Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).
план-конспект урока по литературе на тему
Данную разработку можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukavichka.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Гущина Т.И. 218-674-341
«Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).
Предварительная подготовка к уроку:
1) самостоятельно прочитать и осмыслить рассказ А.Костюнина «Рукавичка»
2) написать композицию рассказа, выявив её особенности
3) определить тему и проблематику произведения
4) нарисовать словесные портреты главных героев, аргументируя своё мнение цитатами из текста
Цели урока:
1) познакомить учащихся с творчеством современного писателя, раскрыв глубину замысла автора
2) развивать навыки самостоятельной работы с текстом и филологического анализа художественного произведения
3) словарная работа с литературоведческими понятиями (автобиографичность, сюжет (фабула), композиция, проблематика...)
4) воспитывать любовь к родной литературе и языку, способствовать развитию художественного вкуса учащихся
Оборудование:
1) мультимедийный проектор
2) тексты рассказа «Рукавичка» на каждой парте
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-анализ, беседа
Ход урока.
I. Краткие сведения о писателе и его творчестве.
«На конкурсе, организованном литературным сайтом «Русский переплёт», который прошёл в г.Москве были подведены итоги и получили оценку работы российских писателей, опубликованные в 2005 году.
За лучшее произведение в номинации «Документальная проза» дипломом отмечена повесть Александра Костюнина, Председателя совета директоров судостроительного завода «Авангард» - «Земное притяжение».
23 июня на очередном собрании акционеров в очередной, седьмой по счёту раз, Александра Костюнина избрали Председателем Совета директоров Стратегического предприятия России – ОАО «Судостроительный завод «Авангард».
«Авангард» - закрытое предприятие. Основная продукция – по заказу Минобороны РФ.
«Авангард» - единственное предприятие в стране по строительству и ремонту противоминных кораблей пр.12650 типа «Яхонт», обеспечивающих развёртывание стратегических сил ядерного сдерживания морского базирования.
«Авангард» - единственное предприятие в Карелии, исполняющее Государственный оборонный заказ.
Когда говорят «авангард», подразумевают идущий первым. Здесь – просто единственный!
- Убеждён, - делится своими мыслями Александр Костюнин, - между моим творчеством и профессиональной деятельностью существует неразрывная связь. Я несколько раз публиковал свои размышления в «прикладной» литературе - публицистике. Такие материалы, как «Жив ли русский медведь?», «К вопросу о национальной идее России» и ряд других, были замечены.
А вот теперь проза.
О безусловном Главенстве духовного над материальным, о грустном, о забавном, о трагичном, о восторженном, о том, очищающем и возвышающем, что даёт нам шанс стать Человеком, - моя повесть «Земное притяжение».
II. Аналитическая работа над формой и содержанием рассказа и осмыслением его философии.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- С чего он начинается?
С эпиграфа из Евангелия.
- Зачем писатель вводит в рассказ цитаты из Евангелия? Какую роль они выполняют в тексте?
Они помогают выявить основную проблему рассказа.
- Что такое Евангелие?
В переводе это означает «откровение». В Новом Завете содержится 4 Евангелия 4 апостолов Иисуса: от Луки, от Матфея, от Иоанна и от Марка.
- Кто из русских писателей широко использовал библейские сюжеты в своём творчестве?
А.С.Пушкин «Станционный смотритель».
- Какое библейское выражение из эпиграфа, ставшее фразеологизмом, вошло в нашу речь?
«Тридцать сребреников».
- Что оно означает?
Символ платы за предательство.
- В чём необычность звучания одного из слов этого выражения?
В слове «сребреник» (рус. серебряник) старославянское неполногласие.
- Какие ещё выражения из библии, связанные с этими героями, вам знакомы?
Поцелуй Иуды, нести свой крест, терновый венец…
- Как бы вы определили тему рассказа?
Воспоминания писателя о своей жизни:
- школьные годы,
- «роковые девяностые».
Анализ поступков, совершённых писателем в эти периоды его жизни.
- Такой тип речи называется мемуарным, а повествование автобиографичным. /Запись новых слов в тетрадь-словарь/
- Какое произведение русской литературы XX века вы читали, в котором тоже рассказывается о детстве, школе, о становлении личности?
В.Распутин «Уроки французского».
- Рассмотрим композицию сюжета рассказа и выявим её особенности.
(Это задание учащиеся выполняли самостоятельно дома.
Поскольку фабула рассказа состоит из 2 частей, то у доски работают 2 ученика.
В это время класс с помощью учителя определяет композиционные особенности рассказа, записывает их в тетради. Затем с помощью проектора сверяются ответы, написанные учащимися на доске, с вариантом учителя.)
Особенности композиции:
1. мемуарный тип речи
2. автобиографичность повествования
3. 1 рассказчик – рассказ от 1 лица, позволяющий наиболее точно, детально, ярко и эмоционально описать пережитое
4. наличие эпиграфа
5. наличие 2 параллельно введённых в повествование историй
6. введение в рассказ цитат из библии
7. антитеза
8. речевая характеристика героев.
Композиция:
1 рассказ | 2 рассказ |
I.Экспозиция Размышления-воспоминания рассказчика о своём детстве и школе. II. Завязка Экскурсия учащихся 1 класса в кабинет домоводства. III. Развитие действия 1) Диковинные альбомы с лучшими образцами детских работ, 2) возвращение с экскурсии на урок, 3) пропажа рукавички, 4) унизительный обыск. IV. Кульминация Обыск Юрки Гурова и обвинение в воровстве рукавички. V. Развязка Изгой. Унижение Юрки одноклассниками. | I.Экспозиция «Роковые девяностые». II. Завязка Тотальное воровство в карельских деревнях. III. Развитие действия Бездействие милиции и поимка односельчанами 5 воров. IV. Кульминация Самосуд – купание воров в проруби. V. Развитие действия «Победа над злом» - распитие спиртного. VI. Развязка Известие о смерти (суициде) Юрки Гурова. Запоздалое чувство раскаяния. |
Система образов рассказа:
- Какие чувства испытали дети - первоклассники – на экскурсии?
Интерес, восторг, любопытство, «с завистью», «с удовольствием».
- Почему лучшие образцы детских работ вызвали у детей такой интерес?
«Жили все тогда туго. Бедовали.»
«Способность мастерить ценилась.»
Маленькие вещи кукольного размера вызвали восторг: брючки, шарфики, рукавички...Эти изделия – «чудо», «диковинка».
- Почему добрая, благостная атмосфера урока резко испортилась?
Известие о краже рукавички.
- Какие детали символизируют напряжённость, неприятность этого момента?
1. крошащийся в руках 1-й учительницы Аллы Ивановны мел
2. красные пятна на лице учительницы домоводства и сбитая набок причёска
3. короткий обрывок чёрной нитки на месте рукавички
- Какие ассоциации вызывает у вас мел, крошащийся в белую пыль?
Разбитые, как осколки зеркала, тёплые отношения между учителем и учениками;
Кусочки мела – это «разложение» чего-то целого, единого на части (единство школьного коллектива разрушено после обнаружения вора – Юрка – изгой);
Белая пыль напоминает белый холодный снег, засыпавший «человеческие отношения» между ребятами;
Обрывок чёрной нитки символизирует разрыв отношений, «чёрная полоса» в жизни детей и учительницы.
- Найдите ключевые слова, характеризующие I учительницу.
(Работа с текстом. После зачитывания – проецирование на экране:
- Прокомментируйте поведение Аллы Ивановны, которая превращается в Аллавановну. Опишите её. Какой вы представляете себе 1-ю учительницу?
1.Это степенная дама средних лет, властная и строгая, с пронзительными бесцветными глазами, жестокосердная, злая, деспотичная, с зычным голосом, физически сильная…
2. Внешне мужеподобная, непривлекательная; напоминает военного на плацу, отдающего резким голосом команды: «Живей давай!», «Следующий!», «Одевайся.», «Отвечай!..», «Как?!!» Использует в речи восклицательные и побудительные предложения
3. Она напоминает удава, который гипнотизирует свои жертвы (Светка Кондроева, «не мигая уставившись на учительницу, безвольно стала к ней приближаться»)
4. Она, как дрессировщик в цирке, управляет детьми.
5.Учительница напоминает мне Карабаса-Барабаса, который управлял своими куклами в театре.
- Как реагирует учительница домоводства на кражу рукавички? Найдите ключевые слова.
«Не заходит – вбегает», «красные пятна на лице», «сбитая набок причёска», «выпалила», «резко выдернула из-за спины альбом», «брезгливо перебрала нехитрый скарб».
- Подберите слова, характеризующие поведение учителя.
Унижение, деспотия, насилие, своеволие, жестокость, публичная экзекуция…
- Как реагируют на действия учителей дети?
«все затравленно молчали», «класс напряжённо молчал», «робея», «понурив голову», «выдавливали»
Дети полностью во власти учителя, безропотно и послушно выполняют её команды, бессилие перед насилием – это слёзы детей. Но плачут не все, а лишь Светка и Юрка.
- Проследите за поведением Светки и Юрки.
Светка Кондроева | Юрка Гуров |
«Безвольно стала приближаться» «застыла в неловкой позе» «безропотно начала стягивать кофтёнку» «теребила в смущении панталончики» «не в силах успокоить свои руки» «слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз» «поминутно всхлипывая» | «Лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык» «Юркины губы мелко дрожали» «маленького, беззащитного» «с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу» «разревелся в голос» «плачущего Юрку» |
- Почему поступок учителей не вызвал у детей протеста?
- Как вы думаете, зачем так подробно, в деталях описывает автор Светку Кондроеву?
Учитель ------------------ Ученик
Антитеза
Автор подробно описывает « одежонку» девочки и её саму не случайно: уменьшительно-ласкательные слова показывают отношение писателя к девочке: «кофтёнка», «косички», «башмачки», «дырка», «юбчонка», «панталончики», «пальчик», «крестик», «шейка», «ножки» - чувство стыда, обиды, горечи.
Сцена раздевания девочки перед классом – это своеобразный барометр, демонстрирующий степень нравственного падения учителя.
Девочка из бедной семьи, плохо одета: дырка на колготках, заштопанная кофта; Света хрупкая, маленькая, худенькая. Алюминиевый крестик - символ беззащитности. В портфеле девочки много школьных принадлежностей: карандаши, тетрадки, учебники и среди этих вещей – кукла. Светка старательная, ответственная ученица.
- Какую роль выполняет в рассказе кукла?
Кукла, выпавшая из ранца, «застыла в неловкой позе». Эта сцена передаёт униженное состояние девочки. Она тоже «кукла» в руках учителя-кукловода.
Кукла = Светка
Девочку первой откровенно унизили перед всем классом.
- Что мы узнаём о Юрке Гурове?
Он сосед рассказчика, из многодетной семьи, в которой отец много пил.
- Зачем Юрка взял эту «маленькую синюю рукавичку»?
Видимо, для своих 2 младших сестрёнок, которые в своей семье видели мало светлого и радостного, а может быть, сделал это неосознанно.
- Как вы относитесь к поступку Юрки?
Юрка совершил неблаговидный поступок, ему было стыдно: «он старался не смотреть на нас», но всё же мальчика жаль: он хотел принести радость в свой дом, подарив это «чудо» сёстрам.
- Как отреагировали на кражу одноклассники?
Юрку унижали, навесив ярлык «вор», сделали изгоем. Подлость и жестокость стали «подвигом».
- За что корит себя автор?
За то, что «биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх» у него.
- Как 2 история сопрягается с первой?
Одним из воров, который крал у сельчан много лет, был тот самый Юрка Гуров. Именно его вместе с другими ворами рассказчик пытается «хорошенько проучить» -
искупать в ледяной проруби.
- Почему сельчане устроили самосуд в карельской деревне?
Из-за бездействия милиции: «терпению односельчан пришёл конец».
- Можно ли оправдать их действия?
Наверное, да, если бы не трагические последствия этой экзекуции. После унижения вор Юрка Гуров повесился в сарае.
- Почему смерть Юрки перевернула жизнь рассказчика?
«Что-то провернулось в моей душе», «чувство вины растёт», трагическая Юркина «судьба – укор» для автора, так как он по сути второй раз подставил одноклассника, унизив и растоптав его человеческое достоинство.
- Кем ощущает себя рассказчик?
Иудой из библейской притчи. Вот почему рассказ заканчивается цитатой из Евангелия о кающемся грешнике.
III. Подведение итогов урока.
- Почему рассказ называется так просто – «Рукавичка»?
Наверное, этим заглавием автор хотел подчеркнуть то, с чего началось всеобщее нравственное «падение» героев рассказа: обеих учительниц школы; Юрки Гурова, ставшего «вором» с подачи одноклассников и учителя; Светки Кондроевой, которую первой публично унизили; рассказчика, не заступившегося за товарища, а, как и все, промолчавшего. Именно история с кражей этой маленькой кукольной рукавички через 30 лет заставила рассказчика пересмотреть свою жизнь, покаяться в содеянном, вернуться к истокам своего грехопадения.
- Какие проблемы поднимает писатель в рассказе?
Домашнее задание.
Эссе на тему: «Тема греха и покаяния в рассказе «Рукавичка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")
Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"
Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»
Цели урока:· показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;· изучить жизненные источники рассказа “После...
Методическая разработка урока по литературе: «Праведница русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
Урок нацелен помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как праведность, чуткость, совесть, человечность, «вслед за автором» проследить за...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...
Методическая разработка урока по физической культуре ГТО. Прошлое и настоящее
Познакомить обучающихся с физкультурным комплексом ГТО, с его прошлым и настоящим;развивать у детей интерес к спорту как важной составляющей здорового образа жизни; расширять кругозор обучающихс...