Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни
план-конспект урока по теме

Радькова Лариса Степановна

Цели:

- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных философских направлений.

- Развивать навыки самостоятельной работы студентов с философской литературой, навыки сотрудничества, работы в группе.

- Формировать гражданскую позицию учащихся, ценностно-нравственное восприятие мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_osnovam_filosofii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

Открытый урок

по основам философии

Тема: Философская проблема смысла жизни

Подготовил и провел преподаватель общественных дисциплин

Радькова Лариса Степановна

Сураж, 2011

Цели:

- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных философских направлений.

- Развивать навыки самостоятельной работы студентов с философской литературой, навыки сотрудничества, работы в группе.

- Формировать гражданскую позицию учащихся, ценностно-нравственное восприятие мира.

Оборудование урока:

1. Аудиозапись - песня «Я люблю тебя, жизнь».

2. Видеозапись (интервью).

3. Дидактический материал для работы микрогрупп.

4. Иллюстративный        материал, философские словари.

5. Учебник основ философии (авт. В.Г.Горбачев).

6. Письма с войны.

Эпиграф: «Человек есть тайна» Ф.М.Достоевский

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний учащихся (Мотивационно-целевой блок).

У: Сегодня мы продолжаем философскую тему человека, которая остается одной из важнейших на протяжении многих веков, в том числе и в наше время.

И, по-прежнему, Человек есть тайна. - как сказал Ф.М. Достоевский.

- Мы познакомились с философской идеей соединенности в человеке двух начал - биологического и социального. Мы также знаем, в том числе из курса социологии, психологии, что человеком не рождаются, - человеком становятся в процессе социализации.

В: Какие этапы становления человека вы выделите? (человек - индивид - личность).

Задание: Определить, какому этапу соответствуют данные характеристики и разместить их в нужном месте.

(на доске карточки-задания, размещенные в беспорядке).

В: Какие еще характеристики вы бы добавили?

Работа с иллюстрациями (изображение человека на разных этапах жизни)

В: Как вы думаете, какие этапы становления человека иллюстрируют данные изображения? Почему?

III. Изучение нового материала.

(Стихотворение Р. Рождественского из поэмы «Письмо в 30-й век»). Плакат вывешивается на доску.

У: Так поэт Роберт Рождественский помог обозначить тему сегодняшнего урока.

В: Как бы вы ее сформулировали? Запишите.

У: Каждый думающий человек, раньше или позже, задается этим вечным вопросом, ответ на который во многом определяет его жизнь.

Пример: Поль Лафарг: клятва, данная в молодости;

Юлия Друнина: последнее стихотворение.

Сейчас мы услышим людей, которым был задан этот вопрос. Они * разные, как и их ответы.

(Просмотр видеозаписи интервью; пометки в тетрадь).

Обратимся к этой проблеме сегодня и мы, и попробуем оценить позиции различных философов: в философской антропологии проблема смысла жизни - традиционная.

И так: что думают об этом философы?

Работа студентов в микрогруппах (20 мин.)

У: Коррекция, контроль; проверка выполнения задания в виде отчетов микрогрупп.

Задание:

  1. Ознакомиться с материалами.
  2. Определить позиции философов разных направлений по данному вопросу, оформить сводную таблицу по схеме: направление - имена- идеи.
  3. Проанализировать их с точки зрения интересов человека и общества в целом.
  4. Оценочные суждения: с чьей позицией вы согласны? Чья позиция вам ближе? Почему?

У: Таким образом, жизненная позиция человека может быть как созидающей, так и разрушительной. Все зависит от того, как человек воспринимает окружающий мир: что он ценит и что отвергает, чем он согласен пожертвовать и ради чего готов на все. Это мир ценностей, который создает для себя каждый человек и общество в целом.

В философии сформировалось направление, занимающееся исследованием природы ценностей - аксиология (от греч. axia ценность и logos - учение, слово).

Сообщение студента «Аксиология как наука о ценностях» (запись в тетради основных положений, характеристик).

У: социализация человека предполагает принятие им ценностей, норм, сформировавшихся в обществе. Но каждый человек определяет и свое отношение к ним, составляет свою шкалу ценностей, определяя, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сейчас вы услышите голоса людей, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Чтение писем с войны (несколько).

(Письмо артелириста-разведчика Аркадия Полуэктова другу.

… Если я умру, напиши моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненвижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечить.

И если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве.

Из завещания Бина Лурье (уроженец Латвии)

… Прошло 2 месяца ожесточенной борьбы с врагом. Для меня наступил последний этап борьбы – борьба за Таллин. Отступления быть не может.

Жалко умирать в 24 года, но в настоящей борьбе, где на весы истории всего человечества ставятся миллионы жизней, я свою также отдаю, зная, что будущее поколение и вы, оставшиеся в живых, будете нас чтить, вспоминать как освободителей мира от ужасной чумы…)

В: Что они определяли как ценность? Что для них более значимо?

О:

У: Великая Отечественная война - это не только борьба оружия; это была, в первую очередь, борьба ценностей, борьба двух мировоззрений, двух идеологий. И наши люди одержали победу в этой борьбе. Даже умирая, они побеждали...

  1. Итог урока.

Человеку свойственно ценностное отношение к миру. При этом каждый выбирает между добром и злом, истиной и ложью. Люди разные... И живут по-разному.

Просмотр фрагмента видеозаписи интервью.

В: А что вы назвали бы главной ценностью в жизни?

У: В современном обществе самой большой ценностью считается жизнь. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Аудиозапись песни «Я люблю тебя, жизнь»

В: В чем актуальность темы сегодняшнего урока? (С учетом ситуации в мире).

О:

  1. Домашнее задание.
  1. Выучить конспект урока.
  2. Сочинение «Смысл жизни человека в моем понимании»
  3. Тема смысла жизни в литературных произведениях (Стихи наизусть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуализация проблемы смысла жизни в период адаптации пятиклассников

Переход из начального в среднее звено школы является переломным периодом в жизни каждого школьника.Внимание к подростковому возрасту обусловлено тем, что на этом возрастном этапе происходит открытие с...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ...

урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа

Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010».  по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...

Конспект и презентация открытого урока по обществознанию в 7 классе "Поиск смысла жизни"

Урок - часть темы:" Социальная сфера". Цель урока - ориентация учащихся на выбор жизненного пути....

А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).

На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...