«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/
статья по литературе (10 класс) по теме
Размышления о стихотворении А.С.Пушкина
«Если жизнь тебя обманет…»
М.В.Чикин
учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"
г.Новомосковск Тульской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli..._m.v.chikin.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Сокольники
Конкурс творческих работ «Мой Пушкин»
«Если жизнь тебя обманет…»
/размышления о стихотворении А.С.Пушкина
«Если жизнь тебя обманет…»/
Выполнила ученица 10 класса
Чухарёва Светлана
/г.Сокольники, ул.Шахтёрская, д.22а, кв.65/
учитель Чикин М.В.
г. Сокольники
2006 г.
Летний день. Благоухающая земляничная поляна. По небу проплывают затейливые облака. То боязливо чирикнет воробей, то застрекочет кузнечик, зашепчет о чём-то листва.
Неожиданно лёгкий ветерок проносится почти по самой земле, касаясь стебельков травы, перелистывая страницы раскрытой книги. Так же неожиданно исчезает, как будто нарочно привлекая моё внимание к открывшейся странице…
А.С.Пушкин «Если жизнь тебя обманет…»…
Всего лишь восемь строк, но в них вся жизнь. Жизнь, прожитая миллионами людей, и которая ещё будет прожита миллиардами. Жизнь, которую прожил и сам автор этих восьми строк – Александр Сергеевич Пушкин.
А.С.Пушкин воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию, но, хотя в нём, страстном поэте, было так много непосредственности и любопытства к жизни, он мог бы отдаться беззаветно.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
Какое жизнелюбие! Сколько веры, надежды и любви к человеку! Какая великая жизнеутверждающая сила!
Что это: лишь благое напутствие, этакая непритязательная безделица: «Не печалься, не сердись!»? Или прагматический совет, как сохранить душевное здоровье на жизненных дорогах, - только видимая, надводная часть своеобразного поэтического айсберга? И что же тогда в подводной его части? Осмелюсь утверждать: этот поэтический шедевр-айсберг запечатлел высокое самостоянье (пушкинское слово!) человеческой души, освещённое евангельским светом, и объяснил, чем оно достигается.
По мысли митрополита Анастасия (Грибовского), «чем ярче и светлее был поэтический дар Пушкина…тем более он был чуток к «прикосновению Божественного глагола…» «Сны поэзии святой» представлялись ему как бы некоторым откровением, посещавшим его по особому велению свыше, помимо его собственной воли».Нетрудно заметить, что здесь обосновывается мысль о божественном происхождении поэзии и вытекающей из этого интуитивной природы творчества. «Пушкин не был ни философом, ни богословом и не любил даже дидактической поэзии. Однако он был мудрецом, постигшим тайны жизни путём интуиции и воплощавшим свои откровения в образной поэтической форме». В этом случае, разумеется, направление творческой мысли может быть не связано впрямую с личным мировоззрением творца. «Всё, что отличает и украшает пушкинский гений… - считает владыка Анастасий, - имеет религиозные корни, но они уходят так глубоко, что их не мог рассмотреть и сам Пушкин». Того же мнения придерживается поэт и критик Дмитрий Мережковский, сказавший. Что «христианство Пушкина естественно и бессознательно».
Сколько раз нас обманывала жизнь (и, наверняка, ещё не раз обманет), но никогда не надо отчаиваться. Смирись со своим проигрышем, но не отчаивайся.
«Если жизнь тебя обманет» - так, казалось бы, совсем по-обывательски просто определяет поэт исходную ситуацию стихотворения, возможную для каждого из нас. Но что стоит за этим определением? Господь попустил испытания, скорби – это понятно, однако слово «обман» должно означать нарушение договора, неисполнение обещанного. А что же и Кем могло быть нам изначально обещано? Значит, мы сами возомнили о себе и своём предназначении, а не получив ожидаемого, не просто печалимся (печаль – чувство хотя и неполезное, греховное, но всё же естественное), но изволим сердиться, то есть, по сути, требовать своего, - и у Кого же? Неправеден и превратен путь этот, может далеко завести он, и автор мягко. Но настойчиво убеждает от него отказаться (непререкаемость совета показана восклицательным знаком). Иными словами: Всё, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпив, - как поучает Иисус сын Сирахов (Сир.2,4).
В третьей строке стихотворения прямо провозглашено главное правило христианской самодисциплины: «смирись». Не ропщи перед Богом «в день унынья». Верь Ему и надейся на милость Его, прелагающую скорбь на радость. Иными словами: …золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения. Веруй Ему, и Он защитит тебя, управь пути твои и надейся на Него… Ибо Господь сострадателен, и милостив, и прощает грехи, и спасает во время скорби (Сир. 2, 5, 6, 11). О том же говорит в своём известном размышлении Екклесиаст: Всему своё время, и время всякой вещи под небом… время плакать и время смеяться (Ек. 3, 1, 4). И смирение – это как бы самопроверка для нас: Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй (Ек. 7, 14).
День веселья, верь, настанет. Не надо бороться с тем, что уже невозможно вернуть, что ушло безвозвратно. К чему бередить раны и доводить себя до исступления, если завтра будет новый день, если целая жизнь впереди!?
Сердце в будущем живёт.
Твоя сегодняшняя боль, как велика бы она ни была, ничто в глазах вечности, это всё равно, что уколоть песчинку самой острой иглой. Завтра боль, которая казалась невыносимой и незаживаемой, утихнет и покажется тебе смешной и банально глупой.
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт,
Что пройдёт, то будет мило.
Вся вторая строфа стихотворения рождена библейской мудростью: Во дни счастия бывает забвение о несчастии, и во дни несчастия не вспомнится о счастии (Сир. 11,25). Удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 11, 24-25). И наконец: Всё суета и томление духа – неоднократно повторённое Екклесиастом, что равнозначно по мысли надписи, сделанной, по преданию, на перстне Соломона: «Всё пройдёт».
При этом интересно заметить, что именно из скорбного Екклесиастова: «И это суета» (то есть ничто не вечно) – Пушкину удаётся произрастить мотив утешения для смирившихся: «Всё мгновенно, всё пройдёт», то есть раз всё проходит, пройдёт и день уныния, который в последней строке расцветает ещё и обещанием чудесной награды: «Что пройдёт, то будет мило».
Надо всегда помнить. Что отчаяние – великий грех, от отчаяния один шаг до смерти, а человек рождается для того, чтобы жить.
Именно поэтому мне так дороги эти строки поэта. Они всегда со мной: в моих мыслях, в моём сердце…
Поистине вся жизнь Александра Сергеевича является оправданием Жизни. И это её назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определённые сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
…Светит солнце в самом зените. Божья коровка тяжело оторвалась от макушки тысячелистника и полетела, неуклюже переливаясь с боку на бок. Раньше времени пожелтевший листок оторвался от ветки и, вальсируя, скрылся в траве…
…Всего лишь восемь строк, но в них – вся Жизнь!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Сокольники
Конкурс творческих работ «Мой Пушкин»
«Сказка о попе и работнике его Балде»…
Выполнила ученица 6 б класса
Акулиничева Анастасия
г. Сокольники
2006 г.
А.С.Пушкин специально для детей не писал. Но он всегда испытывал интерес к миру детства. Не случайно многие произведения писателя вошли в круг детского чтения, в первую очередь – сказки.
Они писались Пушкиным в зрелом возрасте. В период полного расцвета его таланта. Задача сказок: выявить сущность русского национального характера, его особенности, понять традиции и воплотить это в художественном произведении.
В основе сюжета «Сказки о попе и о работнике его Балде» - конфликт между скупым, глупым попом и сообразительным, остроумным Балдой. Их встреча случайна: ведь поп не искал себе работника, он шёл «по базару, посмотреть кой-какого товару», да и Балда не собирался поначалу наниматься, а гулял без дела, шёл, «сам не зная куда». Но вот встречаются алчный человек, ищущий выгоды, и весельчак, решивший подшутить над хапугой-попом.
В процессе развития сюжета Балда честно исполняет свою службу, « понапрасно не споря», а его хозяин всячески увиливает от своих обязательств, за что и оказывается наказанным.
В образе Балды воплощены черты двух популярных в русской сказке типов героев – дурака (наивного, добросовестного) и шута. Балда добр к другим членам поповской семьи: «поповна о Балде лишь печалится», «попёнок зовёт его тятей». Он наказывает лишь жадного попа.
Мне очень нравится «Сказка о попе и работнике его Балде». По форме она напоминает народную. Я считаю, что А.С.Пушкин выражает в ней мысль о ненасытности и неблагодарности глупых и жадных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа ко Дню учителя "Если нравится тебе, то делай так"
День учителя в нашей школе проводится одновременно с Днем самоуправления. Ребята из педагогического класса проводят уроки, а завершает этот день праздничное мероприятие, общее для педагогического колл...
Стихотворение Макаревич Т.В. "Я люблю тебя, жизнь..." (Участие - литературный фестиваль «Серебряный луч»)
Стихотворение я сочинила в честь своих родителей, которые прожили долгую жизнь....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.
Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...
Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)
Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...
Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», комплексный анализ стихотворения...
Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).
Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....