КЛАССИФИКАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.
методическая разработка по теме
Цель: развитие ребенка с нарушенным интеллектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа
Состояние воспитательной работы и дополнительного образования.
Раскрыть внутренние цели и желания ребёнка-сироты, подготовить его к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить его жить в мире реальности – вот цель воспитательной системы школы-интерната.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей с задержкой психического развития, условиями школы-интерната, общества.
Цель системы воспитания школы-интерната – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка-сироты – личности физически и психически здоровой, гуманной, духовной и свободной, коммуникабельной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Основными задачами воспитательной работы исходя из поставленной цели, являются:
· помощь в становлении личности воспитанника;
· создание условий для проявления и обогащения интересов их способностей;
· организация воспитывающей и развивающейся деятельности;
· организация и развитие коллектива, индивидуального и коллективного самосознания;
· развитие ценностных отношений воспитанников к окружающей действительности, интеллектуальной и информационной культуры.
Основными направлениями воспитательной работы школы-интерната являются:
- гражданско-патриотическое;
- эстетическое;
- трудовое;
- экономическое;
- физическое;
- социально-правовое;
- экологическое;
- санитарно-гигиеническое.
Принципами воспитательной работы школы-интерната являются:
Личностно-ориентированные:
· целостное развитие (физическое, интеллектуальное, речевое, духовное);
· психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
· адаптивность
Культурно-ориентированные:
· осмысленное отношение к окружающему миру;
· опора на культуру как на основу мировоззрения;
· толерантность;
· целостная картина мира.
Деятельностно-ориентированные:
· овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
· творческий подход.
Правильно организованная воспитательная работа может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения ребёнка с задержкой психического развития, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников. Немаловажным фактором успешности решения коррекционных задач и проблем коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса и социально-психологической адаптации детей-сирот является создание максимально комфортной, доверительной атмосферы в школе-интернате. Педагоги должны стать для учеников наставниками, старшими товарищами, доверенными лицами.
Программа воспитания детей- сирот с задержкой психического развития делится на 2 этапа.
I этап - подготовительный.
Включает:
· создание материально-технической и методической базы для реализации программы воспитательной работы;
· осуществление преемственности всех ступеней специального (коррекционного) образования и воспитания;
· разработка программ по различным направлениям воспитательной работы.
II этап – реализующий и корректирующий.
Основными направлениями работы являются:
Нравственное воспитание. Основная цель - формировать у детей, оставшихся без попечения родителей, нравственные понятия, развивать положительные личные качества; знакомить с нравственными нормами, принятыми в обществе; формировать потребность в соблюдении социального нормативного поведения.
Правовое воспитание. Основная цель – формирование правосознания, как качества личности, позволяющего ребёнку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Гражданско-патриотическое воспитание. Основная цель – формирование у воспитанников патриотических чувств в процессе знакомства с городом, страной, в которой они живут, с их историей, традициями, обычаями, культурой
Антиалкогольное и антинаркотическое воспитание. Основная цель – постепенное, с учётом возрастных и интеллектуальных возможностей воспитаннико, раскрытие отрицательного влияния алкоголя и наркотиков на здоровье человека и жизнь общества в целом.
Эстетическое воспитание. Основная цель – расширение познавательного интереса, включение ребёнка в современную социокультурную жизнь, приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего, формирование умения адекватно принимать и воспринимать произведения искусства.
Экологическое воспитание. Основная цель – воспитание способности понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Экономическое воспитание. Основная цель – овладение воспитанниками системы экономических знаний, необходимых для использования в реальной самостоятельной жизни.
Трудовое воспитание. Основная цель – формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Физическое и санитарно-гигиеническое. Основная цель – развитие и совершенствование у детей двигательных умений и навыков, укрепление здоровья, развитие координации движений, чувства темпа и ритма, формирование потребности к соблюдению норм личной гигиены. Прогнозируемые результаты программы.
1. Обеспечение каждого воспитанника базовым уровнем культуры и воспитанности.
2. Успешная социальная адаптация (дальнейшее получение образования или трудоустройство).
3. Укрепление здоровья и физической формы путём соблюдения требований охранительного режима.
Учебно-воспитательный процесс предполагает не только повышение образовательного уровня, но и создание воспитывающей среды во внеурочное время, подготовку воспитанников к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора жизненного пути. Этому служит блок дополнительного образования.
Основной целью воспитательного процесса в школе-интернате является развитие ребенка, обладающего нравственностью, ответственностью, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо себя и своей страны.
Воспитательная работа включает в себя все аспекты, которые необходимо использовать в каждодневном процессе воспитания, отдавая в том или ином случае предпочтение конкретной тематике. Но наша специфика такова, что в процессе воспитания учащихся с ЗПР необходимо соблюдать принцип концентрации, накопления знаний, поэтому в работе над направлениями не может быть четких границ.
Тем не менее в воспитательной работе школы-интерната Выделены следующие направления:
Гражданско-патриотическое
Нравственно-правовое
Эстетическое
Трудовое воспитание
Физическое
Профилактика противоправного поведения
Особое внимание уделяется в школе-интернате гражданско-патриотическому воспитанию. Гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива - повысить требования к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.
Одним из ведущих направлений в воспитательной работе является эстетическое воспитание. И это не случайно. Этому направлению уделяется особое внимание, т.к. эстетическое воспитание оказывает эффективное воздействие на эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Следует отметить мероприятия: «Рыцарский турнир» (Парубец М.Б., Блиненко С.Б.), «Книга Рекордов Гиннеса» (Шкварунец М.С.) , «Зимние забавы» педагогов начальных классов; «Рождественские мероприятия» Ткаченко Н.В.
Определяя основные направления воспитательной работы, педагоги школы-интерната исходили из того, что каждый ребенок, прежде всего, должен быть здоров. Поэтому физкультурно-оздоровительное направление тоже одно из главных. Оно включает в себя комплекс различных мероприятий: санитарно-гигиенических, оздоровительных, лечебных, профилактических, образовательных. Очень важно приобщение детей к физкультуре и спорту, как к особому средству духовного и культурного развития человека в обществе. Воспитанники школы-интерната принимали активное участие в городских спортивных соревнованиях и показали неплохие результаты.
Существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в школе отводится трудовому воспитанию. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по школе, столовой; уборка спален и других школьных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы.
Одним из наиболее важных направлений в воспитательном процессе является профилактика противоправного поведения. В связи с этим в школе создан Совет по профилактике противоправного поведения воспитанников, в состав которого вошли директор школы-интерната, заместитель директора по ВР, психологи, социальные работники, инспектор ПДН. С целью профилактики противоправных действий, осуществляются внеурочные занятия детей в объединениях дополнительного образования. Воспитанники, стоящие на внутреннем учете и ОПДН, заняты в кружках и секциях, работающих на базе интерната. В текущем учебном году психологами школы, воспитателями систематически проводились индивидуальные и групповые беседы, различные тренинги и тематические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия с умственно-отсталыми дошкольниками.Тема:Классификация: дикие животные и птицы
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия Конспект итогового подгруппового логопедического занятияТема: Классификация: дикие животные и птицы.Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющи...
Классификация умственно отсталых учащихся по возможности обучения
По возможности обучения умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы....
Классификация умственной отсталости.
Цель: развитие ребенка с нарушенным интеллектом....
Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (доклад)
Описательная часть доклада по формам и степеням умственной отсталости....
Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (презентация)
Презентация доклада по формам и степеням умственной отсталости....
Выступление на методическом объединении "М.С.Певзнер. Классификация умственной отсталости по М.С.Певзнер"
М.С.Певзнер. Классификация умственной отсталости по М.С.Певзнер...