Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (доклад)
консультация на тему
Описательная часть доклада по формам и степеням умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по олигофренопедагогике
с презентацией и докладом
по теме «Классификация умственной отсталости. МКБ-10»
Умственная отсталость — врожденное или приобретенное в раннем постнатальном периоде недоразвитие психики с явлениями выраженной недостаточности интеллекта, затруднения или полной невозможности социального функционирования индивидуума. Термин «умственная отсталость» в мировой психиатрии утвердился в последние два десятилетия, вошел в международные классификации, заменив ранее употреблявшийся термин «олигофрения».
Понятие олигофрения и сам термин ввел в научный лексикон Э. Крепелин (1915) как синоним понятия «общая задержка психического развития».
Впервые умственно отсталых лиц выделил из популяции душевно больных швейцарский психиатр Феликс Платтер (1537-1614). Великая французская революция оказала сильное влияние на развитие гуманистических взглядов в Европе. Так, Филипп Пинель (1745-1826) первым решился снять цепи с людей в психиатрических лечебницах, и его примеру последовали многие.
Указ Петра I «Об освидетельствовании дураков в Сенате» можно считать своеобразным началом практической диагностики в России.
Термин «умственная отсталость» ввел французский врач Жан Этьен Доминик Эскироль (1772-1840).
Выделяют две клинические формы умственной отсталости: олигофрению (врожденное слабоумие, или общее психическое недораз-в'итие) и деменцию — приобретенное состояние после трех лет жизни, интеллектуальный дефект при котором необратим.
Олигофрения характеризуется различной глубиной психического недоразвития, в связи с этим она подразделяется по степени умственной отсталости на дебильность (легкая степень нарушения интеллекта), имбецильность (средняя степень) и идиотию. В типических случаях эти клинические варианты определяются без труда, но граница между легкой степенью идиотии и глубокой имбецильностью, так же как между выраженной дебильностью и нерезкими проявлениями имбецильности являются в известной степени условными.
Дебильность - легкая степень олигофрении (IQ 50-70). К этой категории относится 70-80% от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школу VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы
Имбецильность - средняя степень олигофрении. К этой категории относится около 15% от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Больные имбецильностью могут говорить, понимать жесты и обращённую к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки. Понятие "имбецильность'' в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие "умеренная умственная отсталость'' (IQ 35-49).
Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении (около 5% больных). В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжи, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других - неадекватный плач, гнев, злобность. Коэффициент интеллекта (IQ) при идиотии варьируется от 0 до 34.
В МКБ-10 (F70-79) умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Облигатными признаками умственной отсталости является раннее (до трех лет) возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптации в социальной среде.
Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация: болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе /F70- F 79/ « Умственная отсталость» (определение «умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе 1) рекомендуется использовать следующие рубрики:
умственная отсталость легкой степени (F -70);
умственная отсталость умеренная (F - 71);
умственная отсталость тяжелая (F - 72);
умственная отсталость глубокая (F - 73).
другие виды умственной отсталости (F - 78)
неуточненная умственная отсталость (F - 79)
Ниже приводятся возможные формулировки диагнозов на примере легкой умственной отсталости с использованием соответствующих кодов. Аналогично могут быть построены диагнозы при более тяжелых степенях умственной отсталости.
/F 70.0/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.
/F 70.01/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.
/F 70.02/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.
/F 70.03/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленнaя фенилкетонурией.
/F 70.04/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями, и т. д.
Условные разграничения по степени тяжести расстройства в МКБ-10 опираются прежде всего на градации достигаемого больными социального приспособления.
Мышление:
- легкая степень умственной отсталости (F70) - ограничена способность к абстрактному мышлению, относительная сохранность наглядно-образного мышления;
- умеренная степень умственной отсталости (F71) - отсутствует обобщение, непонимание скрытого смысла, механическое заучивание;
- тяжелая степень умственной отсталости (F72) – хаотично, бессистемно, отсутствие смысловых связей;
- глубокая умственная отсталость (F73) - отсутствие элементарных процессов мышления.
Внимание и память:
(F70) - уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.
(F71) - неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.
(F72) - внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.
(F73) - Внимание и память неразвиты.
Речь:
- запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).
- запаздывание речи на 3-5 лет, косноязычие, бедный словарный запас.
- недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.
- речь заменяется нечленораздельными звуками.
Ощущение и восприятие:
- cужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
- отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.
- восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.
- психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей:
- в мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность.
- эмоции отстают в развитии, нестабильность чувств (у дебилов отмечается добродушный настрой, у имбецилов больше злостно-тоскливый).
- самооценка подвержена контрастным изменениям. уровень притязаний понижен. отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
- особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. нарушена целенаправленная деятельность. низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Умственная отсталость — сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний с различной этнологией и патогенезом, но объединяемых по сходству основной, главной клинической картиной наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем, психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации.
Спасибо за внимание!
Ноябрь 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему " Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе"
В работе рассматриваются особенности адаптации умственно отсталых школьников к обучению в 1 классе и при переходе из начальной школы в среднюю. описываются проблемы, с которыми сталкиваются дети...
Классификация умственно отсталых учащихся по возможности обучения
По возможности обучения умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы....
КЛАССИФИКАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.
Цель: развитие ребенка с нарушенным интеллектом....
Классификация умственной отсталости.
Цель: развитие ребенка с нарушенным интеллектом....
Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (презентация)
Презентация доклада по формам и степеням умственной отсталости....
Выступление на методическом объединении "М.С.Певзнер. Классификация умственной отсталости по М.С.Певзнер"
М.С.Певзнер. Классификация умственной отсталости по М.С.Певзнер...
Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...