Урок в Лицее
методическая разработка (5 класс) на тему

Каждый год в Пушкинском зале нашей школы происходит встреча с пятиклассниками, для которых члены литературного общества "Мой Пушкин" проводят "Урок в Лицее".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_licee.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             УРОК В ЛИЦЕЕ.

ЦЕЛИ: расширить и углубить знания учащихся о Царскосельском лицее, о взаимоотношениях А.С.Пушкина и лицеистов; формировать понятие о настоящей дружбе – братстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: стенд с иллюстрациями « Лицейское братство», цветок розы, стенд с рисунками А.С. Пушкина, автопортрет А.С.Пушкина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1 ведущий:   - Важно ли нам сегодня говорить о тех, кто жил более двух столетий назад?

Но вслушайтесь в эти имена: Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Горчаков, Фёдор Матюшкин и др. Их было30. И весь их выпуск озарён гением одного человека – А.С.Пушкина. Каждый из них стал личностью!

              В1811 году по всей России пронёсся слух: недалеко от Петербурга открывается особое, закрытое учебное заведение, назначение которого – подготовить « будущих столпов Отечества», т. е. будущих государственных деятелей.

              Автор проекта создания Лицея – Михаил Сперанский.  (Кстати именно он подготовил позже проект постепенной отмены крепостного права.)

2 ведущий:  - Учебный день лицеистов был очень насыщен. Первые занятия начинались в семь часов утра, последние заканчивались около девяти часов вечера. И так все 6 лет.

                Одним из любимых педагогов у лицеистов был первый директор Лицея – Владимир Фёдорович Малиновский. Именно под его влиянием в Лицее развивались будущие декабристы.

               Но на прощальном вечере провожать лицеистов будет другой директор – Егор Антонович Энгельгард. Именно он наденет на пальцы лицеистов чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и мальчишки станут «чугунниками».

              На прощальном вечере лицеисты дадут клятву в том, что «…и последний лицеист один будет праздновать 19 октября» - годовщину Лицея. Эта горькая доля  - пережить своих друзей – выпала А. Горчакову.

1 ведущий: - А теперь представьте себе: Царское село, начало 19 века. Обычный понедельник. За окном – дождь. Ранние сумерки… И так не хочется вставать. И всё известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом – занятия.

             Доска, на  возвышении кафедра для преподавателя. Полукругом в три ряда шесть парт. За одной из них – Саша Пушкин.

ЧТЕЦ:       В те дни,  когда в садах Лицея

                   Я безмятежно расцветал,

                  Читал охотно Апулея,

                   А Цицерона не читал,

                   В те дни, в таинственных долинах,

                   Весной, при кликах лебединых

                   Близ вод, сиявших в тишине,

                   Являться муза стала мне…

2 ведущий: - Дорогие друзья! Я предлагаю вам представить себя лицеистами. Обратимся к воспоминаниям И.Пущина: «  Как теперь вижу послеобеденный класс Кошанского, когда, закончив занятие несколько раньше обычного, профессор сказал: « Ну-с, Господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.» Наши совсем не клеились.

А Пушкин мигом, прочёл два четверостишия, которые всех нас восхитили».

         - Господа лицеисты! Перед вами роза. Пожалуйста, опишите её стихами. Можно прозой. (На задание отводится 5-7 минут).

( ПРОСЛУШАТЬ СТИХИ УЧАЩИХСЯ).

         - А сейчас послушайте, как описал розу Пушкин.

ЧТЕЦ:        Где наша роза?

                   Друзья мои!

                   Увяла роза,

                   Дитя зари!

                  Не говори:

                  Вот жизни младость,

                  Не повтори:

                  Так вянет радость,

                   В душе скажи:

                  Прости! Жалею…

                  И на лилею

                  Нам укажи.

1 ведущий: - Учителем рисования в Лицее был С.Г.Чириков. Воспитанник Академии художеств, прекрасно образованный, с большим художественным вкусом, увлечённый своим предметом, он пользовался всеобщей любовью.

          Все воспитанники неплохо рисовали. А.Пушкин имел по рисованию ноль – никаких успехов. Удивительно выразительная манера пушкинского рисунка была оценена многие годы спустя. Сюжеты его рисунков очень разнообразны. Но фигуры он рисовал редко, чаще – профили.

          Я предлагаю вам, испытать себя в этом виде творчества. Перед вами автопортрет Пушкина. Попробуйте сделать его копию.   (На задание отводится 10 минут).

 (Звучит музыка.  Демонстрация рисунков.)

2 ведущий: - Многие из вас, конечно, знают знаменитые строки Пушкина: Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…

 Эти слова вполне можно отнести и к некоторым современным школьникам, которые учатся «понемногу» и «как-нибудь». Послушайте строки из сочинений школьников и исправьте их.

« Швабрин хотел выйти замуж за капитанскую дочку, но был этого не достоин»

« Дубровский был бедный дровянин»

« Пугачёв пожаловал Гринёву шубу и лошадь со своего плеча»

« Когда Дубровский убил медведя, Кирилл Петрович не рассердился, а велел содрать с него шкуру»

« Савельич просил прощение за Гринёва на коленях у Пугачёва»

«Князю Олегу предсказали, что оно умрёт от змеи, которая вылезет из его черепа»

1 ведущий:  - Кстати, лицеисты тоже учились по-разному. Так предмет Я.И.Карцова – учителя математики и физики, любил лишь Вольховский, с которым он и занимался, оставив, в конце концов, остальных в покое.

            А вот какая история связана у Пушкина с этим учителем математики. « Однажды Карцов вызвал Пушкина к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и молча писал какие-то формулы. Карцов наконец спросил его:

- Что же вышло?  Чему равняется икс?

- Нулю, - ответил Пушкин.

- Хорошо! У вас, Пушкин, всё в моем классе кончается нулём. Садись на своё место и пиши стихи».

2 ведущий:  - В заключение я предлагаю проверить свои знания по данной теме и сдать лицейский экзамен по билетам.

ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ:

В каком году был основан Лицей?

Сколько мальчиков училось в Лицее при первом наборе?

Кто автор проекта создания Лицея?

Сколько лет обучались мальчики в Лицее?

Какой предмет трудно давался лицеистам, поэтому они его и не любили?

Как звали первого директора Лицея?

Как звали директора, который выпускал лицеистов?

Кому пришлось отмечать лицейскую годовщину в одиночестве?

Что символизировали чугунные кольца на пальцах лицеистов – выпускников?

1 ведущий: - На прощание я хочу вам пожелать, чтобы ваши школьные годы были озарены такой же дружбой, какая была среди лицеистов, чтобы вы могли когда-нибудь процитировать знаменитые пушкинские строки, обращая их своим друзьям…

                 Друзья мои, прекрасен наш союз!

                 Он  как душа, неразделим и вечен –

                 Неколебим, свободен и беспечен

                 Срастался он под сенью дружных муз.

                 Куда бы нас ни бросила судьбина,

                 И счастие куда б ни повело,

                 Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

                 Отечество нам Царское село.

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в Лицее.

Урок литературы в 7 классе. Знакомство с годами учебы А.С.Пушкина в Лицее....

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...

Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

Урок: «Коррекция лица »

Тема: «Коррекция лица » Цель урока: Способствовать формированию знаний, умений и навыков в выборе прически. Задачи : -Изучить формы лица; -Научить подбирать прическу к своей форме ...

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....