программа Я – гражданин России
материал по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ №1»
_____________Н.К. Фельк
Программа воспитания
«Я – гражданин России»
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Миасского городского округа
ПАСПОРТ
школьной программы воспитания «Я – гражданин России»
На 2012 – 2017 учебный год
МКОУ «СОШ№1» Миасского городского округа
Основание для разработки программы
Закон Российской Федерации “Об образовании, Посланиями президента России Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года., частью федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
Заказчик программы: педагоги, родители МКОУ «СОШ №1» |
Основные разработчики программы: | Заместитель директора по ВР ШМО классных руководителей Социально-психологическая служба |
Цель программы: | - Создание условий для воспитания базовых общенациональных российских ценностей |
Задачи программы: | - Активизация внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления базовой системы ценностных ориентиров; - Развитие и укрепление ценностно-нормотивной основы национального самосознания; - Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни; - Создание условий для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания. - Обеспечение каждому ребенку физиологического и психологического комфорта в школе. |
Сроки реализации программы: | 2011-2017 годы. |
Основные исполнители программы: | - Администрация ОУ - Заместитель директора по ВР - Педагоги-организаторы - Классные руководители - Социально-психологическая служба - Совет школы - Родительский комитет |
Источники финансирования: | Местный бюджет в пределах средств, предусмотренных на выполнение программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: | - Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в современных условиях. - Повышение профессиональной компетентности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении нравственного, морального и социального здоровья школьников. - Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое усовершенствование личности каждого ребенка. |
Система организации контроля за исполнением программы: | - Ежегодное рассмотрение хода выполнения программы на совещаниях при директоре, семинарах классных руководителей, Школьных ученических советах, родительских собраниях. |
Индикаторы | -выполнение школьной программы до 100% -укомплектованная нормативно- правового пакета |
В Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем себе представить нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство Российской нации.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я – гражданин России» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал окружения, помочь учащимся освоить общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется в школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
«Я и Я» Формирование гражданского отношения к себе
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Советы классному руководителю: установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | форма | класс | ответственные | Время проведения |
1. | Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения) | Игра, упражнения | 1-4 | Учителя начальных классов, психолог | В течение года |
2 | «Мой режим дня» | беседа | 1-4 | Учителя начальных классов | сентябрь |
3. | «Ктоя, какой я», «Мое хобби», «Хочу и надо» | беседы | 5-8 | Классные руководители | 2-3 четверть |
4 | «Познай себя» | тесты | 7-8 | Классные руководители, психолог | 4 четверть |
5 | «Мой сосед по парте» | Час откровенного разговора | 5-7 | Классные руководители | 3 четверть |
6 | «Я и мы» | Коллективная беседа | 9-11 | Классные руководители | 3 четверть |
7 | «Правила счастливого человека» | Психологический практикум | 10-11 | Классные руководители, психолог | апрель |
8 | «Кем быть?»(профессиональное самоопределение) | тест | 9,11 | Классные руководители, психолог | 1 раз в четверть |
9 | «Что такое личность?», «Человек среди людей» | беседы | 9-11 | Классные руководители | ноябрь |
10 | «Добро и зло», «Чью старость ты утешил» | диспуты | 1-11 | Классные руководители | 4-я неделя сентября |
11 | «Урок милосердия и доброты» | беседы | 1-11 | Классные руководители | 4-я неделя сентября |
12 | Берегите здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух» | Беседы, лекции | 1-11 | Мед. работник, классные руководители | декабрь |
13 | «Курить или не курить – вот в чем вопрос» | беседа | 9-11 | Мед. работник | декабрь |
14 | «Внимание наркомания!» | беседа | 5-11 | Мед. работник, классные руководители | декабрь |
15 | «Курить и пить – здоровью вредить» | Выставка рисунков | 1-7 | Мед. работник, классные руководители, учитель ИЗО | декабрь |
16 | «Дороги, которые мы выбираем» | беседа | 9,11 | Классные руководители | май |
17 | День здоровья | Общешкольное мероприятие | 1-11 | Учителя физкультуры | Сентябрь, апрель |
«Я и семья» формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- формировать отношение к членам своей семьи
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Советы классному руководителю. Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся в жизни класса. Организуйте заочные путешествия «здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством.
-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | форма | класс | ответственные | Время проведения |
1. | «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | беседа | 6 | Классные руководители | февраль |
2 | «Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки» | Конкурсы стихов и рисунков | 1-7 | классные руководители, учитель ИЗО | март |
3 | «От всей души» | Концерт ко дню матери | 1-11 | Педагоги-организаторы | ноябрь |
4 | «Забота о родителях – дело совести каждого» | беседа | 7-11 | Классные руководители | февраль |
5 | «Дети + родители+учитель» | Совместные вечера | 2-11 | Классные руководители | В течение года |
6 | «Мамин день», «Мамы и дочки» | Совместные мероприятия | 2-8 | Классные руководители | март |
7 | «Только раз в году» | праздники | 2-5 | Классные руководители | В течение года |
8 | «Педагогика для родителей» | Родительский лекторий | 2-11 | Классные руководители | Раз в четверть |
9 | «Как уберечь детей от наркотиков» | Советы для родителей | 7-10 | Классные руководители | декабрь |
10 | «Моя будущая семья», «Дружба, любовь, семья» | Литературные беседы | 9-11 | Классные руководители, библиотекарь |
«Я и культура». Формирование отношения к искусству
Задачи:
- Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
- Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Советы классному руководителю: организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов, проведение классных часов, праздников, расширяющих знание об искусстве.
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, участие в художественной самодеятельности
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | форма | класс | ответственные | Время проведения |
1. | Экскурсии на художественные выставки, фотовыставки, | экскурсии | 1-11 | Классные руководители | По плану краеведческого музея |
2 | День театра | Театральный смотр | 1-11 | Классные руководители | март |
3 | «Стартин» | Танцевальный конкурс | 5-11 | Педагоги-организаторы | апрель |
4 | «Школьная звездочка» | Танцевально-музыкальный конкурс | 1-11 | Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки | декабрь |
5 | «Фестиваль военной песни» | Вокальный конкурс | 1-11 | Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки | Май |
6 | «Осенний бал», «осенние посиделки» | Конкурс, дискотека | 5-7 8-11 | Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки | октябрь |
7 | Новогодние программы | Утренники, вечера отдыха | 1-4 5-11 | Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки | декабрь |
8 | Поездки в театры г.Челябинска, Златоуста | Посещение театра, спектаклей, посещение кинотеатров | 1-11 | Классные руководители | В течение года |
«Я и школа» Формирование гражданского отношения к школе
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | форма | класс | ответственные | Время проведения |
1. | Праздник первого звонка | Торжественная линейка | 1-11 | Зам по ВР, педагоги-организаторы | сентябрь |
2 | «Мой школьный дом» | Экскурсия в школьный музей | 1-11 | Классные руководители | В течение года |
3 | «Правила поведения в школе» | беседа | 1-11 | Классные руководители | сентябрь |
4 | «Моя школа», «Мой учитель» | Конкурс сочинений и рисунков | 1-11 | Классные руководители, учитель ИЗО | В течение года |
5 | «Наши школьные обязанности» | Организация дежурств, распределение поручений | 2-7 | Классные руководители, актив класса | сентябрь |
6 | «Мои права и обязанности» | Беседа о школьном Уставе | 1-11 | Классные руководители | 1 четверть |
7 | «Самоуправление в классе» | Выборы актива класса | 8-11 | Классные руководители, актив класса | сентябрь |
8 | «Поздравь учителя» | Конкурс поздравлений, выпуск плакатов | 5-11 | Редколлегия класса | октябрь |
9 | «Библиотеке – нашу помощь» | акция | 6-8 | Актив класса | апрель |
10 | «Уютный класс» | Смотр классных комнат | 1-11 | администрация | ноябрь |
11 | «Укрась территорию школы» | Трудовой десант | 5-11 | Классные руководители | Апрель, май |
12 | «Листая школьные страницы» | концерт | 1-11 | Педагоги -организаторы | октябрь |
13 | Праздник последнего звонка | Торжественная линейка | 1-11 | Зам по ВР, педагоги-организаторы | май |
«Я и мое Отечество» Формирование гражданского отношения к Отечеству
Задачи:
– развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну
Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | форма | класс | ответственные | Время проведения |
1. | Совет профилактики правонарушений | Встреча и беседа с детьми, состоящими на внутришкольном контроле | 1-11 | администрация | сентябрь |
2 | Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение | лекция | 7-11 | Социальный педагог, инспектор ГДН | декабрь |
3 | Основы правовых знаний | декадник | 8-11 | Учителя истории | Неделя права |
4 | Слет ЮИДД | Конкурс, олимпиада | 5-7 | Педагог-организатор | Сентябрь, апрель |
5 | Встреча учащихся с известными людьми города | беседы | 2-11 | Классные руководители | В течение года |
6 | Экскурсии в городской краеведческий музей | экскурсии | 1-11 | Классные руководители | В течение года |
7 | «Моя Родина» | Конкурс рисунков | 1-7 | Учитель ИЗО | ноябрь |
8 | «Ветеранам Великой Отечественной» | концерт | 1-11 | Педагоги-организаторы, учитель музыки | май |
9 | Уроки мужества | Беседа, встреча с ветеранами, участниками локальных войн | 1-11 | Классные руководители | В течение года |
10 | «Память, которой не будет конца» | митинг | 1-11 | Зам. По ВР, педагоги-организаторы, классные руководители | май |
11 | Урок России (о государственной символике РФ) | беседа | 1-11 | Классные руководители, учителя истории | декабрь |
12 | Военные сборы | сборы | 10 | Руководитель ОБЖ | май |
13 | Экскурсия в Каширинскую дивизию | экскурсия | 7-11 | Руководитель ОБЖ, классные руководители | В течение года |
«Я и планета» Формирование гражданского отношения к планете Земля
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом , природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей
Предполагаемый результат деятельности: учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | форма | класс | ответственные | Время проведения |
1. | «Береги природу – наш дом» | Конкурс рисунков | 1-7 | Учитель ИЗО | март |
2 | Укрась кусочек планеты | Уборка территории вокруг школы | 5-11 | Зам по АХЧ, классные руководители | апрель |
3 | «Неделя добрых дел» | экологические субботники | 1-11 | Педагоги-организаторы | Сентябрь, апрель |
4 | Экологический вестник | Выпуск газеты | 9-11 | Учителя биологии | декабрь |
5 | «покормите птиц зимой» | Мастерская кормушек | 1-8 | Учитель технологии, классные руководители | Ноябрь – март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Досуговая программа Я - гражданин России
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д....
Программа «Я - гражданин России»
Программа «Я - гражданин России» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на...
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Программа "Я - гражданин России"
Программа по патриотическому воспитанию учащихся...
Воспитательная программа "Я гражданин России"
Программа расчитана на 7 лет работы с детьми с 5 по 11 класс....
Творческий проект по программе «Я – гражданин России»
Наш проект «Песни-памятники» появился благодаря виртуальному путешествию и посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы узнали, что существует много памятников, созданных по мотива...