"Интеграция урочной и внеурочной деятельности в школе"
материал (5 класс) по теме

Панюшкина Светлана Сафроновна

Из опыта организации занятий (массовых мероприятий) туристко-краеведческой направленности в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников

 Из опыта организации занятий (массовых мероприятий) в школе, в объединении юных туристов «Надежда»

        Более 10 лет объединение юных туристов «Надежда» работает на базе МОУ «СОШ № 106» Заводского района г. Саратов. В состав объединения входят более 150 учащихся разных возрастов: от первоклашек до выпускников. Работа ведется в тесном сотрудничестве с администрацией и педагогическим составом  школы.

        В рамках школьной воспитательной программы при участии воспитанников объединения проводятся массовые мероприятия туристско-краеведческой направленности, в частности интегрированная игра под общим названием «Туристский экспресс». В зависимости от времени года, погодных условий, места проведения содержание игры может претерпевать некоторые изменения, но цели остаются:

- интеграция учебных предметов, изучаемых в школе, с туризмом;

- пропаганда здорового образа жизни средствами туризма;

- стимулирование познавательной деятельности учащихся;

- развитие коммуникативных способностей; 

- стимулирование активности учащихся школы к занятиям туризмом в объединении «Надежда» и «Туристёнок»;

- профориентация старших воспитанников объединения юных туристов-многоборцев «Надежда» (привлечение к судейской практике);

        В подготовке к игре привлекаются учителя-предметники. Вместе с учителями-предметниками намечаем круг вопросов, который будет связан определенной темой. Например: «Краеведение: история, литература, география, культура, спорт Саратова»; «Туристская математика» (определение расстояния до недоступного предмета, высоты дерева, ширины реки, скорость течения и т.п.; способы определения пройденного расстояния на местности, по карте и т.п.); «Ориентирование, математика и география» (топографические знаки топографических, военных и спортивных карт, крутизна склонов); «Здоровье и туризм» (профилактика заболеваний, питание в походе, безопасность в походе и на соревнованиях и т.п.).

        Все это, в дальнейшем, ребятам объединения помогает успешно подготовиться к краеведческим викторинам, выполнять задания на слёте юных туристов на контрольно-туристском маршруте. А учителя-предметники могут провести нестандартный урок с классом.

На уроке учителя озвучивают вопросы участникам игры (командам) для их дальнейшей самостоятельной подготовки, консультируют и при необходимости корректируют их работу. Тем самым используется методика «погружения» учащихся в проблему (учебно-тренировочный и образовательный процесс, туристско-спортивное мероприятие), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил.

Я вместе со старшими воспитанниками объединения осуществляю техническую подготовку проведения мероприятия:

- разработка схемы расположения станций, схем передвижения команд;

- подготовка станций, связанных со специфическими заданиями по туристской технике и ориентированию;

- подготовка судей-старшеклассников для игры.

Примерные станции и вопросы.

1.        Историческая (государственная символика, геральдика,  рождение города и имена, связанные с рождением города, достопримечательности города)

2.        Географическая (природные зоны Саратовской области, горы, реки, родники, полезные ископаемые, животные и растения, занесенные в Красную книгу, транспорт)

3.        Литературная (поэты, прозаики Саратова и Саратовской области, их произведения, литературные произведения о Саратове)

4.        Искусствоведческая (изобразительное искусство: живопись, скульптуры,  архитектура;  музыка, театр, знаменитые соотечественники: художники, актеры, архитекторы, музыканты, певцы)

5.        Ботаническая (определение названия растительных объектов, растущих на пришкольном участке)

6.        Туристско-топографическая (топографическая-1 - гать, топографическая-2 – вертикальный маятник, топографическая -3 – параллельные веревки, топографическая - 4 – костровая)  

7.        Айболит (оказание первой доврачебной помощи)

8.        Ориентировочная (определение сторон горизонта по компасу (2-3 кл.,  загадочное письмо (4-5 кл.), ориентирование в лабиринте (6-8 кл.))

9.        Песни по кругу (песни, частушки на туристскую тематику; песни о городе, о Родине)

ЛИТЕРАТУРА        

  1. История Саратовского края: (С древнейших времен до 1917 года): Учеб. пособие для 7 – 9 классов/ Под общ. Ред. В.П. Тотфалушина. – Саратов. – с.24 – 50.
  2. Е.Ф. Легенькая, М.А. Шабанов. ГЕОГРАФИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: Учеб. пособие для уч. ср.шк. Саратовской обл., изд. 5. – Саратов: Приволжское книжное изд.
  3. Малинин Г. ПАМЯТНИКИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Саратов: Приволжское книжное изд., 1971
  4. Вардугин В.И. Саратовская азбука. – Саратов, 2003.
  5. Энциклопедия Саратовского края . – Саратов, 2005
  6. Карманная энциклопедия туриста / Автор-сост. Шабанов А.Н.- М.: Вече, 2000.
  7. Масленников С.Т. Доврачебная помощь при травмах. – М.: Знание,1983
  8. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
  9. Красная книга Саратовской области.
  10. Шатько Владимир. Саратовские сказки
  11. М. Каришнев-Лубоцкий. Обманное колечко: сказки.

Педагог дополнительного образования

Панюшкина Светлана Сафроновна

МКОУ ДОД «СЮТур», г. Саратов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....