Проект программы математического кружка
методическая разработка по теме

Александрова Зинаида Степановна

Пояснительная записка. Тематическое планирование. Содержание материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_programmy_matematicheskogo_kruzhka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы математического кружка

«Задачи для мудрого школяра»

Учитель математики МКОУ «Притобольная средняя общеобразовательная школа»

Александрова Зинаида Степановна

Пояснительная записка

        

        Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.                                Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие цели:

  1. пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
  2. расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  3. разностороннее развитие личности.                                                      

        Задачи:

  1. развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;        
  2. развитие у учащихся  умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  3. создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
  4. расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
  5. осуществление индивидуализации и дифференциации.

        В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами         деятельности, приобрели опыт:

  1. решения  разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  2. исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  3. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
  4. поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.                
  5. Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады.                                                                        

                           

        Требования к уровню подготовки обучающихся

            В результате изучения  математики на занятиях кружка ученик должен         знать/понимать:        

  1. лабиринты, круги Эйлера;
  2. системы счисления, принцип Дирихле, неопределенные (Диофантовы) уравнения.

           

        

        Уметь:

  1.  записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  2. выполнять действия в недесятичных системах счисления;
  3. решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;                                                
  4. решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.

   

     Учебно-тематический план

     (1ч в неделю, всего 34ч)

    №

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Форма

проведения

Образовательный

продукт



всего

прак-

тика



1

Введение

1

1

Викторина

Результаты

викторины

2

Решение задач

5

1

Практикум –

игра

Алгоритмы

решения

3

Большие числа,

головоломки

4

1

Беседа,

практикум –

игра

Решенные задачи

4

Элементы логики

3

1

Проблемно-поисковая

беседа

Запись

полученных

результатов

5

Школьная

олимпиада

2

2


Решенные задачи

6

Круги  Эйлера.

Решение олимпиадных задач на проценты,

на раскраску

7

1

Практикум –  

состязание

эрудитов

Опорный

конспект

7

Решение уравнений

5

1

Практикум –

игра

Алгоритмы

решения

8

Принцип Дирихле

2

1

Мастерская

Тезисы

9

Разрезания клетчатых фигур, правило

крайнего

3

1

Консультация

Алгоритмы  

решения

10

Системы счисления

1

1

Сюрприз

Символьная

запись

11

Итоговое занятие

1

1

Конкурс



                                        

Содержание

        1. Введение (1ч)                                                                                        Знакомство с программой работы кружка.                                                 Практикум. Математическая викторина: «Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадайте возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой» и т. д. – 1ч.                                

        2. Решение задач (5ч)                                                                                Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого «Арифметика», начало 18 века; математических  рукописей 17 века; задачи на переливания, правила решения задач с лабиринтом,  задачи конкурса «Кенгуру».                                                Практикум.  Игра «Путешествие по стране математика» – 1ч.                        

        3. Большие числа. Головоломки (4ч)                                                        Запись больших  и малых чисел с использованием целых степеней  десятки. Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками.                        Практикум.  Игра «Поле математических чудес» – 1ч.                                

        4. Элементы логики (3ч)                                                                

        Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.                                                

        Практикум.  Решение задач конкурса «Кенгуру» – 1ч.                                

        

        5. Школьная олимпиада (2ч)                                                                 

        6. Круги Эйлера. Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску (7ч)        Знакомство с биографией Л.Эйлера. Проблема четырех красок. История возникновения процента.                                                                                

        Практикум.  Состязание эрудитов «Звездный час» – 1ч.                        

        7. Решение уравнений (5ч)                                                                        Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих модуль. Неопределенные (Диофантовы) уравнения.                                                                

        Практикум.  Игра «Что? Где? Когда?» – 1ч.                                        

        8. Принцип Дирихле (2ч)                                                                        Применение принципа Дирихле при решении задач.                                        Мастерская. Решение олимпиадных задач – 1ч.                                

        9. Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего.                        

        Практикум. Решение задач – 1ч.                                                                

        10. Системы счисления (1ч)                                                                           История возникновения десятичной и двоичной систем счисления.         

        Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления – 1ч.                                                                                                        

        11. Итоговое занятие (1ч)                                                                        Практикум. Конкурс «Математический марафон» – 1ч.                                                                                                                

Литература

  1. Барр Ст. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987.
  2. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972.
  3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.        
  4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999.
  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Искатель, 1999.                                                        
  6. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 2001.                                                        
  7. Спивак А.В. Математический кружок. 6–7 классы. – М.: Посев, 2003.        
  8. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  9. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.
  10. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5–6 классы. – М.: ИНЦ ЭНАС, 2003.        

                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ

Данный кружок посвящен подготовке   к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке  рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...

программа математического кружка

полная разработка программы математического кружка для учащихся 6 - 7 классов...

Рабочая программа математического кружка«Думаем, считаем, повторяем»

Математический кружок «Думаем, считаем, повторяем» рассчитан на 144 учебных часа (4ч в неделю)  для учащихся  10-11  классов....

Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"

Данный материал полезен для кружковой работы по математике...

Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объем...