Программа кружка "Юный краевед"
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Программа кружка "Юный краевед" разработана с целью проведения исследовательских работ над природными объектам. Целью программы является:
1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
2.Приветь любовь и внимание к проблемам окружающей среды родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « СОШ п. Нива Питерского района Саратовской области»
Возраст детей: 14-16 лет
Срок реализации: 2 года
Учитель биологии и географии
Ткаченко Светлана Геннадьевна
Пояснительная записка
Проблема охраны природы в настоящее время имеет глобальный характер. В экологическом образовании важную роль играет краеведческий подход.
Экологическое краеведение – это познание природы, выявление взаимосвязей населения в прошлом и настоящем, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.
Главное условие успешности экологического образования школьников – использование примеров и методов обучения в максимальной степени приближающих детей к жизненной практике, включающих их в непосредственное решение экологических проблем, к практической природоохранной деятельности.
Поэтому целью данной программы является:
-Повышение уровня экологической культуры обучающихся;
- Формирование практических природоохранных умений и навыков.
Задачи:
1. Повышение экологической грамотности детей и подростков;
2. Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека;
3. Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания;
4. Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
5. Содействовать физическому и духовному здоровью обучающихся.
Основные идеи программы: многообразие и целостность природы, единство природы и человека. Взаимосвязь объектов, явлений и процессов природы.
Направленность программы: эколого – краеведческая. Изложение материала предполагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.
В своей природоохранительной работе мы определили четыре направления по которым необходимо проводить исследования и обучения, связанные с природными особенностями нашей местности.:
1. Выявление и охрана объектов неживой природы.
2. Охрана водоемов, колодца очень важна в связи с тем, что они являются источником питьевой и бытовой воды населенного пункта.
3. Охрана степной растительности, особенно редких и исчезающих видов растений (например тюльпана – Шренка).
4. Изучение и охрана животного мира степей( дрофы, лебедя).
Работу отдельных занятий рекомендуется проводить на местности с изучением ее особенностей. Изучение сопровождается работой с литературными источниками, картами, данными статистики, а также полевыми экскурсиями с фиксацией данных в специальных блокнотах. Ведь активная экологическая позиция формируется у обучающихся, если он сам участвует в исследовательской работе. Ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской общественно – полезной деятельности. Они выявляют источники загрязнения и их влияние на живые организмы и т.д. Такая работа помогает понять многогранность взаимодействия человека с окружающей природой.
Данная программа рассчитана на детей 14-16 лет. Срок реализации 2 года. Первый год содержание программ носит обучающий характер. В сочетании с теоретическим материалом обучающиеся учатся проводить первичные замеры во флоре и фауне. Во второй год обучения обучающиеся в основном проводят контрольно- измерительные исследования.
Формы проведения кружковой работы: беседы, экскурсии, походы, практически занятия, организация рейдов, экологических операций , проведение праздников.
Знания полученные обучающимися используются для проведения социально-значимых проектов, гражданских инициатив на школьном и муниципальном уровне.
Учебная программа
Первый год обучения ( 144 ч. 4 часа в неделю)
Примерный тематический план
№ П/П | Тема | Общее количество часов | Теорети-ческие | Практи-ческие |
Вводное занятие | 2 | 2 |
1 | Правила поведения в природе | 6 | 2 | 4 |
1.1 | Знакомство с основными положениями нормативных документов. | 2 | 2 |
1.2 | Составление альбома - раскладушки | 2 |
| 2 |
1.3 | Экскурсия «Осенняя сказка» | 2 | 2 |
2. | Органический мир осенью | 18 | 4 | 14 |
2.1 | Птицы осенью | 2 | 2 |
2.2 | Наблюдение за поведением птиц | 8 | 8 |
2.3 | Заготовка корма для птиц | 2 | 2 |
2.4 | Летающие пауки | 4. | 2 | 2 |
3 | Флора родного края | 10 | 4 | 6 |
3.1 | Видовое многообразие растительности | 2 | 2 |
3.2 | Экскурсия «Местообитание редких видов растений» | 2 | 2 |
3.3 | Картирование видов растений | 2 | 2 |
3.4 | Подготовка комнатных растений к зиме | 4 | 2 | 2 |
4 | Органический мир зимой | 42 | 8 | 34 |
4.1 | Биологические особенности животного мира зимой | 4 | 4 |
4.2 | Жизнь птиц зимой | 20 |
| 20 |
4.3 | Мир водоемов | 10 | 2 | 8 |
4.4 | Домашние животные зимой | 4 | 2 | 2 |
4.5 | Состояние растений в зимний период | 4 | 4 |
5 | Органический мир весной | 48 | 12 | 36 |
5.1 | Особенности биологических изменений организмов весной | 2 | 2 |
5.2 | Видовой состав водоплавающих птиц | 6 | 2 | 4 |
5.3 | Экскурсия «Водоемы весной» | 4 | 4 |
5.4 | Регистрация весеннего прилета птиц | 8 | 8 |
5.5 | Ремонт и очистка старых гнездовий | 2 | 2 |
5.6 | День птиц | 6 | 6 |
5.7 | Размножение птиц | 14 | 4 | 10 |
5.8 | Редкие и исчезающие птицы родного края | 4 | 2 | 2 |
5.9 | Подведение итогов по теме «Птицы» | 2 | 2 |
6. | Степному тюльпану – заботу и охрану | 12 | 12 |
6.1 | Местообитание тюльпана | 2 | 2 |
6.2 | Морфобиологические особенности тюльпана | 8 | 8 |
6.3 | Паспортизация территории обитания тюльпана | 2 | 2 |
7.0 | Организация и проведение праздника «День Земли» | 6 | 6 |
Итого | 144 | 42 | 102 |
Учебная программа
Второй год обучения ( 144 ч. 4 часа в неделю)
Примерный тематический план
№ П/П | Тема | Общее количество часов | Теорети-ческие | Практи-ческие |
Вводное занятие | 2 | 2 |
1. | Экскурсия «Краски осени» | 4 | 4 |
2. | Трудовой десант «Чистота –залог здоровья» | 4 | 4 |
3. | Праздник «Урожая» | 6 | 6 |
4. | «Красная книга Саратовской области» | 6 | 4 | 2 |
4.1 | Животный мир нашего края | 2 | 2 |
4.2 | Растительность нашей местности | 2 | 2 |
4.3 | Оформление альбома | 2 | 2 |
5. | Органический мир осенью | 38 | 10 | 28 |
5.1 | Поведение птиц осенью. Подготовка к зиме | 10 | 2 | 8 |
5.2 | Операция «Корм для птиц» | 6 | 6 |
5.3 | Подготовка животных к зиме | 8 | 4 | 4 |
5.4 | Биологические особенности приспособления растений к зиме | 4 | 2 | 2 |
5.5 | Лекарственные растения нашей местности | 6 | 2 | 4 |
5.6 | Водоем осенью | 4 | 4 |
6.0 | Органический мир зимой | 36 | 8 | 28 |
6.1 | Зимующие птицы | 4 | 2 | 2 |
6.2 | Биологические изменения в жизни птиц | 2 | 2 |
6.3 | Операция «Птицестрой» | 8 | 8 |
6.4 | Операция «Кормушка» | 14 | 2 | 12 |
6.5 | Жизнь водоема зимой | 8 | 2 | 6 |
7.0 | Природа весной | 40 | 6 | 34 |
7.1 | Биологические изменения в растениях весной | 8 | 2 | 6 |
7.2 | Тюльпан-краса степей | 8 |
| 8 |
7.3 | Жизнь птиц весной | 10 | 2 | 8 |
7.4 | Животный мир водоема | 4 | 4 |
7.5 | Земноводные и пресмыкающие нашей местности | 4 | 2 | 2 |
7.6 | Праздник «День птиц» | 6 | 6 |
8.0 | Природа нашего края | 2 | 2 |
9.0 | Проведение праздника «День Земли» | 6 | 6 |
Итого | 144 | 32 | 112 |
Содержание образовательной программы
1-год обучения
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы кружка, целями и задачами.
Тема 1. Правила поведения в природе
Знакомство с основными положениями нормативных документов. Изучение содержания нормативных документов.
Экскурсия. «Осенняя сказка»
Тема 2. Органический мир осенью
Жизнь птиц осенью. Наблюдение за поведением птиц.
Практическое занятие: Заготовка корма для птиц.
Летающие пауки. Биология пауков. Охрана пауков.
Практическое занятие. Наблюдение за полетом пауков и построением паутины.
Тема 3. Флора родного края
Видовое разнообразие растительности.
Практическое занятие: картирование видов растений.
Экскурсия «Местообитание редких видов растений.
Подготовка комнатных растений к зиме.
Тема 4. Органический мир зимой.
Биологические особенности животного мира зимой.
Приспособленность животных к зимним условиям. Птицы нашего края.
Практические занятия: Изготовление кормушек. Организация подкормки птиц. Наблюдение за численностью и видовым разнообразием птиц.
Мир водоемов. Изучение видового состава флоры и фауны водоема.
Практические занятия: Организация работы по улучшению газообмена водоема.
Экологическое состояние колодцев с питьевой водой.
Экскурсия Изучение состояния водоема в зимний период.
Домашние животные зимой. Особенности биологической приспособленности к зимним условиям.
Практическое занятие: «Мои любимые питомцы»
Экскурсия: состояние растений в зимний период.
Практическое занятие: Изготовление защитных поясов на деревья от грызунов.
Тема 5. Органический мир весной.
Особенности биологических изменений в органическом мире связанных с весенним периодом.
Практические занятия: Изучение видового состава водоплавающих птиц Регистрация весеннего прилета птиц. Ремонт и очистка старых гнездовий.
Экскурсия. Водоемы весной.
Размножение птиц.
Практические занятия: наблюдение за заселением старых и искусственных гнездовий. Наблюдение за периодом кладки яиц птицами, насиживанием, вылуплением птенцов и вскармливанием.
Редкие и исчезающие виды птиц родного края.
«День птиц» - организация и проведение праздника.
Тема 6. Степному тюльпану – заботу и охрану.
Изучение местообитания тюльпана, его морфологических особенностей.
Практические занятия: Ведение учетных карточек: морфологическое строение растения, динамика цветения, семенная продуктивность.
Паспортизация ареала распространения тюльпана.
День Земли – организация и проведение праздника.
2-й год обучения
Вводное занятие
Анализ работы кружка за прошедший год. Обсуждение плана работы.
Экскурсия: «Краски осени». Эстетическое восприятие окружающей среды.
Трудовой десант. «Чистота – залог здоровья».
Праздник «Урожая». Подготовка и проведение заключительного мероприятия по выращиванию и заготовке овощей.
Тема 1. Красная книга Саратовской области
История создания «Красной книги» растения и животные родного края в Красной книге Саратовской области.
Практическое занятие. Оформление альбома «Животные и растения родного края в Красной книге»
Тема 2. Органический мир осенью
Особенности биологических изменений организма птиц связанных с наступлением зимы. Подготовка птиц к зиме.
Практические занятия: 1. Наблюдение за формированием стай перед отлетом птиц. 2. Операция «Корм для птиц» заготовка кормов для птичьих столовых: семян подсолнечника, дыни, арбуза, зерновых культур и т.д.
Подготовка животных к зиме. Видовой состав животного мира. выявление особенностей в поведении биологических изменений в жизни животных. Биологические особенности приспособления растений к зиме.
Практическое занятие. Наблюдение за листопадом, его сроками у различных видов растений.
Лекарственные растения нашей местности. Фармакологические свойства лекарственных растений.
Практическое занятие. Сбор лекарственных трав. Изготовление гербария. Сдача в местное лечебное учреждение (ФАП).
Водоем осенью.
Практическое занятие. Выявление состояния водоема в осенний период. Контрольно – измерительные замеры.
Тема 3. Органический мир зимой
Зимующие птицы. Изучение видового и численного состава птиц. Прилет зимующих птиц. Поведение птиц в зимний период.
Практические занятия. Операция «Птицестрой». Изготовление и развешивание кормушек. Регулярная подкормка птиц. Выявление зимних мест кормежки птиц в природе. Оформление дневников наблюдений и учетных карточек.
Жизнь водоема зимой. Изучение особенностей живых организмов водоема.
Практическое занятие. Санитарно – экологическое состояние водоемов. Улучшение газообмена водоема.
Тема 4. Природа весной
Биологические изменения в растениях весной.
Практические занятия. Наблюдение за сроками набухания и распускания почек, периодом цветения у различных видов растений. Выявление влияния погоды и климата на жизненные циклы растений.
Тюльпан – красота степей.
Практические занятия. Проведение контрольно-измерительных мероприятий по изучению динамики роста и развития растений.
Жизнь птиц весной. Перелетные и пролетные птицы. Особенности поведения птиц в весенний период.
Практические занятия. Наблюдения за сроками прилета птиц, заселением гнездовий, выводом птенцов. Провести мониторинговые исследования за
последние два года.
Животный мир водоема. Вскрытие водоема. Прилет водоплавающих птиц.
Земноводные и пресмыкающие нашей местности. Особенности жизни в степной зоне. Видовое разнообразие.
Экскурсия. Наблюдение за образом жизни. Поведением животных.
День Птиц – организация и проведение праздника.
Тема 5. Природа нашего края
Поведение итогов работы кружка.
Праздник «День Земли».
Методическое обеспечение программы
Тема | Формы занятий | Приемы и методы | Формы подведения итогов |
1. Вводное занятие | Встреча с учащимися прошлых лет обучения | Беседа. Демонстрация исследовательских работ учащихся прошлых лет |
2. Правила поведения в природе | Беседа. Экскурсия. Практическое занятие. | Устный опрос |
3. Органический мир осенью | Беседа. Рассказ. Экскурсия и практические занятия | Наблюдения учащихся. Заполнение дневников наблюдений. Выполне-ние творческих заданий | Проверка дневников. организация празд-ника |
4.Органический мир зимой.. | Рассказ. Беседы. Экскурсия. Практические работы | Наблюдения заявления-ми в природе. Заполне-ние учетных карточек. Творческие работы | Контроль за ведением учетных карточек и дневников. Организа-ция творческого вечера |
5. Органический мир весной. | Беседа. Экскурсии. Практические работы. | Наблюдения. Работа с дневниками наблюдения. Заполнение учетных карточек. Практические занятия | Контроль за ведением дневников. Проведе-ние праздника. |
6. Степному тюльпану – заботу и охрану. | Полевой практикум. Работа с научной литературой. | Практические занятия на местности. Исследовательские работы | Анализ контрольных измерений |
7. Красная книга Саратовской области | Рассказ и беседа с учащимися.Практические занятия. | Продолжение исследовательских мероприятий по данной теме. Творческая работа. | Экологический микрофон(экологические беседы с учащимися школы). |
8. Заключительное занятие | Практическое занятие | Подведение итогов наблюдений и исследовательских данных. | Организация праздника. |
Список используемой литературы
1. Артамонов В.И и д.р. редкие и исчезающие растения.
2. Блинников В.И., Блинникова Л.И. Биологические экскурсии в природу.
Рязань. Природа, 1993г.
3. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники, животные. Саратовское Приволжское издательство «Детская книга» 1996 г.
4. Журналы «Биология в школе», «География в школе».
5. Малыгина А.С. , Морозова Е.Е. Природа Саратовской области. М.П. Саратов Аквариус, 1999г.
6. Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М. Наука, 1986г.
7. Программа по экологии для общеобразовательных учреждений (региональная) Саратов 2007г
.
8. Работнов Т.А. Фитоценология М. Издательство Московского университета, 1983г.
9. Тарасов А.О. Экология и охрана природы. Саратов, Издательство Саратовского университета 1990г.
10. Экологическое образование в Саратовской области (Сборник научно-методических работ) Саратов 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Краевед"
Материал содержит программу кружка "Краевед"...
Программа юный краевед
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
адаптированная программа "Юный краевед"
адаптированная программа "Юный краевед"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...