь исполнения и завершённости в работе, содействовать профессиональной ориентации.

Программа предусматривает обязательное ознакомление с историей и художественными традициями основных центров вышивального искусства, беседы о народных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида искусства (рисунки, репродукции, выставочные изделия).        

Практическая работа по вышивке включает в себя знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов из готовых элементов и самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приёмами вышивки.

Для занятий кружка требуется следующее оборудование и инструменты: пяльца круглые, пяльца деревянные квадратные с подставкой, нитки мулине различных цветов и оттенков, шерстяные нитки в бабинах, ножницы, иглы различные для вышивки, напёрстки, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, линейки, булавки, карандаши, краски и кисти. Ткани должны соответствовать изделию и технике выполнения шва; наиболее удобны для вышивки ткани с прямым полотняным переплетением нитей: редина, лён, лён с лавсаном, суровое полотно, можно использовать шерсть и сукно.

Учебно-тематический план 1 года обучения.        



Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Цветоведение. Понятие о композиции.

20

6

14

3

Тамбурный шов и мережка.

36

6

30

4

Русские мотивы в вышивке.

46

6

40

5

Украинская вышивка.

32

4

28

6

Экскурсии.

6

6

-

7

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

144

32

112

Содержание 1 года обучения.        

1. Вводное занятие. Задачи и план работы кружка на год. Необходимые инструменты и материалы для вышивания. Правила техники безопасности при работе с утюгом, ножницами, иглой.

2. Цветоведение. Понятие о композиции. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Построение орнамента в полосе, квадрате, круге. Сбор материала по народному орнаменту.

Практическая работа. Оформление тетради. Выполнение эскизов.

3. Знакомство со швами: «вперёд иголка», «назад иголка», «строчка», стебельчатый, «тамбурный» («цепочка»), петельный, «козлик», «петля».

Выбор ткани для салфетки, орнамента и зарисовка его в тетрадь.

Практическая работа. Выполнение на образце простейших швов. Оформление тетради. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение вышивки (тамбурный шов и мережка). Обработка и заделка краёв салфетки. Стирка и утюжка вышитого изделия.

4. Русские мотивы в вышивке. Знакомство со счётными швами: «крестик», «набор», счётная гладь, атласник. Выбор ткани для полотенца, орнамента и зарисовка его в тетрадь.

Практическая работа. Выполнение образца со счётными швами. Оформление тетради. Подготовка ткани к вышивке. Выполнение узора вышивки швами «крестик», «набор» или др. Оформление полотенца и его утюжка.

5. Украинская вышивка, её особенности. Выбор ткани для изделий, орнамента и зарисовка его в тетрадь. Работа по канве, её подготовка к вышивке. Передник и косынка.

Практическая работа. Выполнение образца украинской вышивки. Подготовка ткани и канвы к работе. Выполнение узора. Оформление и утюжка готового изделия.

6. Экскурсии. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

7. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся; подведение итогов; награждение участников.

Учебно-тематический план 2 года обучения.

План разработан для 4-х и 6-ти часовых занятий в неделю.



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2/3

2/3

-

2

Основы цветоведения и композиции.

4/6

1/2

3/4

3

Мстёрская гладь и мережка.

40/60

6/9

34/51

4

Владимирская гладь.

46/69

6/9

40/60

5

Мокшанские или эрзянские мотивы в вышивке.

46/69

6/9

40/60

6

Экскурсии.

4/6

4/6

-

7

Итоговое занятие.

2/3

2/3

-

ИТОГО:

144/216

27/141

117/175

Содержание 2 года обучения.

1. Вводное занятие. Задачи и планы работы на год. Необходимые инструменты и материалы для вышивания. Правила техники безопасности.

2. Основы цветоведения и композиции. Построение орнамента в полосе, квадрате, круге. Сбор материала по народному орнаменту. Выполнение эскизов.

3. Мстёрская гладь, её особенности. Знакомство с белой гладью с настилом и простой без настила, редкой гладью штрихами, ажурными решётками, сетками и стягами. Выбор ткани, ниток, орнамента и зарисовка его в тетрадь. Салфетка.

Практическая работа. Изготовление образцов мстёрской гладью. Оформление тетради. Подготовка ткани к работе, перевод рисунка на ткань. Выполнение вышивки, обработка и заделка краёв салфетки. Стирка и утюжка вышитых изделий.

4. Владимирская гладь. Знакомство с владимирским верхошвом (владимирской гладью). Тематика данной вышивки, характерные особенности построения орнамента. Плоскостное решение тематических сюжетов. Подбор ткани для панно. Декоративное панно.

Практическая работа. Выполнение образцов владимирской глади. Оформление тетради. Выполнение эскизов панно; раскрой ткани и перевод на неё рисунка. Выполнение вышивки. Утюжка готового панно и его оформление (пришивание подклада, оформление верхней и нижней части панно, прикрепление шнура и т.д.).

5. Мокшанские или эрзянские мотивы в вышивке. Вышивка народов Мордовии – эрзянская и мокшанская; особенности их орнамента, техника исполнения. Зарисовка элементов орнамента. Знакомство со счётным швом «роспись». Разработка композиции орнамента и его оформления. Столешница

Практическая работа. Выполнение образцов мордовских вышивок: розетка и «роспись». Выполнение вышивки; утюжка и оформление готового изделия.

6. Экскурсии. Посещение музеев и выставок декоративно-прикладного искусства.

7. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Анализ отчётной выставки и награждение лучших учащихся.

Кружок «Изобразительная деятельность»

Пояснительная записка

Занятия в кружке «изобразительная деятельность» помогают решать образовательно-воспитательные задачи: прививать интерес и любовь к изобразительному искусству, развивать эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление учащихся; расширять изобразительные возможности детей путём включения заданий, направленных на практическое воплощение замыслов учащихся. Занятия помогают знакомить с искусством родного края, произведениями изобразительного и прикладного искусства, не вошедшие в школьную программу.

Основными задачами кружка «изобразительная деятельность» являются:

1)развитие художественно-творческих способностей детей;

2)обучение основам изобразительной грамоты (основам рисунка, живописи, композиции);

3)обучение рисованию с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

4)развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

5)формирование интереса и любви к изобразительному искусству.

Юный художник должен знать основные художественно-выразительные средства карандаша, цветных мелков, акварельных и гуашевых красок, сангины, угля, пастели. Основное внимание уделяется ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства, с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего времени, с лучшими произведениями русских дореволюционных и советских художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Для успешных занятий кружка необходимо накапливать фонд методических материалов и рисовальных принадлежностей. Использование наглядности активизирует мысль и воображение учащегося, вызывает у него повышенный интерес к изучаемому материалу, к процессу рисования и своему рисунку, активизирует в целом художественный процесс ребёнка, его фантазию.

Методами активации творческой деятельности школьников служат и рисование по памяти и по представлению объектов действительности, проведение конкурсов на лучший рисунок, тематических бесед об искусстве, посещение детских художественных выставок, встречи с художниками (в школе, музее, мастерских художников), посещение музеев и художественных выставок, экскурсий на природу, на стройки; следует, как можно шире использовать конкурсы и игры, вызывающие творческую активность у детей, их интерес к занятиям искусством.

Для развития художественно-творческих способностей у детей программа предусматривает следующие виды работ: рисунок, живопись и композиция. Программа составлена на 3 года обучения: 1-й год – 4 часа в неделю (144 часа в год), 2-й и 3-й год – 6 часов в неделю (216 часов в год). Указанные виды художественно-творческой работы и темы заданий должны быть тесно взаимосвязаны со временем года. На 2-ом и 3-ем году обучения особое внимание следует уделять объёмному рисованию, овладению закономерностями линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас проводятся на практических занятиях в тесной взаимосвязи с темой занятия. В конце года организуются выставки художественных работ с обязательным её открытием и закрытием, награждением.

Учебно-тематический план 1 года обучения.



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Графические и живописные упражнения. Цветоведение.

6

2

4

3

Рисование с натуры пейзажа.

28

8

20

4

Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт).


28


8


20

5

Рисование и живопись с натуры птиц, рыб и мелких животных.

28

8

20

6

КОМПОЗИЦИЯ.

Композиция на заданные темы.


14


4


10

7

Композиция на литературные темы.


12


2


10

8

Композиция на свободную тему.


8


1


7

9

Беседы об изобразительном искусстве.


8


8


-

10

Экскурсии.

8

8

-

11

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

144

52

92

Содержание 1 года обучения.

1. Вводное занятие. Вводная беседа об искусстве. Что такое «рисунок», «живопись» и «композиция». Виды рисунка и живописи. История развития рисунка и живописи. Художественные материалы, применяемые для рисунка и живописи. Как я рисую. Её величество Линия. Техника безопасности при работе с колющими и режущими материалами.

2. Графические и живописные упражнения. Цветоведение.

Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковом расстоянии, проведение круговых линий, упражнения в мазках, постоянном насыщении цветового тона (акварель, гуашь). Цветоведение (основные и дополнительные цвета; холодные и тёплые цвета, их эмоциональная характеристика).

3. Рисование с натуры пейзажа. Зарисовка пейзажа. Наблюдения и передача в рисунке состояния погоды (солнечный, пасмурный день и т.д.) разными художественно-выразительными средствами (карандашом, акварелью, сангиной, цветными мелками). Далеко и близко (воздушная и линейная перспектива). Как рисуют деревья. Пейзаж (беседа). Виды пейзажей.

4. Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт). Натюрморт (беседа). Овощи и фрукты, посуда. Живописные упражнения: лессировка, мазки. Свет. Блик. Тень. Полутень. Как рисуют цветы. Натюрморты (с натуры) из фруктов, овощей и посуды (сверху и сбоку) и ваза с цветами.

5. Рисование и живопись с натуры птиц, рыб и мелких животных (анималистика). Анималистика (беседа). Симметрия. Графическое изображение насекомых, птиц, рыб и мелких животных. Выполнение набросков птиц на неподвижной модели (чучело) и с натуры (живые птицы).

КОМПОЗИЦИЯ.

6. Композиция на заданные темы. Рисование на темы: «Подводный пейзаж», «Горный пейзаж», «Фантастический пейзаж», «Сказочный пейзаж», «Мои друзья», «Животный мир», используя карандаш, акварель, гуашь и пастель.

7. Композиция на литературные темы. Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов: «Колобок», «Лиса, кот и петух», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Берёза» С. Есенина, «Зимнее утро» А.С. Пушкина, используя карандаш, акварель, гуашь.

8. Композиция на свободную тему. Рисование по собственному выбору детей на темы окружающей жизни, на исторические темы (карандаш, акварель, гуашь, смешанная техника).

9. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Беседы об изобразительном искусстве: история развития живописи и рисунка; о жанрах живописи; о выдающихся художниках-живописцах и рисовальщиках; о красоте вокруг нас.

10. Экскурсии. Посещение музея изобразительных искусств

им. С. Д. Эрьзи, краеведческого музея и выставок декоративно-прикладного искусства.

11. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Награждение лучших учащихся.

Учебно-тематический план 2 года обучения.



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

3

2

1

2

РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ.

Графические и живописные упражнения. Цветоведение.


9


3


6

3

Рисование и живопись с натуры пейзажа.

30

3

27

4

Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт).


27


5


22

5

Рисование и живопись с натуры птиц, рыб и животных.

27

4

23

6

Портрет в графике.

27

4

23

7

КОМПОЗИЦИЯ.

Композиция на заданные темы.

24

4

20

8

Композиция на литературные темы.

9

3

6

9

Композиция на свободную тему.

9

3

6

10

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

30

10

20

11

Экскурсии.

18

18

-

12

Итоговое занятие.

3

3

-

ИТОГО:

216

62

154

Содержание 2 года обучения.

1. Вводное занятие. Задачи, стоящие перед учащимися на 2-ом году обучения. Живопись – искусство цвета, а рисунок – душа всех видов живописи (беседа). Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

 РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ.

2. Графические и живописные упражнения. Цветоведение.

Упражнения в штриховке по форме, в составлении холодных и тёплых цветов, основных и противоположных цветов, цветового круга и т.п. Графические упражнения по передаче тоновой растяжки от светлого к тёмному. Штрих. Тон. Светотень.

3. Рисование и живопись с натуры пейзажа.

Пейзаж (беседа). Этюды осеннего, зимнего, весеннего пейзажа. Линейная и воздушная перспективы. Тёплый и холодный колорит. Передача настроения.

4. Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт). Натюрморт (беседа). Конструктивная форма предмета. Законы светотени. Постановка из нескольких предметов на нейтральном фоне. Графическое и живописное рисование с натуры. Решение локального цвета в свету и тени. Боковой свет. Свет. Блик. Тень. Полутень.

5. Рисование и живопись с натуры птиц, рыб и животных (анималистика). Анималистика (беседа). Наброски (графические и живописные) с натуры рыб, птиц и мелких животных. Передача характера (злой, гордый, хитрый, умный). Соблюдение пропорций. Передача движения.

6. Портрет в графике. Портрет (беседа). Прорисовка отдельных частей лица (глаза, нос, рот, ухо). Схемы настроения. Портрет друга (подруги). Передача характера, выражения лица. Пропорции. Объём.

КОМПОЗИЦИЯ.

7. Композиция на заданные темы.

Рисование гуашью хохломских, дымковских, городецких и жостовских узоров в прямоугольнике, круге.

8. Композиция на литературные темы.

Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зимнее утро» А. С. Пушкина, используя карандаш, гуашь, акварель, смешанную технику.

9. Композиция на свободную тему.

Рисование на темы окружающей жизни, на исторические темы, иллюстрирование любимых литературных произведений.

10. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Беседы по картинам А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана, Ф.Васильева, В.Васнецова. Декоративно-прикладное искусство народов России (Хохлома, Городец, Жостово, Дымка).

11. Экскурсии. Экскурсии в краеведческий музей, музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, музей мордовской национальной культуры. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

12. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Награждение лучших учащихся.

Учебно-тематический план 3 года обучения.        



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

3

3

-

2

РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ.

Графические и живописные упражнения.


9


3


6

3

Рисование и живопись с натуры пейзажа.

41

5

36

4

Рисование и живопись с натуры натюрморта.

41

5

36

5

Рисование и живопись с натуры человека.

43

6

37

6

КОМПОЗИЦИЯ.

Композиция на заданные темы.

24

4

20

7

Композиция на свободную тему.

12

2

10

8

Беседы об изобразительном искусстве.

18

18

-

9

Экскурсии.

12

12

-

10

Итоговое занятие.

3

3

-

ИТОГО:

216

71

145

Содержание 3 года обучения.

1. Вводное занятие. Задачи, стоящие перед учащимися на 3-й год обучения.

Живопись – искусство цвета, а рисунок – источник и душа всех видов живописи (беседа о выдающихся живописцах и рисовальщиках). Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ.

2. Графические и живописные упражнения. Упражнения в штриховке по форме, в составлении тёплых и холодных цветов, основных и противоположных цветов, цветового круга, ахроматических и хроматических цветов. Пространственные свойства цвета. Колорит.

3. Рисование и живопись с натуры пейзажа. Пейзаж (беседа). Этюды осеннего, зимнего и весеннего пейзажей. Линейная и воздушная перспективы. Тёплый и холодный колорит. Передача настроения.

4. Рисование и живопись с натуры натюрморта. Натюрморт (беседа). Законы светотени. Графическое и живописное рисование натюрморта с натуры. Решение локального цвета в свету и тени. Боковой свет. Свет. Блик. Тень. Полутень.

5. Рисование и живопись с натуры фигуры человека. Прорисовка отдельных частей фигуры человека (рука, нога, торс). Изображение человека в движении. Пропорции. Объём.

КОМПОЗИЦИЯ.

6. Композиция на заданные темы. Рисование хохломских, городецких, жостовских и узоров гжели на предметах круглой и прямоугольной формы.

7. Композиция на свободную тему. Рисование на темы окружающей жизни, на исторические темы, иллюстрирование любимых литературных произведений.

8. Беседы об изобразительном искусстве. Беседы о выдающихся мордовских художниках и скульпторах (С.Д.Эрьзя /Нефёдов/, Ф.В.Сычков и др.).

9. Экскурсии. Экскурсии в краеведческий музей, музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, музей мордовской национальной культуры. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

10. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Награждение лучших учащихся.

Кружок «Бисероплетение»

Пояснительная записка.

Изделия из бисера были известны ещё в Древнем Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из цветного стекла или металла.        

Мелкие бусины, по форме напоминающие бисер, встречались на Руси уже в 9 веке, а в 18 веке М.В.Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в 19 столетии. Бисером отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады икон, предметы быта. Бисером и стеклярусом украшали народные костюмы и бальные платья, сумочки, кошельки, шкатулки, кисеты и разные другие мелкие вещицы. К началу 20 века интерес к бисеру постепенно ослаб, но традиции выполнения украшений передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней.

В данной программе дана последовательность обучения детей бисероплетению и вышиванию бисером и стеклярусом различными способами.

Подбор бисера, выбор модели и узора, создание самого изделия – занятие увлекательное; оно способствует не только привитию и совершенствованию определённых трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей, художественного вкуса, приучает к аккуратности и усидчивости в работе, прививает навыки общественно-полезного труда у детей. Занятия в данном кружке могут способствовать ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание.

Курс обучения планируется на три учебных года с расчётом на самостоятельную работу. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2-3 часа. В кружке могут заниматься учащиеся 1-9 классов. При наборе необходимо учитывать возраст, успеваемость и навыки детей. В начале учебного года составляется примерный тематический план работы кружка на год. В зависимости от условий, возможностей и способностей детей в план могут вноситься изменения и дополнения.

Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся могли хорошо усвоить основные приёмы бисероплетения и их условные обозначения, умели чётко схематически изображать готовые изделия, выполнять изделия по схемам. Наряду с выполнением изделий по программе, дети постепенно знакомятся с новыми приёмами бисероплетения, новыми узорами-схемами. Задания по выполнению образцов и изделий должны постепенно усложняться.

На втором году обучения к уже известным способам бисероплетения и вышивки бисером и стеклярусом, добавляется новый способ вышивки – вышивка бисером и стеклярусом по канве. Дети учатся самостоятельно составлять схемы-узоры для вышивки.

На третьем году обучения дети учатся плетению картин, оплётке изделий с помощью станка.

В течение трёх лет обучения учащиеся делают необходимые записи в тетрадь (о выполнении приёмов плетения, последовательности выполнения изделия), зарисовывают схемы узоров.

Программой предусмотрено посещение выставок декоративно-прикладного искусства, предприятий народных промыслов, краеведческого музея.

Учебно-тематический план 1 года обучения.



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Цветоведение. Композиция.

4

2

2

3

Элементы плетения.

32

8

24

4

Игрушки.

32

8

24

5

Изделия из бисера.

40

10

30

6

Вышивка бисером.

22

2

20

7

Экскурсии.

8

8

-

8

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

144

44

100

Содержание 1 года обучения.        

1. Вводное занятие. История бисероплетения. План работы кружка на год и режим работы. Показ образцов изделий из бисера. Инструменты и материалы        для занятий. Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

2. Цветоведение. Композиция. Понятие о композиции. Основные понятия о цветоведении: основные и дополнительные, хроматические и ахроматические цвета, спектр. Сочетание цветов. Создание эскизов.

3. Элементы плетения. Знакомство с элементами плетения: простая цепочка, цепочка с бугорками, цепочка «зигзаг», «крестик», цепочка цветком, подвески, веточки, многорядные цепочки; соединение рядов, закрепление изделий.

4. Игрушки. Мелкие изделия из бисера на проволоке: цветы и листья, стрекозы, змеи, ягоды, человечки и др. Изготовление новогодних и рождественских подарков.

5. Изделия из бисера. Изготовление колье, подвесок, браслетов, воротников и круглых салфеток.

6. Вышивка бисером. Освоение способа вышивки «вприкреп». Вышивка бисером и стеклярусом брошек, подвесок, заколок, панно.

7. Экскурсии. Посещение краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного искусства, предприятий народных промыслов.

8. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Награждение лучших учащихся.

Учебно-тематический план 2 года обучения.        



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

3

2

1

2

Цветоведение. Композиция.

6

2

4

3

Элементы плетения.

24

4

20

4

Изделия из бисера.

72

12

60

5

Вышивка бисером и стеклярусом.

88

8

80

6

Экскурсии.

20

20

-

7

Итоговое занятие.

3

3

-

ИТОГО:

216

51

165

Содержание 2 года обучения.        

1. Вводное занятие. План и цели кружка на год. Показ образцов из бисера и стекляруса. Инструменты и материалы для занятий. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.

2. Цветоведение. Композиция. Понятия о цветоведении и композиции. Сочетание цветов. Создание эскизов.

3. Элементы плетения. Многорядная цепочка. Варианты многорядной цепочки. Соединение цепочек. Жгут.

4. Изделия из бисера. Изготовление колье, герданов, жгутов, воротников, комплектов (серьги, колье, браслет). Оплётка изделий (ваза, яичко, матрёшка, стакан и др.).

5. Вышивка бисером и стеклярусом. Освоение вышивки по канве. Вышивка брошей, заколок, салфеток, панно.

6. Экскурсии. Посещение краеведческого музея, музея мордовской национальной культуры, выставок декоративно-прикладного искусства.

7. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Награждение лучших учащихся.

Учебно-тематический план 3 года обучения.        



тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

3

2

1

2

Цветоведение. Композиция.

12

2

10

3

Элементы плетения.

20

6

10

4

Изделия из бисера.

166

22

148

5

Экскурсии.

12

12

-

6

Итоговое занятие.

3

3

-

ИТОГО:

216

47

169

Содержание 3 года обучения.        

1. Вводное занятие. Цели и задачи кружка на год. Показ образцов из бисера и стекляруса. Инструменты и материалы. Правила по технике безопасности.

2. Цветоведение. Композиция. Понятия о цветоведении и композиции. Сочетание цветов. Создание эскизов.

3. Элементы плетения. Плетение многорядных цепочек на станке. Соединение готовых изделий.

4. Изделия из бисера. Изготовление герданов, оплётка изделий, плетение картин.

5. Экскурсии. Посещение музея мордовской национальной культуры, краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного искусства.

6. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Награждение лучших учащихся.

 

Литература.

  1. Андреева И.А., Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.
  2. Городкова Т.В., Нагибина М.И., Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки.- Ярославль, 1997.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М., 1991.
  4. Каменич М., Павловская Л., Савиных В., Рукоделие для детей. – Минск, 1997.
  5. Лежнёва С.С., Булатова И.И., Сказка своими руками. – Минск, 1994.
  6. Лосич Л.Н., Игрушки – самоделки. – Минск, 1997.
  7. Нагибина М.И., Природные дары для поделок и игры. - Ярославль, 1997.
  8. Нагибина М.И., Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997.
  9. Перевертень Г.И., Самоделки из текстильных материалов. – М.,1990.
  10. Нагибина М.И., Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997.
  11. Андреева И.А., Рукоделие. – М., 1992.
  12. Бурде А., Sandra .- М.: ОВА - Пресс, 1994-2002.                          
  13. Калинич М., Павловская Л., Савиных В., Рукоделие для детей. – Минск,1997.4.Тарасенко С.Ф., Забавные поделки крючком и спицами. – М., 1992.
  14. Ханашевич Д., Подружки-рукодельницы. – М., 1984.
  15. Андреева И.А., Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. Атаулова О.В., Кружевоплетение в технике фриволитэ. – Ульяновск, 1996. Семёнова Н.И., Крючок, челнок и клубок. - С.- Пб., 1995.
  16. Андреева И.А., Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. Гадаева Ю.В., Азбука бисероплетения. – С.- Пб.: Корона - принт, 1998.
  17. Зотова М., Бисер: украшение, кабошоны. – М.: АСТ - Пресс, 1999.
  18. Журнал мод, спецвыпуск. – М.: Журнал мод, 1999.
  19. Калмыков С.П., Бисероплетение. Азбука узора. – С.- Пб.: Корона - принт, 1999. 6.Ляукина М.В., Бисер. – М., 1999.
  20. Магина А., Бисер: плетение и вышивка. – М.: ОЛМА - Пресс, С.- Пб.: Нева, 1999. 8. Федотова М.В., Бисер: украшения, жгуты. – М., 1999.
  21. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В., Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
  22. Иваницкий М.Ф., Елизарова Е.М., Манизер М.Г., Максимов К.М., Соловьёв А.М., Нестерова Е.В., Шкандрий Я.О., Школа изобразительного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
  23. Каменева Е.О., Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
  24. Косминская В.Б., Халезова Н.В., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.         5. Михайлина М., уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. – Минск, 1997.6.Рисование: какнаучиться рисовать быстро и хорошо. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.7. Рисуем человека: с ног до головы. – М.:ЭКСМО - Пресс, 2000.
  25. Рисунок, живопись, композиция: хрестоматия / сост. Ростовцев Н.Н. и др. – М.: Просвещение, 1989.
  26. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И., И учёба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 1997.
  27. Чумичева Р.М., Дошкольникам о живописи. – М., 1992.

Литература для детей.

1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Учимся понимать друг друга.- М., Дельта, 2005.

2.Рисование: как научиться рисовать быстро и хорошо.- М.: ЭКСМО. – 2000.

3.Виноградова Г.Г., Изобразительное искусство в школе. – М., Просвещение, 1990.

4.Каменева Е.О., Какого цвета радуга. – М., Детская литература, 1984.

5. Калмыков С.П., Бисероплетение. Азбука узора. – С.- Пб.: Корона - принт, 1999. 6.Ляукина М.В., Бисер. – М., 1999.

7.Магина А., Бисер: плетение и вышивка. – М.: ОЛМА - Пресс, С.- Пб.: Нева, 1999.8.Федотова М.В., Бисер: украшения, жгуты. – М., 1999.

9. Атаулова О.В., Кружевоплетение в технике фриволитэ. – Ульяновск, 1996.

10 Семёнова Н.И., Крючок, челнок и клубок. - С.- Пб., 1995.

11. Калинич М., Павловская Л., Савиных В., Рукоделие для детей. – Минск,1997.

12. Тарасенко С.Ф., Забавные поделки крючком и спицами. – М., 1992.

13.Ханашевич Д., Подружки-рукодельницы. – М., 1984.

14.Нагибина М.И., Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997. 15.Перевертень Г.И., Самоделки из текстильных материалов. – М.,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»

Программа дополнительного  образования по направлению« Декоративно-прикладное  творчество»"РАДУГА"...

Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»

Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир»  относится к художественно-эстетической направленности, к  образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...

Авторская программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Солнечный колосок».

Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федераци...

Итоговая аттестация обучающихся объединения «Декоративно-прикладное творчество», направление художественное. Структура ким

СпецификацияИтоговая аттестация обучающихся 1 группы объединения «Декоративно-прикладное творчество», направление художественное...

Развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно - прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриватьс...