Урок в Лицее.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Толстоброва Наталья Валерьевна

Урок литературы в 7 классе. Знакомство с годами учебы А.С.Пушкина в Лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_licee_7_klass.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Урок в Лицее».

Урок литературы в 7 классе.

Цели:

Образовательные:

познакомить с лицейским периодом жизни А.С.Пушкина, с годами обучения в Лицее, друзьями Пушкина - И. Пущиным; В.Кюхельбекером, А.Дельвигом; показать их значение в жизни поэта.

Развивающие:

развивать монологическую речь учащихся, творческие способности, умение выразительно читать стихи.

Воспитательные:

воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование:

стенд "Лицей" (с фотографиями), посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;

рисунки А.С.Пушкина;

компьютер, проектор, экран;

магнитофон, музыкальное произведение;

парты, расставленные в три ряда полукругом.

Предварительное задание: подготовить сообщения о друзьях А.С.Пушкина, выучить стихи, инсценировать эпизод из жизни поэта, распределить роли лицеистов, приготовить атрибуты одежды той эпохи.

Ход урока.

     Сегодня на уроке мы познакомимся с годами учебы А.С.Пушкина в Лицее, с лицейскими друзьями поэта.

Звучит «Старинный романс» Г.Свиридова.

       История, которую я расскажу, - это история одного класса. Обычный класс – 30 человек; обыкновенные мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие.

       Я предлагаю вам вернуться в первое десятилетие 19 века. Представьте себе: Царское Село, начало 19 века. Обычный понедельник. За окном дождь. Ранние сумерки. И так не хочется вставать. И все известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом – занятие…

       Доска, на возвышении – кафедра для преподавателя. Полукругом в три ряда шесть парт. За одной из них Саша Пушкин.

Пушкин. В те дни, когда в садах Лицея

                 Я безмятежно расцветал,

                 Читал охотно Апулея,

                 А Цицерона не читал,

                 В те дни в таинственных долинах,

                 Весной, при кликах лебединых,

                 Близ вод, сиявших в тишине,

                 Являться муза стала мне.

- Друзья, я предлагаю вам представить себя лицеистами.

Сценка.

Жанно: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.

Александр: Ты полагаешь, Жанно?

Жанно: Не полагаю – уверен.

Александр: Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я… У меня несносный характер.

- Такой разговор произошел однажды между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Дело в том, что Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью.

- Почему Александр в разговоре с другом называет его Жанно? Потому что каждый лицеист имел прозвище.

Проецируется портрет И.И.Пущина

1 ученик. Прозвище самого близкого друга Пушкина, Ивана Ивановича Пущина, было Жанно (фр. имя, соответствующее русскому Ваня, Ванюша). А за длинный рост его звали еще Иван Великий или Большой Жанно.

Проецируется портрет А.С.Пушкина

2 ученик.   Пушкин А.С. – Француз, Помесь тигра с обезьяной. Французом называл Пушкина тот, кто сам по-французски читал и разговаривал не столь легко и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище, но еще больше по душе ему было другое – Обезьяна с тигром или Помесь обезьяны с тигром. Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч.

Проецируется портрет В.К.Кюхельбекера.

3 ученик. Кюхельбекер Вильгельм Карлович – Кюхля, Виля, Клит, Бекеркюхель, Дон-Кишот, Цыплято-пирогов. Как только не называли лицейские поэты бедного Кюхлю. Особенно часто насмешкам подвергалась внешность Кюхельбекера, его длинная, тощая, нескладная фигура. И, конечно, его страсть к писанию стихов. Товарищи не понимали своеобразных литературных взглядов и вкусов Вильгельма и смеялись над ним. Он же, заикаясь от волнения, доказывал, что поэзия есть нечто грандиозное, а не безделки и шутки. Правда. К концу учебы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, т.к. он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый.

Проецируется портрет А.А.Дельига.

4 ученик. Дельвиг Антон Антонович – Тося. Пожалуй, все, - и приятели, и недруги, - помнили об одном примечательном качестве Дельвига – его феноменальной лени. Однажды вовремя лекции Антон, не выучив, как обычно, урока, спрятался под кафедру и там…заснул.

                    И только самые близкие друзья знали, как много в поведении Дельвига маскировки. Для них было совершенно естественным, что «ленивец», далеко не лучший ученик Лицея, становится прекрасным поэтом, одним из ведущих российских издателей.

- Мальчики были как братья, делились мечтами, жизненными планами, всегда и везде были вместе. Золотое было время.

Живой и пылкий, Пушкин серьезные занятия перемежал с проказами и шалостями, часто слишком вольными.

Пантомима «Дуэль Пушкина и Кюхельбекера»

Пушкин дрожащей от волнения рукой целится из пистолета в стоящего напротив Кюхельбекера. Секундант в отчаянии прикрыл рукой глаза. Выстрел. Кюхля падает. Александр бежит к нему, наклонившись, прислушивается к биению сердца друга. Вдруг Кюхля обнимает француза. Мир.

- Но не все Пушкин шалил и проказничал. Обратимся к воспоминаниям И.Пущина о его лицейском друге Саше Пушкине.

     «…Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, закончив занятия несколько раньше обычного, профессор сказал: «Ну-с, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами!» Наши совсем не клеились. А Пушкин мигом. Прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

- Господа лицеисты, перед вами роза. Пожалуйста, опишите ее стихами. Если у вас не получится, можно просто описать прозой. На это задание даю вам пять минут.

Во время выполнения задания звучит классическая музыка.

Затем лицеисты читают свои стихи.

- А сейчас послушайте, как описал розу Пушкин

Где наша роза? Друзья мои!

Увяла роза, дитя зари!..

Не говори:

Вот жизни младость,

Не повтори:

Так вянет радость,

В душе скажи:

Прости! Жалею…

И на лилею нам укажи.

                                     Роза.

- Учителем рисования в лицее был Сергей Гаврилович Чириков. Воспитанник Академии художеств, прекрасно образованный, с большим художественным вкусом и увлеченный своим предметом, он пользовался всеобщей любовью.

Все воспитанники неплохо рисовали. Александр Пушкин имел по рисованию ноль – никаких успехов. Удивительно выразительная манера пушкинского рисунка была оценена только многие годы спустя. Сюжеты его рисунков очень разнообразны. Но фигуры он рисовал редко, чаще – профили.

Просмотр рисунков Пушкина.

- Сейчас я предлагаю вам испытать себя в этом виде творчества. Перед вами автопортрет Пушкина. Попробуйте сделать его копию.

На фоне музыки учащиеся рисуют.

- А теперь игры. Пушкин очень их любил. Сначала «Пантомима». Я раздам карточки, на которых написаны имена героев. Вам надо их изобразить. (Балда, Спящая царевна).

- А теперь литературная игра под названием «Центон».она также была популярна во времена Пушкина. Центон – это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта. Задача игроков – отгадать, из каких стихов Пушкина составлен центон.

Жил-был славный царь Дадон.

С петушком стал княжить он.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

У ворот блистают латы –

То хранят его палаты

33 богатыря.

У него невеста есть,

Что не можно глаз отвесть.

Но как-то в грозной тишине

Раздался дважды голос странный,

И кто-то в дымной глубине

Взвился чернее мглы туманной,

С тех пор и нет Людмилы милой -  

Похищена безвестной силой.

(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе  Салтане…», «Руслан и Людмила»)

- Пушкин очень любил буриме. Часто так случалось, что четверостишие по заданным рифмам он сочинял моментально.

А я предлагаю вам сейчас по рифмам восстановить четверостишия из произведений А.С.Пушкина.

Пушкин. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Старался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

- Господа лицеисты! Вы блестяще отвечали сегодня! Я объявляю конец занятия.

Ученик. Стихотворение Юлия Кима.

На пороге наших дней,

В перепутье общежитий

Ты наш друг, ты наш учитель,

Славный пушкинский Лицей.

Вот бы жить, как в оны дни,

Вот бы жить легко и смело,

Не рассчитывать предела

Для бессташья и любви.

И, подобно, лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багроволистом

Девятнадцатого дня.

Но судьба свое возьмет,

По-ямщицки лихо свистнет,

Все по-своему расчислит –

не узнаешь наперед.

Грянет бешеная вьюга,

Захохочет серый мрак,

и спасти захочешь друга,

да не выдумаешь как.

Под твоей бессмертной сенью

Научиться бы вполне

Безоглядному веселью,

Вольнодумной глубине.

На пороге наших дней,

В перепутье общежитий

Ты наш друг, ты наш учитель,

Славный пушкинский Лицей.

Подведение итогов.

Запись домашнего задания.

Поделиться впечатлениями об уроке, написав письмо подруге, другу, учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в Лицее

Каждый год в Пушкинском зале нашей школы происходит встреча с пятиклассниками, для которых члены литературного общества "Мой Пушкин" проводят "Урок в Лицее"....

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...

Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

Урок: «Коррекция лица »

Тема: «Коррекция лица » Цель урока: Способствовать формированию знаний, умений и навыков в выборе прически. Задачи : -Изучить формы лица; -Научить подбирать прическу к своей форме ...

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....