Разнообразные формы контроля как фактор достижения положительных результатов при изучении физики
методическая разработка по физике
Одной из важнейших задач современной школы является раскрытие потенциальных возможностей школьников, развитие их творческих способностей. Решению этих задач будет способствовать процесс овладения учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, которые служат базой для дальнейшего образования.
Анализ результатов проверки знаний выпускников школы показывают, что знания учащихся по физике слабые. Изучение проблемы организации и проведения педагогического контроля по физике показывает, что преобладает репродуктивный контроль, при котором основным показателем успешности обучения является воспроизведение предметных знаний. Поэтому целесообразно проводить работу по отслеживанию уровня учебных достижений учащихся, работу по управлению процессом формирования учебных знаний, осуществлению их своевременной коррекции.
Решение выше названной проблемы будет способствовать процессу совершенствования системы контроля, направленного на коррекцию достижений учащихся по физике и на преодоление ряда противоречий: между требованиями образовательного стандарта к учебным достижениям учащихся и их реальными результатами обученности; между пониманием учителем необходимости совершенствования процесса контроля достижений учащихся и отсутствием должного механизма его реализации.
Поиск путей разрешения данных противоречий делает данную тему исследования актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_kontrolya_po_fizike.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МKОУ «Варгашинская СОШ №3»
Разнообразные формы контроля
как фактор достижения положительных результатов
при изучении физики
Составитель
Прокопьев А.Н. учитель физики
первой категории
2009 г.
Содержание.
стр.
Введение…………………………………………………………………………………………………… 3
1. Цели контроля знаний и умений учащихся…………………………………………………………… 5
2. Функции контроля знаний и умений учащихся………………………………………………………. 6
3. Формы контроля знаний и умений учащихся………………………………………………………….8
3.1. Физический диктант ……………………………………………………………………………8
3.2.Тестовые задания. ……………………………………………………………………………….9
3.3. Кратковременная самостоятельная работа ……………………………………………………9
3.4. Письменная контрольная работа ………………………………………………………………9
3.5.Лабораторная работа……………………………………………………………………………10
3.6. Устная проверка знаний и умений учащихся……………………………………………… 10
4. Уровни проверки……………………………………………………………………………………… 12
5. Заключение……………………………………………………………………………………………..16
6. Список литературы……………………………………………………………………………………17
Приложение.
№1.Перечень контрольно измерительных материалов по физики в 7,8,10,11 кл…………………….18
№2. Физический диктант «Архимедова сила -7 кл» ……………………………………………………19
№3. Тест «Тепловые явления -8 кл»……………………………………………………………………...19
№4.Контрольная работа №3 Законы сохранения -10 кл1 вар………………………………………….20
№5. Устная проверка Зачёт по теме «Электромагнитное излучение 11 кл» …………………………21
Введение.
Одной из важнейших задач современной школы является раскрытие потенциальных возможностей школьников, развитие их творческих способностей. Решению этих задач будет способствовать процесс овладения учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, которые служат базой для дальнейшего образования.
Анализ результатов проверки знаний выпускников школы показывают, что знания учащихся по физике слабые. Изучение проблемы организации и проведения педагогического контроля по физике показывает, что преобладает репродуктивный контроль, при котором основным показателем успешности обучения является воспроизведение предметных знаний. Поэтому целесообразно проводить работу по отслеживанию уровня учебных достижений учащихся, работу по управлению процессом формирования учебных знаний, осуществлению их своевременной коррекции.
Решение выше названной проблемы будет способствовать процессу совершенствования системы контроля, направленного на коррекцию достижений учащихся по физике и на преодоление ряда противоречий: между требованиями образовательного стандарта к учебным достижениям учащихся и их реальными результатами обученности; между пониманием учителем необходимости совершенствования процесса контроля достижений учащихся и отсутствием должного механизма его реализации.
Поиск путей разрешения данных противоречий делает данную тему исследования актуальной.
В связи с выше изложенным разработка механизма отслеживания уровня учебных достижений учащихся, обеспечивающая процесс целенаправленного усвоения знаний и умений, потребовала обоснования методики проведения и создания системы средств промежуточного контроля, обеспечивающего изучение процесса усвоения учебного материала по физике и способствующего целенаправленной работе учителя физики по его коррекции.
Значение, место и функции контроля знаний и умений учащихся рассмотрены в работах Ю.И.Дика, О.В.Оноприенко, В.Г.Разумовского, А.В.Усовой и др.
До настоящего времени уровень требований к знаниям и умениям школьников задается программами и конкретизируется учебно-методическими пособиями. Но ни в одном из них нет точного определения уровня знаний, умений и навыков, которые должны быть достигнуты учащимися. Разработка государственного образовательного стандарта, ориентация всего процесса обучения на планируемые обязательные требования к результату учения являются предпосылкой для повышения объективности оценки достигнутого уровня обучения.
Обновление состава и структуры содержания курса физики средней (полной) школы, появление разнообразных вариантов программ, альтернативных учебников по физике, усиливают требования к результату обучения физике, еще более актуализируют необходимость контроля знаний школьников и проверки их соответствия обязательным результатам учения, которые представлены в общеобразовательном стандарте.
Проанализировав литературу, я убедились в том, что уже изучены многие вопросы, связанные с проблемой контроля в целом. Анализ программ, учебно-методических пособий, теории и практики обучения физике показывает, что в них не уделяется должного внимания системе характеристик знаний как критериев оценки уровня учебных достижений школьников; отсутствует единство взглядов педагогов и не разработаны в полном объеме требования к обязательному уровню подготовки и критериям их оценки. В связи с разработкой и внедрением государственных образовательных стандартов открывается возможность для совершенствования системы контроля учебных достижений школьников и преодоления накопившихся в этой области серьезных недостатков.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- необходимостью совершенствования процесса контроля учебных достижений учащихся;
- необходимостью разработки системы характеристик знаний как критериев уровня учебных достижений учащихся;
Меня заинтересовала эта тема, когда я столкнулась с проблемой выбора формы контроля знаний и умений учащихся по физике. Различные формы контроля, следовательно, результаты и эффективность контроля также получаются различными. Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствоваться планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?
Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по физике и составляют цель моей работы.
Цель исследования состоит в разработке практических основ контроля по физике и методики его проведения.
Объект исследования - процесс контроля уровня учебных достижений по физике у учащихся.
Предмет исследования — система контроля уровня учебных достижений учащихся по физике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
2) выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать при изучении физики;
3) подготовить контрольно – измерительные материалы для учащихся 7-8 классов.
4) начать формирование индивидуальных папок учащихся 10-11 классов контрольно измерительными материалами.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- уточнено содержание и структура понятия «контроль и его формы» по физике в основной школе;
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны учебно-методические материалы для осуществления контроля различными формами.
Учебно-методические материалы, разработанные в процессе исследования, можно рекомендовать учителям при проведении контроля усвоения содержания учебного материала по физике
1. Цели контроля знаний и умений учащихся
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
- диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
- учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
- определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя надо добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля является основной.
Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, если бы рассматривать цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.
С другой стороны представляется непонятным, как можно корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.
Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).
При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.
2. Функции контроля знаний и умений учащихся.
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.
Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:
контролирующая,
обучающая,
ориентирующая,
воспитывающая.
Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.
Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время, в формировании черт - честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
Функции контрольного этапа должны отвечать сформулированным задачам контроля. Определив задачу, как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), то функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.
Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как учебному предмету. Первый раз проверяю усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном и заостряется внимание школьников. На данном этапе проверки не только отрабатываются знания школьников, но и их умение выделять в изученном существенное, главное, умение производить «сортировку» материала.
С целью проверки понимания объясненного материала предлагаю рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их объяснение. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, учащиеся будут по-разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочение знаний, отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных действий - сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления учащихся. Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы учащихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.
Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений, учащихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета, что выполняется, если проверка плановая. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся по проверяемым вопросам программы.
За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи учащихся.
Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения проявляются в разной степени. Можно выделить два типа контроля:
1. педагогический контроль – контроль со стороны преподавателя,
2. самоконтроль самих учащихся.
Педагогический контроль выполняет следующие функции:
- мотивационную функцию: поощряет образовательную деятельность учащихся и стимулирует ее продолжение
- диагностическую функцию: выявляет уровень подготовки учеников и установить причины успеха или неудачи.
Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка к ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания.
Цель самооценки: выработка у учащихся объективной оценки своих достижений, формирование честности как составляющей законопослушания, ответственности. Объективность самооценки имеет большое значение в жизни человека. Люди с неадекватной самооценкой, как заниженной, так и завышенной, не достигают успеха в жизни. При заниженной самооценке учащийся думает о себе как о неспособном, неудачнике. Таковым он может и стать. При завышенной оценке своих результатов учащийся считает, что он всего достиг и ему незачем прилагать все усилия. Отсутствие оптимального напряжения приводит к недоразвитию как психических процессов и функций, так и таких личностных черт, как старательность, усидчивость, умение преодолевать препятствия, которое является стратегически важной чертой личности и должно держаться под контролем как со стороны педагога, так и со стороны самих учащихся.
1. Педагог предлагает учащимся определить свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме.
2. Ученики проводят самоанализ и выставляют себе отметку.
Процесс самооценки можно вводить там, где учащиеся успешно овладевают учебным материалом, где обучение посильно, успешно, доступно. В противном случае самооценка будет приводить к формированию самоуничтожающейся личности.
При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности. Кроме результатов деятельности можно предлагать учащимся оценивать свою старательность при выполнении задания.
Подводя итог всему сказанному, можно выделить два типа контроля: (педагогический и самоконтроль) и четыре функции контроля знаний и умений учащихся: контролирующую, обучающую, ориентировочную и воспитывающую функции.
3. Формы контроля знаний и умений учащихся.
Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт физического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта физического образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).
Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.
К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по физике используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.
Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.
Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.
Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте физического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.
В моей практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, которые я представлю в своей работе, (см. приложение №1):
-физический диктант
-тестовое задание
-краткая самостоятельная работа
-письменная контрольная работа
- лабораторная работа
-устный зачет по изученной теме.
Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся, а также оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.
1. Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:
-буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;
-определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;
-определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.
Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
Физические диктанты как форма письменной проверки знаний позволяет контролировать одновременно большое число учащихся. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения. Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ, (см. приложение №2).
2.Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.
Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. В этом случае, я использую методическую литературу для учителя физики.
Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию физических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.
Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако что они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода: тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Поэтому. При работе над ошибками учащимся предлагаю устно обосновать ответы, которые они дали в тестовых заданиях, (см. приложение №3).
3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.
4. Письменная контрольная работа. Традиционно контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Таким образом: составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению физических знаний при решении задач.
Количество вариантов контрольной работы различное от 1 до 5. Каждый учащийся имеет свою индивидуальную папку с контрольно – измерительными материалами, которые позволяют ему выбрать любой вариант контрольной работы, а так же уровень заданий, т.к. в состав контрольной работы входят не только расчетные задачи, но и качественные, требующие, например, графического описания процессов или анализа физических явлений в конкретной ситуации. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность— большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний.
Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности ее содержания.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития, учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Для письменной проверки знаний, умений и навыков, учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и не определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи, (см. приложение №4).
5. Лабораторная работа. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее.
6. Устная проверка знаний и умений учащихся.
Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами - непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию и т. п.
Но в то же время при устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с:
1) отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством;
2) оцениванию ответов учащихся;
3) потерей внимания всего класса к ответу одного ученика.
Поэтому при подготовке к устной проверке учитель должен тщательно отбирать материал по содержанию, заранее формулировать вопросы, определять требования к ответам учащихся.
Устная форма может быть использована для проверки усвоения учебного материала на всех уровнях.
Нельзя забывать, что функции проверки (контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая) будут выполняться лишь в том случае, если школьники убеждены в необходимости, целесообразности и объективности проверки, в справедливости и доброжелательности учителя. На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной проверки, определяет ее место на уроке, а объем, глубина и полнота проверяемого материала—время, отводимое на проверку. В процессе фронтальной проверки учитель может проверить знания формулировок законов, их математического выражения, характера связи между величинами, единиц физических величин, их определений, узловых вопросов темы; выяснить понимание сущности рассматриваемых явлений, т. е. поверить знания 1,2,3 уровней. Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма проверки используется для текущего и тематического учета. Ее содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развернутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента.
Эту форму проверки знаний я использую при проверке домашнего задания, при решении задач у доски. Для оценивания учащихся использую критерии оценивания различных уровней, (см. приложение №5).
Вывод: формы реализации и методы контроля могут быть разными, и вместе они образуют систему контроля, которая позволяет управлять качеством подготовки учащихся по физике, своевременно вносить поправки в образовательный процесс.
Успех контроля во многом зависит от правильного выбора содержания, методов и форм контроля, то есть от того:
- что контролировать,
- как контролировать,
- в какой форме контролировать.
И содержание, и методы, и форма контроля должны соответствовать целям обучения.
Традиционно педагогическому контролю подлежат знания, умения и навыки, которые проверяются с помощью:
- устного опроса,
- письменной работы,
- собеседования,
- зачета,
- экзамена.
Инструментом контроля являются:
- контрольные вопросы,
- тесты разного уровня,
- ситуационные задачи,
- лабораторные работы
.
4. Уровни проверки.
Количество уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация должны быть посильными для каждого учителя физики без специального обучения. В соответствии с требованиями программы по физике и стабильных учебников, Оноприенко Ольга Владимировна предлагает следующие уровни проверки, применяемые при обучении физике в VII—XI классах. Определяя содержание уровней, она рассматривает лишь конечные их этапы, минуя промежуточные. 1 уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
1. Умение описывать устно или письменно физическое явление (например, явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).
2. Знание отдельных фактов истории физики.
3. Знание названий приборов и области их применения (например, амперметр—прибор для измерения силы тока).
4. Знание буквенных обозначений физических величин.
5. Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
При достижении учащимися 2 уровня предполагается:
1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления,
2. Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи.
3. Знание и понимание определений физических величин (например, удельной теплоемкости вещества, скорости, ускорения).
4. Знание единиц физических величин, их определений (например, за единицу силы в СИ принимается сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с).
5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысливания. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление пера-носа. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на 1 уровне.
3 уровень определяет конечную цель обучения:
1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений (например, на основе молекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов, давление газа).
2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из металла за1 с под действием света, от энергии светового пучка; зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, от длины волны света).
3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.
4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы (например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два тела одинаковой массы, но разного объема).
5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.
6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света, о развитии взглядов на теорию строения вещества).
7. Сформированность «технических приемов» умственной деятельности: умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т. п.
Для проверки знаний, соответствующих 3 уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокой осмысленной деятельности, знания приемов умственной деятельности, умения применять их. При выполнении заданий этого уровня используются психологические операции—воспроизведение, узнавание, широкий перенос.
При разработке конкретных заданий, требований к их выполнению (объему, качеству) следует учитывать, знания какого уровня они будут проверять, на каком этапе обучения.
Требования к знаниям учащихся возрастают по мере приближения к конечной цели обучения. Сразу же после изучения нового материала ученик приобретает знания и умения, соответствующие 1 уровню, а также частично 2 и 3. Учителю предстоит добиться перехода всех учащихся с 1 уровня на 2 и 3. Для этого следует использовать систематические упражнения.
Знания и умения, приобретенные учащимися на 1 ступени обучения физике, служат основой для дальнейшего изучения предмета, поэтому учитель при обучении физике должен учитывать, что каждый уровень знаний, достигнутый на 1 ступени обучения, может быть воспроизведен на 2 ступени. В IX—XI классах перед изучением тем, отдельные вопросы которых рассматривались в VII—VIII классах, следует провести диагностирование знаний и умений учащихся, наметить пути их корректирования (общего и индивидуального) и вести изучение нового материала с прямой опорой на знания и умения, приобретенные в VII—VIII классах.
В осуществлении принципа преемственности и непрерывности обучения важен вопрос о психологической подготовке учащихся: они всегда должны быть готовы к воспроизведению знаний и умений, приобретенных ими на любом этапе обучения физике.
Письменная форма может быть использована для проверки усвоения учебного материала на 1—З уровнях. Используя предлагаемую О. В. Оноприенко систему уровней приводится перечень знаний, умений и навыков, подлежащих письменной проверке.
1 УРОВЕНЬ
• умение описывать ход физических явлений;
• знание названий приборов, области применения;
• знание буквенных обозначений физических величин;
• знание условных обозначений; умение изображать их на чертежах.
2 УРОВЕНЬ
• знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи;
• знание и понимание физических величин;
• знание единиц физических величин, их определений.
3 УРОВЕНЬ
• умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений;
• умение графически изображать взаимосвязь между физическими явлениями, определять характер этой связи;
• умение производить расчет, пользуясь известными формулами;
• сформированность отдельных «технических приемов» умственной деятельности (составление плана ответа, умение находить нужные сведения в книге, справочнике и т. п.).
Уровни по Б. Блуму
Уровни и показатели владения учащимися знаниями
(«Требования к современному уроку» стр. 207)
Уровни | Показатели |
1. Распознавание (различение) | Знакомство с внешними признаками изучаемых объектов и явлений, умение их отличить от других, выделить из числа подобных. |
2. Запоминание | Умение пересказать (изобразить, объяснить и т.п.) содержание изученного, припомнить отдельные факты, правила, законы и целые теории, воспроизвести в своей деятельности показанные учителем методы, способы и процедуры. |
3. Понимание | Умение выделить главное, установить достаточно просматриваемые связи, сходства и различия, преобразовывать изученное из одной формы в другую (например, из математической в словесную, из словесной в графическую и т.н.), интерпретировать материал (объяснить, указать причины и последствия, возможные результаты, прогнозировать дальнейшие события); умение делать односложные (простые) умозаключения и выводы. |
4. Применение | Глубокое осознание содержания учебного материала, его внутренней структуры и сущности. Умение применять правила, законы, теории и усвоенные способы действий в решении типовых задач, выполнение заданий, требующих повышенной самостоятельности. Умение использовать полученный материал в новых условиях, ситуациях. Владение сложными операциями мыслительной деятельности. |
5. Перенос, оценка знаний | Умение комбинировать усвоенные элементы учебной информации и способы деятельности с целью получения целого, обладающего новизной. Умение выполнять задания творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур, умение решать практические проблемы, проводить учебное исследование. Умение оценивать значение или логику построения учебного материала, соответствие выводов содержанию учебной информации, значимость результатов учения (своего и товарищей) на основе предложенных учителем или самостоятельно выделенных ясно очерченных критериев. |
Возможные уровни обязательного усвоения учебного материала
(«Требования к современному уроку» стр. 208)
I уровень | «Знание» | Предполагает запоминание и воспроизведение. |
II уровень | «Понимание» | Предполагает распознавание, воспроизведение, объяснение, изложение интерпретацию. |
III уровень | «Применение» | Предполагает применение по образцу, в сходной, в измененной и новой ситуации. |
IV уровень | «Анализ, обобщение, интеграция и систематизация» | Предполагает но существу, в конечном счете, творчество, то есть создание нового знания на основе имеющегося. |
V уровень | «Эмоционально ценностное отношение» | Предполагается, что этот уровень вбирает в себя требования всех предыдущих, но еще включает и самые положительные чувства ребенка вплоть до ощущения радости и даже счастья от процессов учебы, познания - то, что ученые называют когнитивными эмоциями; имеется в виду состояние ребенка, когда он не только успешно учится, но и получает удовлетворение от процесса и результатом учебы, когда сам процесс познании для него стал не только ценностью, но и удовольствием. |
Категории учебных целей в когнитивной области
(«Технология целеполагания урока» стр. 31)
Основные категории учебных целей | Примеры обобщенных типов учебных целей |
1. Звание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостной теории. Общая черта этой категории -припоминание соответствующих сведений | Ученик. Знает употребляемые термины, знает конкретные факты, знает методы и процедуры, знает основные понятия, знает правила и принципы |
2. Понимание. Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, перевод с одного языка на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала | Ученик. Понимает правила, факты и принципы, интерпретирует словесный материал, интерпретирует схемы, графики, диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных |
3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание | Ученик. Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры |
4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура. Сюда относятся: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения | Ученик. Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных |
5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур | Ученик. Пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы |
6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, вывода, данных, художественного произведения) для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях | Ученик. Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие вывода имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев |
Рекомендации по оцениванию самостоятельных работ
(Л.А.Кирик «Физика 7 » (самостоятельные и контрольные работы стр. 4 )
В сильных классах за правильное решение задачи среднего уровня ставится оценка «3», достаточного уровня — оценка «4», высокого уровня — оценка «5».
В слабых классах за правильное решение задачи любого уровня (кроме начального) ставится оценка «5».
Это позволит учащихся сильных классов стимулировать решать трудные задачи, а учеников слабых классов «отучит» бояться решать трудные задачи (ведь получив несколько «пятерок» за решение более простых задач, ученик сможет без страха попробовать решить трудную задачу).
- Предлагается ввести систему амнистирования.
Если ученик «переоценит» свои возможности — возьмет сложную задачу — и не решит, то «двойка» не выставляется при выполнении следующих условий:
а) учащийся дома правильно (с подробным объяснением) решает эту же задачу;
б) сам подбирает и решает 2-3 задачи такого же типа;
в) перед следующим после самостоятельной работы уроком он сдает учителю выполненную работу.
Если в самом начале самостоятельной работы учитель заметил, что большинство учащихся выбрали начальный уровень, а достаточный уровень — всего несколько человек, то очевидно, что учебный материал усвоен слабо. Учитель может отменить самостоятельную работу и вернуться к плохо усвоенному уроку.
Начальный уровень (информационный) | Ученик умеет решать задачи и упражнения лишь на 1—2 логических шага репродуктивного характера с помощью учителя, то есть по готовой формуле найти неизвестную величину. Ученик способен выполнять простейшие математические операции (тождественные преобразования, вычисления), владеет учебным материалом на уровне распознавания явлений природы, отвечает на вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». |
Средний уровень (операционный) | Ученик умеет решать простейшие задачи по образцу не меньше, чем на 2-4 логических шага, проявляет способность обосновывать некоторые логические шаги с помощью учителя. Ученик проявляет знания и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теории). |
Достаточный уровень (аналитико-синтетический) | Ученик решает задачи и упражнения не меньше чем на 4—6 логических шагов с обоснованием и без помощи учителя. Ученик при решении задач свободно владеет изученным материалом, применяет его на практике в стандартных ситуациях. |
Высокий уровень (творческий) | Ученик решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, умеет решать нестандартные задачи, в частности те, что предлагаются на олимпиадах. Ученик проявляет творческие способности, самостоятельно умеет решать задачи больше чем на 5—6 логических шагов, овладевает способностью переносить свои знания в новые ситуации и может создать новые, нестандартные приемы познавательных и др. действий. |
Для выставления оценки можно воспользоваться следующей таблицей:
Баллы | 1-2 | 3-5 | 6-9 | 10-12 | более 12 |
Оценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Заключение
В работе я рассмотрела понимание контроля, а также выяснила цели, формы и место проведения контрольных мероприятий. Тем самым я выполнила первые три задачи, поставленные передо мной при написании этой работы.
1) выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
2) выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать при изучении физики;
3) подготовить контрольно – измерительные материалы для учащихся 7-8 классов.
4) начать формирование индивидуальных папок учащихся 7-11 классов контрольно измерительными материалами.
Результаты моей работы можно кратко изложить в следующей таблице:
Цели контроля знаний и умений учащихся |
|
Формы контроля знаний и уме-ний учащихся | Физический диктант, тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, лабораторная работа, устный зачет по изученной теме. |
Место различных форм контроля в процессе обучения физике | Текущий контроль: Итоговый контроль:
4. Устный зачет по теме |
Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений, учащихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета, что не всегда мною выполняется. Особенно, устные ответ, при опросе домашнего задания.
Анализируя формы контроля, я сделала для себя вывод, что полнота проверки не всегда осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированность этого умения способствует развитию мышления школьников, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на уроках физики явлений, дает экономию времени на изучение сходных физических явлений.
Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиеся класса обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту проверки формирование знаний еще не завершено, что обусловлено как возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный интерес, мотивация и т. п.), так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний.
Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте физического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы. В содержание контрольных работ включить не только текстовые, так и экспериментальные задания.
Не применяю на своих уроках такую форму проверки как устный зачёт по теме. Поэтому мне надо пересмотреть систему контроля знаний учащихся по физике, включить новые формы: использование компьютерных технологий на уроках, при выполнении домашнего задания.
Кроме этого, после повышения квалификации на курсах «Современные технологии преподавания естественнонаучных дисциплин», пересмотреть критерии оценивания знаний учащихся.
6. Список литературы
- Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока/Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009.-118 с.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 10 класс.-(В помощь школьному учителю)/ В.А.Волков.- М.:ВАКО, 2006 - 400 с.
- Волков В.А Поурочные разработки по физике: 11 класс.-( В помощь школьному учителю)/ В.А.Волков.- М.:ВАКО, 2006 - 464 с.
- Дмитриева В.Ф., Самойленко П.И. Контрольные и проверочные работы по физике./ В.Ф. Дмитриева, П.И. Самойленко.-М.: Аквариум, 1997.-272с.: ил.
- Кабардин О.Ф.Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал./ О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина , В.А. Орлов.- М.: Просвещение, 1994.-224 с. : ил.
- Кабардин О.Ф.Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл: Методическое пособие./ О.Ф. Кабардин , С.И. Кабардина ., В.А.Орлов.- 4-е изд., стеротип.-М.: Дрофа, 2000.-192с.: ил.
- Кирик Л.А.Физика -7. Методические материалы./ Л.А. Кирик.-М.: Илекса, 2003.-304 с.
- Кирик Л.А. Физика -8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы . -5-е изд., перераб / Л.А. Кирик.-М.: Илекса, 2008.-208 с.
- Кирик Л.А.Физика -7. Методические материалы./ Л.А. Кирик.-М.: Илекса, 2003.-288 с.
- Кирик Л.А.Физика -7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы . -5-е изд., перераб / Л.А. Кирик.-М.: Илекса, 2008.-176 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей./ А.К. Колеченко.- СПб.: Каро, 2006.-368 с.
- Меркулова С.С., Прокофьева С.П. Тесты по физике: 10 кл.: К учебнику В.А.Касьянова «Физика. 10 класс» (Учебно-методический комплект). / С.С.Меркулова, С.П. Прокофьева.- 2-е изд.- М.: Экзамен, 2004.- 109 с. : ил.
- Минькова Р.Д., Свириденко Л.К..Проверочные задания по физике в 7,8 и 10 классах средней школы: Книга для учителя./ Р.Д. Минькова, Л.К. Свириденко.-М.: Просвещение, 1992.-112 с. : ил.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие./ М.М.Поташник.- М.: Центр педагогического образования, 2007.-272 с.
- Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
№1 «Перечень контрольно - измерительных материалов по физике».
7 класс
Контрольные работы:
№1 «Взаимодействие тел» Ключ
№2 «Давление» Ключ
№3 «Работа. Мощность. Энергия»
№4 «Итоговый тест»
Кроссворды:
«Архимедова сила. Плавание тел»
Тесты:
«Жидкости и твёрдые тела»
«Плотность»
«Работа»
«Строение тел»
Разное:
Таблица «Физические величины в 7 классе»
Таблица «Скорость»
Таблица «Момент силы»
Таблица «Давление»
Физический диктант
«Давление. Архимедова сила»
8 класс
Контрольные работы:
№1 «Тепловые явления» Ключ
№2 «Электрические явления» Ключ
№3 «Световые явления» Ключ
№4 «Магнитные явления» Ключ
Кроссворды:
«Электрические явления» ключ
«Внутренняя энергия» ключ
«Количество теплоты» ключ
«Способы теплопередачи» ключ
Тесты:
«Электрические явления» ключ
«Количество теплоты» ключ
Разное:
Таблица «Физические величины в курсе физики 8 класса»
Найди ошибку в схеме
10 класс
Контрольные работы:
№1 «Кинематика материальной точки» Ключ
№2 «Динамика материальной точки» Ключ
№3 «Законы сохранения» Ключ
№4 «Молекулярная физика» Ключ
№ 5 «Электродинамика»
№ «Силы в природе».
№ «Агрегатные состояния вещества»
Тесты:
«Свойства жидкостей» Ключ
«Кинематика» Ключ
«Законы Ньютона»
Разное:
Таблица «Физ. Величины: Механика»
11 класс
Контрольные работы:
№ 1 «Постоянный электрический ток»
№ 2 «Электромагнетизм»
№ 3 «Волновая оптика»
№ 4 «Квантовая теория»
Вопросы к зачёту:
«Волны. Свет»
«Интерференция и дифракция света»
№2 «Физический диктант: Архимедова сила»
2-вариант.
- Сила Архимеда направлена в сторону противоположную силе тяжести
- Чем больше объем погруженного тела, тем сила Архимеда, действующая на тело, больше.
- Тело тонет в жидкости, если сила тяжести, действующая на тело больше силы Архимеда
- Тело плавает на поверхности жидкости плотностью ρ, если плотность тела меньше плотности жидкости
- Свинец в ртути будет плавать на поверхности (плотность свинца равна 13600 кг/м3 плотность ртути равна 13600 кг/м3)
- Воздушный шарик, наполненный кислородом, будет опускаться вниз. (плотность кислорода равна 1,43 кг/м3 плотность воздуха равна 1,29 кг/м3)
№3 Тест «Тепловые явления» 8 кл
Базовый (средний) уровень «каждое задание оценивается в 1 балл».
1. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?
- Только теплопередачей. В. Только совершением работы. С. Совершением работы и теплопередачей.
2. Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?
- Излучением.
- Конвекцией.
- Теплопроводностью.
3. В стакан с холодной и горячей водой бросают по кусочку сахара. Выберите правильное утверждение.
- В обоих стаканах сахар растворится за одно и то же время.
- Сахар растворится тем быстрее, чем медленнее движутся молекулы.
- В горячей воде сахар растворяется быстрее.
4. Какой из видов теплопередачи сопровождается переносом вещества?
- Излучение.
- Конвекция.
- Теплопроводность.
5. Лёд легко расплавить, нагревая его над пламенем газовой горелки. Выберите правильное утверждение.
- В процессе плавления температура льда увеличивается.
- При плавлении возникает кристаллическая решетка.
- В процессе плавления температура льда не изменяется.
б) В каком случае кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее: когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком?
- Когда его просто положат на стол.
- Когда сверху прикроют шерстяным платком.
- Нет ни какой разницы.
ЕСЛИ ВЫ затрудняетесь ответить на эти вопросы, то возьмите «Подсказку к базовому уровню»
ЕСЛИ ВЫ ответили на эти вопросы (заполнили таблицу) и хотите проверить правильность ваших ответов, то возьмите «Правильные ответы к базовому уровню»
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Всего баллов |
Ответ |
Повышенный (достаточный) уровень «каждое задание оценивается в 2 балла».
1. Почему отопительные батареи в помещении располагают вблизи пола, а не у потолка?
2. На что расходуется больше энергии: на нагревание воды или алюминиевой кастрюли, если их массы одинаковы?
3. Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской?
4. Каким количеством теплоты можно нагреть 0,3 кг воды от 120С до 22 0С?
5. Какое количество теплоты потребуется для плавления 24,5 кг алюминия, взятого при температуре 20 0С?
6. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы 200 г воды, взятой при температуре 20 0С, обратить в пар?
ЕСЛИ ВЫ затрудняетесь ответить на эти вопросы, то возьмите «Подсказку к повышенному уровню»
ЕСЛИ ВЫ ответили на эти вопросы(заполнили таблицу) и хотите проверить правильность ваших ответов, то возьмите «Правильные ответы к повышенному уровню»
№ | Ответ | Балл |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
Итого баллов: |
№4 «Контрольная работа №3 по теме: Законы сохранения» 10кл. 1 вариант» ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Первые два задания обязательны для любого уровня сложности задач
1. Заполните таблицу:
№ | Величина | Обозначение | Формула | Ед-цы измерения |
1 | Работа | |||
2 | Энергия | |||
3 | Мощность | |||
4 | Скорость | |||
5 | Путь | |||
Пустые строки для самостоятельного выбора любой величины по данной теме, если Вы не заполнили первые пять строчек: (импульс, масса, сила, кинетическая и потенциальная энергия)
2. Выберите правильную запись закона сохранения импульса:
- m1 υ1 + m2 υ2 = υ! m1 + υ! m2 В. m1 υ1 - m2 υ2 = m1 υ1! - m2 υ2!
- m1 υ1 + m2 υ2 : υ! m1 + υ! m2 С. нет правильного ответа
А сейчас сделайте выбор, если Вы затрудняетесь в решении задач по этой теме, то решайте задания уровня на «3»: (№№3,4), если Вы хорошо усвоили данную тему, то переходите к уровню заданий на «4»: (.№5).
«3» 3. Чему равна потенциальная энергия тела массой 500 г., если его подняли на высоту 3 м над землёй?
4. Какую скорость приобретет неподвижное тело массой 5 кг под действием импульса тела 20 кг м/с?
«4» 5. Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после того, как сработает автосцепка?
Если у Вас осталось время решайте задание на «5»: (№6).
Если хорошо подумать, то и эту задачу Вы решите и тогда ..
«5» 6. Импульс тела равен 8 кг м/с, а кинетическая энергия равна 16 Дж. Найти массу и скорость тела.
Поздравляю с пятеркой «5»! МОЛОДЕЦ!
Ключ к/работы №3 по теме «Законы сохранения» 10кл.1 вариант
«3» 1. Заполните таблицу:
№ | Величина | Обозн | Формула | Ед-цы |
1 | Работа | А | A=FS cos α | Дж |
2 | Энергия | Е | Eп=mgh. Ек=m υ2 : 2 | Дж |
3 | Мощность | N | N=A : t | Вт |
4 | Скорость | υ | υ = s : t | м/с |
5 | Путь | S | S= υ t | м |
2. Нет правильного ответа (D)
«3» 3. Дано: Решение:
m = 0,5кг Еп= mgh Еп = 0,5 кг . 10 м/с2 . 3 м =15 Дж
h = 3 м
Еп-? Ответ: Еп = 15 Дж
4. Дано: Решение:
m = 5 кг р = m υ υ = 20 Н.с : 5кг =4 м/с
р =20 Н.с υ = р : m
υ! -? Ответ: υ! = 4 м/с
«4» 5. Дано: Решение:
m1 = 20 т 20000 к г m1 υ1+m2 υ2= υ! =(20000.0,3+30000.0,2) (20000+30000)=12000:50000= =0,24 м/ с
υ1= 0,3м/с = m1 υ!1+m2 υ!2
m2 = 30 т 30000 кг υ!1 = υ!2.=υ!
υ2= 0,2м/с
υ! =(m1 υ1 + m2 υ2):(m1 + m2)
υ!1,υ!2 -?
Ответ: υ! = 0,24 м/с
№ 6 «Зачет по теме: «Электромагнитное излучение» 11 класс»
№ | Тема | Базовый уровень | Повышенный уровень | |
1 | Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. | Знать историю создания теории и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн | Уметь приводить примеры практического применения электромагнитных волн различных диапазонов | |
2 | Энергия, давление и импульс электромагнитных волн. | Знать/ понимать: смысл понятий и величин: электромагнитная волна, частота; интенсивность; давление; импульс. | Уметь: описывать и объяснять физические явления: распространение ЭМВ; приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов ЭМ излучений для развития радио и телекоммуникаций. | |
3 | Спектр электромагнитных волн. | Знать/ понимать: смысл понятий и величин: спектр электромагнитных волн; частота; длина волны. | ||
4 | Радиоволны в средствах связи. СВЧ- волны в средствах связи. | Знать/ понимать: смысл понятий: электромагнитная волна; смысл физических величин: частота; длина волны. Уметь: описывать и объяснять физические явления: распространение ЭМВ; приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов ЭМ излучений для развития радио и телекоммуникаций; использовать приобретенные знания и умения повседневной жизни для: обеспечения БЖД в процессе использования средств радио- и телекоммуникационной связи. | ||
5 | Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света. Линзы. | Знать/понимать законы отражения и преломления света, смысл явления полного отражения, определение показателя преломления | Уметь строить ход лучей и изображение предметов, получаемое с помощью рассеивающей линзы | |
6 | Интерференция волн. | Знать/понимать смысл понятия: интерференция волн, условие минимумов и максимумов. Когерентные волны | Уметь описывать и объяснять явление интерференции света. Уметь приводить примеры практического применения интерференции света | |
7 | Дифракция света. | Знать/понимать смысл понятия: дифракционная решетка. | Знать/понимать смысл понятия - «период дифракционной решетки», условие дифракционных максимумов. Уметь описывать и объяснять явление дифракции приводить примеры его практического использования | |
8 | Дисперсия света | Знать/понимать смысл понятия: дисперсия света, спектр. | Уметь объяснять опыт Ньютона по дисперсии света |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.
Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, в...
Использование разнообразных форм контроля на уроках географии
Тесты являются одной из форм проверки усвоения материала обучающимися наряду с другими формами контроля. По сравнению с другими формами контроля тесты имеют ряд преимуществ, но не надо забывать ...
внеклассное мероприятие "Элективные курсы как средство достижения повышенного уровня изучения физики"
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по теме "Элективные курсы как средство достижения повышенного уровня изучения физики"...
Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».
Главная задача- добиться того ,чтобы не пропал интерес у детей к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности. В.Д.Шаталов утверждал, что дл того, чтобы работа в школе была эф...
Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».
Главная задача- добиться того ,чтобы не пропал интерес у детей к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности. В.Д.Шаталов утверждал, что дл того, чтобы работа в школе была эф...
Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».
Главная задача учителя – добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.В.Д.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе ...
Портфолио как форма контроля и оценки достижений учащихся
Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.Портфель достижений явл...