Доклад "Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника"
статья по теме
Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnoe_samoupravlenie_kak_faktor_socializacii_lichnosti_vospitannika.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Доклад на тему:
«Школьное самоуправление как фактор, влияющий на уровень социализации личности воспитанника»
Выполнила: ст. вожатая
Солодова В.Н.
2012 год
Согласно общему определению, социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является «собственная проблема детства» - положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства. Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.
Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы, района расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.
Основными направлением создания коррекционно-развивающей среды является: вовлечение детей в детскую организацию, основывающуюся на самоуправлении. Детское школьное самоуправление в школе-интернате имеет свою специфику. Учитывая состояние здоровья наших воспитанников самоуправление носит определенную структуру.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Наше самоуправление является формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи.
Главной целью ДО является:
-Развитие социальной активности саморазвивающейся личности школьника.
Основными задачами школьного самоуправления являются:
- Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;
- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;
- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;
- Развитие творческой индивидуальности ребёнка;
В нашей школе функционирует детская организация «Город мастеров». В состав ученического самоуправления входят учащиеся 5-9 классов. Детская организация имеет свой устав, положение, эмблему, разработана программа развития. Существуют постоянные органы самоуправления – это 5 центров: центр культуры, образования, труда и порядка, спорта и здравоохранения, информации. Каждый центр имеет свой план работы на весь учебный год. Воспитанники школы самостоятельно организовывают рейды по проверке санитарно-гигиенического состояния спален, классных комнат, дежурств по школе, следят за успеваемостью, посещаемостью учащихся, выпускают газеты по итогам рейдов. Участвуя в объединениях по интересам и в органах самоуправления, ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Воспитанники стараются ответственно относится к порученному делу, но к сожалению не все ребята это понимают.
Ученическое Самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании ученического совета школы был составлен план работы ученического самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.
Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;
– результат (подводят итоги).
Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые, оформляют актовый зал к праздникам, помогают в подборке материалов для сценариев.
В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. На который были приглашены ветераны педагогического труда. Концерт состоял из различных номеров – песни, танцы, стихотворения, сценки. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли старшеклассники. Со временем День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или воспитателем, почувствовать себя взрослым, самостоятельным. Также старшеклассники заменили на один день нашу администрацию. И после проведения Дня самоуправления многие ученики понимали, как порой тяжело бывает учителям и воспитателям с воспитанниками школы. Праздник «Осенние забавы» проводился в виде конкурсно-игровой программы. В конкурсах участвовали две команды: команда «Листочки» 4 класс и команда «Рябинка» 5 класс. Победители, учащиеся 4 класса были награждены сладкими призами. Между конкурсами дети пели, рассказывали стихи. С 20.10.2011 -14.11.2011 года проводилась акция «Свет в окне в целях оказания помощи ветеранам, пожилым людям, инвалидам. Информация о проделанной работе была направлена в отдел молодежной политики, физкультуры и спорта администрации Инжавинского района.
В период осенних каникул были организованы экскурсии в заповедник «Воронинский», в районный музей, была организованна встреча с отцом Михаилом. В ноябре проводился конкурс рисунков и плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Первое место заняли учащиеся 9а класса, второе - 8 класс, третье – поделили 7 класс и 9б. Победители были награждены грамотами.
Успешной формой социализации является активное участие детей в районных и областных конкурсах. Была организованна агитбригада, которая приняла участие в районном фестивале «Криминальные страшилки» и в номинации «Театр на сцене» заняла III место. Ребята были награждены грамотой. 8 декабря воспитанники школы в количестве 10 человек приняли участие в областном фестивале творчества детей-инвалидов. Победителей на этом фестивале не было. Все были награждены дипломом управления образования и науки Тамбовской области «За активное участие», подарками и сладкими призами. В период зимних каникул дети посетили кинотеатр «Победа», где им были показаны детские киносеансы и районный дом культуры, где им показали театрализованные представления.
Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Большинство воспитанников с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.
Литература:
Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы/
Авт.-сост. Н.А.Алымова, Е.И. Надчий.- Волгоград: Учитель, 2012.-139.
Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие/ М.И. Рожков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -158с.
Шалабаева О. В. Детская организация как фактор социального становления личности ребенка / О. В. Шалабаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 60-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника
В статье приводятся теоретические аспекты развития образовательного пространства учебного заведения....
Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности
Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...
Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1
Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...
Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.
В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...
Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание как социализация личности воспитанников интерната.
Из опыта работы - подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией и в дальнейшем к трудовой деятельности....
Традиции класс как фактор социализации личности
презентация и выступление на педагогическом совете по теме "Традиции класа как фактор социлизации личности"...
Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.
Внимание к проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию культурно-досуговой деятельности отражён в научном анализе теории и практики подростковой куль...