Воспитательная программа "Я гражданин России"
рабочая программа (11 класс) по теме
Программа расчитана на 7 лет работы с детьми с 5 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnaya_chast_ispravlennoe.doc | 372.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания.
«Нет опаснее человека,
которому чуждо человеческое,
который равнодушен к
судьбам родной страны,
к судьбам ближнего».
А.Салтыков – Щедрин
Последнее десятилетие XX и начала XXI века для России — время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В настоящее время граждански-правовое воспитание находится на этапе становления, который включает разработку содержания граждански-правового воспитания, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Главной целью гражданско-правового воспитания является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданско-правовое воспитание направлено на формирование гражданской компетентности личности. Граждански-правовая компетентность личности — это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
Становление граждански-правовой компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих граждански-правовое самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социо-культурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное воспитание, реализуемое проведением внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Реализация свободной, разумной жизни возможна только через опыт общественной, групповой, личной жизни каждого человека, в том числе и подростка. При всей важности конкретных знаний, приобщения к мировой и отечественной культуре, сама жизнь ребенка в школе должна быть устроена так, чтобы давать ему этот опыт свободы, ответственности и самостоятельности.
Сам стиль школьной жизни, её уклад должен быть толерантным, гуманистическим и демократическим. При этом создание такого уклада невозможно стараниями только педагогов, он должен строиться вместе с родителями и детьми. Необходим опыт управления школьным сообществом, опыт создания правовых норм, приобщение всех участников образовательного процесса к обсуждению проекта школьного закона и его принятие демократическим путем.
Одним из непременных условий подлинно граждански-правового воспитания является внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами — создание в школе демократического уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
- идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу — как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
- демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
- превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;
- широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
- создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
- создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;
- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все-таки недостаточен для формирования социально активной, компетентной личности. Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у детей такие навыки, следует «включить» школьника в окружающий мир во всем его многообразии.
На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурное достижение своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы.
В основу работы по самоопределению школьников я отношу идею сохранения и развитие традиций, которые предполагают:
- организация поисковой и исследовательской деятельности через школьный музей,
- историческое и литературное краеведение.
Исходя из вышеперечисленного, была создана программа воспитательной деятельности «Я гражданин России» Которая рассчитана на обучающихся 5-11 классов и призвана способствовать формированию личности, способной действовать как в коллективе, так и самостоятельно; формировать культурный уровень личности, развивать коммуникативные умения ребенка, должна создать такие условия и такое содержание деятельности, которые в наибольшей степени содействовали бы гражданско-правовому воспитанию становлению личности. Программа разработана по циклическому принципу и рассчитана на семь лет, начиная с пятого класса и заканчивая в 11 классе. Приоритетными направлениями программы являются: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей
Программа составлена на основе:
- Программа развития школы на 2005-2010 годы
- Устав школы
- Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы»
- Приказ Министерства Образования РФ от 03.02.2006г. № 21 «Методические рекомендации функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Министерства образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
- Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Министерства образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
Основная цель программы: является создание педагогических условий формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающий чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите. Подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства.
Центральное место в воспитательном направлении класса занимает формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас. Эти ценности могут быть привиты школьникам, при воплощении следующих идеи:
- идея согласования ценностей поколений,
- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности
- идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель, это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.
Основные задачи программы:
- Воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей.
- Формирование осознанного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему.
- Формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности, начиная с умения использовать свои права и выполнять обязанности.
- Формирование социально-активной личности, имеющей активную гражданскую позицию, способной к принятию самостоятельных решений.
- Формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром, формировать личную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства.
- Формирование патриотического мировосприятия на основе исторической памяти.
- Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания.
- Привлечение учащихся к исследовательской, научно-практической, творческой деятельности.
- Привлечение родителей, представителей различных организаций к решению проблем духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания подрастающего поколения.
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы.
- Классные часы, беседы, «круглые» столы, устные журналы, диспуты, деловые и ролевые игры гражданско-патриотического направления.
- Разнообразные виды творческой деятельности детей.
- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры.
- Детская благотворительность.
- Тематические и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления.
- Организация выставок, ярмарок, распродаж творческих работ, художественных изделий, произведённых учащимися.
- Родительские собрания.
- Анкетирование и тестирование.
- Семейный клуб.
- Тематические вечера
Все воспитательное воздействие на ученика осуществляется посредством создания единого воспитательного пространства из взаимодействующих и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, оздоровляющей, организующей. Каждая среда имеет свои цели и задачи, согласованные с целями развития школы и направленные на воспитание гражданственности, формирование гражданской зрелости. Целью развивающей среды являются условия для личного развития и самореализации школьников, граждански-правового образования и социализации; задача оздоровляющей среды - воспитание волевых качеств, формирование потребности в здоровом образе жизни; Адаптивная среда - ставит задачи сформировать активную жизненную позицию, правосознание, учить отстаивать свои права. Наиболее полно раскрывается возможность реализации участников образовательного процесса в гражданском становлении в организующей среде, цель которой: Создание условий для самореализации участников образовательного процесса в соуправлении школой, овладение системой современных демократических и правовых ценностей, навыками общественной деятельности.
Реализация модели гражданско-правового воспитания в рамках воспитательной системы школы будет способствовать формированию и развитию гражданской ответственности, социальной активности подрастающего поколения.
Принципы гражданского воспитания.
- Принцип гуманизации.
Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Принцип развития.
Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.
- Принцип уважения индивидуальности личности.
Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
- Принцип коллективной деятельности.
Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим
- Принцип разумной требовательности.
Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
- Принцип связи с реальной жизнью.
Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
Пользуясь программой «Я - человек», классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми обучающимися класса. Они помогут обучающимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Данная программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет.
Вся воспитательная работа планируется по направлениям, взаимосвязанным между собой:
Направления деятельности программы:
«Шаг навстречу»
Задачи блока:
- Развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения.
- Воспитание и образование поколения, которое хочет и умеет творить добро и привлекать к этому других.
- Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей в семье.
«Я – россиянин!»
Задачи блока:
- Воспитание гражданского сознания и самопознания.
- Воспитывать политическую и гражданскую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
- Воспитывать готовность защищать свободу и независимость своей страны.
«Моя малая Родина»
Задачи блока:
- Развивать общественную активность учащихся.
- Воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность трудовым и общественным традициям старшего поколения.
- Воспитывать познавательный интерес к историческому прошлому страны, гражданскую ответственность за настоящее и будущее России.
«Азбука права»
- Воспитание гражданского сознания и самопознания.
- Воспитывать политическую и гражданскую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
- Воспитывать готовность защищать свободу и независимость своей страны.
Исполнители основных мероприятий программы:
Классный руководитель, учащиеся данного класса, психолог школы, социальный педагог школы, уполномоченный по правам человека в городе Тайшете, работники детской комнаты милиции, работники библиотеки
Контроль за ходом реализации программы:
Директор, завуч по УВР. Критериями достижения прогнозируемых результатов являются важные показатели готовности молодежи к самостоятельной жизни, а именно: устойчивость нравственных качеств ученика (выпускника); наличие базы знаний, умений и способности их переноса в новые виды деятельности; умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать его, стремление к непрерывному образованию; быстрота адаптации к новым видам деятельности, новым условиям труда, общественному мнению коллектива, трудовому режиму.
Анализ деятельности классного руководителя проводится ежегодно, по результатам анализа в механизм реализации Программы вносятся коррективы.
Ожидаемые конечные результаты программы:
В результате реализации программы будут получены следующие результаты:
1 .Создание в классе системы патриотического и гражданско-правового воспитания.
2. Формирование образа выпускника- социально-значимой личности.
3. Готовность подрастающего поколения к защите Отечества, к сохранению и развитию его славных боевых и трудовых традиций.
4. Осознанное отношение учащихся к истории нашей страны и уважение к ее участникам.
5. Формирование системы ценностей у учащихся, основанной на любви к Родине, уважении к окружающим людям, осознание ценности собственной личности, как гражданина
страны.
6. Стремление подрастающего поколения вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты
Выпускник школы демократического государства в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, овладевать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, приобщаться к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание учувствовать в общественно- политической жизни.
Процесс граждански-правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.
Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей позволяет ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми.
Гражданско-правовое воспитание является основной частью в воспитании подрастающего поколения, ее ядро – люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы граждански-правового воспитание.
Примерный план воспитательных мероприятий:
№ | Мероприятие | Сроки | Цель | Ответственный | |
Первый и второй год обучения 5 -6 класс. | |||||
Направление шаг на встречу. | |||||
1. | ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ (Ролевая игра) | определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе. | |||
2. | РЕПОРТАЖ ОТ ОДНОКЛАССНИКА (Психологическая игра-проект) | Расширение личностных перспектив; Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения. | |||
3. | БУДЕМ ЗНАКОМЫ, БУДЕМ ДРУЗЬЯМИ | знакомство детей, родителей, классного руководителя с новым коллективом. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе. | |||
4. | Шаг навстречу | необходимый компонент жизни личности, средство самоосуществления, психологической помощи другим, развития доверия, открытости, умения слушать и понимать других. Учащимся раздается тест «Приятно ли со мной общаться?», содержащий инструкцию и утверждения. | |||
5. | Цена минуты | Расширение кругозора учащихся. Воспитание бережного отношения ко времени. | |||
6. | счастливый случай (Интеллектуальная игра) | Развитие познавательных способностей учащихся. Формирование умения работать в группе. | |||
7. | Остров невезения (Конкурсная программа) | способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, сообразительности, умения работать в группе. | |||
8. | КРАСОТА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА. МОИ ЖЕСТЫ | создать условия для воспитания нравственной культуры, формирования у школьников представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми; способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов; содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми. | |||
9. | День здоровья | напомнить детям, какую опасность хранит в себе наркомания; показать, что без употребления наркотиков можно интересно и с пользой проводить свое свободное время; призвать соблюдать здоровый образ жизни. | |||
10. | МОЙ ДОМ (Создание проекта) | Познакомить учащихся с группами профессий: человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система. На практическом занятии раскрыть значение таких профессий, как архитектор, озеленитель. Стимулировать детей к самопознанию. | |||
11. | Моя семья | формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. | |||
Направление я Россиянин. | |||||
12. | Символы России | формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам. | |||
13. | Покорение космоса | прививать чувство патриотизма, показывая великие свершения русских людей. | |||
14. | Олимпийские игры | познакомить с особенностями Олимпийских игр, формировать стремление вести здоровый образ жизни. | |||
15. | Турнир – «Герой дня» (Мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества) | Развитие умений работать в команде, сплочение классного коллектива. Укрепление благоприятного психологического климата в классе, гуманизации отношений. Воспитание у школьников общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине. | |||
16. | Браво, мальчики! (Конкурсно-игровая программа) | Воспитание у школьников общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине. | |||
17. | «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» | расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства. | |||
18. | ДЕНЬ ПОБЕДЫ! | Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ. | |||
Направление азбук права | |||||
19. | Моя конвенция | Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. | |||
20. | « ПРАВА ДЕТЕЙ ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА» классный час. | ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости. | |||
21. | НАРКОТИКИ-ПУТЬ В НИКУДА. | дать учащимся информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, учить позитивному общению с окружающими людьми, уметь разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к наркотикам, ознакомить со статьями УК РФ, касающимися приобретения, употребление, хранение и сбыт наркотиков. | |||
22. | ТАБАКОКУРЕНИЕ. | выработать у учащихся негативное отношение к курению, разъяснять какой вред организму человека наносит табачный дым; развивать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению; воспитывать желание подростков вести здоровый образ жизни. | |||
23. | О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ (Ролевая познавательная игра) | в игровой форме познакомить учащихся с историей возникновения табакокурения, его отрицательным воздействием на организм человека; воспитывать у учащихся негативное отношение к курению. | |||
Направление моя малая Родина. | |||||
24. | ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ ТАЙШЕТУ. | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории Московской области. | |||
25. | КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ». | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных промыслов и традиций. | |||
26. | ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЫБОРЫ В КЛАССНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ». | ||||
27. | КОНКУРС РИСУНКОВ «ОСЕНЬ В ТАЙШЕТЕ». | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных промыслов и традиций. | |||
Третий, четвертый и пятый год обучения 7-9 класс. | |||||
Направление шаг на встречу. | |||||
28. | Человек и его манеры. | расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль. | |||
29. | Как завоевать друзей. | углубить понимание нравственного смысла дружбы, товарищества, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания; формировать навыки и правила поведения в общении с друзьями, ровесниками, старшими товарищами. | |||
30. | Откуда ты родом. | формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа. | |||
31. | Общение и развитие | овладеть социально-психологическими знаниями, практическими приемами построения общения в различных условиях; развивать способности анализа ситуаций, характерных при общении с людьми, и понимание того, что успешность общения обеспечивается межличностным взаимодействием, а не индивидуальными усилиями; отработать приемы, позволяющие осуществлять деловой контакт с партнером, выслушать и понять его, построить беседу; способствовать созданию климата сотрудничества. | |||
32. | Экология и здоровье (брейн-ринг) | формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры. | |||
33. | Сценарий классного часа «Шоу именинников» | способствовать сплочению коллектива, развивать интерес к различным дисциплинам посредством решения заданий на смекалку. | |||
34. | «СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ» (калейдоскоп знаний) | установление благоприятного психологического климата в классе перед началом нового учебного года; формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества; выявление интеллектуальных способностей учащихся. | |||
35. | «ПО ЛАБИРИНТАМ ЗНАНИЙ» (путешествие) | развитие мышления, познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся; выявление интеллектуальных способностей детей; создание атмосферы взаимовыручки. | |||
36. | «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОЗАИКА» (викторина) | способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, созданию атмосферы взаимовыручки; выявлять интеллектуальные способности детей. | |||
37. | «НА ЛЕСНЫХ ТРОПИНКАХ…» (турнир знатоков природы) | расширение знаний школьников о природе; воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому; формирование навыков поведения в лесу, умения оказывать помощь природе. | |||
38. | «КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ» (игра «Звездный час», посвященная народному творчеству) | приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. | |||
39. | «СОСУД ОНА, В КОТОРОМ ПУСТОТА, ИЛИ ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ?» (ток-шоу о девушке-современнице) | ненавязчивое формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников в условиях духовного возрождения нации. | |||
40. | Что такое этикет? | познакомить учащихся с понятием «этикет», происхождением этикета, развитием этикета в различных странах мира. | |||
41. | «Ты» и «Вы» в общении | познакомить учащихся с основами речевого этикета, стилями общения; дать представление, каково должно быть обращение к людям в зависимости от ситуации. | |||
42. | Вы любите театр? | познакомить учащихся с правилами поведения в театре, с основами этикета для женщин и мужчин. | |||
43. | О поведении в общественных местах. | познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах: на вернисаже, в музее, в кинотеатре, на улице. | |||
44. | «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ!» Классный час | раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию. | |||
45. | Дудьте добрыми и человечными. Классный час | человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрение многих выдающихся мыслителей. | |||
46. | Откуда ты родом. | формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа. | |||
47. | Проект семьи XXI века (игра). | актуализировать сложившиеся представления о семье, ее роли в жизни человека, особенностях семейных взаимоотношений; определить причины конфликтов, возникающих между детьми и родителями, конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, особенности адекватного выражения своих чувств и переживаний; развивать социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; создать проект. | |||
48. | Проект школы XXI века (игра). | обсудить различные аспекты жизни школы; определить причины возникающих разногласий, конфликтов, конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, особенности адекватного выражения своих чувств и переживаний; развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия; создать проект. | |||
49. | Школа самоуважения | познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и к другим, с элементами, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих; обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения. | |||
50. | «О МИЛОСЕРДИИ». Классный час. | усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы. | |||
51. | История одной семьи. Классный час. | В истории ласкового березового есенинского края случались кровавые и горькие страницы, а земля вместе с ее обитателями переживала трагедии нескольких поколений. В основу стихотворения «Расстрелянная Родина» легла подлинная история семьи Маргариты Штурбиной. | |||
Направление я Россиянин. | |||||
52. | Я – Гражданин России. | Воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание, развитие речи, памяти и логического мышления учащихся. | |||
53. | День народного единства. | содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, патриотизма. | |||
54. | ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ. (литературно-музыкальный вечер) | воспитание любви к родине, чувства патриотизма. | |||
55. | ГРАЖДАНИН НОВОГО ВЕКА –ЗДОРОВЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ ЧЕЛОВЕК. | суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут; воспитывать любовь к дому, в котором они живут, положительное отношение к здоровому образу жизни. | |||
56. | Конституция Российской федерации. познавательная игра. | воспитание любви к родине, чувства патриотизма. | |||
57. | ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ | воспитание осознанного уважительного отношения к государственной символике. | |||
58. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ | рассмотреть роль президента и органов власти в управлении государством, выявить качества, которыми должен обладать кандидат на пост президента; назвать избирательные цензы для кандидата на пост президента, установленные российским законодательством. | |||
59. | Никто низабыт, ничто не забыто. | Воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание, развитие речи, памяти и логического мышления учащихся. | |||
60. | мы будем помнить. | Воспитывать чувства гордости за страну, уважение к ветеранам. | |||
61. | «а зори здесь тихие» | Воспитывать чувства патриотизма. | |||
62. | конкурс « а ну-ка, парни». | Воспитывать чувства патриотизма. | |||
63. | военно-спортивное мероприятие. | Воспитывать чувства гордости за страну, уважение к ветеранам. | |||
64. | ПИСЬМО НЕИЗВЕСТНОМУ СОЛДАТУ | Воспитывать чувства патриотизма. | |||
Направление моя малая Родина. | |||||
65. | ИСТОРИЯ ГОРОДА ТАЙШЕТА. | Посещение городского музея, краеведческая работа классных краеведов и их выступление на классном часу. | |||
66. | УЧАСТИЕ В ЯНКОВСКИХ ЧТЕНИЯХ ПО ТЕМЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. | Воспитывать чувства гордости за малую Родину. | |||
67. | ИСТОРИЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ. | Участие обучающихся в собрании материала для школьного музея. | |||
Направление Азбука права. | |||||
68. | ТРИ СТУПЕНИ, ВЕДУЩИЕ ВНИЗ | Показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, используя научные данные в борьбе с этим злом. | |||
69. | ИМЯ бЕдЫ – НАРКОТИКИ | Классный час – пресс конференция | |||
70. | МИЛОСЕРДИЕ | Формирование чуткого отношения к окружающим. | |||
71. | Я И ЗАКОН ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ | дать учащимся информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, учить позитивному общению с окружающими людьми, уметь разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к наркотикам, ознакомить со статьями УК РФ, касающимися приобретения, употребление, хранение и сбыт наркотиков. | |||
72. | Правовая игра | способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру; навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; познакомить с одним из юридических институтов общества; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность учащихся. | |||
73. | ПРОСТУПОК. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ. | Дать представление о проступке, правонарушении, преступлении, развивать представление о том что, они плохо влияют на окружающих людей. | |||
74. | ШАЛОСТЬ. ЗЛОНОМЕРНЫЙ ПОСТУПОК. ВАНДАЛИЗМ. | Дать представление о шалости, злонамерном поступке, вандализме, развивать представление о том что, они плохо влияют на окружающих людей. | |||
75. | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ БЕЗ НАСИЛИЯ. | Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия. | |||
Шестой, седьмой год обучения 10/11 классы. | |||||
Направление шаг навстречу. | |||||
76. | ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ. | дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними. | |||
77. | СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК. | актуализировать и проработать чувства, которые возникают у учащихся при встрече с непохожими на них людьми; дать им возможность увидеть положительные стороны такой встречи. | |||
78. | КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. | осознать культуру как совокупность норм и запретов; осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах; дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре. | |||
79. | ПРЕДРАССУДКИ. | познакомить учащихся с различными видами предрассудков. | |||
80. | ДИСКРИМИНАЦИЯ. | привлечь внимание учащихся к различным видам дискриминации в нашем обществе; дать им возможность испытать чувства дискриминируемых членов общества. | |||
81. | НАСИЛИЕ. | показать учащимся, как стереотипы и предрассудки приводят к насилию; выработать негативную установку по отношению к насилию. | |||
82. | ДОБРО И ЗЛО. | попытаться вместе с учащимися исследовать природу добра и зла вообще и в человеке в частности; рассмотреть мотивы поведения относительно добра и зла. | |||
83. | СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. | определить различия между свободой и вседозволенностью. | |||
Направление я россиянин. | |||||
84. | ВСЕ О ГИМНЕ. | расширять знания о государственной символике; воспитывать патриотические чувства у школьников; развивать музыкальный вкус. | |||
85. | КРУГЛЫЙ СТОЛ « ОТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОДИН ШАГ». | Выяснить, какую ответственность несут люди друг перед другом, развивать умение вести дискуссию, высказывать свое мнение. | |||
86. | ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ | познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма. | |||
87. | ЗДЕСЬ ПОБЕДА НАЧИНАЛА СВОЙ ПУТЬ | воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Великой Отечественной войне. | |||
88. | «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!» | воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны. | |||
89. | ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. | раскрыть содержание понятий «дружба», «единение», «гражданская солидарность», «благотворительность», «терпимость»; привить учащимся уважение к ценностям дружбы; способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу; формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимопонимание. | |||
90. | О ГРАЖДАНСКОМ ДОЛГЕ, | формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту. | |||
91. | ГРАЖДАНИН НОВОГО ВЕКА – | суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут; воспитывать любовь к дому, в котором они живут, положительное отношение к здоровому образу жизни. | |||
Направление азбука права. | |||||
92. | КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕБАТЫ». | Моделирование учениками собственного поведения в юридически значимых ситуациях, дать возможность ученикам овладеть навыками уверенного поведения. | |||
93. | РОЛЕВАЯ ИГРА «МЫ БУДУЩИЕ ИЗБИРАТЕЛИ». | Показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе. | |||
94. | КЛАССНЫЙ ЧАС «НЕТ ДОРОГИ В АД». | Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности и общества, воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к совершенствованию и борьбе против негативных явлений. | |||
95. | ИГРА «ТУРНИР ЗНАТАКОВ ПРАВА». | Закрепление знаний, полученных на уроках правоведения, через решение практических задач. | |||
96. | КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАКОН И ПРАВОПОЛРЯДОК». | Ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества, воспитывать чувства ответственности за свои поступки, воспитывать уважительное отношение к закону. | |||
97. | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОВЕРЬ В СЕБЯ». | Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, развитие интеллектуальных способностей подростков, обучение навыков совместной работы. | |||
Направление моя малая Родина. | |||||
98. | КОНКУРС СТЕНГАЗЕТ «ЗЕМЛЯКИ ЗАЩИЩАВШИЕ НАШУ РОДИНУ». | Воспитывать чувства гордости за малую Родину. | |||
99. | ПРОЕК «ДЕНЬ ГОРОДА». (распространение весёлых листовок в школьном микрорайоне) | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории города Тайшета. | |||
100. | ПРОЕКТ «ЗАГАТКИ РУССКИХ УЗОРОВ» (изучение народных промыслов, защита работ) | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных промыслов и традиций. | |||
101. | КОНКУРС ДИЗАЙНЕРОВ «УКРАСИМ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК» (оформление пришкольной площадки) | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города | |||
102. | КОНКУРС ПРЕЗИНТАЦИЙ «народные традиции народные праздники» | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных традиций. | |||
103. | КОНКУРС РИСУНКОВ И ФОТОГРАФИЙ «мой родной город» | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города | |||
104. | КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ «Я мэр города» | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города | |||
Механизм реализации:
1. Краеведческая работа
2. Работа над совместными проектами
3. Проведение встреч с выпускниками, празднование юбилеев школы, Дней учителя, ученика.
- совместные собрания с родителями «Родительское вече»
- работа с приемными семьями
Совместная деятельность в Совете класса, школы.
Работа по формированию стремления к здоровому образу жизни.
4. Работа по литературному краеведению
5. Участие традиционных делах и праздниках школы (Вахта памяти, День школы и др.)
6. Работа клубов, кружков и спецкурсов.
Работа по созданию условий для общения учащихся, педагогов и родителей и их совместной деятельности.
Развитие самоуправления школьников в малом коллективе, в классе и школе.
Проведение традиционных праздников, соревнований, дней здоровья, кроссов.
Изучение и сохранение народных традиций и методов укрепления здоровья.
Диагностика и самодиагностика.
«Школа Лидера», школьные олимпиады, творческие конкурсы, соревнования.
Составление индивидуальных программ личностного роста.
Создание условий школьникам и педагогам для участия в самоуправлении и организации коллективных творческих дел.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья.
Интеграция урочной деятельности и дополнительного образования
Создание условий для общения
Создание институтов для развития организаторских способностей
Участие различных секций, клубов оздоровительного и спортивного характера.
Участие в молодежном движении «Новое поколение за здоровый образ жизни»
Диагностическое сопровождение программы:
Главными аспектами диагностического сопровождения является изучение личности и коллектива подростков, не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе. Чтобы педагог работал профессионально, нужно знать методы изучения и правильно их применять.
Основные методы изучения личности:
- наблюдение:
- беседа:
- анализ продуктов творческой деятельности ( рисунок, чертеж, макеты)
- анкеты и тесты.
Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание – единый процесс, поэтому педагогу надо знать: что изучать, как изучать, для чего изучать. Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание, позволит управлять учебным процессом.
Диагностические методики в 5 классе.
- Социометрия. ( приложение № 5)
- Мы коллектив (приложение № 5 )
- Недописанный тезис ( приложение № 5)
- Тест на конфликтность ( приложение № 5)
- Диагностический тест «Способности школьника» ( приложение № 5)
Диагностические методики в 6 классе.
- Тест «Тематический рисунок» ( приложение № 5)
- Какой у нас коллектив. ( приложение № 5)
- Физическое развитие школьника. ( приложение № 5)
- Характеристика развития интеллектуальных способностей ученика и мотивация в обучении. (приложение № 5)
- Справедливость. ( приложение № 5)
Диагностические методики в 7 классе.
1.Психологическая атмосфера в коллективе. ( приложение № 5)
2.Анкета «Определения уровня комфортности в коллективе».
3. Методика « Тревожности и депрессии». ( приложение № 5)
4. Что такое счастье. ( приложение № 5)
5. Методика « Мотивы учебной деятельности» ( приложение № 5)
Диагностические методики в 8-9 класс.
1.Анкета « Познавательная потребность подростков». ( приложение № 5)
2. Изучение мотивов участия подростков в деятельности. ( приложение № 5)
3. Профориентация подростков. ( приложение № 5)
4. Анкета « Моя семья» ( приложение № 5)
5. Анкета « Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
( приложение № 5)
6. Психологическая атмосфера в коллективе. ( приложение № 5)
Диагностические методики в 10-11 класс.
1.Психологическая атмосфера в коллективе. ( приложение № 5)
2. Акция « Добровольцев». ( приложение № 5)
3. Анкета для старшеклассников. ( приложение № 5)
4. Анкета «Зеркало». ( приложение № 5)
5. Патриотизм как я его понимаю. ( приложение № 5)
6. Личностный рост. 9 приложение № 5)
Перспективный план мероприятий.
Используемая литература:
Серия дисков: Воспитание в школе / Издательство «учитель» 2008 г; www.uchitel-ixd.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
"Я – гражданин России" - воспитательная программа
"Я – гражданин России" - программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 5-б класса МБОУ "Лицей №1 городского округа г. Волгореченск" на период 2012-2017 г.г. ...
Воспитательная программа для учащихся 8-9 классов «Я – гражданин России»
Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие...
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...
воспитательная программа "Будущее России"
"Будущее России" - программа созданная для работы в классе( учитывая особенности класса), большая помощь классному руководителю!...
воспитательная программа " Я гражданин России "
Программа разработана для учащихся 5 -9 классов....