Урок по психолгии общения "Невербальная информация"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект психологического занятия:
«Невербальная информация»
Цель: формирование представления о невербальной информации
Задачи:
- развитие у учащихся навыка понимания невербальной информации
- знакомство со средствами передачи невербальной информации
- анализ роли визуального контакта в общении
- анализ роли мимики в общении
Ход занятия.
1 Упражнение «Таможня»
Трое учащихся выходят за дверь. Среди оставшихся выбирают контрабандистов. Их задача перейти границу. Таможенники организуют поголовный опрос на предмет перевозки запрещенных предметов. Задача таможенников найти контрабандистов. Обсуждается: легко ли было найти нужного человека? На что обращали внимание при общении с людьми?
2 Теоретический материал.
Невербальные средства общения |
Кинесика (движения другого человека) | Просодика (ритмико-интанационная сторона речи) и экстралингвистика (пауза и психофизиологические проявления человека) | Такесика | Проксемика |
экспрессия | Визуальный контакт (взгляд) | Интонация | рукопожатие | Ориентация |
поза | Направление движение глаз | Громкость | поцелуй | Дистанция |
жест | Длина паузы | Тембр | похлопывая |
мимика | Частота контакта | Пауза |
походка | вздох |
смех |
плач |
кашель |
Визуальный контакт глаз — взгляд.
Упражнение «Разговор спина к спине»
Учащиеся разговаривают на заданную тему, повернувшись спиной друг к другу. Вопрос для обсуждения:комфортно ли так общаться?
Любой процесс общения начинается с установления контакта, а в первую очередь с установления контакта глаз. Взгляд человека почти не поддается тренировке.
Движение глаз | Значение |
вправо верх | Человек думает, вспоминает визуальные, зрительные образы |
влево вверх | Человек видит воображаемые образы или знакомое по-другому |
Движение на среднем уровне к правому уху | Вспоминание слуховых образов, звуков |
движение на среднем уровне к левому уху | “прослушивание” ранее не слышанных звуков |
вправо вниз | Человек разговаривает сам с собой, вспоминает, что сказал себе в тот или иной момент |
влево вниз | Человек вспоминает о каких-то движениях, либо прикосновениях, конструирует их, вспоминает о пережитых чувствах, предвкушает что-то еще не свершившееся |
Прямой взгляд (лицо полностью обращено к партнеру) означает интерес, уважение, уверенность, готовность к контакту.
Взгляд мимо партнера — недостаток ясности в целях, намерениях, мотивах, чувство вины.
Взгляд сбоку — скепсис, недоверие.
Взгляд снизу — подчиненность, покорность, услужливость.
Взгляд сверху вниз — чувство превосходства, презрение.
Слишком фиксированный взгляд — бесцеремонность, скрытность и агрессия.
Мимика.
Большинство людей в процессе общения чаще всего ориентируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо человека осуществляет функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.
Упражнение «Отгадай-ка».
По рисункам назвать какую эмоцию они отображают.
Вопрос для обсуждения: по каким признакам легче догадаться об эмоции (по верхней или нижней части лица)?
План-конспект психологического занятия:
«Какая бывает информация».
Цель: формирование представления о невербальной информации
Задачи:
- развитие у учащихся навыка понимания невербальной информации
- знакомство со средствами передачи невербальной информации: дистанция, позиция, позы, жесты
Ход занятия.
Теоретический материал.
Проксемика
Проксемика, или пространственные условия, - область теории общения, занимающаяся использованием пространства в общении, рассказывает, какие удобные для беседы расстояния избирают партнеры.
Существуют оптимальные “зоны” для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой.
Интимная зона (до 50 см) — допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди.
Личная или персональная(50 -120 см) — обыденная беседа с друзьям
Социальная (120-400 см) — общение с малознакомыми и незнакомыми людьми.
Публичная (свыше 400 см) - общение с большой группой людей.
Проксемика включает не только расстояние людей друг от друга, но и ориентацию людей относительно друг от друга.
Позиция непринужденного общения (через угол стола) А
______________________
В
Позиция сотрудничества (рядом друг с другом) А В
е _______________
Соревновательно-оборонительная (каждая сторона будет придерживаться собственной точки зрения) А
_______________
Независимая позиция (занимают люди не желающие общаться) А
________________________
В
Позы.
Поза. |
Кластер открытости. Характеризуется тем, что человек не скрещивает руки и ноги,свободой, но не расслабленностью. | Кластер закрытости. Характеризуется скрещенными ногами, руками, попытками занять меньше места в пространстве. | Кластер эмоциональной напряженности. Проявляется в сцепленных пальцах рук, напряженности в плечах, перебирании предметов. |
Жесты.
Это значащие движение, позы рук и головы.
- Коммуникативные (приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные)
- выражающие оценку и отношения
- описательные (имеют смысл только в контексте речевого высказывания)
Упражнение «Посмотри со стороны».
По схематичным изображениям предлагается представить, как может ощущать себя человек, если партнер по общению, находится в такой позе, что она может означать? Результаты записываются в таблице и обсуждаются.
Мои ощущения | Что может означать |
Айслер-Мертц К. указывает следующие особенности использования НСО в зависимости от темперамента человека [1, 24]. Тип темперамента | Характеристика использования НСО |
сангвиники | активно жестикулируют руки, и пальцы свободно двигаются при разговоре демонстрирует ладони для аргументации сказанного |
холерики | слегка раздвинуты, малоподвижные пальцы широкие и активные движения рук богата жестикуляция в движениях проскакивает нечто театральное сидят, свободно откинувшись на спинку кресла, высоко подняв голову и расправив грудь |
меланхолики | жестикулируют плавно и сдержано за столом держат руки сложенными вместе пальцы сжаты неторопливые жесты ладони скрыты |
флегматики | держат руки ладонями вниз пальцы – сцеплены жестикуляция плавная, сдержанная мимика спокойна ладони смотрят вниз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР «Информация. Классификация информации по способу восприятия человеком».
ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР. Уроки усвоения новых знаний применяются при первом изучении неизвестного учащимся учебного материала информационного характера, ...
Урок по теме "Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации"
Предложены задания, тесты по данной теме...
Разработка урока на тему : "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."
Технологическая карта урока на тему " Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."...
Урок по теме "Поиск информации. Ищем информацию в Интернете" 5 класс
УМК: «Информатика» для 5-9 классов (ФГОС), авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.Цель урока: научиться находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критич...
Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс
Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...
Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»
Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...
Презентация урока 7 класс "1. Информация. Виды информации"
Презентация урока 7 класс "1. Информация. Виды информации"...