ЖИЗНЬ - ЭТО... (философские размышления)
методическая разработка по теме

Цель данного мероприятия  помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном, много­образном мире людей; пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания, помочь сформировать активную жизнен­ную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_-_eto_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сидоровская средняя общеобразовательная школа» ИНН 2268002164, 658638, Алтайский край, Романовский район, с. Сидоровка, ул. Школьная, 2, т. 8(385 61) 23-3-76,  sidschool@rambler.ru.

Конкурс

«Информационно коммуникативные технологии в образовании – 2011»

Номинация

«Современное внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ».

Тема: ЖИЗНЬ - ЭТО...

(философские размышления)

Авторы:

Кузнецова Валентина Анатольевна (классный руководитель 11 класса),

Лавриненко Наталья Николаевна (классный руководитель 10 класса),

Ященко Мария Андреевна (классный руководитель 8 класса).

Классы: 8, 10, 11.

ЖИЗНЬ - ЭТО...

Цели: помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном, многообразном мире людей; пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания, помочь сформировать активную жизненную позицию.

Оформление:

2) афоризмы, мысли великих людей;

 3) плакаты: «Жизнь - это...», «Жизнь для себя», «Жизнь для других»;

4) оформление доски: афоризмы великих людей

5) «весы жизни», жетоны.

Ход классного часа

Учитель.         Для себя жить – тлеть,

Для семьи – гореть,

А для народа – светить.

Русская пословица.

Мне времени осталось только- только

Впитать с себя всю божью благодать

И возлюбить чужих людей настолько

Чтоб из-за них себя не увидать

                                Г.Колесникова (поэтесса, уроженка нашего района)

(слайд 1)

Учитель.

Скажи, какой ты след оставишь:

След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо в след

Или незримый прочный след в чужой душе на много лет.

Учитель. Что такое жизнь, в чем смысл ее? Мы и собрались, чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой. На этот вопрос отвечали по разному великие мудрецы, писатели, поэты, просто обычные люди.

(слайды 2-10)

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь - это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь - это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь - это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

Жизнь. В этом слове немало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

А. Лиханов    

(слайды 11-20 с видами природы нашего села)

Учитель. Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц, без берёзки у родимого окна, без тропинки по которой ежедневно ходим в школу?   А разве мы можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова…

(слайд 21)

Для одних «жизнь быстротечна, мимолётна» для других «жизнь – долгие, долгие годы». Почему так происходит?

Задание детям: в течение нашего разговора определите вашу жизненную позицию, вашу цель в жизни.

Древнейший философ О.Хайям справедливо писал:

От безбожья до Бога - мгновенье одно

От нуля до итога - мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

 Жизнь ни мало, ни много - мгновенье одно.

Звучит песня  «Есть только миг».

Учитель. Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно.

Мы считаем, что человек - «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

Для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для других» и «жизнь для себя». Остановимся конкретнее на второй позиции «жизнь для себя».

Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук М. Е. Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас - это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу другим. Возлюби ближнего своего, как самого себя - звучит Евангельская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближнего только в том случае, если полюбишь себя. Что-то подобное мы находим у Пушкина:

Учитель.

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

 Кто не наскучит никогда?

Призрака суетный искатель,

 Трудов напрасно не губя,

 Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

Предмет достойный: ничего

 Любезней, верно, нет его.

Социальный практикум:

 Представьте, в классе произошло несчастье - одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из вас без промедления откликнулся на эту просьбу, но нужна группа крови, которая только у обвиняемого, а он ее категорически отказывается давать. Все остальные учащиеся разбиваются на две группы. Первая группа - обвинители, вторая группа - защитники.

Функции сторон: защитникам нужно найти что-то положительное в этом поступке, а обвинителям - доказать вину обвиняемого. После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен высказать свое отношение к ситуации. Начинают обвинители, продолжают защитники...

(слайд 22)

Учитель. Смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других». Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было немало. Среди них философы, художники, поэты, врачи - люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед. Можете ли вы назвать именно таких людей, плодами жизни которых мы пользуемся до сих пор, несмотря на то, что их давно нет? Приведите примеры.

Ученики приводят примеры: 3. Фрейд, А. Нобелъ, Ньютон, И. Христос,……

Учитель. А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. Жизнь - это самое дорогое, что есть у человека. Однако почему же лучшие из лучших, не задумываясь, отдавали ее по собственному желанию? Это матрос Е. Никонов, погибший под пытками фашистов, но не выдавший своих товарищей, В. Талалихин, совершивший первый в истории войн ночной воздушный таран в небе под Москвой, В. Носов, направивший свой самолет на колонну немецкой техники, генерал Карбышев принявший мученическую смерть но не перешедший на сторону врага и многие другие.

Ученик 8кл

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пороку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

 Меру окончательной расплаты

 Каждый выбирает по себе.

Учитель:

Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след,

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки.

Не все напевы время уничтожит.

И ручейки умножат мощь реки,

И нашу славу песня приумножит.

Р. Гамзатов

Звучит песня из кинофильма «Земля Санникова».

Учитель. Ребята, действительно,  мы все живём, чтобы оставить след. Очень важно, какой! «След, который запачкает паркет или прочный след в чужой душе намного лет», - так сказал А.Смеляков. Хочется вспомнить слова Николая Островского: «Жизнь человеку дается один раз, и надо прожить её так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

(слайды 23- 24)

Именно такую жизнь, короткую, но яркую, прожил Вячеслав Валентинович Морозов, прочный след оставил в душах многих людей, прославил нашу школу, село и край. О нём мы сейчас и расскажем. Выпускник нашей школы, писатель, журналист, член Союза писателей СССР, а затем России, человек, который жил по правде …

        Родился Вячеслав в 1954 году в Сидоровке в семье учителей: Валентина Семёновича и Веры Яковлевны. Уже подростком Слава обладал обширными знаниями. К началу 8 класса он прочитал все книги в школьной и сельской библиотеках плюс книги из домашней, которая была не меньше школьной. Отец Валентин Семёнович мечтал и видел в сыне хорошего врача. Но не вышло. Понял Слава, что это не его призвание и со второго курса медицинского института он отправился в армию – ВДВ, всю жизнь гордился тем, что служил в десантных войсках, породнился с небом. Кроме этого, к этому времени он уже серьёзно занимался альпинизмом. Имел первый разряд и награды. В числе других покорял самые высокие вершины СССР – Пик Ленина, Пик Коммунизма. Дальше – поиски себя, проба в различных профессиях (Слава работал и помощником машиниста). Позже вспоминал, как машинист дядя Ваня пытал Вячеслава: «Вот ты много читаешь, вот скажи мне, кто писал: «Пейте, хлопцы, пока тут – на том свете не дадут?»». И на ответ, что это фольклор, говорил: «Нет, это Пушкин написал. Только гению могут принадлежать такие великие слова!». Несколько лет проработал Слава в нашей районной редакции газеты «Горизонт» (тогда она называлась «Знамя Октября»). Новичок отличался неординарностью мыслей и нестандартностью мышления. Днём писал для газеты, ночью – для души (так родились первые произведения). Затем переезд в Барнаул: работа журналистом и на радио, однокомнатная квартира всегда полна друзьями. И всем рядом со Славой было легко и просто. Но и Барнаул оказался лишь вехой в судьбе Вячеслава.  В начале 80-х годов прошлого столетия – очередной крутой поворот. На сей раз, он отправился в столицу нашей Родины – Москву, где возможности состоятся как творческой личности, весьма велики. Там он и закончил литературный институт им. Горького, работал заместителем главного редактора журнала «Наш современник», был принят в Союз писателей, побывал в горячих точках страны и ближнего Зарубежья, где действовал всегда в одиночку: брал телекамеру и сначала шел на блокпост  одной стороны, затем на блокпост – другой. Убить могли в любой момент. Его несколько раз арестовывали, допрашивали, угрожали, отбирали снятые материалы, а в Южной Осетии даже приговорили к расстрелу как грузинского шпиона. И только вмешательство российских властей спасло ему жизнь. Всего у Вячеслава семь крупных произведений и очень много статей, примечаний и очерков. Самые значимые книги «Россия: век уходящий»,  в ней интервью и беседы с известными людьми России, а также «Будь ты проклят, Иуда», повесть «Цхенвал», роман «Адмирал ФСБ». Замечательно играл на гитаре, прекрасно пел песни. Одна из любимых песен со словами:

Уходит поезд в небеса – счастливый путь!

Ах, как нам хочется, как всем нам хочется не умереть,

А именно уснуть …!

(слайд 25)

Славин поезд отправился или ушел 24 октября 2010 года. По православному обычаю его отпели в церкви. Весть о безвременной кончине разнеслась мгновенно. Поминали родственники, друзья, знакомые не только в Москве, но и в Барнауле и в Романово. Светлая ему память!

Песня «Как молоды мы были» (минута молчания)

Ученица 10кл                     СЛЕДЫ

В лесу ли, в поле или у воды

Читаем мы звериные следы.

 Вот лисий след петляет меж ветвей –

Лиса наивна в хитрости своей.

Вот след кабаньих кованых копыт,

А вот и дуб, что кабаном подрыт.

Вот быстрой белки тянется следок.

Вот на сосне медвежьей шерсти клок.

Тут лось лежал, а здесь косой дрожал.

А там ягненка серый волк задрал.

 Любой охотник знает наперед,

 Что зверь нигде бесследно не пройдет.

Лишь ты, чудак, живешь ни так, ни сяк.

 Жизнь для тебя, что ломаный пятак.

 Какой же ты оставишь в жизни след?

Ведь без следа и человека нет!

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть. Вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой  обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

(слайд 25)

Учитель. Какой же ты оставишь в жизни след? Дорогие ребята, подойдите к весам жизни, выберите жетон, красный-« Жизнь для других», синий — «Жизнь для себя».

Учитель. Ребята, у вас есть возможность переосмыслить свою позицию, но делайте это как можно скорее, ведь если есть цель – жизнь приобретает смысл, а жизнь без цели убивает, силы, молодость, здоровье.  От того, какую жизненную позицию вы выберете, будет зависеть, обретёте ли вы счастье. А что такое счастье?

Ученица 11кл           ДОРОЖИТЕ СЧАСТЬЕМ, ДОРОЖИТЕ!

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь, не требуйте второго.

Не гасите время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...

Разве будет это тыщу раз?

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

 Радуйтесь, не портите ничем

 Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из-под небесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Кружит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь в орех величиной!

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!

Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта «прелесть» миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти,

Вы им, желчным скептикам, не верьте –

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам - хоть лопнуть - не найти!

А для очень, очень добрых глаз

 Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

 Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите.

Э. Асадов

Обсуждение:

1. Что такое счастье? Как вы понимаете?

2. Что значит быть счастливым человеком?

3. Как можно найти свое счастье?

                                   О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Ученица 10кл

- В чем смысл твоей жизни? - меня спросили.

- Где видишь ты счастье свое, скажи?

- В сражениях, - ответил я, - против гнили

И в схватках - добился я - против лжи!

По-моему, в каждом земном пороке

Пусть так или сяк, но таится ложь.

 Во всем, что бессовестно и жестоко,

Она непременно блестит, как нож.

Ведь все, от чего человек терзается,

Все подлости мира, как этажи,

 Всегда пренахальнейше возвышаются

На общем фундаменте вечной лжи.

И в том я свое назначенье вижу,

Чтоб биться с ней каждым своим стихом,

Сражаясь с цинизма колючим льдом.

С предательством, наглостью, черным злом,

Со всем, что до ярости ненавижу!

Ученик 11кл        

Еще я хочу, чтоб моя строка,

Могла б, отверзая тупые уши,

Стругать, как рубанком, сухие души

До жизни, до крохотного ростка!

 Люди, что, веря в пустой туман,

Мечтают, чтоб счастье легко и весело

Подсело к ним рядом и ножки свесило,

Мол, вот я, бери и клади в карман!

Эх, знать бы им счастье совсем иное,

Когда, задохнувшись от высоты,

Ты людям вдруг сможешь отдать порою

Что-то взволнованное, такое,

В чем слиты и труд, и твои мечты!

Есть счастье еще и когда в пути

 Ты сможешь в беду, как зимою в реку,

На выручку кинуться к человеку,

Подставить плечо ему и спасти.

И в том моя вера и жизнь моя,

И, в грохоте времени быстротечного,

Добавлю открыто, и не тая,

Что счастлив еще в этом мире я

От женской любви и тепла сердечного...

Борясь, а, не мудрствуя по-пустому,  

 Всю душу и сердце вложив в строку,

 Я полон любви ко всему живому:

 К солнцу, деревьям, к щенку любому,

 К птице и к каждому лопуху!

Ученица 11 кл

Не веря ни злым и ни льстивым судьям,

Я верил всегда только в свой народ.

 И счастлив от мысли, что нужен людям,

Плевал на бураны и шел вперед.

От горя - к победам, сквозь все этапы!

А если летел с крутизны порой,

 То падал, как барс - на четыре лапы

 И снова вставал и кидался в бой.

Вот то, чем живу я и чем владею:

Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.

А жить по-другому и не умею.

 Да и конечно же не хочу!

Э. Асадов

Ученица11кл         ДОБРОТА

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести, -

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

 И коль дружба у вас крепка,

 Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,

 А тоска по ней горяча.

 Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби сплеча.

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,

И коль ваша любовь крепка,

 Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

И, чтоб после себя не корить

О том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть.

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,

На разрыв иди, на разлуку.

Только подлости не прощай

 И предательства не прощай

 Никому: ни любимой, ни другу!

Э. Асадов

Учитель

Быть по-настоящему счастливым невозможно без таких качеств личности, которые составляют общечеловеческие ценности:

Милосердие

Справедливость

Честность

Уважение к людям

Душевная щедрость

Доброта

Учитель:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя спать,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать и,

Помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

Учитель: (слайд 27)

В напутствие вам мы дарим такие слова:

Молодость!

Возьми с собой в дорогу самую заветную мечту!

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства, стойкость в бурях жизни,

Мужества во всем и до конца,

Верность другу, преданность Отчизне,

Имя Гражданина и Борца!

Список литературы.

http://.philos.msu.ru – библиотека философского факультета МГУ им. Ломоносова.

http://.philosossophe.ru –философский портал «Философия России».

Ангел Е. Эпос и история (пер с венгерского М., 1985

Безногова С., Егорова Т. Учиться и жить как люди.// Граждановедение. 2004.№38 с.6-7.

Вучков Ю. Искусство жить М., 1989

Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. М.,2004

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.(серия «Мастера психологии»)

Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: кн для учителя. М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/

Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни

Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства.

Урок по литературе по теме: "Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства"....

Урок-размышление по философской сказке А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Урок-размышление по философской сказкеА.де Сент-Экзюпери  "Маленький принц"...

Творческая мастерская "Путешествие по океану жизни. Размышление над фильмом Энга Ли "Жизнь Пи"

Материалы мастерской могут быть использованы в рамках классных часов, семейных праздников....