Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности
статья (изобразительное искусство) по теме
Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действительности. Но в динамично меняющихся условиях возникает современный социальный заказ общества на формирование той личности, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому возникает ряд противоречий между: традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_mezencevoy_o.v.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Мезенцева Ольга Валерьевна
Содержание
- Информация об опыте………………………………………………….3
- Технология опыта……………………………………………………….6
- Результативность опыта……………………………………………....12
- Библиографический список…………………………………………..15
Раздел I
Информация об опыте
Тема опыта: «Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности»
Условия возникновения опыта
Автор: Мезенцева Ольга Валерьевна учитель изобразительного искусства МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области».
Опыт возник в условиях малокомплектной общеобразовательной школы и связан с развитием художественно-творческих способностей школьников.
Одним из факторов успешной социализации является комплексное образовательное пространство. С точки зрения педагогики искусства оно определяется как коллективно-культурные, нравственно-этические, художественно-эстетические и духовные условия существования и деятельности, оказывающие решающее воздействие на формирование и развитие личности. Постоянно и интенсивно изменяясь под влиянием познавательной художественно-творческой деятельности развивающейся личности, оно изменяет и саму личность.
Социализация любого образовательного процесса опирается на образовательно-воспитательные функции педагогики искусства. Сложно переоценить их роль в становлении культурной личности. Уровень культуры современной личности определяется ее приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. Таким образом, обучение искусства в общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника.
Актуальность опыта
Актуальность опыта «Развитие художественно-творческих способностей школьников, как один из факторов социализации личности» заключается в том, что развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование: активное освоение социально-культурного опыта человечества, применения его эмоционально-ценностных отношений при выстраивании собственной жизненной концепции.
Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать творческую личность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность, показывать роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества. Всё это является главным смысловым стержнем программы «Изобразительное искусство».
Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действительности. Но в динамично меняющихся условиях возникает современный социальный заказ общества на формирование той личности, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому возникает ряд противоречий между: традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).
Эффективность процесса формирования личности, отвечающей современным требованиям общества, в большей степени зависит от профессионализма самого учителя. Это человек с развитым педагогическим мышлением, отличающийся психолого-педагогической компетентностью, использующий современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.
Ведущая педагогическая идея опыта
Опыт работы убедил меня в том, что этого можно добиться лишь в условиях доброжелательности и уважения к личности ребенка, беспредельной веры в его творческие возможности. Главное, чтобы на уроке царил дух сотрудничества. Урок изобразительного искусства - это особый урок, он должен строится по законам искусства, и, прежде всего, решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Использование интерактивных технологий в обучении позволяет достигнуть высокого уровня коммуникативной активности учебной деятельности школьников. Основной педагогической идеей опыта являются слова В.А.Сухомлинского «Красота – средство воспитания чуткой совести», посредством самостоятельного конструирования новых знаний и опыта участниками образовательного процесса через общение и взаимодействие.
Различные технологии позволяют реализовать основные принципы дидактики: единство обучения, воспитания и развития; научность и систематичность, сознательной творческой активности учащихся; наглядность и прочность усвоения знаний, умений и навыков; дифференцированный подход к учащимся.
Длительность работы над опытом
1-ый этап – начальный (2009-2010 учебный год) – когда обозначились противоречия между традиционными методами обучения и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся через использование инновационных форм обучения. Изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме опыта, осмысление теоретических и методологических положений. 2-ой этап – основной (2010-2011 учебный год) – когда проводилась исследовательская работа, а в практику внедрялись уроки изобразительного искусства с применением информационно-коммуникационнных технологий.
3-ий этап (2011-2012 учебный год) – заключительный – обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы.
Таким образом, длительность работы над представляемым опытом составляет в общей сложности 3 года.
Диапазон опыта
Художественно-творческие способности применяются не только в системе уроков и во внеклассной работе, но и позволяют готовить учащихся к участию в конкурсах, проектах, олимпиадах, акциях.
Теоретическая база опыта
Проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались: А.В.Бакушинский, А.А.Венгер, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская, К.Д.Ушинский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Н.М.Сокольникова, С.Л.Рубинштейн, Г.Альтов, И.П.Волков, Б.М.Неменский и др.
Н.М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.
Л.С.Выготский считал, что творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.
Т.А.Юшко утверждал, что художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.
И.П.Волков указывал на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей. Выявить, учесть и развить творческие способности; фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Б.М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.
При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей учащихся. Апробированные на практике нетрадиционные технологии приемлемы для общеобразовательных школ.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Описание учебно-методического комплекса:
- Программа общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010.
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса / И. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2008
- Л.А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008, уровень обучения – базовый
- Л.А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 7 класса/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008, уровень обучения - базовый
- Л.А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 8 класса/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008, уровень обучения - базовый
Раздел II
Технология описания опыта
Учителю глубоко, не безразлично будут ли наши дети понимать и любить искусство своего народа, заслушивать русской мелодией, любоваться русским орнаментом, сохранять и беречь предметы, сделанные и украшенные народными мастерами. Детский рисунок – процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты. Наслаждаются этой красотой. Сущность опыта заключается в повышении качества образования учащихся на основе активизации учебно-познавательного процесса, которая обеспечивается:
• внедрением эффективных педагогических технологий и средств обучения;
• организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;
• разнообразные формы выражения художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ одноклассников, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучении художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
- в использовании образовательных, коммуникационно-информационных технологий, в изменении содержания, организации учебного и воспитательного процесса – использование образовательных мультимедийных программ; мультимедийные презентации; использование ресурсов Интернет; применение тестовых оболочек для создания тематического и итогового контроля; создание базы данных мониторинга успеваемости, диаграмм и таблиц для проведения эффективной организации работы с классом. Каждое направление универсально, легко комбинируется и может эффективно оптимизировать процесс обучения и воспитания. Всё это усиливает интерес учащихся к учению, активизирует познавательный интерес, логическое мышление.
- повышением мотивации к предмету и созданием ситуации успеха. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту становится для него фактором развития.
Определение цели и постановка задач
На современном этапе достижение результата в обучении изобразительного искусства без развития художественно-творческих способностей не интересно и не актуально.
Урок – это импульс к глубоким рассуждениям, которые будут сопутствовать человеку на протяжении всей жизни. Опыт работы в школе, привел меня к пониманию того, что в основе учебного процесса важно учитывать то, как организован процесс мышления, развитие художественно-творческих способностей. Методы и техники, используемые без понимания, лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь. Главный смысловой стержень - связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина.
«Рисунок придает вещам форму, краска жизнь. Она божественное дыхание, которое все оживляет» - так писал французский философ Дидро.
Опыт показывает, что чем раньше ученики научатся творчески мыслить, тем быстрее сможет развить художественное мышление, которое основывается на наблюдательности, в умении вглядываться в явления жизни и фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Целью моей деятельности является развитие художественно-творческих способностей школьников.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую самим;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- диагностик творческих работ учащихся.
Организация учебно-воспитательного процесса
Человеческому глазу доступно 40 тыс. оттенков цвета, но увидеть их могут немногие. Цвета, которые использует ребенок в рисовании, помогут понять каков, чем живет, маленький человек, что чувствует. В детском рисунке цвет несет в себе большую цветовую нагрузку. Мы никогда не увидим Бабу – Ягу в светлых нарядных цветах, она всегда изображается темными «страшными» красками. Красавицы, принцессы, напротив, всегда достойны красоты и любования, потому им «выдаются» соответствующие цвета и оттенки. Для нелюбимых ребенок выбирает коричневый или черный, а для любимых желтый, оранжевый. Ведь когда у детей спрашивают, с чем у них ассоциируется мама, они отвечают: с солнышком.
Начиная урок, предлагаю сыграть в игру.
«Сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну, которая называется «Вообразилия». Вы научитесь представлять и видеть невидимое. У каждого из нас есть свой собственный внутренний мир. Давайте вы закроете глаза и отправитесь в мир фантазии…. Представьте себя кустом розы. Какой это куст? Маленький или большой? Есть ли на нем цветы? Какого они цвета? Как выглядят стебли? Какая погода вокруг тебя?» - это упражнение на две – три минуты, далее ребенок открывает глаза и рисует, что он увидел. Данное упражнение не только развивает фантазию и воображение, но и является своеобразной диагностикой. По рисунку можно понять и увидеть внутренний мир, в такой метафоричной форме ребенок рассказывает о себе. Так я делаю диагностику психического состояния ребенка. (Приложение №2)
Анализируя рисунок ребенка можно понять, чем он живет и что чувствует, цвета, которые он использует в рисунке, о многом говорят. К примеру, если в рисунке присутствует 5 – 7 цветов, ребенок живет полной жизнью, наслаждается ее красками. А если использует 2 – 3 цвета красок не хватает не только в рисунке, но и в жизни. Цвет, который он использует, тоже о многом говорит (Приложение №1)
Я учитываю и особенности возраста ребенка. Яркие сочные тона детей успокаивают, а тусклые и холодные возбуждают, и только к 18 годам достигается зрелый баланс.
Дети, имеющие способности к воображению обладают высоким интеллектом, легче преодолевают трудности и адаптируются к любым условиям, успешнее учится.
В конце третей четверти дети очень устают и чтобы снять усталость, я провожу уроки, на которых использую постановочные натюрморты (Желтый цветок на голубом фоне), голубой цвет способствует созерцанию, успокаивает, а желтый поднимает настроение.
Синий - цвет в оформлении урока нельзя использовать, когда холодно в классе.
Зеленый - благотворно влияет на работоспособность, цвет природы, зелени, надежды, укрепляет сердце.
Один час в неделю урок – изобразительного искусства это очень мало, чтобы научить хорошо, рисовать, овладеть разными техниками, но развить вкус, научить видеть красивое в обычном - это возможно.
На своих уроках я уделяю большое внимание сочетанию цветов, так как умение сочетать цвета и их чувствовать пригодиться в жизни, а для кого - то это станет профессией.
При помощи модели цветового круга рассмотрим способы построения гармонии цвета.
Строгих правил нет, хорошее гармоничное восприятие зависит от художественного воспитания и вкуса. Однако знания, в каком порядке находятся цветовые связи, как цвета влияют, взаимно дополняют друг друга, определяют успех выбора. Формируют вкус.
Хороший вкус молчит, безвкусица кричит. (Афоризм)
Используя цветовой круг, учимся с детьми способам организации цвета. Три способа организации цвета
1. Родственные пары (колорит), оттенки одной родственной группы, в круге их 4 (красно-желтая, желто-зеленая, зелено-синяя, сине-красная). Гармония родственных цветов самая изысканная в одежде, ее часто используют в вышивке. Отсюда возникает колорит – единственная для каждого произведения организация цветовых отношений. Чувство колорита - очень ценный дар (Суриков, Коровин). Колорит может быть темным, ярким, приглушенным
2. Контрастные – дополнительные пары, самое устойчивое сочетание контраст – это и самое простое сочетание цвета гасят друг друга, поэтому один должен быть основным другой оттеночным, (красная роза в большом количестве зелени: большое количество дополнительного цвета гармонирует с небольшим количеством основного цвета)
3. Триада – устойчива, красива (оранжевый, фиолетовый, зеленый) смещая треугольник в пределах одного тона получаем триаду сложных оттенков.
Я много времени уделяю тематическим урокам: «Геральдика составление собственного герба». Обобщая полученные знания на уроках истории и изобразительного искусства, используя информацию о цвете, создаем собственные гербы. (Приложение №5)
Воспитываю интерес к искусству наших предков, к культуре. «Культура – это память» Д. С. Лихачев.
Провожу уроки рисования русского костюма и быта, для создания атмосферы показываю репродукции русских художников, включаю музыкальное сопровождение. Человеческий глаз всегда радовали краски живой природы. Изумрудное поле, сливающееся на линии горизонта, лазурное небо. Чудесные картины воплотились в славянском костюме. Цвет в одежде чрезвычайно важен для человека. Он притягивает или отталкивает, неся в себе информацию для нашего подсознания. Сейчас из нашей жизни ушло понятие символики цвета, но в древности с особой бережностью относились к подбору цветовой гаммы, правильный выбор цвета определял взаимоотношения человека с миром.
Чтобы урок был интересным, провожу и компьютерные уроки
Компьютерный урок – презентация (Приложение №3) – это своего рода электронный документ, имеющий сложное мультимедийное содержание и особые возможности управления во время его демонстрации.
Созданию любой презентации первоначально предшествует большая подготовительная работа творческого характера: осмысливание назначения презентации, учебный курс изобразительного искусства, возраст учеников, раздел и тема урока, его цели и задачи.
Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к уроку. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Я твердо убеждена, что коммуникативно-информационные технологии в работе учителя изобразительного искусства дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества.
В рамках учебного процесса, ученикам 7-10 классов, было предложено разработать компьютерные презентации по ряду тем:
- «Художники России», 7 класс
- «Натюрморт», 6 класс
- Ряд презентаций по Художественной культуре России, Мировой художественной культуре
Мной разработаны презентации по ряду тем курсов:
6 класс - «Натюрморт в живописи»;
7 класс - 8 класс - «Архитектура», «Короча – милый сердцу край»,
9 класс - «История развития христианства», «Святое Белогорье»,
10 класс - «Вокзалы мира»
Что дает мне данная форма работы? На создание презентационных материалов не требуется много времени, их удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного и справочного материала для учащихся;
- возможность одновременно использовать различные виды информации;
- экономию времени на уроке и интегрированный подход;
- материал презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта, сопровождаться заметками и комментариями;
- возможность для формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию;
- глубину погружения в материал и повышение мотивации обучения;
- содержание на слайдах можно легко изменить с учетом уровня подготовки класса, изменения программ содержания образования;
- в удобной и эстетичной форме сохранять необходимую для уроков информацию неограниченно долго.
Очень важное значение имеет мотивация учения и создание ситуации успеха. Как часто можно услышать: «Я совсем не умею рисовать, у меня ничего не получиться». Дети бояться не того, что не справятся с заданием, а насмешливых взглядов, ущемленной гордости, плохих отметок. Они с удовольствием и желанием будут делать лишь то, что приносит им пользу, удовлетворение. Поэтому нужно научить их отвечать на вопросы: «Зачем я это делаю? Где мне в жизни это может пригодиться? Чему я смогу научиться?» В конце урока спрашиваю: «Как вы узнали, что вы добились своей цели? Какие возможности, знания вы использовали для достижения своей цели? Как вы справлялись с трудностями на своем пути?». Всё это важно в становлении личности.
Как создавать ситуацию успеха. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту становится для него фактором развития. Более того, человек занимаясь нелюбимым делом, по окончании его тут же пытается о нем забыть. Педагог должен позаботиться о том, чтобы организуемая деятельность скрывала в себе ситуацию успеха – иначе результаты будут прямо противоположными, например: нелюбовь к искусству, ненависть к труду, презрение этикета, пренебрежение научными знаниями, враждебность по отношению к людям, злобу к чужому успеху. Существует так называемое счастье творчества как созидательного усилия, направленного на воображаемый результат-продукт деятельности. Успех такого рода усилий - основа для переживания глубокого и длительного удовлетворения. Оно более чем что-то другое приносит детям счастье.
Ситуация успеха - это субъективное чувствование, ощущение рождается когда ученик преодолевает свой страх, свое неумение, свою застенчивость непонимание, робость, растерянность. Ситуация успеха – некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. Практическая организация ситуации успеха для каждого ребенка снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности его в группе, лености и склонности к разрушению.
Работая не один год, я убедилась, что развитие художественно-творческих способностей является одним из факторов социализации личности, и этот фактор нельзя не использовать на уроках изобразительного искусства. Во-первых, это возможность увидеть индивидуально каждого ребенка. Во-вторых, дает возможность применять множество различных методов и технологий. В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам. В-четвертых, работая творчески, каждый учащийся непросто изучает тему урока, а проживает, то есть пропускает ее через чувства.
Можно назвать и ряд других преимуществ, почему мы должны развивать художественно-творческие способности.
Учебный предмет изобразительное искусство имеет свою специфику и требует во многом нетрадиционного подхода, он должен быть источником знаний, развивать восприятие и художественное творчество. Рисунок ребенка - отражение его души, чувств, отношение к себе, к семье и к миру, который его окружает.
Раздел III
Результативность опыта
В процессе работы над опытом мною был подобран ряд диагностических методов и осуществлялся мониторинг сформированности художественных способностей и уровень их творческой активности. Развитие творческих способностей оказывают положительное влияние на результаты обучения, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учеников.
Анкета склонностей и увлечений учащихся показала, что 64% из них нравятся уроки изобразительного искусства.
Участие в конкурсах по изобразительному искусству
Эффективность обучения можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов: стабильные показатели облученности по предмету
Качество знаний и успеваемость по изобразительному искусству составило:
Учебный год | Успеваемость | Качество знаний |
2009-2010 | 100% | 96 % |
2010-2011 | 100% | 94 % |
2011-2012 | 100% | 98% |
Успешность реализации творческих способностей учащихся
Название конкурса | Уровень | ||
Муниципа-льный | Региона-льный | Всерос-сийский | |
2007-2008 учебный год | |||
Выставка натуральных экспонатов «Юннат 2007» (в номинации «Вита-минная столовая») | 1 место | ||
Конкурс рисунка «Хрустальная палитра» | 3 место | ||
Конкурс рисунков «Поделись улыбкою своей» дипломант Гусарук Т. | 2 место | ||
Конкурс рисунков «Дети и книга» | 1 место | 4 и 5 место | |
Конкурс проектов «Школа - территория здоровья» | 1место | ||
Конкурс проектов «Мы – Белгородцы. Думай, решай, действуй» | Диплом | ||
Фестиваль детского художественного творчества «Адрес детства - Россия» | 2 место | ||
Выставка «Город мастеров» | 2 место | ||
2008-2009 учебный год | |||
Конкурс фотографий «Зеленая планета глазами детей» | 1 место | Диплом | |
2010-2011 учебный год | |||
Всероссийский конкурс рисунков «Святые заступники Руси» | Грамота | ||
Всероссийский конкурс рисунков «Космическая одиссея» | Электрон-ный сертификат | ||
Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», конкурс рисунков | Диплом лауреата конкурса | ||
Районный конкурс «Красный крест глазами детей» в номинации «Лучший рисунок» | 3 место | ||
Районный конкурс кадетских кол-лективов (рисунок «Дедушкин мундир», Мезенцева Л.) | 1 место | ||
Международный детский творческий онлайн – конкурс «Пасха Православ-ная», конкурс рисунков | Диплом | ||
Международный творческий конкурс, посвященный 50-летию полета Гагарина в космос «Юрий Гагарин» | Диплом | ||
2011-2012 учебный год | |||
Конкурс детского рисунка «Божий мир» | 2 место | ||
Муниципальный этап регионального конкурса рисунков «Пасхальная радость» | 2 место | ||
Районный конкурс детского творчества «Рукотворная краса» | 3 место | ||
2012-2013 учебный год | |||
Муниципальный этап Международного детского конкурса «Сказки красивого сердца». Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка» | 2 место | ||
Муниципальный этап конкурса рисунков «Духовный лик» | 1 место | ||
Районный конкурс детского рисунка «Листая памяти страницы» | 3 место |
Я твердо убеждена, что развитие художественно-творческих способностей является неотъемлемым фактором социализации личности, формируя его духовную культуру, культуру мироотношений, нравственно-эстетическую отзывчивость и образное в жизни и искусстве, зоркости души.
Библиографический список
- Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном
процессе. – www. pedsovet.org
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,
- Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006.
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. -www.festival.1september.ru.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994.
- Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. – М.,2003.
- Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Журнал «Вопросы Интернет-образования». №2
16. Губенко Е.Н. Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
материал с конференции...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ III-IV ВИДА
Еретина Н.А учитель - дефектолог о развитии коммуникативных способностей у детей....
Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.
В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...
Презентация "Классный час как один из факторов, социализирующих личность школьника"
Данная презентация содержит обучающую информацию для классных руководителей.Включает в себя формы,функции,методику проведения классных часов,разнообразные варианты тематики классных ...
Развитие творческих способностей как один из ведущих факторов социализации личности учащихся с нарушением интеллекта.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаб...
ЭКОЛОГО-ГРАЖДАНСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИЛИ КАК ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЮ ДУШИ?
Социализация - процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, наиболее интенсивно протекающий в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются о...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...