Внеурочная деятельность в школе
статья по теме

Силкина Ирина Владимировна

Этот доклад об особенностях внеурочной деятельности в школе в условиях внедрениях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_shkole.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. Северный Хвалынского района Саратовской области

Выполнила

учитель немецкого языка

И.В. Силкина

2012-2013 уч. год

Особенности организации внеурочной деятельности в школе

в условиях внедрения ФГОС

Что такое ВД?

Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (НОО).

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО)

Развитие компетентности к обновлению компетенций:

  1. Личностные
  2. Метапредметные
  3. Предметные

Актуальность введения ВД:

  1. Расслоение населения.
  2. Работа с сознанием ребенка различных СМИ.
  3. Конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы.
  4. Экспансия молодежной субкультуры.
  5. Нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
  6. Подмена реальных форм социализации виртуальными. Примитивизация сознания детей.
  7. Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, себе самому.

Значительная часть родителей считает:

  1. нужно иметь знания в 3-5 проф.областях, развивать универсальные умения, компетентности;
  2. реформы и модернизация образования в стране - закономерный фактор их национального развития, часть общего мирового процесса развития.

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников

  1. Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.
  2. Способствует в полной мере реализации требования ФГОС.
  3. Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы.
  4. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы НОО определяет ОУ.
  5. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции ОУ.

Базовые   национальные   ценности  - основные   моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие   в   культурных,   семейных,   социально-исторических, религиозных традициях  многонационального  народа  Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие   успешное   развитие   страны   в   современных условиях.

Традиционные  источники  нравственности   и базовые национальные ценности:

Источники нравственности

ценности

патриотизм

любовь к России, к своему народу   к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность  

свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство:

гражданственность

служение Отечеству,  правовое государство,

гражданское общество,

закон и правопорядок, поликультурный мир,

свобода совести и вероисповедания

семья

любовь и верность, здоровье, достаток,

уважение к родителям,

забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество

уважение к труду,

творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука

ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии

представления  о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература

красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие

природа

эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество  

мир во всём мире, многообразие культур и  народов,  прогресс человечества,  международное  сотрудничество.

Направления внеурочной деятельности - содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Основные направления ВД в условиях начальной школы:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2.  Духовно-нравственное
  3.  Социальное
  4.  Общеинтеллектуальное
  5.  Общекультурное

Типы образовательных программ внеурочной деятельности

  1. Комплексные ОП
  2. Тематические ОП (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
  3. ОП по видам ВД
  4. Возрастные ОП (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников
  5. Индивидуальные ОП

Требования стандарта к  ОП ВД:

  1. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.
  2. Могут быть разработаны ОУ самостоятельно (авторские, адаптированные).
  3. Рассчитаны, как правило,  на возрастную категорию ступени образования (мл.школьники, мл. подростки).
  4. Кол-во часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего числа часов.
  5. Рассчитаны на свободные объединения школьников или на класс.
  6. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Базовая организационная модель реализации ВД:

В

Н

Е

У

Р

О

Ч

Н

А

Я

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Вариативная часть учебного плана ОУ (спецкурсы, школьные научные сообщества и т.д.)

Дополнительное образование ОУ (секции, кружки и т.д.)

Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД (как на базе самих учреждений УДОД, так и школ)

Группы продленного дня

Классное руководство (деятельность кл/рук.: экскурсии, диспуты, общественно полезные практики и т.д.)

Инновационная (экспериментальная) деятельность (деятельность по разработке, апробации и внедрению новых программ, в том числе, учитывающих региональные особенности)

Деятельность иных  педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого)

Нормативное обеспечение ВД:

1.Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка ОУ.

3. Договор ОУ с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в ОУ общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве ОУ и УДОД

8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

9. Должностные инструкции работников ОУ.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ.

12. Положение об оказании платных дополнительных образоват. услуг.

13. Положение об организации и проведении публичного отчета ОУ.

Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

14. Положение об учебном кабинете.

15. Положение об информационно-библиотечном центре.

16. Положение о культурно-досуговом центре.

17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  2.  Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)  Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в школе

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существовани...

Организация внеурочной деятельности в школе в условия введения ФГОС

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых ...

Программа по внеурочной деятельности "Волшебная школа рисования"

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.В настоящее время возникла необходимость включения ...

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности в школе"

Из опыта организации занятий (массовых мероприятий) туристко-краеведческой направленности в школе...

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в школе для детей с ОВЗ

В программе модернизации российского образования приоритетными с задачами ставятся оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.  Одним из средств решения обозначенных задач...