Урок в Лицее.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе. Знакомство с годами учебы А.С.Пушкина в Лицее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_licee_7_klass.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок в Лицее».
Урок литературы в 7 классе.
Цели:
Образовательные:
познакомить с лицейским периодом жизни А.С.Пушкина, с годами обучения в Лицее, друзьями Пушкина - И. Пущиным; В.Кюхельбекером, А.Дельвигом; показать их значение в жизни поэта.
Развивающие:
развивать монологическую речь учащихся, творческие способности, умение выразительно читать стихи.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Оборудование:
стенд "Лицей" (с фотографиями), посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;
рисунки А.С.Пушкина;
компьютер, проектор, экран;
магнитофон, музыкальное произведение;
парты, расставленные в три ряда полукругом.
Предварительное задание: подготовить сообщения о друзьях А.С.Пушкина, выучить стихи, инсценировать эпизод из жизни поэта, распределить роли лицеистов, приготовить атрибуты одежды той эпохи.
Ход урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с годами учебы А.С.Пушкина в Лицее, с лицейскими друзьями поэта.
Звучит «Старинный романс» Г.Свиридова.
История, которую я расскажу, - это история одного класса. Обычный класс – 30 человек; обыкновенные мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие.
Я предлагаю вам вернуться в первое десятилетие 19 века. Представьте себе: Царское Село, начало 19 века. Обычный понедельник. За окном дождь. Ранние сумерки. И так не хочется вставать. И все известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом – занятие…
Доска, на возвышении – кафедра для преподавателя. Полукругом в три ряда шесть парт. За одной из них Саша Пушкин.
Пушкин. В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
- Друзья, я предлагаю вам представить себя лицеистами.
Сценка.
Жанно: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.
Александр: Ты полагаешь, Жанно?
Жанно: Не полагаю – уверен.
Александр: Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я… У меня несносный характер.
- Такой разговор произошел однажды между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Дело в том, что Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью.
- Почему Александр в разговоре с другом называет его Жанно? Потому что каждый лицеист имел прозвище.
Проецируется портрет И.И.Пущина
1 ученик. Прозвище самого близкого друга Пушкина, Ивана Ивановича Пущина, было Жанно (фр. имя, соответствующее русскому Ваня, Ванюша). А за длинный рост его звали еще Иван Великий или Большой Жанно.
Проецируется портрет А.С.Пушкина
2 ученик. Пушкин А.С. – Француз, Помесь тигра с обезьяной. Французом называл Пушкина тот, кто сам по-французски читал и разговаривал не столь легко и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище, но еще больше по душе ему было другое – Обезьяна с тигром или Помесь обезьяны с тигром. Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч.
Проецируется портрет В.К.Кюхельбекера.
3 ученик. Кюхельбекер Вильгельм Карлович – Кюхля, Виля, Клит, Бекеркюхель, Дон-Кишот, Цыплято-пирогов. Как только не называли лицейские поэты бедного Кюхлю. Особенно часто насмешкам подвергалась внешность Кюхельбекера, его длинная, тощая, нескладная фигура. И, конечно, его страсть к писанию стихов. Товарищи не понимали своеобразных литературных взглядов и вкусов Вильгельма и смеялись над ним. Он же, заикаясь от волнения, доказывал, что поэзия есть нечто грандиозное, а не безделки и шутки. Правда. К концу учебы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, т.к. он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый.
Проецируется портрет А.А.Дельига.
4 ученик. Дельвиг Антон Антонович – Тося. Пожалуй, все, - и приятели, и недруги, - помнили об одном примечательном качестве Дельвига – его феноменальной лени. Однажды вовремя лекции Антон, не выучив, как обычно, урока, спрятался под кафедру и там…заснул.
И только самые близкие друзья знали, как много в поведении Дельвига маскировки. Для них было совершенно естественным, что «ленивец», далеко не лучший ученик Лицея, становится прекрасным поэтом, одним из ведущих российских издателей.
- Мальчики были как братья, делились мечтами, жизненными планами, всегда и везде были вместе. Золотое было время.
Живой и пылкий, Пушкин серьезные занятия перемежал с проказами и шалостями, часто слишком вольными.
Пантомима «Дуэль Пушкина и Кюхельбекера»
Пушкин дрожащей от волнения рукой целится из пистолета в стоящего напротив Кюхельбекера. Секундант в отчаянии прикрыл рукой глаза. Выстрел. Кюхля падает. Александр бежит к нему, наклонившись, прислушивается к биению сердца друга. Вдруг Кюхля обнимает француза. Мир.
- Но не все Пушкин шалил и проказничал. Обратимся к воспоминаниям И.Пущина о его лицейском друге Саше Пушкине.
«…Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, закончив занятия несколько раньше обычного, профессор сказал: «Ну-с, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами!» Наши совсем не клеились. А Пушкин мигом. Прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».
- Господа лицеисты, перед вами роза. Пожалуйста, опишите ее стихами. Если у вас не получится, можно просто описать прозой. На это задание даю вам пять минут.
Во время выполнения задания звучит классическая музыка.
Затем лицеисты читают свои стихи.
- А сейчас послушайте, как описал розу Пушкин
Где наша роза? Друзья мои!
Увяла роза, дитя зари!..
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! Жалею…
И на лилею нам укажи.
Роза.
- Учителем рисования в лицее был Сергей Гаврилович Чириков. Воспитанник Академии художеств, прекрасно образованный, с большим художественным вкусом и увлеченный своим предметом, он пользовался всеобщей любовью.
Все воспитанники неплохо рисовали. Александр Пушкин имел по рисованию ноль – никаких успехов. Удивительно выразительная манера пушкинского рисунка была оценена только многие годы спустя. Сюжеты его рисунков очень разнообразны. Но фигуры он рисовал редко, чаще – профили.
Просмотр рисунков Пушкина.
- Сейчас я предлагаю вам испытать себя в этом виде творчества. Перед вами автопортрет Пушкина. Попробуйте сделать его копию.
На фоне музыки учащиеся рисуют.
- А теперь игры. Пушкин очень их любил. Сначала «Пантомима». Я раздам карточки, на которых написаны имена героев. Вам надо их изобразить. (Балда, Спящая царевна).
- А теперь литературная игра под названием «Центон».она также была популярна во времена Пушкина. Центон – это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта. Задача игроков – отгадать, из каких стихов Пушкина составлен центон.
Жил-был славный царь Дадон.
С петушком стал княжить он.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
У ворот блистают латы –
То хранят его палаты
33 богатыря.
У него невеста есть,
Что не можно глаз отвесть.
Но как-то в грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной,
С тех пор и нет Людмилы милой -
Похищена безвестной силой.
(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Руслан и Людмила»)
- Пушкин очень любил буриме. Часто так случалось, что четверостишие по заданным рифмам он сочинял моментально.
А я предлагаю вам сейчас по рифмам восстановить четверостишия из произведений А.С.Пушкина.
Пушкин. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Старался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
- Господа лицеисты! Вы блестяще отвечали сегодня! Я объявляю конец занятия.
Ученик. Стихотворение Юлия Кима.
На пороге наших дней,
В перепутье общежитий
Ты наш друг, ты наш учитель,
Славный пушкинский Лицей.
Вот бы жить, как в оны дни,
Вот бы жить легко и смело,
Не рассчитывать предела
Для бессташья и любви.
И, подобно, лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багроволистом
Девятнадцатого дня.
Но судьба свое возьмет,
По-ямщицки лихо свистнет,
Все по-своему расчислит –
не узнаешь наперед.
Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак,
и спасти захочешь друга,
да не выдумаешь как.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Вольнодумной глубине.
На пороге наших дней,
В перепутье общежитий
Ты наш друг, ты наш учитель,
Славный пушкинский Лицей.
Подведение итогов.
Запись домашнего задания.
Поделиться впечатлениями об уроке, написав письмо подруге, другу, учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в Лицее
Каждый год в Пушкинском зале нашей школы происходит встреча с пятиклассниками, для которых члены литературного общества "Мой Пушкин" проводят "Урок в Лицее"....
Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».
Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....
План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...
Лицо и число глагола. Значение 1,2,3го лица. Буква Ь в форме глагола 2-го лица
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).
Данную разработку можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....
Урок: «Коррекция лица »
Тема: «Коррекция лица » Цель урока: Способствовать формированию знаний, умений и навыков в выборе прически. Задачи : -Изучить формы лица; -Научить подбирать прическу к своей форме ...
Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».
Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....