Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок по литературе по теме: "Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasternak.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»
Артемовского городского округа
Урок по литературе по теме:
«Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства»
(12 класс)
Л.А. Старовойтова,
учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 4
Артемовский городской округ
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака. Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы.
Методические приёмы: лекция, работа с текстом, учебником, анализ стихотворений.
Оборудование урока: фотографии Пастернака, репродукции картин и рисунков Л.О. Пастернака
План урока:
- Слово учителя.
- Чтение и анализ лирических произведений.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Слово учителя.
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29.01.1890 г. в семье талантливого художника Леонида Пастернака и подающей большие надежды пианистки Розалии Исидоровны Пастернак – Кауфман. В доме были часты музыкальные вечера, на которых присутствовали художники: Левитан, В. Поленов, В. Серов. Бывали Л. Н. Толстой, композитор Скрябин.
Учась в гимназии и одновременно в консерватории, Пастернак отказался от профессии композитора.
В 1908 г. он поступил в Московский университет на философское отделения, а через год перешёл на историко-филологический факультет. В 1912 г. уехал в Германию в Марбург. Там посещает лекции по философии в университете. В 1913 г. окончил университет. Выходит его первая книга «Близнец в тучах». Затем в 1914 г. вторая книга «Поверх барьеров», третья книга «Сестра моя – жизнь». 1917 г. «Темы и вариации», «Детство Люверс». Активно участвует в создании Союза писателей. Смело отвечает на критику, отстаивая своё мнение самостоятельного художника. С 1936 по 1940 гг. занимается переводом Шекспира.
- Чтение и анализ лирических произведений.
Как достигается выразительность, импрессионистичность стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»?
Во-первых, выразительность, ощущение записи мгновенного впечатления создаётся особым синтаксисом: назывным и безличными предложениями.
Во - вторых, инфинитивами.
В – третьих, неожиданными эпитетами: «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт». Кроме того, стихотворение соединено «скрепами» - повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд» - в конце; единством цветового решения: «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «чёрный» колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.
Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?
«Быть знаменитым некрасиво».
Автор убеждён в независимости искусства.
Определить временные рамки сборника «Сестра моя – жизнь».
(Время обозначено самим автором в подзаголовке – «Лето 1917». Казалось бы он имеет чёткие временные границы. «До всего этого была зима» - этим стихотворением открывается «Книга степи». Начавшись весной, в апреле («Из суеверья»), действие продолжается жарким летом («Степь», «Душная ночь»), и заканчивается осенью. Но посвящение Лермонтову, эпиграфы из Лермонтова. Гоголя, Варлена, из мифологии (Троя, Елена, Тристан и Изольда), введение в текст Байрона, Киплинга, Верлена, Эдгара По делают временные рамки ненужными, а временное пространство безграничным.
Учащиеся читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».
Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?
(Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»: «ветер лускал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное: «Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры: «огромный сад тормошится в зале в трюмо…». Чаще всего поэт использует метафоры, олицетворения, реже – сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает свежесть и первозданность, становится слышимым и видимым).
В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения, бушующей в мире.
- Домашнее задание.
Сделать разбор стихотворения «Во всём мне хочется дойти до сути»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака
Презентация посвящена жизни и творчеству Б.Л. Пастернака. В ней рассматриваются основные события жизни писателя, а также некоторые произведения Бориса Леонидовича....
Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"
1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака4.Знакомство со стихотворениями Пастернака5. Присуждение Пастернаку Нобе...
Методическая разработка урока "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Лирика, отражение любви, душевных побед и крушений. Трагизм личности, семьи, народа (поэма «Реквием»)"
Методическая разработка посвящена жизни и творчеству А.А.Ахматовой. Ее цель: помочь преподавателям литературы раскрыть для студентов личность великого русского поэта, ознакомить с творчеством и...
Урок-размышление "Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную..." (Любовная лирика Ф. Тютчева и А. Фета)
Этот урок дан мною в 1 туре профессионального конкурса "Учитель года 2011". Он дает возможность познакомиться с отдельными страницами личной жизни поэтов Ф. Тютчева и А. Фета, которые в какой-то мере ...
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....
Борис Пастернак. Жизнь и творчество: биография, этапы творчества, основные книги, поэтика.
Презентация для 11 класса к изучению творчества Бориса Пастернака. Представлены основные моменты и этапы творческой биографии писателя, дана краткая характеристика его основных книг. В разделе "П...
Литературная гостиная о жизни и творчестве К. Симонова «Всю жизнь любил он рисовать войну…».
Жизнь и творчество Константина Симонова- явление по-настоящему масштабное, ...
Комментарии
Б. Пастернак
Любовь Александровна! Спасибо Вам за Урок!