Разработка классного часа "Героика Ямала"
методическая разработка на тему

Раим Айдарович Исманов

 

Авторами классного часа являются учитель истории и общшествознания Орлова Вера Павловна и преподаватель-организатор ОБЖ Исманов Раим Айдарович

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.

Наше Отечество – уникальное по национальному составу, уникальное по своей территории, климатическим зонам, часовым поясам. И от  этого становится уникальным и неповторимым подвиг нашего Отечества в Великой Отечественной войне. Не осталось ни одного народа, ни одной нации, которых не затронуло всеобщее несчастье, и от этого еще сильнее было желание освободить нашу Родину от фашистских захватчиков.

Вклад каждого народа в общее дело борьбы тоже уникален. Особо уникален труд и подвиг ямальцев во время войны. С первых дней войны  Ямал оказался в положении прифронтовой зоны. Карское море  стало местом боевых действий  военно – морских сил.  Гитлеровцы в 1942-1943 годах  приложили много сил,  чтобы разрушить  Северный морской путь. Ими была разработана и осуществлялась операция «Вундерлад» («Страна чудес»): фашистские субмарины нападали на пассажирские суда, топили их, обстреливали полярные станции.

Война страшным бременем легла на плечи ямальцев. На фронт уходили отцы, братья. В тылу их ждали родные и близкие. И трудились, ковали победу! 22 июня  1941 года все мирные дела посёлков района отошли на второй план. С этого дня в жизни ямальцев, кроме повседневных дел, появляются дела тыла военного времени: провожать и ждать ушедших на фронт, помогать фронту всем, чем только можно.

Сегодня мы склоняем головы перед памятью мил­лионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к по­беде над врагом. Вечная им слава! Вечная память!

Победа - это долгожданное и радостное событие не только для армии, разгромившей врагов, но и для всех людей, работников ты­ла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить вои­нов всем необходимым.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. И ни при каких обстоятельствах русские люди не падали духом.

Целью классного часа является демонстрация учащимся фронтовых и трудовых подвигов наших земляков, воспитание любви и уважения к героической, трудовой славе и истории Ямала.

Для мыскаменцев классный час важен еще тем, что наш поселок стал строиться в послевоенные годы и участники Великой Отечественной войны в нашем поселке не проживают.  Поэтому важно было рассказать детям о наших земляках, которые уходили на фронт из других поселков нашего района, Ямало-Ненецкого автономного округа в целом.

Для написания сценария использовалась книга, которая вышла в год 75-летия Ямальского района «Край Земли, устремленный в будущее. В книге размещено столько много благодатного материала, который можно использовать при подготовке не к одному классному часу, а к циклу мероприятий, посвященных изучению родного края, воспитанию патриотизма, нравственных качеств личности.

 Классный час рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста. Практика показала, что дети младшего школьного возраста тоже способны усвоить тот материал, который используется на классном часе.

Рефлексия, проведенная после классных часов, проведенных в мае 2009 и2010 г.г. показала, продемонстрировала неравнодушное отношение детей к истории края, его народу и подвигу ямальцев. Расширились знания детей о малочисленных коренных народах Севера, его быте, культуре, истории, что воспитывает толерантность и сознание того, что мы – единый народ, дети своего Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» (среди педагогов)

Номинация

Методика организации и проведения: «Уроков мужества»,

торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине

Победы в Великой Отечественной войне.

Классный час-презентация «Героика Ямала»

Пояснительная записка

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.

Наше Отечество – уникальное по национальному составу, уникальное по своей территории, климатическим зонам, часовым поясам. И от  этого становится уникальным и неповторимым подвиг нашего Отечества в Великой Отечественной войне. Не осталось ни одного народа, ни одной нации, которых не затронуло всеобщее несчастье, и от этого еще сильнее было желание освободить нашу Родину от фашистских захватчиков.

Вклад каждого народа в общее дело борьбы тоже уникален. Особо уникален труд и подвиг ямальцев во время войны. С первых дней войны  Ямал оказался в положении прифронтовой зоны. Карское море  стало местом боевых действий  военно – морских сил.  Гитлеровцы в 1942-1943 годах  приложили много сил,  чтобы разрушить  Северный морской путь. Ими была разработана и осуществлялась операция «Вундерлад» («Страна чудес»): фашистские субмарины нападали на пассажирские суда, топили их, обстреливали полярные станции.

Война страшным бременем легла на плечи ямальцев. На фронт уходили отцы, братья. В тылу их ждали родные и близкие. И трудились, ковали победу! 22 июня  1941 года все мирные дела посёлков района отошли на второй план. С этого дня в жизни ямальцев, кроме повседневных дел, появляются дела тыла военного времени: провожать и ждать ушедших на фронт, помогать фронту всем, чем только можно.

Сегодня мы склоняем головы перед памятью миллионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к победе над врагом. Вечная им слава! Вечная память!

Победа - это долгожданное и радостное событие не только для армии, разгромившей врагов, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. И ни при каких обстоятельствах русские люди не падали духом.

        Целью классного часа является демонстрация учащимся фронтовых и трудовых подвигов наших земляков, воспитание любви и уважения к героической, трудовой славе и истории Ямала.

Для мыскаменцев классный час важен еще тем, что наш поселок стал строиться в послевоенные годы и участники Великой Отечественной войны в нашем поселке не проживают.  Поэтому важно было рассказать детям о наших земляках, которые уходили на фронт из других поселков нашего района, Ямало-Ненецкого автономного округа в целом.

        Для написания сценария использовалась книга, которая вышла в год 75-летия Ямальского района «Край Земли, устремленный в будущее. В книге размещено столько много благодатного материала, который можно использовать при подготовке не к одному классному часу, а к циклу мероприятий, посвященных изучению родного края, воспитанию патриотизма, нравственных качеств личности.

        Классный час рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста. Практика показала, что дети младшего школьного возраста тоже способны усвоить тот материал, который используется на классном часе.

        Рефлексия, проведенная после классных часов, проведенных в мае 2009 и2010 г.г. показала, продемонстрировала неравнодушное отношение детей к истории края, его народу и подвигу ямальцев. Расширились знания детей о малочисленных коренных народах Севера, его быте, культуре, истории, что воспитывает толерантность и сознание того, что мы – единый народ, дети своего Отечества.



Предварительный просмотр:

Сценарий единого классного часа «Героика Ямала».

Цель: Воспитание любви и уважения к героической, трудовой славе и истории Ямала.

Ход классного часа.

Включается презентация.

Слайд 1

Звучит музыка (песня «Священная война»)

Слайд 2.

Учитель:

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.

Победа - это долгожданное и радостное событие не только для армии, разгромившей врагов, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым.

И сегодня наш классный час посвящен людям Ямала, людям войны.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных  землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. И ни при каких обстоятельствах наш народ не падал духом.

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же полными слез.

Слайд 3.

Ученик:

С первых дней войны  Ямал оказался в положении прифронтовой зоны. Карское море  стало местом боевых действий    военно – морских сил.  Гитлеровцы в 1942-1943 годах  приложили много сил,  чтобы разрушить  Северный морской путь. Ими была разработана и осуществлялась операция «Вундерлад» («Страна чудес»): фашистские субмарины нападали на пассажирские суда, топили их, обстреливали полярные станции.

Слайд 4

Ученик:

Война  страшным  бременем  легла на плечи ямальцев. На фронт уходили отцы,  братья. В тылу их ждали родные и близкие. И трудились, ковали победу.  Сообщение - Ямал во время войны:

Война страшным бременем легла на плечи ямальцев. На фронт уходили отцы, братья. В тылу их ждали родные и близкие. И трудились, ковали победу! 22 июня  1941 года все мирные дела посёлков района отошли на второй план. С этого дня в жизни ямальцев, кроме повседневных дел, появляются дела тыла военного времени: провожать и ждать ушедших на фронт, помогать фронту всем, чем только можно.

15 июля 1941 года организуется Ямальский отряд народного ополчения. Его командный и политический состав насчитывает 7 человек: Соколов, Городилов, Минеев. Афанасьев, Белецкий, Мартьянов и Конев. На 20 августа 1941 года отряд насчитывал 49 человек (из 25 женщин). В отряде было организовано проведение занятий по военной подготовке. Под руководством НКВД отряд нёс службу по охране социальных объектов и поддержанию порядка в посёлке Яр-Сале.  В декабре 1941 года в Ямальском районе провели сбор денег в фонд обороны, было собрано 90 тысяч 412 рублей. За годы войны в фонд обороны от Ямальского района  поступило 2 миллиона рублей.

Слайд 5

Из районного центра и прилежащих территорий было мобилизовано на фронт более 500 человек – тундровиков и рабочих. На октябрь 1944 года в районе насчитывалось 435 семей военнослужащих. Пособие получали 115 семей, пенсии – 40 семей. В том же году был образован  продовольственный фонд для семей военнослужащих. Положение ямальцев было очень сложным,  не хватало продовольствия, керосина. Не было техники. На вылов рыбы отправлялись женщины, старики и подростки. Охотниками становились женщины. Фронту требовалось мясо, рыба и пушнина.

Слайд 6

В декабре 1941 года на заседании бюро Районного комитета Всесоюзной Коммунистической партии заслушан и обсужден вопрос:  «Итоги обследования Пуйковский, Ямальской и Новопортовской школ». Речь шла об укреплении материально- технической базы школ и интернатов. Дети должны учиться, стране нужны грамотные граждане! В начале 1942 года в посёлке  Яр-Сале открываются детские ясли. Планировалось это сделать в 1941 году, но помешала война. В эти суровые годы уделялось постоянное внимание повседневным делам, особенно, здоровью детей. Принимаются меры по благоустройству Яр-Сале и наведению санитарного порядка. Решается вопрос о ремонте бани и открытия в больнице санпропускника. В 1944 году проводится районный смотр художественной самодеятельности.

Благодаря архивным документам известно, что на конец 1945 года пенсии в Яр-Сале  получали 43 семьи, состояло на учёте 63 инвалида войны.

Слайд 7

Вот имена некоторых участников войны – ямальцев:  А.А.Айнуллин, А.Я.Аксёнов,Е.П.Вануйто, А.А.Грибанов, В.Ф.Егоров, Е.В.Кукарский, Е.Ф. Осколков и другие.

В посёлках Ямальского района живут, трудятся или учатся их дети, внуки и правнуки. Они бережно хранят память о фронтовиках, отстоявших право нынешних поколений на жизнь.

Слайд 8

Ученик:

За годы войны на фронт ушло 1222  ямальца.  

Читает стихотворение Л.Ташкевич «Уходил парень»

Догорел костёр, остыли угли,

Люди не притронулись к вину

Парень чуть раскосый, парень смуглый

Уходил с Ямала на войну

«Дора» отправлялась утром рано

С первым бледным солнечным лучом

Верную охотничью берданку

Парень молча вскинул на плечо

А потом в учебном батальоне

Меж лесных берёзовых земель,

Вместо  Лынгачи назвали Лёней

Выдали ушанку и шинель

Научили бить из пулемёта.

Удивляясь твёрдости руки.

…Уходила маршевая рота,

В вещмешки упрятав котелки.

Километры мерила теплушка,

И совсем по- русски, в первый раз,

Пел сдрузьями песни про Катюшу

Парень чуть с косым разрезом глаз.

Горький снег чернел меж деревнями,

И позёмка пеплами мела

От Москвы ребята дошагали

До Днепра, до Курска и Орла.

Молодых свистки в атаку звали

Сквозь горячий смертоносный вал.

Парень с чуть раскосыми глазами

Возле дота вражьего упал.

Их, как братьев, вместе хоронили,

Бушевал вдали передний край.

На дощечке, меж других фамилий,

Написали: «Лёня  Ладукай».

И опять  «Катюши» били залпом,

И опять вперёд солдаты шли…

В чум далёкий легковые нарты

К ночи весть худую привезли.

Угли от костра покрылись пеплом,

Люди не притронулись к вину.

Женщина седая по – ненецки

Прокляла жестокую войну.

Но промчались годы- двадцать с лишним,

И опять из дома – Лакомбой!-

Уезжает в армию парнишка,

Сын того, кто не пришёл домой.

Уезжает лучший кормприёмщик,

Долго машет шапкой рыбакам,

Чтобы не пробрались тёмной ночью

Птицы-сармик к нашим берегам.

Чтобы не было в домах и чумах

Матерей, безвременно седых,

Чтобы нартам легковым по тундре

Не возить вовек вестей худых.                                 (Февраль 1965г.)

Ученик:

Немногие не вернулись с той войны. Судьба 937 солдат до сих пор не известна, но мы должны помнить и уважать подвиг фронтовиков.

Читает стихотворение Л. Ташкевич  «Не спит соседка»

К соседке приехал на праздники сын.

Он штурман морской эскадрильи.

Медали и орден. Приехал один.

Второго на фронте убили.

А старший красавец, герой, молодец,

И радость, и счастье для мамы.

Но каждому дню наступает конец,

И плачет соседка ночами.

Он скромен, по званию он капитан.

Любуются им все соседи.

А мама украдкой не спит по ночам,

А младший домой не приедет.

Он неслухом был, шебутной, озорной,

Мальчишеских игр заводила.

Убит он в атаке за Вислой- рекой,

И там в чистом поле могила.

…За праздником праздник, за годом- года,

И старший – полковник запаса.

А младший домой не придёт никогда,

Он вздорным мальчишкой остался.

Вот словно живой он из рамки глядит,

Блестя озорными глазами.

… Как часто соседка седая не спит

И плачет тихонько ночами.

В память не вернувшихся с фронтов, умерших от ран и ушедших из жизни защитников Родины объявляется минута молчания.

Слайды 9, 10, 11

Ученик:

Ямальцы на фронтах Великой Отечественной войны служили во всех родах войск:  на суше, в море и в воздухе. Памяти Сергея Андреевича Худи посвящается…  

Слайд 12

Читает стихотворение Л.Ташкевич «Три года он не пробовал айбата»

Через плечо, надев шинельку – скатку,

Хромает, опираясь на костыль.

Три года он не пробовал айбата.

Три года он обской воды не пил.

Он сутками дежурит у причала,

Он ждать готов неделю напролёт,

Когда колёсный пароход «Валерий Чкалов»

По графику к его родным местам пойдёт.

Вчистую списан рядовой пехоты,

По горло сыт уроками судьбы:

Он меньше года был в стрелковых  ротах,

В госпиталях два года с лишним был.

Внимательно газету он читает-

Почти привык, что левый глаз слепой.

Где ты, родная шестьдесят вторая?

У Немана? Под Минском? За Десной?

А он никак не доплывет до дому.

Немного он везёт с собою впрок:

Серьёзная бумага военкому,

Да тощенький солдатский сидорок.

…На дебаркадере тепло и сухо.

Ему здесь уделили уголок.

Шестидесятилетняя старуха

И восьмилетний шустрячок- внучок.

В дежурке, этой будочке тесовой,

Пьет сдобренный брусничный кипяток.

И ждёт, и верит, что раздастся скоро

Басистый и раскатистый гудок.

Он помнит, как губа волной играет,

Он помнит чум, он помнит всех своих.

Он пальцем со щеки слезу сдирает

И хлеб пайковый делит на троих.

Он всё равно останется солдатом

Назло пинкам безжалостной судьбы!

… Три года он не пробовал айбата.

Три года  не видал Обской губы.

Ученик:

Наши земляки своими жизнями и подвигом спасли нашу страну от порабощения. Четверо из них удостоены  высокого звания Героя Советского Союза.

Слайд 13

Ученик:

Анатолий Михайлович Зверев. Его имя на Ямале известно  давно. В Надыме есть школьный музей, его имя  носит Салехардский педагогический колледж, в котором он учился. В начале войны Анатолию было 16 лет, на фронт его не брали. Получив диплом учителя, он выехал на работу в семилетнюю школу посёлка Катравож, но уже через год, в июне 1943 года, оказался на фронте. Короткая учебная подготовка, и Анатолий Зверев принимает боевое крещение в разведгруппе на Прибалтийском фронте. Таких бесстрашных вылазок  нашего земляка в тыл врага было много, за что он получил орден Красной Звезды. Товарищи по оружию за мужество, отвагу и организаторские способности избрали Анатолия Зверева комсоргом роты. В июне 1944 года части Первого Прибалтийского фронта перешли в наступление. Группа   смельчаков во главе с Анатолием Зверевым  отправляется в разведку на оккупированную фашистами  прибрежную зону реки Западная Двина. Однако фашисты выследили разведчиков и открыли шквальный огонь. Но Анатолий, пользуясь прикрытием темноты, ушёл от огня и повёл людей к переправе. Вот где пригодились навыки пловца, приобретённые на великой сибирской реке Оби!  Его плот, несмотря на непрерывный огонь, первым приблизился к вражескому берегу. Анатолий увлекает своим личным примером  бойцов, штурмует немецкие траншеи. Но пулемёт врага всё поливает и поливает свинцом. Тогда Анатолий Зверев, не раздумывая, кидается на мечущее огонь жерло пулемета, прикрывая своим телом линию огня. За этот подвиг паренёк с Ямала, Анатолий Михайлович Зверев  посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Слайд14

Ученик:

Александр Евстафьевич Звягин. Местом рождения в свидетельстве о рождении Александра Евстафьевича Звягина значится село Нумги Ямало –Ненецкого округа. Где было такое село- сейчас сказать трудно, но главное в том , что местные краеведы установили ещё одно имя Героя Советского Союза, связанное с историй ЯНАО. Ещё в школьные годы вместе с родителями он уехал в город Тобольск, где проучился до 9 класса, затем осваивал летное дело в Тюменском аэроклубе, в Омской школе пилотов, которую окончил в 1942 году. До 1943 года Александр Евстафьевич Звягин совершенствовал своё мастерство военного лётчика в запасном полку. В 1943 году он был направлен  на 1 –й Украинский фронт, потом стал старшим лётчиком 208-го штурмового авиационного полка 227-й эскадрильи штурмовой авиации 4-го Украинского фронта. Авиаполк, в котором он служил, участвовал в боях за Житомир, Винницу. Бердичев, Львов, Тернополь. К концу войны  Александр Евстафьевич Звягин стал высококлассным лётчиком. Ему неоднократно приходилось на пределе технических возможностей дотыгивать до аэродрома свою израненную машину. Александр Евстафьевич Звягин совершил 153 успешных вылета. 15 мая 1946 года за личное мужество и высокие боевые результаты Александру Евстафьевичу  Звягину было присвоено звание Героя Советского Союза. Послевоенная жизнь Героя связана с городом Херсон, где он трудился на судоверфи.

Слайд 15

Ученик:

Ваня Корольков приехал в Салехард с родителями из Сургутского района. Учился в семилетней школе № 3 посёлка Консервного комбината, в старших классах  обучался  в городской школе № 1.  В 1933 году он окончил среднюю школу.  По собственным воспоминаниям, он увлекался историей, спортом и музыкой, играл в духовом оркестре Дома ненца. После десятилетки Иван поступил в Уральский университет (Город Свердловск) на исторический факультет. Он заканчивал второй курс, когда началась война. Как и вся молодежь страны, студенты тоже рвались на фронт, но их труд нужен был для восстановления эвакуированных заводов. В декабре 1942 года Ивана Васильевича Королькова призвали в армию и направили на курсы младших лейтенантов в город Новосибирск. На Центральный фронт он прибыл летом 1943 года. Молодого способного офицера назначили помощником командира взвода 221 стрелкового полка 6-й Армии К.К. Рокоссовского.  Славный боевой путь Ивана  Васильевича Королькова прошёл по городам Орёл, Слухов, Чернигов. Но самым памятным и последним боем для Героя оказался сентябрьский бой  1943 года при форсировании Днепра. Его  пулемётному  подразделению приказали принять на себя первый удар противника и отвлечь его, пока остальная рота переправится на противоположный берег. Под покровом ночи горстка гвардейцев пробралась к реке, организовала переправу на лодках и плотах. Фашистские снаряды топили лодки, бомбили. Лишь несколько человек с Иваном  Васильевичем Корольковым добрались до берега и сразу же бросились в атаку: ведь надо было вызвать огонь на себя. Рота тем временем форсировала Днепр. Раненый Корольков  остался на вражеском берегу один и продолжал, пока не потерял сознание, поливать траншеи противника пулемётным огнем, уничтожив более 100 фашистов.  Подоспевшие  бойцы ликвидировали последних фашистов. Задача командования была выполнена. За этот бой Иван Васильевич Корольков был удостоен звания Героя Советского Союза. Потом было долгое лечение в госпитале, просьбы об отправке на фронт. Однако для него война закончилась с тяжелой инвалидностью – потерей правой  руки. Иван Васильевич Корольков вернулся с фронта, некоторое время работам в правоохранительных органах города Тюмени. Затем решил вернуться к любимой профессии педагога. В 1949 году окончил Пятигорский педагогический институт и был оставлен на кафедре истории.  В 1953 году успешно защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата  исторических наук. Иван Васильевич Корольков работал в институтах Читинской и Смоленской областей, автор 22 научных статей, двух книг. Скончался Иван Васильевич Корольков в Смоленске в возрасте 65 лет. Средней школе №! Города Салехарда присвоено имя Ивана  Васильевича  Королькова. На площади Победы установлена памятная плита, на которой золотыми буквами высечено имя Героя Советского Союза Ивана  Васильевича  Королькова.

Слайд 16

Ученик:

В 1933 году в село Мужи Обь - Иртышской области направили сельского учителя Василия Андреевича Архангельского  «для организации и развития народного образования» из Челябинской области. С ним приехали жена Лидия Фёдоровна  и дети- Николай и Лариса. Они поселились маленькой комнатёнке в избе кузнеца Фёдора Мироновича Хозяинова. Директором школы и учителем математики Василий Андреевич Архангельский   был по воспоминаниям его учеников замечательным, к тому же и мастером на все руки. Сын Николай унаследовал многие черты отца: умный, настойчивый, целеустремлённый. Больше всего он любил заниматься в авиационном кружке, где ребята с помощью учителя мастерили и запускали в небо огромные летающие аппараты. Уже тогда  Николай твёрдо решил стать лётчиком. В Мужах Николай окончил школу-семилетку, среднее образование получил в Шадринске. В 1940 году осуществил свою мечту – поступил в Оренбургское авиационное училище имени Ворошилова, которое окончил с отличием. Когда грянула Великая Отечественная война, Николая Васильевича Архангельского назначили командиром эскадрильи 57 авиационного бомбардировочного полка 1-го  Белорусского фронта. На американском бомбардировщике «Бостон» он воевал на Юго- Западном, Центральном, Белорусском фронтах, участвовал в боях за Белгород, Курск, сражался с фашистами в небе Польши. Воля, мужество, настойчивость, совершенное владение техникой пилотажа отличали непревзойдённого аса. За два с половиной года Николай Васильевич Архангельский совершил 220 боевых вылета. За отвагу и мужество Николай Васильевич Архангельский награждён орденами Ленина, красного Знамени, Отечественной войны, Красной звезды. За боевые заслуги и грамотную эксплуатацию самолёта «Бостон» Николаю Васильевичу Архангельскому вручили специальную Золотую медаль от американского президента Рузвельта. В 1944 году 26 октября  его ратные заслуги отмечены присвоением звания Героя Советского Союза. Жизнь отважного сибиряка оборвалась в небе над Польшей 14 января 1945 года при выполнении боевого задания. Его самолёт загорелся.  Не раздумывая, пилот направил горящую машину на скопление вражеской техники. Похоронен Герой в Польше, вблизи города Радзиня. В селе Мужи, где прошли его детство и юность, имя Героя занесено на обелиск. Именем Николая Васильевича Архангельского названа Мужевская средняя школа – интернат и названа одна из улиц села Мужи.

Слайд 17

Ученик:

Ничем не измерить вклад наших земляков в общую победу. Именно они своим трудом в тылу и своим подвигом на фронтах принесли Победу!                                                  

Читает стихотворение В. Харитонова.

Закат вечерний за лесами меркнет.

Стоят солдаты в доблестном строю.

Героев выкликают на поверке,

Отдавшим жизнь за Родину свою!

Молчат в боях поверженные доты,

В них кровью захлебнулася война…

Бывают безымянными высоты,

Но все солдаты носят имена!

Слайд 18

И каждого солдата поимённо

Отчизна знает так же, как и мать,

И солнце к ним идёт с земным поклоном,

И слава будет вечно  их сиять

Слово: Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть

Она как сила нам нужна...

Слайд 19

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вам с великим днем,

С днем нашей славы! С Днем Победы!

Еще нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май! Победный май!

Или бейся за правду ты смело,

Или сразу сдавайся в рабы.

Быть героем - нет выше удела!

Быть рабом - нет позорней судьбы!

Пусть эти стихи станут вам, ребята, примером того, как надо жить, как надо служить своей Родине, как надо любить её. Пусть они волнуют и зовут вас вперед.

Слайд 20

Учитель:

Я не видел войны, я родился значительно позже,

Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,

Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьез воевал, почему-то не любит об этом,

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Только, слышишь, звучит, проступает из стен Сталинграда,

Тихо, тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы грохотом слов не стереть, не убить этот звук.

Сколько раз был февраль,

Сколько праздников нового снега,

Сколько  раз таял снег, отступая с приходом весны.

Шестьдесят пять  - это миг, это только чуть больше полвека,

Как немного пока удалось нам прожить без войны.

Слайд 21

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага.

Она в каждой капле находит свое выраженье.

Это - изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это - боль головная, что ломит висок;

Это - юность моя, что в окопах истлела;

Это - грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это — кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это - в жизни короткий последний рассвет

Над изрытой землей.

И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

Сегодня мы склоняем головы перед памятью миллионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к победе над врагом. Мы склоняем головы перед мужеством наших земляков – воинов и тружеников. Вечная им слава! Вечная память!

Слайд 22

Ведущий. Благодарим, солдаты, вас.

1-й чтец. За жизнь!

2-й чтец. За детство!

1-й чтец. За весну!

2-й  чтец.За тишину!

1-й чтец. За мирный дом!

2-й чтец. За мир, в котором мы живем!

Все. Благодарим, благодарим, благодарим!

Звучит песня «Северный край».

                                                                     



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» (среди педагогов)

Номинация

Методика организации и проведения: «Уроков мужества»,

торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине

Победы в Великой Отечественной войне.

Классный час

«Героика Ямала»

авторы:

Орлова Вера Павловна, МОШИ «Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования, учитель истории и обществознания, ул. Бобкина, с. Мыс Каменный, Ямальский район, Ямало–Ненецкий автономный округ, 629721, телефон (34996)28-6-78 (дом.)

Исманов Раим Айдарович, МОШИ «Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования, преподаватель-организатор ОБЖ, улица Геологов, дм 15Б, кв.8,  с. Мыс Каменный, Ямальский район, Ямало–Ненецкий автономный округ, 629721, телефон (34996)28-2-35 (дом.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...

Классный час «Ямал – край, в котором мы живём»

Классный час для детей школьного возраста, на котором дети узнают об истории развития Ямала, достопримечательностях и особенностях этого края....


 

Комментарии

Раим Айдарович Исманов

Рекомендую проведение такого классного часа во всех школах, материал актуален для образовательных учреждения ЯНАО.