Урок в Лицее
методическая разработка (5 класс) на тему
Каждый год в Пушкинском зале нашей школы происходит встреча с пятиклассниками, для которых члены литературного общества "Мой Пушкин" проводят "Урок в Лицее".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_licee.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В ЛИЦЕЕ.
ЦЕЛИ: расширить и углубить знания учащихся о Царскосельском лицее, о взаимоотношениях А.С.Пушкина и лицеистов; формировать понятие о настоящей дружбе – братстве.
ОБОРУДОВАНИЕ: стенд с иллюстрациями « Лицейское братство», цветок розы, стенд с рисунками А.С. Пушкина, автопортрет А.С.Пушкина.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1 ведущий: - Важно ли нам сегодня говорить о тех, кто жил более двух столетий назад?
Но вслушайтесь в эти имена: Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Горчаков, Фёдор Матюшкин и др. Их было30. И весь их выпуск озарён гением одного человека – А.С.Пушкина. Каждый из них стал личностью!
В1811 году по всей России пронёсся слух: недалеко от Петербурга открывается особое, закрытое учебное заведение, назначение которого – подготовить « будущих столпов Отечества», т. е. будущих государственных деятелей.
Автор проекта создания Лицея – Михаил Сперанский. (Кстати именно он подготовил позже проект постепенной отмены крепостного права.)
2 ведущий: - Учебный день лицеистов был очень насыщен. Первые занятия начинались в семь часов утра, последние заканчивались около девяти часов вечера. И так все 6 лет.
Одним из любимых педагогов у лицеистов был первый директор Лицея – Владимир Фёдорович Малиновский. Именно под его влиянием в Лицее развивались будущие декабристы.
Но на прощальном вечере провожать лицеистов будет другой директор – Егор Антонович Энгельгард. Именно он наденет на пальцы лицеистов чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и мальчишки станут «чугунниками».
На прощальном вечере лицеисты дадут клятву в том, что «…и последний лицеист один будет праздновать 19 октября» - годовщину Лицея. Эта горькая доля - пережить своих друзей – выпала А. Горчакову.
1 ведущий: - А теперь представьте себе: Царское село, начало 19 века. Обычный понедельник. За окном – дождь. Ранние сумерки… И так не хочется вставать. И всё известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом – занятия.
Доска, на возвышении кафедра для преподавателя. Полукругом в три ряда шесть парт. За одной из них – Саша Пушкин.
ЧТЕЦ: В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне…
2 ведущий: - Дорогие друзья! Я предлагаю вам представить себя лицеистами. Обратимся к воспоминаниям И.Пущина: « Как теперь вижу послеобеденный класс Кошанского, когда, закончив занятие несколько раньше обычного, профессор сказал: « Ну-с, Господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.» Наши совсем не клеились.
А Пушкин мигом, прочёл два четверостишия, которые всех нас восхитили».
- Господа лицеисты! Перед вами роза. Пожалуйста, опишите её стихами. Можно прозой. (На задание отводится 5-7 минут).
( ПРОСЛУШАТЬ СТИХИ УЧАЩИХСЯ).
- А сейчас послушайте, как описал розу Пушкин.
ЧТЕЦ: Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари!
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! Жалею…
И на лилею
Нам укажи.
1 ведущий: - Учителем рисования в Лицее был С.Г.Чириков. Воспитанник Академии художеств, прекрасно образованный, с большим художественным вкусом, увлечённый своим предметом, он пользовался всеобщей любовью.
Все воспитанники неплохо рисовали. А.Пушкин имел по рисованию ноль – никаких успехов. Удивительно выразительная манера пушкинского рисунка была оценена многие годы спустя. Сюжеты его рисунков очень разнообразны. Но фигуры он рисовал редко, чаще – профили.
Я предлагаю вам, испытать себя в этом виде творчества. Перед вами автопортрет Пушкина. Попробуйте сделать его копию. (На задание отводится 10 минут).
(Звучит музыка. Демонстрация рисунков.)
2 ведущий: - Многие из вас, конечно, знают знаменитые строки Пушкина: Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…
Эти слова вполне можно отнести и к некоторым современным школьникам, которые учатся «понемногу» и «как-нибудь». Послушайте строки из сочинений школьников и исправьте их.
« Швабрин хотел выйти замуж за капитанскую дочку, но был этого не достоин»
« Дубровский был бедный дровянин»
« Пугачёв пожаловал Гринёву шубу и лошадь со своего плеча»
« Когда Дубровский убил медведя, Кирилл Петрович не рассердился, а велел содрать с него шкуру»
« Савельич просил прощение за Гринёва на коленях у Пугачёва»
«Князю Олегу предсказали, что оно умрёт от змеи, которая вылезет из его черепа»
1 ведущий: - Кстати, лицеисты тоже учились по-разному. Так предмет Я.И.Карцова – учителя математики и физики, любил лишь Вольховский, с которым он и занимался, оставив, в конце концов, остальных в покое.
А вот какая история связана у Пушкина с этим учителем математики. « Однажды Карцов вызвал Пушкина к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и молча писал какие-то формулы. Карцов наконец спросил его:
- Что же вышло? Чему равняется икс?
- Нулю, - ответил Пушкин.
- Хорошо! У вас, Пушкин, всё в моем классе кончается нулём. Садись на своё место и пиши стихи».
2 ведущий: - В заключение я предлагаю проверить свои знания по данной теме и сдать лицейский экзамен по билетам.
ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ:
В каком году был основан Лицей?
Сколько мальчиков училось в Лицее при первом наборе?
Кто автор проекта создания Лицея?
Сколько лет обучались мальчики в Лицее?
Какой предмет трудно давался лицеистам, поэтому они его и не любили?
Как звали первого директора Лицея?
Как звали директора, который выпускал лицеистов?
Кому пришлось отмечать лицейскую годовщину в одиночестве?
Что символизировали чугунные кольца на пальцах лицеистов – выпускников?
1 ведущий: - На прощание я хочу вам пожелать, чтобы ваши школьные годы были озарены такой же дружбой, какая была среди лицеистов, чтобы вы могли когда-нибудь процитировать знаменитые пушкинские строки, обращая их своим друзьям…
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское село.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в Лицее.
Урок литературы в 7 классе. Знакомство с годами учебы А.С.Пушкина в Лицее....
Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».
Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....
План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...
Лицо и число глагола. Значение 1,2,3го лица. Буква Ь в форме глагола 2-го лица
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).
Данную разработку можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....
Урок: «Коррекция лица »
Тема: «Коррекция лица » Цель урока: Способствовать формированию знаний, умений и навыков в выборе прически. Задачи : -Изучить формы лица; -Научить подбирать прическу к своей форме ...
Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».
Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....