Выступление на педсовете "Активные формы контроля и оценки знаний учащихся"
презентация к уроку по теме
Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.ppt | 422.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова) Контроль в системе образования представляет собой систему проверки знаний и умений учащихся.
Функции контроля Прогностическая Ориентирующая Обучающая Диагностическая Воспитывающая Развивающая
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации
Диагностическая функция контроля заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся; помогает выявить причину и выбрать наиболее интенсивную методику обучения.
Прогностическая функция контроля служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Ориентирующая функция контроля заключается в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группе в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Принципы контроля 1. Принцип цели – определение цели контроля 2. Принцип объективности вывода результатов – установление конкретных объективно необходимых результатов обучения 3. Принцип организации – организация контроля 4. Принцип объективности оценки результатов – нахождение пути объективного анализа и оценки итогов контроля
Цели контроля знаний Овладение умениями Усвоение знаний Сформированность мыслительных операций специальными общеучебными
Виды контроля Итоговый Тематический Текущий Предварительный Контроль
Формы контроля Массовый Индивидуальный
Способы контроля Устный Письменный Практический
Виды контроля Формы контроля Текущий контроль Устный опрос Работа с карточками Письменная проверка Тестовые задания Итоговый контроль Практическая или лабораторная работа Контрольная работа Зачет Тестовые задания Экзамен ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЕГО ВИДАХ
Принципы контроля Наглядность Объективность Всесторонность Систематичность
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке. Оценка – это характеристика ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов (словарь Ожегова) Оценка в образовании представляет собой установление качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Принципы оценки Объективность Гласность Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования познавательных интересов, положительных качеств личности. Ошибка в оценке вызывает обычно серьёзные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Способы выражения оценки. Словесные Количественные (отметка) Молодец, хорошо, можешь лучше и т.д 1, 2, 3, 4, 5 и т.д
КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ОЦЕНОК
Диагностическая функция Измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоения материала и глубины понимания Реализация Использование различных форм контроля: тесты, к.р., самооценка, оценивание другими учащимися и т.п. Использовать отметку и словесную оценку: отметка измеряет результаты обучения, словесная оценка измеряет старательность, вселяя в ученика уверенность
Обучающая функция Реализация Осуществление быстрой обратной связи: показать, что сделано правильно, а где есть неточности. Использование различных приёмов проверки ЗУН. Определение при контроле прироста знаний, умений и навыков
Развивающая функция Реализация Во время опроса должно быть развитие речи, памяти, мышления: логического, креативного, интуитивного. Определение прироста психических операций в определённых психических процессах
Воспитывающая функция Реализация Во время контроля у учащихся должны развиваться сотрудничество, законопослушание, старательность, ответственность, позитивная Я – концепция. Определение, на сколько реализуется процесс принятия, стабилизации, устойчивости изучаемого учебного материала, норм проведения контроля
Стимулирующая функция Реализация Контроль должен стимулировать желание ребёнка заниматься данным предметом. Для этого необходимы: Объяснение критериев оценки; Разумные требования; Принцип открытых перспектив; Вселение успеха; Частота контроля; Словесное одобрение. Определение, насколько ученики готовятся к уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом
Корректирующая функция Реализация Опрос должен стимулировать учащихся к изменению своего стиля занятий. Регулярная информация об успеваемости учащихся. На основании результатов опроса педагог корректирует свою деятельность. Процесс оценивания должен исправлять, поправлять поведение ученика и преподавателя, если их поведение не соответствует требованиям учебного процесса
Ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчёта становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности Оптимистический взгляд на учащихся – ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже небольшого продвижения в усвоении материала Использование оценок как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жёсткого контроля, давления Контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника Включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников Эмоциональная включённость учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок Создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик
Анкетирование Уважаемые преподаватели! Для выявления стиля, применяемого при оценивании знаний учащихся, просим вас ответить на предложенную анкету. Прочтите ряд суждений. После каждой фразы даны 3 суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Пожалуйста, подчеркните те суждения, с которыми вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 минут.
1. Отметка выражает мнение преподавателя (мастера) о знаниях ученика. Да, только мнение преподавателя (мастера). Оценка может отражать и мнение группы. Не знаю. 2. Если ученик долго не успевает по какому-нибудь предмету, преподаватель (мастер) уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь. Согласен. Не обязательно. Не знаю. 3. Учащемуся нужно объяснить, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами. Нужно. Не обязательно. Не нужно. 4. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметки за всю сделанную работу. Согласен. Не согласен. Не знаю. 5. Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость. Согласен. Не согласен. Не знаю.
6. Во время опроса преподаватель (мастер) ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли. Как правило. Редко. В этом нет необходимости. 7. Отметка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом. Согласен. Не согласен. Не знаю. 8. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа. Да, это справедливо. Нет, это не верно. Это спорный вопрос. 9. Можно использовать умение учащихся оценивать свою работу и работу товарищей. Регулярно. Изредка. Нет, на это никогда не остается времени. 10. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания. Да, это достижение результата – объективный критерий оценки. Нет, важно учесть и нестандартные способы решения. Не знаю.
11. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга. Да, не следует увлекаться чем-то одним – похвалами или замечаниями. Нет, положительных оценок должно быть больше. Нет, полезнее преобладание отрицательных оценок. 12. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь. Обязательно. Не обязательно. Помогать во время опроса не нужно. 13. Активность учащихся на уроке – еще не показатель продуктивности их работы. Нет, это взаимосвязанные моменты. Да, поэтому видимую активность не стоит высоко оценивать. Да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают. 14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенный в эту работу. Это нужно делать только в школе. Такой учет необходим везде. Не знаю, нужно ли это делать вообще. 15. В условиях современного образования щадящие отметки исключены. Да, это проявление процентомании. Нет, это гуманно по отношению к детям. Трудно сказать.
16. Если из-за отметки возник конфликт, авторитет преподавателя (мастера) предполагает сохранение выставленной отметки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно. Согласен. Не согласен. Не знаю. 17. Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению. Не согласен. Согласен. Не знаю. 18. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение преподавателя (мастера) предпочтительнее, чем шумная дискуссия в группе. Да. Нет. Не всегда. 19. Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена. Да, всегда. Да, иногда. Нет, это ученик должен понимать сам. 20. Преподаватель (мастер) находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках. Изредка. Всегда. Практически это недостижимо.
Таблица перевода ответов в баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 0 0 2 0 0 2 2 0 2 0 1 2 2 1 0 0 2 0 2 1 2 2 2 1 2 1 1 1 2 1 2 2 1 0 2 2 1 0 2 1 2 3 1 1 0 1 2 0 0 1 0 1 0 0 1 0 1 2 1 1 0 0
Сумма баллов является количественным показателем оценочных ситуаций и стиля общения преподавателя (мастера) и учащихся. Сумма менее 28 баллов. Стиль общения оценивается как авторитарный . Учителя этого типа создают оценочные ситуации, имеющие отрицательный эмоциональный фон, и редко используют содержательную оценку. Этот стиль нуждается в коррекции. Сумма 28 – 33 балла. Стиль общения квалифицируется как демократический . Ориентация преподавателя (мастера) на результативность обучения сочетается с ориентацией на личное развитие учащихся. Есть основания считать такой стиль общения с учащимися оптимальным в условиях современного образования, что, безусловно, не гарантирует от ошибок преподавателя (мастера) в отдельных оценочных ситуациях. Сумма 34 – 40 баллов. Стиль общения считается либеральным . У преподавателя (мастера) преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что стиль дает прекрасные результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный подход к составлению заданий по математике в рамках уроков контроля и оценки знаний учащихся
Данный мтериал был подготовлен для выступления на школьном семинаре "Индивидуализация и дефференциация обучения". В нем излагаются приемы, которые используются в РО Эльконина-Давыдова, но прекрасно ра...
Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся
Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....
Тестовые задания для контроля и оценки знаний учащихся по предмету «физическая культура» 9-11 класс
В тесте даются 29 вопросов и варманты ответов к ним....
Презентация "Формы контроля и оценки знаний на уроке ИЗО в 5 классе с учетом требований ФГОС "
В презентации дается классификация способов контроля и оценки знаний учащихся, а т.ж представлен вариант итоговой тестовой работы за курс 5 класса по программе Е.А.Ермолинской...
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование»....
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"...
Педсовет "Современные формы, методы контроля и оценки знаний учащихся"
Текущий контроль на уроке математике при изучении темы «Сложение целых чисел» (6 класс)....